Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Мы с вами обращаем внимание на слова Самого Господа, слышанные нами только что из 10 главы Евангелия от Марка: "если вы не будете как дети, то не сможете войти в Царствие Небесное" (см. Мк., 10, 11-16). Удивительные слова, как будто бы на первый взгляд противоречащие всему тому духу евангельскому, который всё время призывает нас быть совершенными, призывает к духовному росту, к наполненности. А тут совершенно непонятные для нас слова, как будто бы указывающие на необходимость быть неразумными, неспособными, слабыми. Но те закономерности, которые есть в нашем сознании мирском, противоречат Божией правде и тем духовным принципам, которые в неё, в эту Божию правду, заложены.
Когда мы с вами говорим о том, что мы душой должны быть подобны детям, а именно об этом говорит Господь, то мы имеем в виду те нравственные качества, которыми обладают дети. Это те качества, которые теряем мы, взрослые. А какие это качества? Это абсолютное доверие, это незлобие, это способность ответить на призыв без рассуждения и многое другое, что является даром Божиим.
А что же во взрослой жизни? Мы с вами называем себя взрослыми тогда, когда бываем способны различать зло окружающих нас людей, когда мы накапливаем в искусстве лесть, обман, лицемерие. Всё это мирское сознание называет взрослой жизнью. Но при этом, став взрослыми и приобретя все эти навыки, в первую очередь негативные, мы с вами вспоминаем детство. Если оно было у нас с вами благополучным в семейном плане, то тогда мы тоскуем по времени, когда мы были детьми. О чём же мы тоскуем? Пропуская многие важные слова, которые здесь нужно произнести, укажу лишь на самое главное: мы тоскуем по потерянному целомудрию.
Что такое целомудрие? Это целостность личности, способной к самопознанию, к самообладанию и к простому отношению к окружающему миру. Вся наша с вами, так называемая сложность, возникла из-за того, что мы продолжаем в этой взрослой жизни раскалывать целостность нашей личности, как зеркало. И теперь она у нас с вами состоит из маленьких осколков, которые очень трудно собрать в единое целое, которые иногда конфликтуют друг с другом, создавая множественность, запутанность, неясность. Это создаёт многие внутренние проблемы, отклонения. Это создаёт трудности для окружающих людей. Всё это свидетельствует о потере нашего с вами целомудрия, которое относится не только к сфере личной, интимной жизни, но в целом описывает состояние личности человека в самом широком смысле этого слова. Мир кичится своей взрослостью, говоря о том, что главными достижениями этой взрослости являются способность ума и творческих сил. Но детскость не отрицает ума. Детскость не создаёт каких-либо конфликтов, а, наоборот, стремится к простому совершенству. Мы с вами знаем, что совершенство оценивается по простоте и ясности того или иного явления, предмета или личного отношения.
Взрослость является для нас с вами очень серьёзным внутренним конфликтом. Взрослость агрессивна по отношению к самому явлению детскости: агрессивна, потому что чрезвычайно назидательна, нравоучительна, но при этом слепа. Мы с вами, лишившись детскости в личной жизни, детскости в вере и не имея этого совершенства – простого отношения к Богу, во многом самооправдываем себя, находим причины не в самих себе, а в окружающих обстоятельствах и внешних условиях жизни, виня всех и вся. Это наше болезненное состояние во многом мешает нашей жизни. Оно лишает нас радости. Чем же мы с вами каждый день заняты? Скорбями, преодолением каких-то трудностей, поиском себя в этом мире. Детское отношение к вере исключает всё это из себя: оно радуется тому, что есть; оно открыто всем и вся, оно — совершенство. Об этом очень хорошо рассуждает известный богослов XX века протоиерей Александр Шмеман в своих записях, говоря о том, что взрослая жизнь потеряла самое главное — радость:
«И вот все христианство есть один сплошной призыв вдруг, со стороны увидеть всю эту взрослую грусть, весь этот безрадостный мир, в котором все время раздваивается, распадается все, в котором все отравлено, все пронизано недоверием, враждой, скукой. «Ищите же прежде всего Царства Божьего…» (Мф.6,33). И мы спрашиваем, что такое это Царство Божие? – И слышим в ответ: «Радость и мир в Духе Святом» (Рим.14,17). Что же это за радость и мир, которых, по слову Христа, никто и ничто не может отнять у нас, как не возврат к этой детской способности жить целостно? И все христианское учение – это учение о том, прежде всего, как вернуться к этой целостности, как восстановить ее в себе».
Вот к чему нас призывает Господь. Поэтому стяжание благодати Святого Духа есть для нас возможность возвращения в нас детской веры, а значит, радости и внутреннего душевного мира. Церковь и призывает нас с вами достигать этой главной цели в нашей жизни — стяжания благодати Святого Духа. Через это стяжание, приобретение главного, что должно быть в нас, возвращение нашего целомудрия. Можно ли вернуть целомудрие? Можно. Невозможное человеком возможно Богу.
Поэтому будем искренне молиться Богу о том, чтобы Господь укрепил наше сердце, чтобы Господь склеил эти кусочки зеркала нашей личности, чтобы в целостности этой личности мог бы без искажения отражаться Божественный свет. А если он будет ясно отражаться, то и не только мы, но и окружающие люди будут способны видеть этот Божественный свет, о чём нас учит Сам Господь и примеры чего подают нам святые угодники Божии, в том числе преподобный Авраамий Смоленский, празднуемый сегодня мученик Вонифатий, а также преподобный Илья Муромец, наш великий воин, который своими мощами почивает в Киево-Печерской лавре. Как мы все надеемся, что он пока ещё находится там, если не продан богоборческой властью, как и прочие мощи святых угодников киевских, за пределы Киево-Печерской лавры.
Пусть их молитвами и благодатью Своей Господь укрепит нас, даруя нам детскую веру, а значит, любовь и мир в наши сердца.
Божие вам всем благословение!
Источник:смоленскаямитрополия.