1989
В Церкви Рождества Пресвятой Богородицы настоятелем иереем Владимиром в период Светлой Пасхальной седмицы 2022 года была организована выставка, посвященная 100-летию подвига новомучеников и исповедников Русской Церкви во время гонений, обусловленных кампанией по «изъятию церковных ценностей.

В 2022г. исполняется 100 лет со времени событий, связанных с процессами «по изъятию церковных ценностей». Это один из важных этапов стояния нашего народа и духовенства за веру и Церковь Русскую.
В 1917г. подвиг многочисленных новомучеников и исповедников Церкви Русской всколыхнул нашу Родину. Революция – катастрофа, провозгласившая новую эру и нового человека, не признающего ни Бога, ни святости, ни святых, подобно цунами, прокатилась по стране, разрушая, коверкая, уродуя все на своем пути.

Отступление от Бога привело к краху всего, чего добился русский народ. Встав на алчный путь врага человеческого, богоборцы разжигают свирепый красный террор. Вот как об этом писал святитель Патриарх Тихон в 1918 г. в своем Послании к годовщине захвата власти большевиками: «Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью, и, вместо мира, искусно разожгли классовую вражду… Великое благо – свобода,…как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой то свободы вы и не дали… Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства… Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей и не задумались нарушить их посмертную волю».

На смену кампаниям 1918 года по расстрелу священнослужителей, вскрытию святых мощей, что автоматически вело к закрытию обителей, в 1919-1920 гг. начата практика «церковных дел», по которым проходили священники и миряне, пытавшиеся защитить святыни от поругания, что в 1921-1922 гг. принимает бесчеловечные формы.

Жестокая засуха 1921 года привела к голоду в 34 губерниях России, власти решают изъять ценности у Русской Церкви.». 19 февраля 1922 г. воззванием к пастве Патриарх Тихон призывает церковно-приходские советы и общины жертвовать для голодающих любые драгоценные церковные украшения, если они не имеют богослужебного употребления. Но начались обвинения и нападки на церковных иерархов в безразличии к бедствиям народа, как оказалось, готовилась почва для появления 23.02.1922 г. декрета ВЦИК о порядке изъятия церковных ценностей. Изъятие из храмов священных предметов, употребляемых для богослужебных целей, воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается как святотатство.

Вот что читаем в связи с этими событиями в секретном письме председателя Совнаркома В.И. Ленина: «…мы можем произвести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления …» . При изъятии церковного достояния «в 1414 случаях власть прибегала к оружию, в итоге награбленное составило: 33 пуда золота, 24 тысячи пудов серебра и несколько тысяч драгоценных камней».

Послание Ленина положило начало «процессам церковников» по всей стране. 26 апреля 1922г. в Москве, в здании Политехнического музея, открылся процесс, на котором судили 20 московских священников и 34 мирянина по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей.

Трибунал приговорил 11 обвиняемых к расстрелу. После вынесения приговора Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК Калинину «о помиловании осужденных, тем более что инкриминируемого послания они не составляли, сопротивления при изъятии не проявляли и вообще контрреволюцией не занимались».

ВЦИК помиловал шестерых лиц, а пятеро, протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров, были казнены в камерах Лубянки.

16 июня 1922 г. прошел процесс над «петроградскими церковниками», на скамье подсудимых оказалось 86 человек – весь цвет петроградского духовенства и наиболее церковно активные миряне.

В результате процесса 10 человек приговорили к расстрелу, большинство обвиняемых – к разным срокам лишении свободы со строгой изоляцией, 22 человека были оправданы».

Сколько таких позорных судилищ прошло по всей стране, а сколько не состоялось по причине того, что новая власть действовала по инструкции Ленина. Ее суть – арестовать «как можно больше, не меньше чем несколько десятков, представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей».

На заседание над «московскими церковниками» был вызван Патриарх Тихон, который сказал следующие слова: «Я всегда говорил и продолжаю говорить как следственной власти, так и всему народу, что во всем виноват я один, а это лишь моя Христова армия, послушно исполняющая веления ей Богом посланного Главы. Но если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – тут голос Патриарха возвысился, стал слышен во всех углах громадного зала, и сам он как будто вырос, когда, обращаясь к подсудимым, поднял руку и благословил их, громко, отчетливо произнося: – благословляю верных рабов Иисуса Христа на муки и смерть за Него».

Знать о трагических страницах истории нашей Церкви необходимо, так как «удивительный пример мученичества — это то о чем сегодня наша молодежь должна знать, это деятельный патриотизм, — наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами».

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости