Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! На Богородичные праздники мы каждый раз слышим евангельское чтение, посвящённое Марфе и Марии (Лк. 10, 38-42). Слова Господа, обращают наше внимание на то, какую же благую часть избрала Мария по сравнению с Марфой. Ведь Марфа заботилась о том, чтобы угостить Господа, встретить Его. Бытовая суета, к сожалению, или к счастью, бывает неотъемлемой в нашей с вами жизни. Невозможно нам прожить без того, чтобы не суетиться. Но наряду с этим Господь очень мягко, деликатно обращает внимание на то, что более совершенным является не это служение ближним, а слышание слова Божиего. Почему оно является благим, по сравнению с обычным нашим, человеческим? Да потому, что оно обращает всю нашу жизнь ко Господу, к чему мы с вами и призваны, в конечном счёте.
Сегодняшний праздник, установленный с 1688 года, как мы все хорошо знаем, посвящен тому, что сестра Патриарха Иоакима, нашего русского Патриарха, болела неизлечимой болезнью. Она услышала во сне призыв Божией Матери: «Иди в храм Преображения Господня на Ордынке и перед иконой Царицы Небесной пусть священник отслужит водосвятный молебен, покропит тебя этой освящённой водой, и ты будешь здрава». Этого голоса она могла бы и не услышать, если бы её мысли, чувства, если бы её размышления – весь образ жизни не был бы направлен на то, чтобы услышать волю Божию.
Как это назидательно, дорогие братья и сестры, для нас с вами. Господь призывает каждого из нас бодрствовать. Что это значит? Это не значит, ночью не спать. Спать нужно ночью. Это полезно для здоровья. Речь идёт о духовном бодрствовании, потому что даже во время телесного сна наш дух призван бодрствовать. Услышьте, как об этом говорят святые отцы в своих аскетических творениях. Даже когда мы спим, дух бодрствует. И если человек привык к непрестанной молитве, то даже во время сна сердце человеческое продолжает эту молитву, бодрствование перед Богом.
По всей видимости, эта благочестивая женщина, которой Господь намеренно послал такое испытание болезнью, бодрствовала. Поэтому она была способна услышать этот краткий мгновенный голос Божией Матери. А как часто в нашей с вами жизни звучит этот голос Божий, обращённый к нам? Бываем ли мы всегда способны слышать этот голос Божий? Вот, в чем наша с вами проблема. Может быть, в течение дня Господь многократно обращается к нам через какие-то напоминания о Себе. Но прежде всего – через голос Церкви. Господь обращается к нам через Евангелие, через напоминание о том, что существуют праздники, к которым мы должны с вами очень благочестиво проявлять наше должное отношение. Конечно же, Господь обращается к нам через наших ближних, особенно через тех, кто совершает против нас зло. А каким образом? Господь испытывает нас этим. Нас окружающие люди, даже члены семьи, самые близкие люди совершают то или иное зло, а мы с вами должны относиться к этому по-доброму. Этот вызов, это испытание, подобно тому испытанию, которое Господь подал этой благочестивой женщине, и мы с вами должным образом должны проходить. Нам – зло, а мы – добро. Нас проклинают, а мы молимся. Причём молимся не через нехотение, а от души, сердечно, желая человеку спасения. Нам соседка – какую-то неприятность, а мы с вами принесём ей подарок. Не это ли доброе испытание, которое Господь даёт нам? Причём это самое малое, что мы способны сделать в нашей жизни.
Господь даёт нам испытания, в том числе, через поведение наших детей и внуков. Нам представляется, что мы благочестиво прожили жизнь: не убивали, не воровали. Об этом мы с вами слышим и говорим на исповеди – какие мы благочестивые. Но получается, что дети наши почему-то вырастают неблагочестивыми, внуки наши не имеют церковного образа мысли, вообще далеки от духовно-нравственных ценностей и живут тем, что далеко от нашего с вами понимания. Почему так происходит? Да потому что мы с вами виноваты в этом. Мы с вами не тянем наших детей и внуков в воскресный день на службу, мы жалеем их и желаем, чтобы они поспали, отдохнули. Мы сами в быту не свидетельствуем о Воскресшем Спасителе нашем. Мы не свидетельствуем об этом нашим образом жизни. От нас далеки традиции пощения в среду и пятницу в быту, потому что мы не представляем, что это такое – провести постный день в семье. Это же не только ограничение себя в определённой пище, но это и определённые усилия. Это богатые смыслы, которые мы с вами должны проводить в нашу семью. Но мы этим не заняты. Мы заняты «бытовухой», подобно тому, как благочестивая Марфа суетилась и заботилась. Она естественным образом проявляла свою деятельную любовь, и Господь не осуждает её. Но благую, то есть лучшую часть из этого, имеет Мария.
Поэтому и мы, дорогие мои, должны стремиться к этому в нашей жизни, даже в жизни очень взрослой, состоявшейся, может быть, даже упорядоченной, как нам представляется, поскольку прожили столько лет, и уже на финишной прямой, наверное, поскольку у Господа Свои мысли и планы в отношении каждого из нас, кто бы каким ни был возрастом… Нам кажется, что ничего уже и поменять-то невозможно. И здесь мы ошибаемся. И здесь проявляем духовную слепоту. Каким бы возрастом мы ни были, в каких бы образах мыслей, чувств мы не находились, кажущихся нам безвыходными, мы всегда способны принести и приносить Господу покаяние. Всегда. А покаяние – это деятельное изменение наших мыслей и чувств. Мы всегда имеем возможность решительным образом отнестись к самим себе так, чтобы раз и навсегда решить: «Господи, помоги мне в моём безверии! Помоги мне в моём неблагочестивом образе мыслей, чувств и жизни, из-за которых и дети, и внуки мои пострадали, поскольку я не являл или не являла должный образ жизни! Помоги мне в оставшееся время все это исправить и проявить деятельную любовь!». Деятельную любовь мы можем проявить через нашу искреннюю веру, горящую, пылающую любовь ко Господу, через нашу добродетельную жизнь, наше правильное отношение к окружающим людям.
Пусть каждого из нас Господь через наше покаяние приведёт в Своё Царствие Небесное, как ту благочестивую женщину, которой Господь и Царица Небесная указали, что нужно сделать. И нам Господь это указывает через евангельское чтение, которое мы слышали, через голос проповеди, через нашу возможность, выйдя из храма, совершать свой христианский подвиг крестоношения.
Пусть благословенные дни будут у каждого из нас! И сколько бы Господь не дал нам этих дней, недель, месяцев, лет жизни, пусть все это время будет наполнено нашей искренней горячей верой во Господа, нашей деятельной любовью к ближним и нашим достойным крестоношением, которое невозможно без благодати Божией. Поэтому всегда будем искать в нашей жизни благодать Божию.
Пусть сегодняшнее богослужение, наша возможность сегодня совершать соборную молитву, наше участие в Таинстве Исповеди и Причащения, – все это будет тем залогом нашей вечной жизни, которую мы понесём с собою через вечность, радуясь с Господом, со всеми святыми, и удивляясь высочайшему, безмерному человеколюбию Божию, Который «врачует немощная, восполняет оскудевающую» (Пс. 89, 17) и призывает каждого из нас в Своё Небесное Царствие, гражданами которого мы с вами все являемся.
Аминь.