Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец
Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 29 декабря 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение предваряется наставлением Господа о том, чтобы на торжественное застолье, пир, мы непременным образом приглашали бы тех, кто не способен нам воздать взаимно. Сам Господь об этом говорит: «…и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14, 14). И тогда некий из народа воскликнул: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14, 15). И вот на эти слова Господь произносит притчу о званных на пир. В 14 главе Евангелия от Луки так же, как и в 22 главе Евангелия от Матфея мы читаем эту притчу Господню. Мы очень хорошо знаем её содержание, поскольку званые на пир это те, которых Господь призывает в Царствие Небесное, те избранные, которые запечатлены Самим Богом. И, конечно же, когда Господь произносил эту притчу, всё это непременным образом относилось к богоизбранному израильскому народу, который был благословлён, который знал через святых праотцев, ветхозаветных праведников заповеди Божии и все те наставления, которые делали способным всякого человека тогда находить путь к Богу.
Так что во многом эта притча была обличительна для иудеев. Именно они считали себя единственно достойными того, чтобы быть участниками трапезы в Царствии Небесном. А уже мессианские ожидания, которые возникли в Талмуде помимо Божественного откровения, очень ярко расписывают блага гастрономического характера, в том числе которые будут в жизни вечной для всякого Богом избранного человека, то есть иудея. И вот Господь Своей притчей во многом обличает эту надуманную избранность людей, которая зиждилась тогда и, может быть, основывается и сейчас на личном убеждении человека. Но то, что для человека является незыблемым и ясным, не всегда находится в планах Божиих.
Поэтому для нас с вами чрезвычайно важно слышать эту притчу. Она во многом указывает нам на то, что мы, приняв Таинство Крещения, будучи членами церковной общины, тем самым автоматически не спасаемся. Мы не являемся тем самым достойными Царствия Небесного, поскольку не это определяет достоинство, а наше с вами исполнение заповедей, деятельное проявление любви к Богу и к ближним – это делает нас достойными Царствия Небесного. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем с вами смиренно относиться к своему христианскому званию, тем более оно возлагает на нас многие обязанности: духовного характера, личные обязанности, семейные, общественные и другие многие обязанности. Но невозможное человекам, возможно Богу. Поэтому Сам Господь подаёт нам руку помощи через Свою Божественную благодать, которой Он укрепляет каждого из нас на пути христианского подвига.
Ещё со времён иудеев сложилось ложное мнение о том, что сам путь восхождения к Богу, который предлагает Господь наш Иисус Христос – это бремя неудобоносимое, а значит преисполнено скорби, печали, безрадостного действия. И с самого I века воинствующие иудеи по отношению к христианам создавали так называемый христианский миф о том, что христианство точно не приносит никакой радости. Это заблуждение и ложное утверждение. Достаточно лишь открыть Евангелие нам с вами, чтобы через внимательное чтение постигать о том, что христианство – та весть о спасении, которую принёс на землю Господь наш Иисус Христос, что оно является источником радости для всех нас, источником вдохновения, источником нашего преображения и благополучия.
Обратите внимание на то, что Господь непременным образом участвовал в трапезах, которые Ему предлагали ученики и люди посторонние. Можем ли мы представить, когда многие сотни людей собрались на трапезу с участием Христа и там все они сидят скучно. Это невозможно. Господь по Своей человеческой природе также радовался общению с учениками, радовался тому, что был окружён общностью единомышленников. Так что мы можем себе представить, что и участие Господа в браке в Кане Галилейской и иные события, связанные с тем, что ученики и множество народа окружали Господа, что все они радовались тому, что близко спасение к ним, радовались тому, что происходили непременно многочисленные исцеления неисцельных болезней. А какие радости были, когда Господь воскрешал людей, когда он исцелял прокажённых или гадаринского бесноватого. Так что за эти три с небольшим года земного служения Господа нашего Иисуса Христа, всё это время Его трудов богочеловеческих сопровождалось непременной радостью, ликованием, восторгом от того, как близок Господь к человеческому роду. И Сам Господь повелевает нам: когда мы постимся не делать унылые лица, как мы с вами читаем в Евангелии от Матфея, а умыть лицо, что значит быть радостным всегда.
И для нас с вами, дорогие братья и сестры, эта притча о званных на пир является свидетельством того, что у Бога очень большие планы в отношении всего человеческого рода. И не только о тех, которые в силу традиций семейных и общественных живут добродетельно, но и тех, которые считают своим долгом жить по совести, которые стремятся к тому, чтобы их сердце было чисто, даже не зная порой ничего о православии, но стремящихся поступать по-человечески, по совести, - вот и в отношении этих людей Господь имеет большие планы. Это относится ко всем тем людям, которые не вовлечены в жизнь нашей Церкви, это все те люди, которые, может быть, не имеют такой возможности, доступности всё время быть вовлечёнными в пространство Божией жизни. Той доступности, которая есть у нас с вами, когда мы легко можем прийти в близлежащий православный храм, когда у нас есть возможность всегда открыть Евангелие, когда мы имеем возможность посоветоваться с опытным добрым священником, когда мы слышим из экрана телевидения Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, когда есть множество духовной литературы, помимо Евангелия: святоотеческие наставления, опыт святых отцов, в том числе современных подвижников благочестия. Всё это дано нам в помощь, в назидание. А ведь есть те, к сожалению, даже в мире просвещённом, у кого нет всего этого, кто отдалён от этого, как многие народы, которые отдалили себя от истинной веры, от исполнения нравственных законов, которые живут не по-человечески. К сожалению, это теперь относится и к народам, так называемой просвещённой Европы, не только далёким племенам Африки, в отношении которых сейчас Русская Православная Церковь предпринимает усилия к духовному просвещению. Нет, в самой старой европейской части, к сожалению, теперь вся жизнь общества, личная жизнь и семейная далека от христианских ценностей. Вот и там Господь имеет большие планы, потому что и там живут люди, желающие соблюдать христианские традиции, желающие жить по совести, по правильным, Богом установленным законам брака, по правильному воспитанию детей и соблюдению иных традиций.
А мы с вами имеем это всё в лёгкой доступности и во многом не ценим. Мы похожи бываем на тех званных на пир Господа людей, которые естественным образом должны приходить. Так что вы обратили внимание в притче, что Господь ждёт естественным образом званных на пир, поскольку это всегдашняя регулярная традиция быть участником этого пира. Но тогда, когда господин видит пустой дом, в котором нет людей, призванных на пир, он через раба своего направляет к тем, кто даже не надеялся быть участником этой господней трапезы, кто считал себя недостойным быть участником этого Божиего пира в Царствии Небесном.
Поэтому, дорогие мои, мы с вами очень легко из тех, кого Господь призывает к Божественной трапезе, можем перейти в категорию тех, кто не достоин, по слову Божию, быть её участником. Это происходит легко в нашей жизни, когда мы отказываемся от христианского подвига, когда мы совершаем зло в нашей жизни по отношению к окружающим людям. Когда мы не желаем работать над самими собой, мы отдаляемся от Бога, и наша душа чувствует, что что-то происходит страшное в ней. И вот в этот момент, когда нам совесть напоминает о том, что мы непременным образом должны пересилить себя и вновь вернуться на путь нашего спасение, мы должны всё отбросить внешнее для того, чтобы не упустить главного в нашей жизни. Этим главным является путь нашего спасения, это возможность наша участвовать в Божией трапезе.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем непременным образом стремиться к этому, отбросим всё то внешнее, мнимо радостное, что нам предлагает современная жизнь. А что является радостным в том, что нам предлагается сейчас, в эти дни? Неужели смена календаря и отсчёт часов перед этим обычным событием может быть поводом к радости, как это нам предлагает общественное сознание? Глупость неимоверная. Господь положил нам отсчёт времени жизни, который известен только Ему, а нам с вами для назидания это нежелательно знать. Поэтому будем понимать, что этот отсчёт времени идёт, и он идёт на уменьшение того, сколько нам осталось жить на этой земле, в этой временной жизни. Будем использовать благоразумно это короткое время нашей жизни, чтобы быть готовым стать участником настоящей, подлинной, преисполненной совершенной радости жизни.
Услышим призыв, который святой апостол Павел сегодня адресует нам в послании к Колоссянам (см. Кол. 3, 4-11), отложим всякую нечистоту, гордость и тщеславие для того, чтобы нам быть едиными во Христе, там, где Господь не смотрит на лица, любя каждого человека. Именно там нет ни эллина, нет ни иудея, нет ни раба, ни свободного, по слову святого апостола Павла, а во всех и во всём Христос. Вот к какой подлинной радости мы с вами должны стремиться нашей жизнью, к чему мы должны приучать наших детей, каким традициям следовать.
Мы с вами сегодня отмечаем неделю праотцев, то есть тех ветхозаветных праведников, которые не имели тех возможностей духовных, которые есть у нас сейчас, когда мы можем принять в уста свои Тело Христово. Они, не имея такого духовного просвещения, сквозь тысячелетия и века неведения Бога, жили лишь опираясь на искреннюю любовь к Нему, имея искреннюю надежду на то, что Господь обязательно придёт, не оставит, ведь Он обещал прийти, и они через такое дерзновение пройдя, обрели в Боге то, что искали. Они стали участниками трапезы в Царствии Небесном. Не будем отвергать те возможности, которые Господь даровал нам.
Поэтому будем часто прибегать к Таинству Покаяния, будем часто причащаться Святых Христовых Таин, чтобы и нам с вами, обласканным Божией любовью, обрести Царствие Небесное.
Аминь.