56

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе города Вязьмы

10 января 2025 года

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В этот святочный период Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа мы слышим голос Святой Церкви: притчу Господню о делателях в винограднике (Мк., 12, 1 - 12). И мы с вами ясно понимаем, о чем идёт речь. Ведь каждому Господь вручает свое личное поприще и как Хозяин нашей с вами судьбы заботится о том, чтобы мы максимально использовали те возможности, которые есть у нас с вами на этом многотрудном пути. Поэтому опытный руководитель — это не тот, кто только собирает плоды, дав изначально то или иное задание, поставив цель, а тот заботливый человек, который всячески способствует тому, чтобы и труд был эффективен, и делатель был радостен и способен к тому, чтобы не только в этот раз, но и в последующие разы продолжить труды, которые бы приносили много плодов Хозяину этого виноградника, то есть нашей с вами жизни.

Поэтому во всем мы в Господе усматриваем доброго Попечителя о наших с вами душах, Распорядителя наших с вами судеб. Спрашивают часто, особенно люди не церковные, маловерующие: а есть ли судьба у всякого человека? Конечно. Она есть, и мы сами определяем ее направление. Господь всякому человеку желает спасения и познания им, этим человеком, истины, то есть Его, Личности Бога. А именно от нас, от нашей человеческой воли, зависит то, направляем ли мы её в сторону Бога. Если мы её никуда не направляем, то и судьба наша складывается таким образом, что она далека бывает от ценности Бога, от того, чтобы Господь имел возможность оказывать ей попечение.

Но Господь, как чадолюбивый Отец, заботящийся о Своем творении, не только споспешествует, но, как мы и слышали из притчи, Им Самим произнесенной – Господь и наказывает. Поэтому в нашей жизни мы всё время претерпеваем те или иные скорби, часто не понимая, «за что мне то или иное? Ведь я людей не убивал, не крал, ничего не делал такого», – говорим почти все мы. Но при этом мы не понимаем всю опасность нашей греховной слепоты, неспособной увидеть в цепи малых наших отвратительных поступков удаление от Господа. Часто так бывает, что мы не совершаем крупных грехов, потому что часто и бываем неспособны на них, а находимся в плену множества грехов мелких, может быть, даже более отвратительных, более опасных для жизни нашей и для нашего спасения. Но мы стараемся этого не замечать. Мы даже, порой, эту греховную жизнь определяем для себя как норму, что является губительным для нас.

И те виноградари, которые убили слуг, посланных Хозяином виноградника, для того чтобы отчитаться о проделанной работе, а потом и самого Сына Господина виноградника, были духовно слепы. Они видели только ту малую выгоду, которая была в поле их зрения. Поэтому они так и рассуждали. Мы с вами, как слушатели этой притчи, видим абсолютную нелогичность поступков этих людей, которые должны были понимать, что они будут наказаны. Но почему они не понимают? Они не понимают этого потому же, что мы с вами не понимаем того, что делаем в нашей с вами жизни. А сколько глупых мыслей и чувств и поступков у нас с вами бывает… Поэтому, прежде чем нам с вами осуждать тех делателей виноградника из слышанной притчи, осудим прежде всего самих себя. Увидим то глубокое заблуждение, которое постигает нас порой в жизни. И мы не бываем неспособны ни к молитве, ни к посту, ни к доброделанию, мы бываем неспособны отозваться на чью-либо просьбу, потому что мы замыкаемся в нашем собственном эгоизме. Нас интересует только то, что находится в поле нашего личного зрения, эгоистичного.

Это очень всё опасно. И всё это ведет к гибели нашей души, ведет к тому, что Господь нас накажет. Часто спрашивают: «А почему это я, часто приходящая в церковь, бываю так часто наказываема Богом? А вот та нечестивица – приятельница всю жизнь прожила припеваючи, и ничего с ней не происходит?». Да потому что, кого Господь любит, того и наказывает. А в тех случаях, когда человек не получает возмездия в самый короткий промежуток времени, уже может быть духовно мертв. Вот в чем опасность того, чтобы Господь нас не наказывал. Поэтому, если нас постигают те или иные жизненные испытания, мы с вами должны во всем этом видеть Промысл Божий, Который заботится о том, чтобы мы исправились, чтобы мы прибегли к покаянию как единственному лекарству для нашей жизни. И когда мы не ропщем на Бога, а просим Его Божией силы для того, чтобы преодолеть то или иное испытание, тогда мы бываем награждаемы Богом. Тогда мы с лёгкостью, не собственной, а Божией силой, преодолеваем ту или иную промежуточную временную напасть.

Вот так мы должны с вами укреплять свою веру. Так мы должны рассуждать с вами о собственной судьбе, во всём полагаясь на Бога и не строя таких планов, которые бы не входили в волю Божию, в Его Божественный Промысл по отношению к нам. Как проверить эту волю по отношению к нам? Да сопоставить то, что мы говорим, о чем думаем и что делаем, с Евангелием. Для этого нам необходимо как можно чаще открывать Божественное Слово. Нам нужно хорошо знать Евангелие. Нам нужно знать, что говорит Господь вообще во всём Евангелии. Для того, чтобы, в частности, найти то Слово Божие, которое применимо конкретно к какому-то поступку, к какой-то нашей жизненной ситуации, к какому-то случаю, с которыми нам необходимо столкнуться. Дорогие братья и сестры, наша с вами общая задача состоит в том, чтобы читать ежедневно Евангелие, неленностно открывать его, не откладывая «на потом», не говорить, как это принято у молодых людей: «вот, наступит пенсия, буду изучать Священное Писание». Таких чудес не бывает. Если человек в молодости, до зрелых лет, не приучил себя к благочестию, к вере, то и в старости ничего не будет. Пустота душевная. Вот что там будет. Поэтому нам с вами нужно понуждать свою дебелую греховную природу к тому, чтобы преклонять колени нашего сердца перед Богом. Нам требуется, чтобы мы заставляли себя трудиться, как те, может быть, не упомянутые Богом делатели виноградника, которые были усердны по отношению к своему труду. Ведь Господь говорит не о всех делателях, а только о нерадивых, нескольких. Так вот, наша задача – не попасть в число этих нескольких бездельников, эгоистов и злых людей.

Моё слово обращено не только к мирянам, но и к духовенству, собравшемуся сегодня, и к монашествующим. И эта задача – быть усердными делателями виноградника Христова – стоит, прежде всего, перед нами: духовенством и монашествующими. Во всем полагаться на Божию помощь, полностью отвергать свой греховный эгоизм, работать на то, чтобы помочь ближним, чтобы нести тяготы друг друга – вот к чему призваны мы, священнослужители и монашествующие. И через эту искреннюю любовь к ближнему, через преодоление собственного эгоизма, показывать и людям внешним, мирянам, в том числе, то, каким образом можно было бы поступить по-доброму. В этой связи на каждом из нас чрезвычайная ответственность. На всех нас. На священниках и вас, дорогие миряне. Потому что все вместе являемся делателями этого виноградника Христова. Просто Господь нас с вами расставил в разных местах этого огромного поля нашей с вами деятельности. Кто-то делает одно в этом винограднике, кто-то другое, но непременно каждый из нас ответит перед Господом. И ответит по-полной: сколько кому было вручено, вот столько и спросится. И не просто столько же, но Богом будет задан вопрос: "А преумножил ли ты то, над чем Я тебя поставил?", произнесет Господь на Страшном суде. Поэтому горе нам, священникам, если мы являемся нерадивыми пастырями. Горе нам, монашествующим, если мы не видим в молитве и послушании главного условия нашего монашеского призвания. Горе вам, дорогие миряне, если недобросовестно выполняются обязанности в семьях наших, если мы тем самым не укрепляем наши общественные связи, не делаем крепким в целом наше государство. Господь спросит с каждого из нас

Для того чтобы нам быть усердными, нужно приучать себя любить ближнего, поскольку без любви к ближнему невозможна наша с вами любовь к Богу. Мы обманываем себя, говоря, что любим Бога, при этом ненавидя хотя бы одного человека. Тогда всё напрасно: напрасно бывает наше духовное делание, если мы ненавидим одного человека; бессмысленно наше хождение в храм; бессмысленно наше участие в Таинствах Христовых. Если мы нарушаем одну заповедь, говорит святой апостол Иаков, мы нарушаем весь закон (см. Иак., 2 10). Поэтому, дорогие братья и сестры, постараемся в том, чтобы нам искренне любить каждого человека, чтобы нам благословлять и молиться за ненавидящих и обидящих нас (см. Мф., 5, 43-44), чтобы нам преодолевать собственный эгоизм и греховность, прибегать к Таинству Покаяния как единственному лекарству, врачующему наши души.

Будем молиться Богу о том, чтобы Господь укрепил нас в нашем с вами общем делании во славу Божию. Спрашивают часто: «… а какова цель моей жизни?» Она состоит в том, чтобы посвятить ее славе Божией. Врачу посвятить эту жизнь своему врачебному искусству во славу Божию. Педагогу посвятить свои учительские труды во славу Божию. Рабочему, водителю, всякому человеку необходимо таким образом выстраивать свою жизнь, чтобы все служило этой славе. И, конечно же, мы, священники и монашествующие, в первую очередь, призваны к этому. И в первую очередь призваны к тому, чтобы ответить за все. Так что просим вас, дорогие братья ми сестры, миряне, молиться за нас, священнослужителей и монашествующих. Чтобы Господь укрепил нас в делании, чтобы подал силы совершать своё многотрудное служение Святой Церкви. А мы, в свою очередь, будем всегда не ослабевать нашей искренней молитве за вас, не только читая те записочки о здравии и упокоении, а в сердце своем, молясь за каждого из вас, прося о том, чтобы Господь привел каждого из вас к познанию истины, Господа нашего, ныне Рождшегося в Вифлееме, и указывающего путь к нашему спасению.

Аминь.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости