43

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Обрезания Господня и в день памяти святителя Василия Великого

Свято-Георгиевский собор,

г.Ярцево, 14 января 2025 г.


 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Дорогие братья и сестры! Переживая событие Рождества Христова и вступая в преддверие события Крещения Господня, Святая Церковь особым образом обращает внимание на то событие, которое важно для нас, поскольку оно подчёркивает подлинность Воплощения Господа нашего. И не только подлинность Его Воплощения, но и Его Божие желание исполнить всякую, не только Божию, но человеческую правду. Этой человеческой правдой был Богом установленный закон – завет между Богом и человеком, который заключил праведный Авраам. Видимым знаком этого заключённого между Богом и человеком договора был обряд обрезания. Всякий человек, который считал себя причастным к этому договору, должен был пройти этот обряд и заключить с Богом этот договор. Так было Богом установлено в самом начале человеческой истории. Господь наш, Иисус Христос, придя в мир, исполнил и этот человеческий закон, для того чтобы убедить нас в подлинности Своего человеческого бытия. Не в призрачности Своей плоти, но в подлинности её.

У нас с вами так же, как у всякого человека, жившего в предшествующие времена со времён Пришествия Спасителя в мир, все время возникает вопрос: для чего же пришёл Бог в мир? Разве Бог не в силах сделать то, что Он считает возможным для Себя? Есть ли для Бога что-то невозможное? Конечно, в онтологическом смысле этого слова, нет для Бога ничего невозможного. Но почему же Бог, Которому все возможно, не спасает человека своим простым и совершенным Божиим повелением? Почему понадобилось так много событий? Почему так много понадобилось согласований, причём не только связанным буквально с Пришествием в мир Спасителя в событии Рождества, но и в предшествующие тысячелетия? Почему Бог уговаривал так долго человечество быть способным принять Его в мир? Почему так много пророков об этом говорили? Почему так много ветхозаветных праведников, праотцев умоляли народ подготовить себя к этому великому предсказанному пришествию? Да потому, что народ не соглашался, да потому, что народ все время скатывался ко греху, и требовались невероятные Божии усилия, в том числе, в виде Божиего гнева, чтобы вернуть человечество хотя бы в сторону Бога. Не вернуть в прежнюю праведность, поскольку, как мы с вами понимаем, человеческими усилиями этой праведности не достичь. Её, этой праведности, не достичь своими усилиями и в нашей с вами жизни. Не бывает человек совершенным без участия Бога. Каким бы человек умным и даже добрым, совестливым не был бы сам по себе, он не способен своими человеческими усилиями воли достигать праведности.

Может ли быть человек приличным, уважаемым, успешным, благополучным? Конечно. И мы знаем такие примеры. Но может ли быть человек праведным сам по себе? Невозможно. Только благодатью Божией человек может такого достигать. Может ли человек, причастный Божией благодати, ошибаться и спотыкаться? Да, и такое мы знаем. И мы знаем, сколько было случаев в житиях великих угодников Божиих, которые приходили к покаянию, в том числе, через тяжёлые грехи. Но они вставали от них, потому что знали, что не человеческими усилиями достигается праведность, а только покаянием перед Богом, только призыванием Его всесильной помощи, которая произливается через Божию милость, Его благодать, укрепляющую и наш ум, и сердце, и всё наше человеческое естество.

Дорогие братья и сестры, на самом деле, без Бога мы не можем ничего. Даже та самая талантливость, которая присутствует в каждом человеке в той или иной мере, это не наше. Это – Божий дар. Но мы часто кичимся этим, мы не просто бываем горды перед Богом, не признавая, в том числе, его присутствия в нашей жизни. Мы превозносим себя перед окружающими людьми, не понимая, что не мы являемся источником этих талантов. Как много талантливых людей, которые с детства осознавали способность к тому или иному ремеслу, профессии и реализовывали эту возможность. Но, к сожалению, многие из них увлеклись «человеческими философиями», как об этом сегодня мы слышали в Послании святого апостола Павла к Колоссянам (см. Кол. 2, 8-12). Эти «человеческие философии» их привели к тому, что они совершенно забыли о Боге, что для них ценность Божия не имела никакого значения, а только лишь их гордость, опираясь на которую они получили совершенное поражение, сокрушение всех своих надежд, чаяний, амбиций. Когда это сокрушение происходит у человека гордого и одновременно талантливого? Да когда он находится на смертном одре, в те минуты он понимает, что всё, чего он достиг, ровным счётом ничего не стоит. Всё это – пыль в очах Божиих и в перспективе вечности человека. А вот доброе сердце, надеяние на Бога являются тем судьбоносным в вечной жизни всякого человека, что станет решающим для избрания им добра в Царствии Небесном.

Мы с вами должны ясно сознавать, что не положение наше в обществе, не количество материальных средств, которыми мы располагаем, не высота, в том числе, священнического звания, ничего из этого, на самом деле, само по себе не определяет добрую участь человека. А только лишь наше с вами стремление к Богу. Поэтому отбросим всякую человеческую философию и всякое человеческое знание, которые уводят нас от Бога.

Скажете вы, что физика и математика уводит от Бога. Неправда. Это происки недоученных математиков и физиков. Настоящие доктора наук, профессора и академики точно знают, что математика и физика приводят к естественному познанию Бога. Можно ли через учение ботаники, биологии анатомии человека и химии разувериться в Бога? Нет, потому что и сам Чарльз Дарвин, о котором нам в советское время говорили, что он, как будто бы, автор теории эволюции «человек – от обезьяны». На самом деле, советская пропаганда врала нам все время, потому что, если открыть подлинные сочинения Чарльза Дарвина и прочитать то, о чем он пишет, то становится понятно, что на каждой странице буквальным образом он прославляет Творца и Бога, Который создал человека по образу Своему и по подобию. Нет ни одной строки в научных сочинениях Чарльза Дарвина, где бы он утверждал о происхождении человека от обезьяны. Это глупости недоученных людей!

А Дмитрий Иванович Менделеев, автор известной Периодической таблицы химических элементов? Человек из глубоко верующей семьи, сам всю жизнь прославлял Бога. А сколько наших учёных, в том числе учёных советских, и большая из них часть – это философы, которые прославляли Бога. Во времена советской идеологии они таким образом скрывали свою искреннюю веру, что очень научно, витиевато называли свои философские труды, чтобы советское правительство их даже не открывало в силу того, что не понимало даже названий этих статей, научных исследований. А там, во всех этих научных трудах, – глубокие исследования человека и Бога.

Человечество заблуждается, когда пытается применять Богом данные таланты против Бога. Силы, которые человек направляет против Бога, будут направлены против самого же человека. Бессмысленно твари восставать против своего Творца так же, как бессмысленны амбиции диавола. И он это понимает, поскольку уже предопределён к погибели. Но зло имеет такую особенность, что оно всегда стремится разделить свою участь с другими. Поэтому диавол вовлекает человека в пространство своего зла, чтобы не только самому погибнуть, но ещё и погубить человека.

Но Господь пришёл спасти человека. Господь пришёл не просто спасти человека от греха, проклятия, смерти и силы диавольской. Он, Господь, таким образом всё сделал и прошёл через все законы человеческого бытия, чтобы не только спасти человека, но и возвести его в прежнее высочайшее духовное состояние, в котором человек был до грехопадения. Поэтому и мы с вами так не просто входим в пространство Божией силы. А каким образом не просто? Мы сначала прибегаем к Таинству Покаяния, к осознанию того, что нам нужен Бог в нашей жизни. Потом мы проходим пастырские, огласительные, беседы, которые знакомят нас правильными духовными ориентирами в нашей жизни. Потом мы торжественно участвуем в Таинстве Крещения и вовлекаем в это своих малых детей и духовных чад, становясь наставниками и крёстными. Мы проходим через многотрудный путь воцерковления, который бывает непростым у каждого из нас. Требуются иногда десятилетия для того, чтобы мы могли открыть для себя собственные немощи и недостатки. А кто-то, ходя многие десятилетия в храм, так и остаётся духовно слепым. Отчего это бывает? Да от нежелания видеть собственные грехи из-за той гордости человеческой, которая делает человека слепым в его духовном делании. Напрасными тогда бывают и поклоны, и молитвы, и пощение, потому что человек остаётся злым по отношению к окружающим людям. Он бывает не способен прощать окружающим людям обиды, немощи, недостатки. Он безобразно относится к своей ответственности по отношению к семье. Он бывает разнузданным по отношению к окружающим людям, небрежным ко всему, что его окружает и где он несёт ответственность, в том числе, в своей профессии. Поэтому такому человеку очень трудно обрести спасение. Он не переступил через собственную греховность. Но Господь переступает через Своё Божие величие, для того, чтобы возвести в это величие человека.

Посмотрите, какая совершенная любовь по отношению к каждому из нас! И каждый христианин, молящийся Богу, призывает Его не только в соборных молитвах и не только участвуя в Таинствах, но и в тишине своей кельи, и в каком-то добром труде своём, не напоказ, а ради того, чтобы преумножилась Слава Божия, ради того, чтобы помочь тому или иному нуждающемуся человеку. Когда у человека такие установки, он точно ощущает благодать Божию, которая переполняет его сердце.

Дорогие братья и сестры! Будем стремиться делать добро окружающим людям, поскольку это напрямую привлекает в наше сердце благодать Божию. Будем прославлять Господа, Который пришёл в мир, Который прошёл через все установления человеческие, для того, чтобы нас убедить в том, что Он – Бог по-настоящему, перед Которым нет никаких препятствий. И даже сама тварность для Него не является препятствием, а наоборот, как об этом говорит святитель Григорий Нисский, младший брат святителя Василия Великого, память которого мы отмечаем сегодня, что человек создан по своему естеству, чтобы Бог пришёл в мир и стал человеком. Представляете, какой Промысл Божий: человеческая природа Богом создана для того, чтобы вместить в себя Бога. Как это удивительно! Каждый раз мы этому удивляемся – открывая наши уста и принимая Тело и Кровь Христовы, мы вмещаем
в себя Тело Богочеловека Христа. Невозможно это вообразить – никто на это не способен из твари! Ангелы этому удивляются, потому что они не имеют чести быть сопричастниками Тела и Крови Христова. Поэтому-то человек выше ангелов. Ангелы прислуживают Богу и заботятся о человеке, видя высочайшее достоинство человека быть царём не только мира тварного: у Бога более высокие планы в отношении человека в Царствии Небесном.

Дорогие братья и сестры! Прославим Господа, Пришедшего в мир и принявшего наше дебелое, повреждённое грехом человеческое естество для того, чтобы преобразить это естество, для того, чтобы возвести его на Небо. А что значит возвести на Небо? Это значит, возвести нашу с вами природу туда, где ей предназначение – в вечном Царствии Небесном. Так что, и мы называемся согражданами Христу, потому что наша с вами природа во Христе там, в Царствии Небесном. Наше с вами место там. Не здесь, на бренной земле, преисполненной скорби, болезней, предательств, обид, разочарований. Здесь совсем малое утешение в каких-то мгновениях, которые называются в нашей короткой жизни человеческим счастьем. Как мало таких мгновений. Каждый из взрослых людей эти мгновения подлинного счастья может пересчитать по пальцам. Каждый может сказать, что каждое из этих мгновений было так или иначе наполнено присутствием Божиим, даже тогда, когда мы этого не осознавали. Почему? Рождение ребёнка, успех в том или ином тяжёлом деле – всё это бывает с помощью Божией в нашей жизни. Не там ли Господь? Там.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем слишком много думать о себе в нашей жизни. Не будем слишком рассчитывать на ту жизнь, которую проживаем, поскольку она завершится. Дай Бог, чтобы наша короткая жизнь была переполнена Славой Божией. Прославим Господа, Пришедшего в мир, и прославим то, как Он возвышает человека!

Посмотрите на образ святителя Василия Великого, этого человека, которому удивлялись современники: тем совершенством Божией благодати, которая присутствовала в нём, той статности архиерейской, тому величию, тому проникновенному уму, который является даром Божиим. Сколько этот великий угодник Божий за свою короткую жизнь сделал доброго, светлого. Сколько совершенных творений, указывающих на верное исповедание веры в Бога Святую Троицу, он для нас предложил. Это все более совершенно, чем иные человеческие творения. Поэтому Церковь его называет святитель Василий Великий.

И мы с вами призваны к величию, поскольку каждый из нас с вами не просто Богом спасаем, а Богом возводим в Царствие Небесное. Так не будем же препятствовать тому, чтобы Бог возвёл нас в Царствие Небесное. Протянем наши сыновние и дочерние руки Ему, Спасителю и Отцу нашему, чтобы Он, взяв за них нас, выдернул из этого грешного, падшего мира, и чтобы каждый из нас был прославляем Богом и любимым Отцом нашим в вечном Царствии Небесном.

Аминь.

Источник:/смоленскаямитрополия.рф/news/news/slovo-mitropolita-smolenskogo-i-dorogobuzhskogo-isidora-v-den-obrezaniya-gospodnya-i-v-den-pamyati-s/

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости