46

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Этот праздник, участниками которого мы являемся, в Святой Церкви именуется Богоявлением. Мы слышим, как Сам Божественный Отец Своим голосом возвещает всему народу, присутствующему на этом событии: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17, 5). И Бог, Дух Святой, сходит на Него в виде голубя, тем самым являя всему тварному миру Пришествие в мир Спасителя.

Это очень важное событие для каждого из нас, поскольку оно касается нашего с вами спасения. Бог, Святая Троица устраивает для человеческого рода спасение домостроительства. Это сложное слово «домостроительство» часто используется святыми отцами в теме спасения человеческого рода. В чём же суть этого Божиего домостроительства по отношению к каждому из нас с вами? Всякий строитель, всякий взрослый человек, который приступал когда-либо к сооружению большого дома, знает, сколько забот требуется для того, чтобы этот дом построить. Всё начинается с того, что нужно правильно распланировать, распределить всё, правильно оценить свои возможности. Грамотным образом подойти к самому плану и уже в строительстве не допускать ошибок, поскольку от этого зависит очень многое в будущем этого строения. Ведь в таком доме мы с вами планируем проживать многие десятилетия, расчитываем, что не одно поколение наших сродников будет радоваться этому великолепному крепкому дому, который наполняется человеческим счастьем. Поэтому и подходим к этому делу со всей чрезвычайностью.

Но и Бог по отношению к человеческому роду проявляет не меньшую заботу. Всё, что связано с нашим спасением, Бог устраивает продуманно в каждом шаге, причём Господь задумывался о судьбе человеческого рода с самого начала, сотворив Адама и Еву. Бог вложил всё необходимое в естество человеческое, дал те необходимые силы, которые бы способствовали обожению человека. Ведь цель жизни человека, созданного Богом – это обожение, и никаких иных целей у человека нет. Так что Бог предназначил нас к тому, чтобы всегда быть с Богом – это естественно для человеческой природы. Но когда человек согрешил, Бог не отказался от Своего первоначального плана. Он совершил дело домостроительства, но иным способом, тем самым проявив Свою Божественную любовь, неизменную по отношению к человеческому роду.

Обратите внимание, не было такого мгновения, чтобы Бог не любил человека. Это очень показательно для нас с вами: людей эмоциональных, несовершенных, неспособных к постоянным добрым отношениям с окружающими людьми. Мы с вами должны научаться тому, как Бог проявляет Свою деятельную любовь, не изменяя ей. И вот человек настолько глубоко пал, настолько далеко отдалился от Бога, что потребовалось само личное участие Бога в том, чтобы не потерять человека окончательно. Поэтому и Пришествие в мир Бога было той мерой, которая возвратила человека к первоначальным возможностям. Эти возможности открыли человеку, предавшему Бога, новые возможности ко спасению. Этой новой возможностью ко спасению, прежде всего, является сама способность к покаянию человека перед Богом, способность изменить свой образ жизни, направить свою человеческую волю, что является принципиально важным в спасении каждого из нас. Это направление действия нашей с вами воли человеческой Бог открывает в Своём Сыне, Господе нашем Иисусе Христе.

Мы с вами видим Бога, пришедшего на водное естество. Нуждался ли Бог в том, чтобы проходить все те обряды? Конечно, нет. Но это было важно для всех окружающих людей, это важно для нас с вами. Господь наш Иисус Христос вошёл в воды Иордана для того, чтобы очистить повреждённое человеком по отношению ко всему миру естество, очистить его и предуготовить к тому, чтобы всякий человек, входящий в него и добровольно принимающий на себя благодать Святого Духа, облекался в нового человека. Поэтому это событие адресовано каждому из нас, поскольку через него мы призываемся к тому, чтобы последовать за Богом, чтобы таким же образом прийти к этой священной Божественной воде, приобщившись к этой воде, спогребшись, как об этом говорит святой апостол Павел, в этой воде Самому Христу, нам с вами рождаться в жизнь вечную. Поскольку не естество водное нас рождает к этой жизни вечной, оно лишь является инструментом в руках Божиих, а благодать Божия. Когда мы сегодня с вами будем набирать крещенскую воду, нас не вода сама по себе интересует, а то, что в ней, в этой освящённой воде, запечатлелась сама благодать Божия.

Господь нас с вами спасает через воды нашего с вами личного Крещения, поэтому всякий христианин являет собой, в своей природе, обновлённого человека, которому Господь даёт благодать. Наша с вами задача приумножить этот Божий дар, сделать таким образом, чтобы эта благодать, данная нам в Таинстве Крещения, была приумножена нашим соработничеством Богу, чтобы она была полита Божественной благодатью, чтобы на древе нашей с вами духовной жизни могли взойти добрые плоды, о которых говорит святой апостол Павел. Господь призывает каждого из нас к тому, чтобы мы приняли участие в строительстве нашего будущего дома в жизни вечной. Он великий архитектор, Он главный строитель, инженер, а мы работники и помощники. Обратите внимание, когда мы строим дом, то приглашаем всю семью, потому что один хозяин не способен построить целый дом, ведь нужно тяжёлые бревна или нелёгкие кирпичи, прочие строительные материалы поднимать на самый верх. Так что один человек не справится, требуется соучастие всех близких, родных. Так же и Господь устраивает наше спасение, чтобы мы приняли самое деятельное в нём участие, чтобы мы помогли Богу спасти нас. Для этого требуется наше покаяние, наше волевое усилие к тому, чтобы поработать ради Господа, поработать ради спасения самих себя.

Поэтому Церковь неизменно призывает каждого из нас к покаянию, Церковь призывает нас к тому, чтобы мы вели добродетельную жизнь, чтобы мы наполнялись Божией благодатью. И, наполняясь ею, мы являемся соработниками Богу, мы выполняем иную миссию, когда бываем верными служителями Ему. Эта миссия состоит в том, что мы для окружающих людей являем собой присутствие Бога в жизни человека. Какая важная миссия, чтобы через нас окружающие люди знали, что Бог действует в мире. А это знание будет тогда, когда мы с вами будем добрыми, когда мы будем жить по закону Божиему, когда будем являть собой страх Божий по отношению ко всем мелочам в нашей жизни. Не бывает в нашей с вами жизни мелочей ни в чём. Во всём мы с вами должны являть пример нашей деятельной любви к Богу и к ближним. Не бывает такого мгновения в жизни христианина, когда он может не быть христианином. Во всём, что мы делаем, везде должна присутствовать воля Божия, согласная той нашей воле, которая помогает нам в нашем спасении.

Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня мы не просто формально присутствуем на богослужении. Мы никогда не должны просто формально присутствовать на богослужении: каждое наше участие в богослужении, каждое наше действие – это шаги, которые должны нас приближать к Богу. Поэтому и сегодня, соборно вознося наши молитвы к Богу о своём спасении, о спасении окружающих людей, о спасении Отечества, мы с вами, тем самым, приближаемся к Богу, становимся причастниками Его Божественной благодати.

Пусть та вода, которую мы сегодня понесём из наших православных храмов, будут для нас тем освящённым Богом естеством, которое помогает нам и укрепляет нас в нашем многотрудном христианском подвиге. Пусть эта вода стоит в самом святом месте в нашем доме, пусть этой водой мы будем ежедневно, употребляя её, укрепляться Божественной благодатью. Так что не только натощак, а во всякое время мы с вами можем пользоваться с благоговением и с верой этой крещенской водой, когда бы и чем бы мы ни занимались. Особенно тогда, когда мы нуждаемся в поддержке, когда мы больны, когда нас посещает то или иное искушение, когда требуется то или иное верное решение, всегда мы имеем возможность испить или окропиться этой крещенской водой. Всегда мы можем благословить этой водой наших родных и близких, благословляя их на то или иное доброе дело.

Сколько можно брать с собой воды? Да столько, сколько унесёшь с собой, вся она должна пригодиться в нашей личной жизни и в нашем быту. Пусть благодать Божия, которая являет собой через это водное естество, укрепит, поможет нам. Пусть тот Божественный свет, который Бог являет в Таинстве Крещения Господня, будет всегда запечатлён в нашем сердце. А мы бы вместе со Святой Церковью продолжали бы прославлять Господа, укрепляющего, защищающего, просвещающего и освещающего нас словами: «Пришёл еси и явился еси, Свет Неприступный».

Аминь.

Источник:/смоленскаямитрополия.рф/news/propovedi/slovo-mitropolita-isidora-v-prazdnik-kreshcheniya-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-khrista-bogoya/

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости