47

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, праздник Введения во храм Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святая Церковь воспевает словами Кондака, которые несут в себе глубокие смыслы: «Днесь вводится в храм Господень, благодать совводящи, Сия есть селение Небесное».

Действительно отроковице Деве надлежало стать селением Небесным. И Она вводится по воле Божией в храм Господень, и с Собою совозводит благодать Божию. Очень важный богословский смысл несут эти слова, поскольку речь идет о том, что Господь спасает человеческий род не без участия человека. Мог ли Бог спасти человека без его участия? Теоретически это возможно. Но возможна ли деятельная любовь со стороны Бога и соблюдение свободы человеческой без участия самого человека? Если бы Бог Сам спасал человека, без его участия, то это было бы божественным насилием. Но Бог никогда не допускает никакого насилия по отношению к человеку. Это касается, в том числе, и нашей с вами судьбы, когда мы, ведя греховный образ жизни, не видим и не желаем видеть Промысл Божий в нашей жизни. Это бывает от того, что Бог не вмешивается явно в нашу жизнь, если мы не способны воспринимать это явное присутствие Божие в нашей жизни. Но Господь действует премудро, спасительно, промыслительно по отношению к нам, назидая нас через разные внешние обстоятельства. А мы эти внешние обстоятельства должны воспринимать как те испытания, которые являются испытаниями по воле Божией бывают в нашей жизни.

Сегодняшний праздник, когда Отроковица, совсем ещё юный, почти четырёхлетний ребёнок, самостоятельно, без насилия со стороны родителей, но с личным произволением входит в храм. Это уникальный случай, когда человек в таком возрасте сам желает посвятить себя Богу. На самом деле, ничего удивительного в этом нет. Мамы, воспитывающие своих детей в любви и заботе, видят, как уже в этом возрасте у ребёнка проявляется совершенно деятельное, творческое отношение, в том числе к богослужению, к храму. Так что ребенок даже в таком возрасте и в наше время способен к тому, чтобы повторять пока еще незнакомые и не открытые во всей глубине своих смыслов слова богослужений, ведь они чрезвычайно восприимчивы.

Поскольку речь идёт о том, что Господь Своей Божественной благодатью особым образом водительствовал в отношении Божией Матери с самого Её рождения, благословляя на это рождение Её родителей, то мы говорим о Божием чуде, которое проявлялось в этом избранном сосуде, но ребёнке пока ещё. И этот ребёнок должен и во многом к этому стремлению достигнуть, чтобы стать избранным сосудом Божиим, вместившим в себя невместимого Бога. Но это произойдёт чуть позднее. А сейчас Она, для того чтобы приуготовить себя к этому величайшему, несравнимому ни с чем делу, Она самостоятельно входит в храм Господень. Для того чтобы не просто телесно укрепиться, а духовно укрепить немощные человеческие силы, потому что Божия Матерь, хотя и явилась Божией избранницей, но Она в полной мере несла все те последствия повреждения человеческой природы, как и всякий прочий человек. Она не носила какую-то уникальную человеческую природу, а такую же, как наша. Поскольку так было Богом задумано, что Господь спасает человеческий род, не создавая какую-то уникальную природу человеческую, а именно ту самую, повреждённую грехом.

Божия Матерь явилась Той, Которая, с одной стороны, несла это повреждение грехом человеческой природы, а с другой стороны, была избранным сосудом Божиим. Она являла Собой высочайший, ни с чем не сравнимый, пример благочестия уже тогда, в том своём возрасте и до самой блаженной кончины — успения Своего. Поэтому и явилась для нас, и не только для нас, но и для Ангелов, «честнейшей Херувим и славнейшей, без сравнения Серафим».

Сам праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Её посвящение благочестивыми родителями на такое величайшее служение, для нас с вами является назидательным, поскольку это касается воспитания наших с вами детей. Да, с Богородицей, Её благочестивыми родителями невозможно никого сравнить из человеческого рода. Но при этом, это такие же люди с чувствами, с мыслями, с исканием, с борением, с сомнениями. Но все эти сомнения, все эти человеческие немощи были сгораемы в искренней горячей любви этих людей к Богу. Там, где не хватало человеческих сил, там Божия благодать компенсировала эти недостатки.

Не важный ли это урок для нас с вами? У нас с вами часто не хватает почти ни на что человеческих наших сил. У нас сил не хватает на то, чтобы нести тот христианский крест, который мы должны нести на себе. У нас не хватает сил для того, чтобы исполнять заповеди, для того чтобы достигать те цели, которые нами поставлены в жизни по созданию семьи, чтобы наша семья была крепкой, здоровой, благочестивой. У нас не хватает никаких сил для того, чтобы достигать целей общественных, производственных. Мы не всегда бываем добросовестны в профессиях наших, в делах наших, в отношении к ближним. Так что, везде у нас с вами недостатки, у каждого из нас. Поэтому мы и приходим на исповедь. Мы каемся перед Богом. Мы просим Бога о том, чтобы Господь не просто простил нам эти грехи, чтобы Он вычеркнул их из книги нашей жизни, а мы просим Бога, чтобы Господь заместил эти наши недостатки Своей Божественной благодатью. Мы просим, чтобы Господь укрепил нас. И правильно делаем, поскольку ничего, никакая иная сила, кроме силы Божией, не способна восставить нас, не способна укрепить, излечить наши духовные и душевные раны. Только благодать Божия на это способна.

Поэтому каждый из нас имеет возможность проявлять Божию силу в нашей с вами немощной человеческой природе. Каждый из нас к этому призван. Как это всегда бывало и бывает в жизни святых угодников Божиих, когда в их человеческой немощи совершается сила Божия. Как эта сила Божия совершилась в трёхлетней Отроковице, так что и люди, и Ангелы удивлялись тому, как же это возможно. Возможно! И в нашей жизни, дорогие братья и сестры, всё это возможно, если бы мы во всём полагались на волю Божию, если бы мы любую нашу мысль, наши чувства, наш предстоящий поступок сверяли с заповедями Божиими. Если бы каждый раз задавали себе вопрос: а угодно ли Богу то, что я сейчас подумаю, угодно ли Богу то, что мне предстоит сделать, послужит ли это славе Божией?

Когда мы через огромнейшую работу над собой, титаническую работу приучим себя к тому, чтобы всё время поверять свою жизнь с волей Божией, если у нас появится навык к этому, тогда Господь будет являть в нас силу Своей Божественной благодати, понимая, что эта сила не послужит нам во вред. А мы с вами очень хорошо знаем, как легко возгордиться тогда, когда Господь явно проявляет Себя в нашей жизни. Мы уже начинаем думать часто, что мы избранники Божии, что мы уже в селении праведных живём, что для нас уже не требуется ни покаяния, что у нас верные мысли и действия, что мы безошибочно совершаем то или иное. Поэтому Господь часто скрывает Себя в своём спасительном действии по отношению к нам. Потому что мы не проявляем должного смирения по отношению к себе, мы духовно слепы. А поскольку духовно слепы, то и Господь к нам обращается как к немощным сосудам, желая не навредить нам, а спасти каждого из нас.

Бог с осторожностью проявляет Свой Божественный Промысл. Но в отношении Божией Матери Богу не следовало проявлять какую-то осторожность, поскольку в этом младенце уже проявлялось чрезвычайное смирение, уже проявлялась невиданная человеческая мудрость. Поэтому Бог являл в Ней всё открыто, понимая, что человек готов к принятию этой важной миссии для всего рода человеческого. Поэтому первосвященник Захария вводит младенца во Святая Святых, что было невозможно представить, ибо только раз в год он, как первосвященник, по закону Божиему, входил в это святое место. А здесь, по воле Божией, он вводит в Святая Святых младенца Марию. Это, безусловно, вызвало чрезвычайное удивление всех иных первосвященников, священников и всего народа Божиего. Но такова воля Божия. Люди не могли понять, что происходит, ибо даже Ангелы не представляли, как возможно воплощение Божие. Но Господь совершает дело спасения не без человека. Поэтому и младенцу Марии предстоят ещё годы после вхождения во храм провести в том, чтобы духовно укрепиться. И людям, окружавшим Её, предстояло тоже со смирением усматривать тот Промысл Божий, который проявлялся через этот хрупкий сосуд, через этого младенца, который укреплялся, который научался, по церковному Преданию, Священному Писанию у Ангелов.

Нам ничего не известно из Священного Писания о том, как возрастала Божия Матерь, находясь в храме Господнем и пребывая в непрестанной молитве. Но то, что не сообщает Священное Писание, сообщает Предание церковное, более широкое, в котором мы с вами почерпнём сведения о том, что Она была всё время, ежедневно укрепляема Ангелами Божиими, и не только знанием Священного Писания, но даже телесную пищу Ей приносили Ангелы Божии. В этом нет ничего удивительного. Для Бога вообще нет ничего удивительного!

Мы с вами знаем из житий древних египетских отцов-пустынников, что все они в большинстве, а это сотни отцов-пустынников, были телесно подкрепляемы Богом, когда им вóроны приносили хлеб, для того чтобы они укрепляли свои телесные силы. Не это ли чудо Божие? А тут – более высокая забота о будущей Царице Небесной.

Но для нас с вами это всё назидательно именно потому, что обращает внимание на наше с вами несоответствие. Несоответствие тому чуду Божиему, которое проявлялось в этом человеке. Как далеки мы и по образу жизни нашей, и вообще по тем ценностям, которым мы не следуем, но о которых теоретически знаем. Мы вообще далеки даже от возможности такого духовного соприкосновения с подобным событием, которое сейчас мы с вами церковно, духовно и мысленно переживаем, участвуя в этом богослужении. Как далёк от всего этого и от этих Божественных целеполаганий и ценностей весь образ жизни наших семей. Как это всё несопоставимо!

И получается так, что мы, находясь где-то там, за пределами святой обители, ведём один образ жизни, а, приходя сюда, мы попадаем совершенно в иное, не похожее ни на что пространство. Это несоответствие тому, что происходит здесь, и тому, что бывает там, и есть та духовная реальность, которую мы переживаем. Реальность нашего несоответствия целям Божиим. А должно быть так, что то, что мы переживаем здесь – это духовное пространство мы с вами должны переносить в нашу личную жизнь за пределами обители. Вот это духовное пространство, в котором мы с вами купаемся, как в море Божественной благодати, мы должны перенести в жизнь наших семей. Там должно быть то, что сейчас здесь мы и переживаем. И утренняя, и вечерняя молитва всей семьёй, и благочестивый образ жизни, почитание праздников и традиций, и отношение к ближним – всё это должно быть в нашей с вами личной жизни за пределами храма. В этом суть нашего христианского подвига.

Взирая сегодня на младенца-отроковицу Марию, взирая на Её благочестивых родителей, которые без слёз, без сожаления отпускают своё единственное чадо на то, чтобы Она послужила Богу, и в этом они усматривают совершенно естественный ход событий своей семейной, личной жизни, - чтобы у нас с вами был такой образ мысли, чтобы мы все посвящали Богу в нашей жизни. Чтобы всё, что мы мыслим, делаем — всё это было бы направлено во славу Божию. Это трудно себе представить, но это возможно. Это возможно благодатью Божией. Силами человеческими – невозможно.

Дорогие братья и сестры, будем искренне молиться Господу, искренне обращаться в молитвах к Царице Небесной, Которая в своё время Отроковицей была введена в храм Господень, для того чтобы через Себя и Собою ввести в этот ветхозаветный храм благодать Божию, чтобы стать впоследствии селением Небесным.

Пусть для нас с вами это евангельское событие послужит поводом к тому, чтобы и мы в нашей жизни стали бы проводниками Божией благодати. Что, если не селением Божиим мы бы с вами служили, то, во всяком случае, проводниками Его Божественной воли в своей личной жизни, в жизни наших семей, в нашем обществе, которое так нуждается в том, чтобы жить по евангельским принципам. И там, где нет этих евангельских принципов, то общество разрушается. Оно уничтожает само себя, в силу естественных причин. Пусть Господь укрепит нас, пусть Царица Небесная покроет нас Своим честным омофором. Пусть святые угодники Божии, которые посвятили себя служению Богу и ближнему, помогут нам в этом. Пусть сегодняшний праздник будет для нас ознаменованием приближающегося праздника Рождества Христова, поскольку Божия Матерь и совершала этот подвиг, будучи младенцем, ради того, чтобы мы вступили в Рождество Христово.

Пусть начавшийся Рождественский пост послужит нам в назидание, в укрепление наших духовных сил и сил физических, поскольку пост и направлен на то, чтобы нас, в том числе и физически, укрепить. Для того, чтобы через призывание этой Божией благодати нам по возможности с глубоким переживанием встретить праздник Рождества Христова, который является для всех нас исполнением всех надежд, не только тех предшествующих поколений, тысячелетиями ожидавших спасения, но и лично каждого из нас.

Когда мы будем Рождество Христово переживать как личное событие, принёсшее в нашу личную жизнь спасение, тогда глубокими смыслами и Своей укрепляющей благодатью Господь будет проявляться в нашей жизни. Чтобы и мы, пусть не наряду с Царицей Небесной, пусть где-то далеко от Неё по совершенству Её подвига, несопоставимого с нашей жизнью, но в той мере, в которой каждому из нас возможно, чтобы и нам совершить свой личный семейный подвиг. Чтобы и нам угодить Господу, чтобы и нам самим, и окружающим людям, и деткам нашим, и всему обществу получить бы по нашим соборным, личным, сердечным молитвам спасение и достигнуть бы Царствия Небесного.

Аминь.

Новости://смоленскаямитрополия.рф/news/news/slovo-mitropolita-isidora-v-prazdnik-vvedeniya-vo-khram-preblagoslovennoy-vladychitsy-nashey-bogorod/

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости