90

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня день памяти священномученика Иллариона, архиепископа Верейского, новомученика Церкви Русской. В этот день Святая Церковь, наряду с обычным чтением евангельским и апостольским, предлагает чтение святительское. Мы слышим из уст Господа нашего Иисуса Христа исповедание истинного пастырства. Это чрезвычайно важно для нас, поскольку, если кто-то из нас не пастырь, то точно пасомый. Очень важно, чтобы мы хорошо представляли образ истинного пастыря и, в свою очередь, являли собой пример послушного подчинения голосу своего пастыря.

Господь говорит: «Я знаю Моих и Мои овцы знают Меня, и голос Мой услышат, и иных приведу к Себе, и будет едино стадо и един пастырь» (см. Ин.10, 15 - 16). Как это чрезвычайно важно, дорогие братья и сестры, ведь речь идет о Церкви Христовой. Об этом слова Спасителя. Собственно, Церковь — это и есть совокупность верующих в Бога и причащающихся Святых Христовых тайн – стадо Христово. Мы с вами должны очень ясно осознавать нашу ответственность: ответственность пастырей, ответственность монашествующих и ответственность мирян, которую мы несем перед Богом, нашим Пастыреначальником. Это очень важно, дорогие мои, что Господь знает Своих. А кто является Своим для Бога?Те, кто не по внешним признакам, а по внутренним, содержательным образом являет собой сродство с Господом. Для нас с вами недостаточно всего лишь стать формальными участниками Царства Божия, то есть, принять Таинство Крещения. Для нас даже не всегда является спасительным наше участие в Таинствах самих по себе, без нашего соучастия в них. О чем идет речь? Тогда, когда мы бессердечно, формально, без всякой искренней веры в Бога, а более того, без искреннего покаяния перед Ним приступаем к Таинству. Мы делаем это формально, сердце наше остается холодным, и это не приближает нас к Царству Небесному. Поэтому кто бы из нас, как бы часто ни причащался, хоть каждый день, если это будет без глубокой веры и искреннего покаяния перед Богом, то это не будет иметь никакой пользы для нас. Как об этом предупреждает святой апостол Павел, даже может нанести нам вред и стать причиной нашей смерти как наказания Божия.

Поэтому не столько формальная наша принадлежность к христианству, сколько наше подлинное, искреннее, сердечное участие в жизни Бога, подобно тому, как овцы у опытного пастыря слышат голос своего пастуха, и не просто слышат, а мгновенно реагируют даже на движения глаз опытного пастуха. Поэтому и мы с вами, являясь чадами Божиими, должны непременно все время смотреть на нашего истинного Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа, который не перестает управлять нами. Нет такого момента, когда этот пастух,в отличие от обычных пастухов,отдыхает. Господь никогда не отдыхает. Он всегда печется о своей пастве, об овцах своих. Поэтому свои овцы, которые вместе со своим Пастырем бодрствуют и стремятся узнать волю своего пастуха, узнаваемы Господом. Те, кто являются таковыми, являются подлинными овцами. А те, кто не слышит голос Пастыря, кто не следует Его указаниям, тот и не является Его Божией овцой. Это чрезвычайно важно в духовном смысле для каждого из нас. Это создает определенные глубокие смыслы в том, зачем мы с вами молимся, и дает ясный ответ на вопрос: как часто нужно молиться? Достаточно ли того, что мы молимся утром и вечером формально, быстро, произнося за эти 10-15 минут слова утренних и вечерних молитв? Достаточно ли того, что мы где-то днем однажды вспомним имя Божие? Нет, недостаточно.Молиться нужно всегда. Нет такого мгновения, когда человеку не нужно было бы обращаться к Богу. Всякое мгновение нашей жизни требует обращения к Нему. Эти обращения могут быть направлены к Богу совершенно разными способами. Это не только слова молитвы ко Господу, но и наши сердечные вздохи, и наши добрые дела. Это все то, что направлено во славу Божию.

 Легко это говорить, но почти невозможно исполнить. Но «невозможное человеку возможно Богу» (Лк. 18,27). Поэтому во всем этом мы уповаем на благодать Божию, которая немощное врачует и оскудевающее восполняет, которая делает то, что невозможно человеческому естеству. Примером тому служит подвиг святых угодников Божиих, которые непрестанно, полагая свою любовь на Бога и всегда держа свои духовные очи на престоле Божием, совершали свой жизненный подвиг.

Нам представляется чтимым житие этих святых угодников Божиих, что невозможно прожить так жизнь, невозможно за столь короткое время сделать так много дел, невозможно охватить необъятное. Они свидетельствуют о том, что все возможно Богу. Этим необъятным является сам Господь, который стремится проникнуть в наше с вами человеческое сердце, быть там и сделать из этого нашего сердца храм. Вот, к чему Господь и стремится. А мы все время, дорогие братья и сестры, препятствуем этому. Мы сопротивляемся Богу нашими мыслями, особенно очень сокровенными мыслями, нашими чувствами, нашими делами, которые все время свидетельствуют Богу: «Господи, а я не хочу, чтобы Ты был моим пастырем, не хочу быть Твоей овцой». Даже если мы не произносим этих слов, мы просто отказываемся от Бога, отворачиваясь от Него зрением нашего духа.

От нас с вами требуется духовное зрение, бодрствование и усилия, но мы не будем одинокими. Сам Господь Своей благодатью даст больше, чем все наши усилия. Дорогие братья и сестры, в этом и заключается суть духовной жизни, в этом и опыт подвига святых угодников Божиих.

Мы также обращаем внимание на евангельское чтение от апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которое мы слышали. Господь говорит: «И иных приведу к Себе, и они услышат глас Мой» (см. Ин. 10,16). Это для нас с вами является чрезвычайно назидательным. В чем? В том, что мы часто считаем окружающих людей недостойными ни себя, ни Бога. В этом мы глубоко ошибаемся. Нам представляется, что этот человек, являясь с нашей точки зрения неблагочестивым, точно недостоин Царствия Небесного. Но человеческие рассуждения не являются рассуждениями и благословением Божиим. Мы не знаем, что в сердце другого человека. Мы часто не знаем, что в нашем сердце происходит. Поэтому эти слова Господа указывают нам на то, чтобы мы приобретали дар смиренномудрия. Никогда не думайтевысоко о себе и никогда не стремитесь осуждать окружающих людей. Потому что это не просто бесполезно, но губительно для нас и неспасительно для окружающих.

Пусть каждый из нас в своей искренней сердечной молитве просит Бога о смирении, которое приобретается через искреннее покаяние, через рассматривание собственных грехов. В чем смысл этого простого святоотеческого наставления: «Познай себя, и хватит с тебя»? Да в самом простом: в том, что через познание собственных немощей и грехов мы с вами способны приобрести дар смиренномудрия. А если этот дар будет в нас, то и сердечная молитва нас посетит. Тогда и иные Божии дары смогут стать частью нашего естества. Наша искренняя молитва, наше упование на Бога, наше послушание Ему, как послушание овец истинному Пастырю, не требуется от нас, дорогие братья и сестры. Уроки послушания необходимы для того, чтобы мы с вами научились послушанию Самому Господу. В чем они состоят? Они состоят в простых вещах. Сначала мы слушаемся родителей, исполняем их благословения, причем делаем это, не рассуждая. Потом мы слушаем начальников, поставленных над нами Самим Богом. Если мы находимся в ограде Церкви, то слышим Священноначалие в лице священника, настоятеля, игумена или игумений, епископа. Через такое послушание друг другу, по слову святого апостола Павла, мы способны приобрести послушание Богу. Тем самым мы способны постигать мудрость того, что Господь желает от нас.

Поэтому пусть сегодняшнее евангельское чтение, слышанное нами, будет назидательным для каждого из нас на пути нашего спасения. Пусть святые угодники Божии, пусть подвиг тех людей, которых мы, возможно, считаем недостойными, которые, может быть, для нас с вами не являются святыми, но они святы пред Богом. В том числе и те воины-защитники Отечества, которые здесь, на этой священной Вяземской земле, на этом Богородицком поле, в этом Вяземском котле создают собою раскрытый Антиминс мучеников, исповедников Христа ради, подвижников веры и благочестия, имея в виду, что они проявили самое совершенство своей человеческой любви к Богу и к ближнему, положив жизнь свою за других.

Пусть всё это священное, что нас окружает здесь, назидает нас в том, что и мы призваны к тому, чтобы совершать свой христианский подвиг, чтобы совершить свой личный человеческий подвиг и следовать за Христом, а через это обрести у Бога спасение и Царствие Небесное, которое Он уготовил для каждого из нас.

Аминь.

 

 

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости