109

В середине января в Смоленском епархиальном Управлении состоялась встреча митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора с иереем Дионисием Новиковым, епархиальным координатором по утверждению трезвости в Смоленской епархии, клириком Свято-Успенского кафедрального собора города Смоленска. Глава митрополии вручил в знак архипастырского благословения отцу Дионисию старинную икону святого мученика Вонифатия, доставленную из Свято-Владимирского монастыря на Истоке Днепра. Мученик Вонифатий считается небесным покровителем тех, кто борется с грехом пьянства. Ему также молятся об избавлении от пагубных привычек.

По благословению архипастыря мы подготовили интервью с отцом Дионисием о его служении, в частности на этой должности.

- Отец Дионисий, как Вы стали Епархиальным координатором по утверждению трезвости в Смоленской епархии?

- Все началось с благословения правящего архиерея, когда в Смоленской епархии начали активную работу в этом направлении.

- Какие основные цели Вы ставите перед собой и Вашей командой в этой работе? Какие перед вами стоят «сверхзадачи» для решения каких-то проблем, связанных с утверждением трезвости.

- Наша сверхзадача – помочь людям, которые страдают зависимостью. Неважно, какой – алкогольной, наркотической или игровой. Помочь избавиться от этой зависимости и привести людей к Богу.

-       Как организуется работа сообщества трезвости? Где и как проходят встречи, кто может на них прийти?

- В каждой епархии есть епархиальный координатор по утверждению трезвости, которому можно задать все интересующие вопросы. Встречи проходят в разных форматах: первичное собеседование, индивидуальные консультации и т.д. В зависимости от проблемы, с которой обращается человек или его родственники, предлагаются пути решения. Осуществляется сотрудничество с другими общественными организациями.

Церковь – это не волшебная таблетка

- К Вам может прийти любой человек?

- Да. Я в соборе дежурю каждое воскресенье. Встречи проходят в формате встречи на территории собора. Если человек осознает свою проблему, ели у него не хватает сил справляться самому, если проблема очень серьёзная, мы направляем человека в реабилитационный центр, с которым мы тоже сотрудничаем. Либо – приглашаем на наши занятия, которые проходят в анонимной группе при Свято-Успенском кафедральном соборе.

- Как охотно люди делают первые шаги? Ведь, чтобы прийти, надо себя заставить сделать первый шаг, признать то, что ты зависим.

- Первый шаг сделать очень трудно. Чаще всего, конечно, обращаются родственники самого человека. Но когда обращаются родственники, они тоже ожидают какого-то чуда. Многие считают, что, если они обратились к батюшке, батюшка должен помолиться, «пошептать», и человек сразу же «починится», станет хорошим. В наших беседах мы всегда подчёркиваем, что чудо, конечно, может произойти, Господь может даровать какое-то моментальное исцеление, но что вы дальше с этим будете делать? Если это болящий человек, то сначала ему надо самому научиться жить без алкоголя. Если это родственник, то объясняем, что нужно поменять поведение, не давать деньги, не покрывать его грехи, «не отмазывать» на работе, так как этим вы всё только усугубляете. Это неприятно слушать. Поэтому, к сожалению, многие после этой беседы уходят. Их не устраивают такие ответы, они хотят простого решения или действия «волшебной палочки».

- Какие изменения происходят у участников сообщества? Стало ли их больше?

- Это число постоянно меняется. Кто-то приходит, кто-то уходит. Главное, чтобы люди поняли, что своими силами, без Бога – это сделать практически невозможно. Нужно искать поддержку. Люди борются всю жизнь. Есть масса случаев, когда человек не пьёт 5-10 лет, а потом снова происходят какие-то срывы.

- Чаще всего это люди какого возраста?

- Средняя возрастная категория, причем это и мужчины, и женщины.

- А сохраняется анонимность?

- Кроме каких-то бесед, это – группа взаимопомощи, взаимной поддержки. Поэтому, конечно, если это взаимная помощь, то сохраняется и элемент доверия.

- Что, по Вашему мнению, является наиболее важными аспектами работы по утверждению трезвости?

- Просвещение и информирование населения о вреде алкоголя, разговор о причинах алкогольной зависимости и создание подобных групп трезвости на приходах, проведение мероприятий, акций, направленных на утверждение трезвости. Общецерковное мероприятие у нас – 11 сентября, в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Служится молебен во всех храмах Русской Православной Церкви об утверждении трезвости. В некоторых епархиях такой День трезвости проводится на областном уровне с участием администрации города. А например, 1 января, в день мученика Вонифатия, в Санкт-Петербурге на территории Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры после служения Божественной литургии проходит крестный ход православных трезвенников.

Конечно, нужно понимать, что проще бороться не с последствиями, а с причинами. Вылечить человека, помочь человеку избавиться от зависимости – очень тяжело. Проще сделать так, чтобы он просто не начал употреблять. В школах должна проводится работа по предостережению от употребления алкоголя.

- Вы взаимодействуете с другими организациями и группами, работающими в этой сфере?

- Я являюсь членом Антинаркотической комиссии в Смоленской области. В этом плане налажено сотрудничество с Администрацией города. Также окормляю реабилитационные центры Смоленской области. Сотрудничаем с группой анонимных алкоголиков и с другими реабилитационными центрами. Отмечу, что иногда человеку лучше проходить реабилитацию не в Смоленске, а в другом городе.

- Почему?

- Реабилитационный центр, с которым я сотрудничаю несмотря на то, что Центр абсолютно лоялен к Церкви, они приезжают периодически и на службу, исповедуются и причащаются, по желанию, но все-таки это коммерческая организация, и за реабилитацию предусмотрена плата. Не у всех есть возможность заплатить деньги. Поэтому, если у человека нет такой возможности, приходится отправлять его в иногородние, православные реабилитационные центры. Конечно, там они тоже небесплатные, но их деятельность осуществляется за пожертвование, если у человека нет возможность платить фиксировано.

Плохо делать - неправильно

- В Смоленске планируете развить существующую анонимную группу зависимых в реабилитационный центр?

- В далеко идущих планах такое есть. Но плохо делать – это неправильно. Есть такой опыт окормления, как «работный дом». В нём люди с зависимостью работают, зарабатывают на своё содержание. Такой формат также может быть. Но всё-таки это не вполне реабилитационный центр. Для работы полноценного реабилитационного центра требуются громадные материальные затраты, кроме наличия помещения. Это и заработная плата психологов, которые будут работать с зависимыми, и заработная плата медицинского персонала, который обязательно должен быть, потому что здесь будут люди с нестабильным психоэмоциональным состоянием. Врач должен постоянно присутствовать. Рядом должны быть постоянно люди, которые с ними вместе живут, которые их контролируют, либо дежурные. Это все – материально затратно.

- Какие ресурсы доступны для тех, кто хочет избавиться от зависимости или поддержать трезвый образ жизни?

- Онлайн группа «Реабилитация Liev» ( https://reablive.ru/). Это онлайн-группа при Даниловом монастыре.

Есть сайт «Протрезвение» (https://protrezvenie.ru/) там можно найти и список православных реабилитационных центров, и посмотреть на какой проблематике они специализируются. Там есть литератур в помощь зависимым.

- Позвольте задать вопрос личного характера. Вы употребляете алкоголь или категорически нет?

- Категорически не употребляю. Я считаю, что если ты работаешь с зависимыми, то ты сам должен отказаться и не употреблять.

- Как на Ваш взгляд, Русская Православная Церковь может поддержать людей, столкнувшихся с проблемами зависимости?

- Помимо православных программ реабилитации, это прежде всего участие в Таинствах. Включение человека в жизнь церковной общины. Конечно, желательно, чтобы не только человек включался в жизнь церковной общины, но и его родственники. Именно по той причине, по которой я и говорил. Потому что бывают разные ситуации. Когда человек пытается исправиться, а, допустим, родственники и близкие продолжают вести прежний образ жизни, то человек просто срывается, не справляется. Важно, чтобы окружение человека тоже вело церковный образ жизни, помогало поддерживать человека в его решении.

Вообще, вопрос реабилитации и помощи зависимым, довольно сложный, потому что нельзя в алкогольной, наркотической зависимости выделить какую-то одну составляющую. Это и психологическая, и духовная, и эмоциональная, и общественная, и социальная проблема. Поэтому по всем этим сферам человеку нужно оказывать помощь, включая и помощь психолога, а иногда даже психиатра. и помощь духовника, и помощь священника, чтобы помочь справиться. Поддержка какая-то должна быть, что он не один. Господь его не оставит. И, конечно, социальная сфера, потому что социум, окружение человека, в том числе, может быть, причиной начала употребления. Если эту сферу тоже не исправить, то надолго человека, к сожалению, не хватит.

-       Отец Дионисий, а что лично для Вас значит трезвость, и как она влияет на духовную жизнь человека? Наверняка, подразумевается не только неупотребление алкоголя, в частности, излишнее его употребление, но и трезвый взгляд на современные вызовы и проблемы, на жизнь в целом? Поделитесь пожалуйста.

- Трезвость – это не только отсутствие употребления каких-то веществ, трезвость это и трезвый взгляд на мир, на вещи, способность и критически оценивать и себя, и критически оценивать других в разных жизненных ситуациях.

- Как воспитывать это в себе?

- Трезвый взгляд на жизнь очень пересекается с понятием свободы воли. Все мы можем сказать, от чего-либо зависимы. Например, от сладкого. Зависимости у нас есть, но они не социально опасные. Потому и мы сами на это не обращаем внимания. Но, когда человек начинает употреблять какие-то вещества, это все обостряется. Человек сам понимает, что ему плохо. Человек прекрасно понимает, что он выпивает или принимает наркотики, что это его убивает, но он просто не в силах от этого отказаться. Это крайняя форма порабощения свободной воли человека. Человек все понимает, но у него нет сил остановиться. Поэтому трезвый образ жизни – это, прежде всего, воспитание в себе сильной воли и свободы от греха, к чему все и призваны.

 

Нужно быть готовым к долгой работе над собой

 

- Какую роль, на Ваш взгляд, играет вера в процессе восстановления и преодоления зависимостей? Согласны ли Вы, что верующему человеку предоставляется возможность широкого выбора выходов из проблем и нелегких ситуаций, нежели человеку атеистического мировоззрения?

- У верующего человека, конечно, выходов больше. Потому что всё-таки часто, особенно в современном мире, человек несмотря на наличие 10 000 друзей в социальных сетях может ощущать себя одиноким. В том числе и это может быть причиной начала употребления. Верующий человек скорее всего не считает одиноким себя.

- Где эта грань? Как правильно верить, не терять трезвение ума, как и православным, воцерковлённым, так и людям вне Церкви.

- Больше читать, прежде всего Священного Писания. Отцов, чтобы сохранять какой-то здравый взгляд на мир, который нас окружает. В современном потоке информации это очень важно. Информации слишком много. Мы не всегда её можем фильтровать. В этом плане развитие критического мышления через чтение очень помогает сохранить трезвый взгляд на мир. Конечно, надо помнить, что в Церкви человека всегда ждут, всегда примут, со всеми его проблемами, помогут разобраться. Не боятся сделать первый шаг в храм.

-       Отец Дионисий, у Вас появилась новая форма служения – окормление раненых в госпиталях. Расскажите, взаимосвязаны ли два этих направления Вашего пастырского служения и почему Вы решили заняться этим?

- Окормление раненых начиналось с того, что в Русской Православной Церкви возникла идея Патриаршей гуманитарной миссии. Когда встал вопрос о поездке и окормлении раненых в госпиталях, то я подумал, что мой опыт работы с зависимыми все-таки может пригодиться. Боевые действия и ранения обостряют восприятие, человек может начать употреблять алкогольные напитки, чтобы притупить боль, страх. В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению этому большое внимание уделяется именно окормлению людей, имеющих такой травматический опыт.

- Что бы еще Вы хотели отметить или пожелать нашим читателям?

- Церковь, конечно, помогает избавляться от зависимости, но не нужно воспринимать Церковь как волшебную таблетку, мол, ты придёшь, помолишься, поставишь свечку, и у тебя пропадёт зависимость. Ты бросишь пить, бросишь курить, бросишь употреблять или у твоего родственника все это пройдёт. Нет. Избавление от зависимости – это тяжёлая, долгая работа, «переработка» себя, перестройка своего образа жизни. Если ты, условно говоря, 20 лет употребляешь, или шёл к тому, чтобы начать употреблять, наивно надеяться, что за 5, 10, 15 минут молитвы у тебя все это пройдет. Нужно быть готовым к долгой работе над собой.

- Спасибо за беседу, отец Дионисий!

Беседовала Марина Княжинская

Встречи в помощь страдающим от алкогольной зависимости регулярно проходят при Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска

Подробности по телефону 89203307436

Источник:https://смоленскаямитрополия.рф

 

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости