Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня, в Родительскую субботу, мы с вами вновь и вновь обращаемся к теме жизни и смерти. Но что, собственно, важно, что является сутью этого нашего отношения? Всякий верующий в Господа человек не в той степени скорбит по сравнению с теми людьми, кто относится к этому чрезвычайно эмоционально.
Для всякого православного христианина, для всякого верующего человека кончина даже самого близкого человека не является чрезвычайно скорбным событием. Верующий человек осознает, что Господь с ним, и Господь с тем человеком, который уходит из этой жизни. Но так, дорогие мои, бывает не всегда. На это состояние обращает внимание святитель Григорий Нисский, родной брат святителя Василия Великого. Они жили в IV веке. Когда в 379 году скончался святитель Василий Великий, будучи архиепископом Каппадокийским, чрезвычайно авторитетным человеком во всей Вселенской Церкви, оставившим после себя значительное число богословских, вероучительных трудов и нравоучений. Его младший брат, который являлся таким же высоким духовным писателем, скорбел чрезвычайно. Он пошел к их общей родной сестре, святой Макрине, которая также была впоследствии причислена к лику святых. Она, на самом деле, в этом же году, в 379-м, скончалась, прожив всего 53 года. Но при этом она была чрезвычайно верующим человеком. Об этом в своем слове пишет святитель Григорий Нисский (см. Святитель Григорий Нисский. «О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной»). Он описывает , что он пошел к сестре для того, чтобы вместе с ней разделить горечь утраты брата. А она, проявляя мудрость во Христе, напомнила ему слова апостола Павла.
Эти слова святого апостола Павла мы также с вами сегодня слышали в Первом Послании к Солунянам в IV главе, где святой апостол призывает каждого из нас не скорбеть подобно тем, кто не имеет надежды на воскресение (1 Сол., 4, 13–17). А почему к этому нас призывает святой апостол Павел? Да потому, как об этом говорит святая Макрина своему брату, святителю Григорию, мы с вами имеем крепкую надежду и упование на Самого Христа. Как и апостол нас учит: «Не скорбите, якоже и прочие не имеющие упования, если мы со Христом умерли, с Ним и воскресли» (см .1Фес. 4, 13 -14). Умерший во Христе будет приведен Им, как об этом говорит святой апостол Павел.
Поэтому для каждого из нас надежда на то, что Господь утешит человека, ушедшего из этой жизни, является чрезвычайной отметкой. Мы не просто надеемся, как это часто бывает в наших надеждах друг на друга. Мы силой, верой нашей уповаем на то, что Господь точно утешит того человека, который ушел из этой жизни, но перешел в жизнь вечную. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на это место Послания святого апостола говорит так: «Чего нам скорбеть, братья и сестры? Ведь для нас после Воскресения Христова, смерть – это всего лишь название» (см. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам. Беседа 7).
Это краткий сон, после которого все мы проснемся, будем разбужены Господом в день всеобщего воскресения. И нам это время покажется недолгим. Но оно покажется нам недолгим, если мы умираем, как об этом напоминает святой апостол Павел, во Христе, потому что если мы умираем во Христе, то мы с Ним непосредственно. А если мы с вами не думаем о Боге в течение нашей короткой жизни, то какие могут быть у нас надежды? На что нам надеяться, кроме Бога, и в этой жизни, и в жизни вечной? Поэтому должно быть у каждого из нас здравомыслие. Должно быть размышление о том, что всё в этой жизни завершится, и закончится всего лишь место в могиле, а впереди ждёт вечная жизнь.
Как мы слышали в евангельском чтении Иоанна, только что произнесённом дьяконом (Ин. 5, 24–30), те, кто сотворил благо, благо и наследуют. А те, кто совершал зло, будут наказаны Господом. Причём это наказание будет не столь жестоким, как мы в своём воображении представляем. Не по-мирски жестоким, а по Божией любви справедливым. Поскольку даже само удаление от Бога для нас является чрезвычайными муками. Что такое ад? Это наше динамичное состояние, то есть, желание всё время удаляться от Бога. Мы его испытываем в нашей жизни, когда не живём по-Божиему, когда совершаем злые поступки, когда совесть нас упрекает, а мы заглушаем голос этой совести. Вот, что такое адское состояние.
Мы с вами должны избегать этого духовного состояния для того, чтобы стремиться к Источнику жизни, к Господу. И через преодоление собственной греховности, что нашими силами невозможно, а только лишь возможно благодатью Божией, мы с вами должны наследовать жизнь вечную, привлекая к Источнику духовной радости ко Господу.
Дорогие братья и сестры, сегодняшнее наше поминовение, которое таким образом запечатлевается, что мы не просто ставим свечи и не только кладём поминальную трапезу, но в первую очередь, возносим наши сердечные молитвы ко Господу, надеясь, что через наше соучастие в жизни Христовой, а участие в богослужении — это соучастие в жизни Христовой.
По слову апостола Павла, мы едины со Христом телом. А каким образом мы являем это единство со Христом? Мы соединяемся со Христом благодатью Божией.
Это соединение бывает тогда, когда мы становимся причастниками этой благодати. Когда входим в Церковь через Таинство Крещения и называем себя христианами, исполняя заповеди Божии. Когда прибегаем к Таинству Покаяния, к Таинству Причащения Христова. Когда просим Бога благословить нас в самые существенные моменты нашей жизни. Поэтому, когда мы избегаем возможности быть венчанными в Таинстве Брака, мы избегаем возможности быть благословлёнными Богом и укрепиться Его Божественной благодатью.
Когда мы не желаем участвовать в Таинстве Елеосвящения, Соборования, когда Святая Церковь предлагает это Таинство нам, мы удаляемся от благодати Божией. Поэтому наше стремление должно всегда быть к Богу. Использовать любую возможность, чтобы прикоснуться ко Господу, подобно той кровоточивой женщине (см. Мф. 9,18–26). И через наше искреннее покаяние ко Господу просить прощения от Него и вразумления, духовного наставления, чтобы Господь нам показал путь именно к нашему воскресению, в нашем крестоношении с вами.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы исполняем наш долг перед родными и близкими. Этот долг заключается в нашей молитве за них. И однажды наступит время, когда мы будем ожидать, чтобы кто-то помолился за нас с вами, придя в храм. Не за рюмкой водки, что совершенно ничего не значит для Бога, более того, оскорбляет Его милосердие по отношению к нам. А придя в храм, мы совершаем добрые дела для ближних людей, в поминовение наших усопших родных и близких, исполняя Заповеди Божии, тем прося: «Господи, видишь, как я пытаюсь проявлять свою немощную человеческую любовь по отношению к Тебе, и Ты моими немощными молитвами и прошениями упокой родных и близких моих». Через наше стремление ко Господу, через нашу дерзновенную любовь и обращение к Нему, Господь, по вере нашей, как об этом говорится святым Апостолом Павлом, утешит не только наше сердце, но и утешит тех сродников, которые, видя наши добрые дела, будут радоваться там.
Поэтому, дорогие братья и сестры, мы никогда не будем избегать возможности молиться в Родительские субботы. И сегодня, когда мы отмечаем именно русскую Родительскую субботу, когда преподобный Сергий, игумен Радонежский, благословил великого князя Димитрия Донского, Главу Государства, вместе с войском после Куликовой битвы совершать поминовение воинам. С тех пор, с 1380 года, мы совершаем Димитриевскую Родительскую субботу. Участвуя в этом поминовении погибших и усопших воинов и всех наших сродников, мы тем самым свидетельствуем, в том числе, о нашей любви к Отечеству, о любви к традициям, которые заведены и установлены нашими благочестивыми святыми предками.
Будем всегдашними молитвенниками в Димитриевскую Родительскую русскую субботу. Всегда будем поминать воинов, тем более, сколько воинов сейчас, защищая наше Отечество, в том числе и Вязьму, сложили свои головы. Они, наши мужественные отцы, сыновья и братья, нуждаются в том, чтобы мы помолились, помянули их по именам, попросили у Господа простить им вольные и невольные грехи. Потому что в той военной обстановке трудно представить возможность быть исполнителями всех заповедей. Но Господь нас предупреждает, что мы не можем быть исполнителями всех заповедей, каждый из нас. Но мы точно можем проявлять деятельную любовь по отношению к Богу. Так что, если мы любим ближних, мы проявляем нашу любовь ко Господу. Так вот, наши воины ценой своей жизни проявили эту деятельную любовь к Господу и к ближним, защищая наше Отечество.
Мы все искренне верим в то, что Господь упокоит наших солдатиков и офицеров, подаст им Царство Небесное, потому что нет большей любви, чем положить жизнь свою за други своя. Так что, не только о сродниках наших, но и о воинах будем возносить наши молитвы. Пусть Господь Своим Божественным милосердием упокоит родных и близких, упокоит всех тех, о которых мы возносим молитвы, о всех тех, о которых мы забыли, но Господь помнит о них.
Будем возносить наши молитвы о всех православных христианах, от века скончавшихся, чтобы и нас, Господь, своей благодатью и милосердием, помянул в Своем Царствии Небесном, а ближние наши, когда к этому наступит время, не просто бы поставили за нас свечку, а так же, стоя в храме, помянули бы нас. И тем самым все бы вместе, и те, кто поминает нас, и те, кто ушел из жизни, вместе бы встретились в Царстве Небесном.
Аминь.