Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 24 ноября 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В этот воскресный день Святая Церковь нам предлагает размышлять вновь на тему того, кто является нашим ближним и как мы должны любить Господа и ближних наших.
Богатый юноша, о котором мы слышим сегодня из 10 главы Евангелия от Луки, спрашивал у Господа о том, как ему спастись: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25). И Господь, конечно же, указывает ему на букву ветхозаветного закона, спрашивая его: «в законе что написано? как читаешь?» (Лк. 10, 26). Этот разумный человек наизусть цитирует главную заповедь о любви к Богу, о том, что необходимо Бога возлюбить всем сердцем, всей душой, всей крепостью, всем разумением своим, возлюбить ближнего как самого себя.
Мы с вами, являясь верующими людьми, стремясь наследовать Царствие Небесное, также задаём этот вопрос: что нужно в нашей жизни, чтобы спастись, в чем смысл всех тех действий, мыслей, чувств, которые я направляю к Богу, если не будет все это результатом моего спасения? И Господь тому человеку, а через него и нам с вами, в Евангелии возвещает о том, что нам необходимо для того, чтобы спастись. Он приводит притчу о милосердном самарянине, о том, что священник и левит пренебрежительно отнеслись к страдающему человеку, избитому разбойниками, лежащему при дороге. А человек, совершенно далёкий от каких-либо религиозных чувств и движений, являясь самарянином, то есть неправоверным иудеем, далёким от ветхозаветных традиций, которые так сильно старались исполнить представители иудейского сообщества, не рассуждая немедленно помог нуждающемуся. Он не просто проявил какое-то личное душевное участие, он буквальным образом взял этого человека, довёз до гостиницы, распорядился над тем, чтобы ему оказали медицинскую помощь, даже передал средства финансовые, благодаря которым этот человек, говоря современным языком, мог пройти определённую реабилитацию.
Господь произнёс эту притчу для того, чтобы нас с вами убеждать, что не само по себе знание нами законов Божиих, а именно наше движение веры и является для нас единственно спасительным. А движение веры – это наша деятельная любовь к Богу и к ближним, как это мы с вами разумеваем из первой заповеди Божией. Поэтому сколько бы мы наизусть ни читали Священное Писание, а может, кто-то из нас и наизусть знает новозаветные тексты, а кто-то буквально изучает и Ветхий Завет, но само по себе это не приближает нас ко спасению. Это всего лишь знание, инструмент в наших руках, коим также для нашего спасения является коленопреклонение, прочтение молитв. Если мы их читаем с вами только лишь устами, а сердце наше холодно, то значит мы совершенно напрасно сотрясаем воздух, как об этом говорят древние святые отцы.
Наше с вами регулярное хождение в храмы Божии – это тоже всего лишь средство, это не цель христианской жизни. Если мы неправильно используем это средство, если приходим лишь для того, чтобы скоротать время, чтобы встретиться с близкими, родными людьми, для того, чтобы получить эстетическое ощущение, то, значит, мы напрасно приходим в храм. Потому что в храм приходят для того, чтобы помолиться Богу, принести свою душевную жертву, дух сокрушён, сердце сокрушённо. Для того, чтобы попросить о родных и близких, о тех, о которых спрашивает этот человек у Господа: «а кто мой ближний и как мне его любить?».
И мы с вами каждый раз должны задавать этот вопрос: а кто мой ближний? Вспомните, когда Господь посещал Кану Галилейскую, свои родные места. К Нему обратились родственники, которые говорили о том, что Господи, тебя так сильно теснит народ, и Ты с ближайшими учениками, а вот родные хотят быть рядом с Тобой, чтобы Ты так же с ними разговаривал. И тогда Господь им говорит, совершенно не пренебрегая своим родством, а лишь указывая на то, что родным и близким для него является слышащий слово Божие, исполняющий его. Тем самым и нас с вами ориентируя на то, что для нас с вами родными и близкими, безусловно, по плоти являются те родственники, которые окружают нас, но являются и те люди, в отношении которых мы с вами должны проявлять деятельную любовь. Тем более Господь таким образом создал человеческий род, что все мы так или иначе находимся в родстве, происходя от первого человека Адама.
Поэтому кто наш родной, близкий? Да все окружающие люди должны быть для нас с вами родными и близкими. И каким образом нам с вами любить окружающих людей? А вот так, как мы любим Бога, усматривая в каждом человеке образ и подобие Божие, желая того, чтобы во всяком человеке проявилась слава Божия, чтобы через наше деятельное участие, через нашу молитву, через нашу помощь человеку, Господь мог бы воздействовать не только на нас, но и на тех, кто нуждается в Божией помощи, нуждается в нашем с вами содействии. Поэтому Господь произносит эту притчу о милосердном самарянине. Какое важное христианское качество – милосердие, как важно, чтобы мы с вами не забывали о том, что вера без дел мертва есть, о том, что наши молитвы, наши личные подвиги перед Богом должны выражаться в том, что мы выполняем свой христианский человеческий долг по отношению к окружающим людям.
Как иногда бывает противоестественно, когда в жизни семей кто-то, либо муж, либо жена, являются деятельными христианами, богобоязненными людьми, a вторая половина в этой семье, муж или жена, являются агрессивными, неверующими, нарушающими нравственные, иные законы. Почему-то в нашем обществе часто встречается такое сочетание – муж или жена благочестивы, a вторая часть семьи глубоко неблагочестива. Но иногда бывает и так, что и родители вроде бы богобоязненны, честно проживающие жизнь, а почему-то дети совершенно не повторяют добрый опыт родителей. Так что возникают вопросы: а кто же воспитывал детей, что вроде бы родители благоприятны, благополучны, пользуются авторитетом среди окружающих людей, в обществе, на работе, а дети воспитаны не лучшим образом? Множество таких разногласий, таких несоответствий в нашей с вами жизни. Но мы, будучи христианами, должны с вами исправлять эту ситуацию. Мы должным образом должны воспитывать детей, понимая, что является приоритетом в их будущей взрослой жизни, что должно стать в этом воспитании главной ценностью, главными ориентирами для них. Тоже самое между взаимоотношениями мужа и жены, должны быть главные фундаментальные ценности, которые и будут всегда определять крепость семьи.
Для людей воинского звания очень важно понимать, кто ближний. Конечно же, это товарищ по служению, это военачальник, это подчинённый. И будущие офицеры, здесь находящиеся, очень хорошо это должны усвоить, понимая, что вам очень скоро будет вручено командование определённым количеством людей. И от вашего решения будет зависеть, буквально, жизнь или смерть человека. А для того, чтобы все было благополучно и по Божиему, мы все, в том числе военные, должны относиться ко всякому человеку как к Божиему человеку. Да, скажут люди военные, а как же нам относиться к противнику нашему, против которого мы противостоим, выполняя свой воинский долг? А тоже относиться по-Божиему. По-Божиему – это значит таким образом принимать те или иные воинские решения, чтобы нанести минимальный ущерб, при этом выполнив свой воинский долг. Если есть возможность упредить действие злое противника, то его нужно сделать таким образом, чтобы нанести минимальный вред. Именно так. Сейчас во время специальной военной операции поступают так наши военнослужащие. Так что и те люди, которые нас с вами считают врагами, они, видя милосердие и доброту наших воинов, не стараются проявлять агрессию, когда появляется к этому возможность, а просто сдаются, зная, что здесь не обидят, здесь сохранят жизнь. Так что это милосердие очень важное, одно из главных качеств, которое должно сопровождать нас в нашей с вами короткой жизни.
Пусть эта притча о милосердном самарянине для нас с вами будет верным ориентиром к тому, как нам относиться к окружающим людям, как нам относиться к нашим личным врагам, которые таковыми не должны быть с нашей стороны. Во всяком случае, как нам относиться к своим обязанностям на работе, в служении нашем. Таким образом проявляя себя, чтобы и трудовой коллектив, в котором мы совершаем наше с вами служение, всегда для нас являлся родным и близким.
Поэтому наши молитвы не только за семью нашу, молитвы и за начальство наше, за коллег наших мы всегда должны возносить. Пусть эта Божия мудрость, которую нам с вами возвещает сегодня Церковь через эту Божию притчу, сориентирует нас, умудрит нас и поможет нам в нашем христианском делании.
И пусть каждый из нас ответит на тот вопрос, который Господь задал этому вопрошающему человеку: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10, 36). И сам человек, который задавал вопрос Господу, отвечает на него: «оказавший ему милость» (Лк. 10, 37).
Так пусть и мы, дорогие братья и сестры, будем в нашей жизни проявлять милосердие к окружающим людям и тем самым обретём Царствие Небесное.
Аминь.