127

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 1-ю Великого поста – Торжество Православия

собор Благовещения Пресвятой Богородицы,
г. Гагарин, 9 марта 2025 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем всех подвижников веры и благочестия, которые вносили свою лепту в Торжество Православия. Поэтому и сегодня, на особом чине, который совершается в конце Божественной литургии, перечисляются имена всех святых угодников Божиих в общем, поскольку невозможно перечислить их по именам, особенно тех, кто мученически пострадал – это десятки, сотни тысяч людей, пострадавших ради Христа, ради того, чтобы не изменить вере, к которой Богом были призваны. Подобно тем святым ученикам и апостолам, в отношении которых мы слышим, как Господь их призвал, и они не изменили этому высокому призванию. Как важно, дорогие братья и сестры, чтобы и мы, в Таинстве Крещения обещавшие Богу соблюдать веру, жить в благочестии, подобно этим святым угодникам Божиим не изменяли бы данному нами слову.

Мы призваны с вами к тому, чтобы в сердце своём не просто сохранить благодать Божию, а преумножить её. Мы призваны с вами к высокому духовному делу. Поэтому для нас недостаточно просто лишь значиться православными христианами и лишь изредка приходить в храмы Божии и перед людьми внешними являть некоторые признаки своей православности. Для нас важна ежеминутная духовная работа, которая должна быть видна, в первую очередь, Господу. И, конечно же, мы должны обнаруживать в своём сердце, в своём уме, во всей своей человеческой природе вот это духовное напряжение, которое подобно тому воинскому деланию, которое непрестанно совершает своё служение, никогда не переставая бороться с диаволом и со своими греховными наклонностями, с тем, что может разрушить это единство человека с Богом.

В чём же особый подвиг тех святых отцов, которые потрудились ради православного вероучения? Да в том, что они, наряду с той внутренней борьбой, которая никогда в них не переставала быть, ещё Богом были призваны к формулированию православного вероучения, к тому, чтобы сохранять Церковь от ересей и расколов. Так что огромнейшую работу они проводили не только в своем сердце, но и благовествовали Евангелие всем народам, отстаивали, буквально, каждую букву, каждую запятую. Ради того, чтобы мы с вами стали наследниками подлинной, совершенно чистой от всяких примесей веры православной. И мы с вами наследники этого величайшего богатства, равного которому нет на белом свете. И если мы знаем наше с вами православное учение, переданное нам Самим Богом и святыми отцами, если мы его храним в своём сердце, если мы бываем способны транслировать его для окружающих людей, значит мы выполняем своё призвание, подражая этим великим угодникам Божиим.

Но бывают такие случаи, что от нас требуются не столько знания, сколько подтверждение в делах нашей веры. И в этом нам пример показали святые мученики, которые, может быть, не блистали высокими богословскими знаниями, но, имея сердечную веру в Бога, горячую к Нему любовь, они простыми словами исповедовали веру перед своими гонителями. Они не смущаясь шли на такие мучения, о которых мы с вами даже помыслить не способны, а уж тем более выдержать, наверное, в силу слабости своего духа, душевных и физических своих качеств. Читая древние мученические акты, в том числе предлагаемые нашему русскому вниманию в Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского о мучениках Христовых в Вселенской Церкви, мы понимаем, что это настолько высочайший подвиг, нам к которому подобраться почти невозможно в силу далёкости нашего образа мысли, чувства, образа жизни нашей. Мы с вами нашим сознанием греховным приучаем себя к тому, что есть вот два часа богослужения в неделю, куда мы можем прийти и что-то прошептать Господу, своё мирское, житейское, тленное, и тем самым успокоить своё сердце, что и больше-то ничего не требуется. А вот те люди каждое мгновение, каждое дыхание своё сверяли с волей Божией. Вот к чему мы придём. Вы скажете: ну что там мученики и преподобные, угодники Божии, это всё где-то там, далеко от нас. Нет. А Господь каждого из нас: священников, монахов, каждого мирянина призывает к тому, чтобы мы им подражали в вере, поскольку это и есть жизнь в Церкви, это и есть наше с вами духовное тело.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем себя успокаивать и не будем искать духовного комфорта, к которому, к сожалению, стремится наша с вами греховная природа человеческая. А будем искать подвига ради Христа, нашего личного подвига. В чём он может выразиться? А вот заставить себя читать Священное Писание, Новый Завет, как минимум, заставить себя не просто вставать на утренние и вечерние молитвы, а стремиться к тому, чтобы сердце наше приобрело непрестанную молитву ко Господу. Стремиться к тому, чтобы это молитвенное сердечное настроение передавалось бы всем нашим делам, всем нашим чувствам. Чтобы мы были способны, выйдя из храма, перекреститься и тут же не забыть о нашем призвании в высоком, духовном, могли бы пронести это доброе настроение, которое приобретаем на богослужении до следующего богослужения, до следующего прихода в храм Божий. Чтобы мы смогли, придя в наши семьи, передать им это доброе настроение Духа Святого, чтобы мы совершали свой подвиг в семье, проявляя деятельное послушание друг другу: муж жене, жена мужу. Чтобы мы заставляли себя воспитывать детей.

Почему наши дети не воспитаны и мы все огорчаемся этому новому поколению россиян? Да потому что мы ленимся воспитывать, а воспитание – это непрерывный процесс, не бывает такого, что воспитывают два раза в неделю. Это постоянный подвиг, когда дети, видя поведение взрослого человека, во всём копируют его. Если в нашем сердце зло, если мы осуждаем друг друга, власть, если мы ведём неблагочестивый образ жизни, даже в самых бытовых мелочах, если мы неаккуратны, нечистоплотны физически и духовно, всё это очень легко воспринимают дети. И повторяют наши ошибки, приумножая их в своей личной жизни.

Поэтому подвиг христианина – это всегдашняя работа над своими ошибками, это всегдашнее преодоление себя, это всегдашний подвиг предстояния перед смотрящим непрестанно на нас Господа. Так что, дорогие братья и сестры, может быть мы не сможем совершить в силу своих немощей тех подвигов, которые совершали древние и новые святые отцы, в том числе Новомученики и Исповедники Церкви Русской. Но мы точно имеем возможность совершать свой личный подвиг, который наше сердце и наше сознание, наша совесть ясно осознает, в чём бы нам совершить этот подвиг. И каждый раз, приходя на Исповедь, мы расписываемся в собственной безответственности, в ошибках, в неспособности преодолевать себя, в отсутствии мужества, а значит и любви к Богу и ближним.

Поэтому у нас всегда есть возможность встать от земли, которая нас притягивает, зазывая к тлению, встать и приободриться духом, поскольку сам Бог, Дух Святой, призывает нас к внутреннему преображению, к подвигу ради Небесного Отца. И наша возможность быть в Церкви Христовой – это та неиссякаемая сила Божия, приобщаясь к которой, мы способны преодолевать нашу немощь. Потому что сила Божия, как вы хорошо знаете, в немощи совершающаяся, она открыта нам во всей полноте Церковью Христовой.

Не будем пренебрегать возможностью в проходящий Великий Пост как можно чаще принимать Святые Христовые Таины, не откладывая это. Как можно чаще, по возможности, пока идёт Великий Пост, принять Таинство Соборования - Елеосвящения. Не забывать многократно, ежедневно просить прощения друг у друга, даже у людей незнакомых, видя лишь в них образ Божий. И, конечно, каждый из нас призван к тому, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности: священник – священнические обязанности, монах – в послушании своему игумену, а мирянин – в послушании семейном, в послушании трудовом, в проявлении истинной любви к Отечеству.

Поэтому, дорогие братья и сестры, внесём каждый из нас свою лепту не просто в нашу личную жизнь, а в жизнь всей Церкви. Пусть в меньшей степени по сравнению с этими великими угодниками Божиими, но всё-таки малую лепту. А Господь, видя малое, будет всегда способен дать нам большее, чтобы через это преумножение в нас большего, нам бы совершить свой личный подвиг и получить от Бога спасение, которое Он так желает по отношению к каждому из нас.

И пусть молитвы святых угодников Божиих, память которых мы сегодня отмечаем, их духовное предстательство и покровительство, их всегдашняя помощь и защита, будут для нас тем верным щитом, опираясь на который, мы с вами совершили бы свой личный подвиг, идя за ними и вместе с ними в Царствие Небесное.

Аминь.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости