Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
во время Божественной литургии
в новоосвященном Покровском храме д. Кощино
Покровский храм,
д. Кощино, 23 ноября 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Не только люди, но и ангелы удивлялись и удивляются тайне Божиего воплощения: как это Бог, сотворивший небо и землю, Который превыше всего земного и небесного, как Он, невместимый Бог, может вместиться в человека?
Поэтому навсегда для человеческого разума будет непонятным, какую высоту и совершенство Божиего милосердия мы с вами принимаем от Самого Господа нашего Иисуса Христа. Невозможно совершенство Божией любви сравнить с чем-либо. Поэтому и Господь не просто воплотился в человека, стал человеком, но и всячески способствовал людям в том, чтобы они обретали Царствие Небесное. Множество чудес запечатлело Святое Евангелие. А сколько ещё не вместили, по слову апостольскому, книги тех деяний, которые совершил за это краткое время – три с небольшим года – Господь наш Иисус Христос на земле. Но то, что нам с вами оставлено в Евангелии, это чрезвычайно важно для нашего спасения. Каждое слово, каждая буква в Евангелии определяет наше с вами спасение, потому что Евангелие от Бога, а не от человека, по слову святого апостола Павла.
И вот мы с вами в сегодняшний субботний день слышим Евангелие от Луки о том, что Господь, спустившись с горы, идёт в селение и, конечно же, множество людей Его окружают (см. Лк. 9, 37-43). Некий мужчина обращается ко Господу с просьбой исцелить его неисцелимого сына, болезнь которого, физически проявляясь через страдания этого юноши, через его агонию, на самом деле, как мы с вами поняли из Евангелия, имела духовные корни. Так же, как и всё в нашей жизни с вами: все болезни, страдания, несчастья бывают от того, что мы с вами делаемся неспособными противостоять действию диавольскому, когда мы с вами через наши личные грехи, через грехи окружающих нас людей допускаем в пространство нашей личности действия злых духов. И этот юноша был подвержен действию злого духа и, может быть, не по собственным грехам, потому что был ещё чрезвычайно молодым человеком, но, может быть, по грехам своих родителей в назидание и в приобретение ими веры в Господа. Поскольку Господь даёт испытание, в том числе для того, чтобы человек обратил внимание на славу Божию.
Это бывает и в нашей с вами жизни. Когда мы проходим то или иное испытание, даже испытание болезни, мы должны осознавать, что это происходит не без воли Божией. А поскольку это происходит не без воли Божией, то и всё наше упование, мысленное, чувственное обращение мы должны адресовать Господу, Его спрашивать, Его молить об исцелении, к Нему обращаться. Чтобы Он помог выйти из той или иной жизненной ситуации таким образом, чтобы зло было обращено Богом в добро. Чтобы и мы, пройдя эти испытания, получили бы необходимое духовное назидание для себя, и если до этого не обращались к Господу, то обратились бы к Нему. И уже бы никогда от Него не отступали, подобно тем людям, которые всегда сопровождали Господа, получив от Него исцеление в благодарность за то, что они в Боге обрели спасение. И мы с вами обретаем в Боге это спасение, мы через Таинство Крещения усыновляемся Богу, мы с вами через Таинство Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин становимся сотелесниками Христу.
Что может быть больше, дорогие братья и сестры, чем наша возможность единения с Богом? Ничто в нашем мире не способно объединить нас с Богом, только благодать Божия. Поэтому так важно, чтобы мы с вами проявляли духовное усердие, которое проявляется в нашем всегдашнем обращении ко Господу. С первых мгновений, когда мы просыпаемся и ещё лежим на одре, нужно немедленно вместить в пространство нашего ума мысль о Боге и всеми силами стараться удержать эту мысль, понимая, что Господь всегда взирает на нашу человеческую личность, и нет такого мгновения, когда Бог бы не смотрел на нас.
Это очень важно для нашего сознания. Если кто-то из нас подумает, что человеческие мысли и чувства не способны это внимание Божие удерживать, то глубоко ошибается. Поскольку человек, созданный Богом по образу и подобию Божию, предназначен для того, чтобы всегда чувствовать свою духовную связь с Богом. В этом суть святости, которую нам явили очень многие подвижники веры и благочестия. И эта святость состояла во всегдашнем обращении к Богу, всегдашнем сердечном перед Ним покаянии, всегдашнем желании Богу угодить не только делами, но и мыслями, чувствами, теми движениями души, которые происходят в нас с вами каждое мгновение. Поэтому очень важно всегда бодрствовать, всегда обращать внимание нашего ума и сердца к Богу. Но для того, чтобы это было, требуется Божия благодать, требуется навык, требуется наше с вами усердие, стремление к Богу.
Поэтому, дорогие братья и сестры, нам предстоит, по слову святого апостола Павла во Втором послании к Коринфянам, которое мы с вами слышали перед чтением Евангелия (см. 2 Кор. 5, 1-10), каждому из нас с вами, независимо от званий, положений, возможностей наших жизненных – всем нам предстоит встретиться с Богом. Поэтому очень важно, чтобы эта встреча была благоприятной для нас. Поэтому святой апостол Павел так и говорит: «потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5, 4). И поскольку мы с вами оставим храмину нашей души, тело наше здесь, на земле, то важно, чтобы мы не были обнажёнными перед Богом. Для того, чтобы одеться в Бога, необходимы добродетели, необходимо наше стремление к Богу, необходимо, чтобы благодать нас с вами облекала как самая лучшая и надёжная одежда. Вот что очень важно.
А сколько нам, из здесь присутствующих, Господь отмерил жизни? Никто не знает, только Господь. Так вот важно, чтобы мы с вами стремились к тому, чтобы облечься в благодать Божию,чтобы нам с вами иметь возможность предстоять перед Богом, осознавая, что даже не наши те или иные добродетели, возможные подвиги в жизни, которые мы можем совершать, но, к сожалению, часто не совершаем, а именно милосердие Божие, именно Его Божественная сила и является тем, что нас облекает в Бога, что нас водворяет в Царствие Небесное.
Поэтому, дорогие братья и сестры, подобно этому юноше, который по просьбе отца получил от Бога исцеление, и, по всей видимости, об этом Евангелие не запечатлело, но можем с вами догадываться, что и этот отец, получивший свидетельство этого чуда, будем подобно им идти за Господом. И мы с вами, получая от Бога ту или иную помощь, то или иное исцеление, защиту и покров Его, должны стремиться к тому, чтобы посвящать нашу жизнь Господу. Чтобы идти за Ним по жизни, продолжая при этом исполнять наши христианские обязанности: обязанности в семье, обязанности на работе, обязанности для окружающих людей и в целом для нашего Отечества. Каждый из нас призван нести этот круг обязанностей, но при этом сердце своё водворить Господу и таким образом получать от Бога помощь и защиту, исцеление и покров, без которого невозможно совершать наше служение.
Пусть образ святых угодников Божиих для нас будет примером того, как можно, выполняя свои внешние обязанности, стремиться к исполнению главной из них – стремлению к Богу. Пусть наши сердечные домашние молитвы, пусть наши молитвы соборные на богослужении послужат тому, чтобы мы обретали у Господа благодать Его, чтобы мы получали от Бога вразумление, чтобы мы больше обращались к совести нашей, всматривались в сердце наше и через покаяние мы могли бы обрести Царствие Небесное.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем искренне, сердечно просить у Бога прощения грехов наших. Будем искать поводов всё время прикасаться ко Господу, как прикасались те неисцелимые больные люди и прокажённые, в том числе для того, чтобы нам с вами, духовно повреждённым, получать от Бога исцеление.
И пусть Господь, Его Преблагословенная Матерь, наша Защитница и Заступница, Покровительница наша, оградят нас всех, семьи наши, наши грады, наши населённые пункты от всякого зла и подадут нам спасение в Господе нашем Иисусе Христе.
Аминь.