714
Одной из наиболее чтимых святынь Вязьмы и всего Вяземского благочиния является Иверская икона Божией Матери.

Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы

Каждый вторник в 17:00 в Свято-Троицком соборе соборно читается акафист Пресвятой Богородице перед иконой Ея «Иверская».

Одной из наиболее чтимых святынь Вязьмы и всего Вяземского благочиния является Иверская икона Божией Матери.

Известно, что уже с 1750-х годов, со времени чудесного прославления в Москве чудотворной Иверской иконы Божией Матери, вязьмичей занимала мысль посвятить и поручить свой город покровительству и заступлению Иверской иконы Божией Матери. Но сколько ни старались это осуществить, на деле встречалось много препятствий тому.

Наконец, в 1765 году вяземские купцы, два брата Калачниковы, по совещании с купцами Фатовым и Гайдуковым, решились, преодолев все препятствия, исполнить давнишнее благочестивое желание свое и всех горожан. Для этого, в июне месяце, помолясь в соборе Господу Богу и приняв от протопопа Василия Афанасьева благословение, провожаемые всеми горожанами, отправились они в Москву, где сделали список с чудотворного образа Божией Матери «Иверская». Митрополит Московский и Калужский Тимофей освятил и благословил образ и 25 июля купцы вернулись с ним в Вязьму. Духовенство и народ, монашество и почетные граждане с большой радостью встретили святыню в 10 верстах от города, пали пред ней на землю, молились и благодарили Господа Бога за успех общего дела. С молитвой и под звон колоколов всех вяземских храмов, внесли святыню в город и торжественно поставили в Свято-Троицком соборе. Позже чудотворный образ Пресвятой Богородицы был украшен богатой ризой. 25 июля, день в который была принесена в Вязьму Иверская икона Божией Матери, торжественно вспоминался и праздновался вязьмичами ежегодно.

Со времени принесения в Вязьму Иверской иконы Божией Матери, для Свято-Троицкого собора начался новый период славного существования. И прежде собор был главным местом молитвенного прибежища для вязьмичей в дни воскресные и праздничные, но с 1765 года он сделался уже центром народного стечения уже и в будние дни. И, как гласит предание, собор ежедневно, с утра до вечера, наполнялся богомольцами. Не только жители Вязьмы, но и жители всего Вяземского уезда часто молились здесь пред образом Пресвятой Богородицы. Набожные же вязьмичи взяли за правило во все случаи домашней жизни благочестиво принимать к себе в дома Иверскую икону Божией Матери, и свою радость и свое горе растворять молитвой перед Ней. Праздновал ли кто день ангела, вспоминал ли кто освящение и обновление дома, отправлялся ли кто в путь — всегда и во всяком деле дом хозяина освящался посещением Царицы Небесной. А в неделю Святой Пасхи, во время совершения крестных ходов, во всем городе ни один дом не оставался без посещения Иверской иконы Божией Матери.

Обратимся к истории чудотворного Иверского образа Пресвятой Богородицы.

История Иверской иконы Божией Матери ведет свое начало с IX века, когда в Византии правил император иконоборец Феофил (829–842). Посланные им повсюду истреблять святые иконы воины пришли к одной благочестивой вдове, в доме которой хранилась упоминаемая икона. Один из воинов ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. К его ужасу, из раны потекла кровь. Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени и оставил ересь (а впоследствии принял иночество). Вдова же решила скрыть святую икону, чтобы спасти ее от поругания. Благочестивая женщина, будучи вместе с сыном, пустила ее в море и икона в вертикальном положении поплыла по волнам. Сын благочестивой вдовы впоследствии бежал в Фессалоникию, а оттуда на Святую Гору Афонскую, в Иверскую обитель, где был пострижен в монахи и провел жизнь в иноческих подвигах. От него афонские иноки узнали об иконе, которую его мать пустила на воду. В течение двух веков неизвестно было, где скрывалась заветная святыня.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды). На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская. По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу… И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая»

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская икона Божией Матери прославилась множеством чудес и исцелений, которые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды.

Именно с этой иконы и был сделан список, который находится сейчас в Свято-Троицком соборе г. Вязьмы.

В 1929 году Иверскую часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Судьба главной иконы Иверской часовни противоречива. По одним данным она была перенесена в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где находится и поныне на левом клиросе северного придела. П. Паламарчук — автор самого полного и авторитетного современного справочника по московским церквям «Сорок сороков» — говорил, что московские старожилы неоднократно подтверждали ему, что в храме находится именно подлинник списка Иверской иконы, привезённый из Афона. По другим же сведениям, в храм попал оставшийся список с чудотворной иконы, заменявший икону во время её отсутствия, а главная пропала при разрушении часовни.

В ноябре 1994-го Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены.

25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена.

Слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на это событие:
«…Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты… Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.»

3 мая 2016 года возобновлена древняя традиция крестных ходов в Вязьме на Светлой седмице. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла каждый год после Божественной литургии во вторник Светлой Пасхальной седмицы в Свято-Троицком соборе чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Иверская" износится крестным ходом во все церкви города. Каждый день седмицы святыня переносится в сопровождении архиерея, священства и мирян под звон колоколов и пасхальных песнопений.

Из истории нам известно, что "установление этого обряда относится ко времени пребывания в Вязьме Алексея Михайловича с семейством и патриарха Никона в 1655 году. Жители, благодарные Господу за избавление их от моровой язвы, свирепствовавшей тогда во многих местах России, испросили позволение у царя и благословение
у патриарха установить крестные ходы по всем церквам.
Патриарх избрал для этого Светлую седмицу и своею рукою написал распределение дней, когда и в какие церкви быть крестным ходам". (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Изд. 1864 года)

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram