6-ая Новелла императора Юстиниана
о симфонии
(правовой кодекс Юстиниана использовался в Европе вплоть до наполеоновских войн)
«Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, и то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем».
Текст этой новеллы приведен в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
толкование
Таким образом, согласно святому Императору Юстиниану, цель у государства и Церкви общая - благо народа Божиего. Но, тем не менее, задачи и методы у них разные, что дозволено государству, то не дозволено Церкви, и наоборот, хотя церковные законы должны признаваться государством, а государственные законы должны признаваться Церковью.
300 лет минуло, как железная воля императора Петра Великого круто развернула ход национальной истории, предав идеалы Святой Руси и наследие Византии - и положив в сердцевину жизни России главное «достижение» века Просвещения – сознательное забвение христианских основ европейской цивилизации - обмирщение, веру во всемогущество и непогрешимость государства.
Раболепное преклонение перед античной эпохой, языческими баснями, культом ублажения плоти (гедонизм), при целенаправленном вытеснении христианской Веры из общественной жизни, культуры, науки, политики – стало символом прогресса, идеологией правящего класса западной Европы до сего дня.
Самое понятие Власти, как жертвенного служения Богу и Народу, трансформируется в доветхозаветное декларирования Правителя, как тени Бога на земле, в сверхчеловека, которому всё позволено…
Конечно, пресловутый секуляризм – есть естественный ответ высоких европейских умов на многовековое всевластие и злоупотребления Католической Церкви, которая на протяжении столетий была и непререкаемым учителем и высшим авторитетом, распределителем властных полномочий императорам и курфюстам, идейным вдохновителем военных переделов и Крестовых походов.
Вековой страх учёных и правителей, художников и изобретателей перед трибуналами инквизиции и цинизмом индульгенций переполнили чашу терпения князей, бюргеров, купцов, недовольных целебатом священников и вызвали сначала движение Реформации, и как следствие – значительное ограничение прав Церкви при абсолютизме светских правителей, ( природа не терпит пустоты) нашедших оправдание своей ненасытной жажде власти в декларировании цели «общего блага» - как говорится: благими намериниями…
Казалось, что Православный мир это разхристинизация, возвращение к корням Ветхого Рима и языческой Эллады обойдёт стороной, ведь весь единоверный Восток был во власти мусульман и волны Ренессанса не смогут дойдут до Османской Империи, где христианские общины просто старались выжить.
Наша же страна, будучи единственным в мире свободным Православным Государством, 3-им и последним Римом – на протяжении столетий видело основополагающую цель своего существования, как духовная преемница Ромейской Империи, в сохранении чистоты веры, неповреждённости Церковного Предания и христианского образа жизни и общества и государства.
И Великое Княжество Киевское, Владимиро - Суздальская Русь, Московское Царство, конечно, с переменным успехом – в следствии раздробленности русских земель, иноземного ига, частых внешних войн - хранило, как зеницу ока, Святое Православие и принцип 2-ух «согласных» властей - так было при династии Рюриковичей.
Но после событий начала 17 века – Смутного времени, воцарения Дома Романовых – уже начинается т.н. «мягкая прививка» России к Европейскому древу с его (мирскими) сладкими и горькими (духовными) плодами…
Карамзин и славянофилы ставили под сомнение заслуги Петра 1 – ибо образ царя – мудрого реформатора создавался уже после смерти, его не всегда чистыми на руку, сподвижниками.
Петровские преобразования лишь истерично, революционно, продолжили сближение с Западом начатое его отцом царём Алексеем Михайловичем и, в конце - концов, пресловутый Запад (модой, увлечением астрологией, новыми приёмами в живописи и архитектуре, театральными постановками, первыми торговыми судами), да и в лице Украины, уже «вошёл» в Московское Царство.
Последствия же Петровской неугомонной работы (говорят историки) по хаосу, разрушению и потерям - совместима со Смутой 17 века, польско – литовской интервенцией – т.е. с 1-ой попыткой насильственной европеизации варварской России
Экономические реформы, реформы чиновнического аппарата, «великого преобразователя», как таковые, провалились, но их вектор, а именно - роль России, как вечного недотёпы ученика премудрой Европы, сохранялся вплоть до 20 века, до падения Дома Романовых
По словам исследователей - до логического же конца была доведена только, так именуемая, «церковная реформа».
А теперь вдумаемся
- царь из новой династии, Михаил Феодорович, и его отец Патриарх Филарет – совместили всю полноту власти и светскую и духовную – в руках одной семьи…
- царь Алексей Михайлович – уже как абсолютный европейский монарх свергает им же оклеветанного Патриарха Никона, и ввергает страну в религиозное противостояние, действуя «силой меча»
- а его сын – император Петр Великий ( человек с протестанским складом ума) просто, росчерком пера, упраздняет Патриаршество, и себя назначает (мирянина) Главой Церкви. И ни одному из его потомков, даже в голову не приходила –г убительность, абсурдность, антиканоничность данной ситуации с далеко идущими последствиями, вплоть до событий февраля – октября 1917г.
Читаем:
1 статья – Свода законов Российской Империи
«Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный – повиноваться верховной его власти не за страх, а за совесть, сам Бог повелевает».
37 статья
В управлении Церковном самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учреждённого.
Помазание на Царство в Византии – рассматривалось, как ограничение прав императора нормой христианского закона, т.е. император приняв помазание от Церкви, церковное благословение, уже не мог жить попирая христианские нравственные нормы, творить неправый суд и так далее.
Но со временем, особенно у нас, в России, при Романовых, помазание стало рассматриваться совершенно иначе – как предоставление императору каких-то прав по управлению Церковью и на Его неподсудность.
Миропомазание – не карт-бланш на абсолютную монархию, а ограничение самовластия христианской традицией.
Ибо абсолютная монархия – есть понятие, в принципе, нехристианское, языческое ( Единый Бог есть – «Царь царем» и только теократия, боговластие – идеальная форма правления…), а государство (при отсутствии сдержек и противовесов) из авторитарного, стремится к тоталитарному, где свободному человеку свободного места не остаётся.
Цель христианского государства – создание человеку внешних условий для удобнейшего спасения, и недопущения ада на земле; подданный же, полуязыческой Державы, превращается в средство расширения Империи, инструментарий Власти, в расходный материал.
Когда (во имя великих прожектов и светлых идей) Бога просят подвинуться и уступить место человеку (человек – это звучит гордо!), а далее по наклонной - социуму, гуманизму, либерализму, секуляризму – в конце концов человек расчеловечивается, деградирует, возвращается к безсловесным тварям, теряет образ Божий - посмотрите на происходящее сегодня в Европе…
Если Бога нет – то всё позволено – слова Ф.М. Достоевского, видимо, прошли мимо ушей и не коснулись сердца и ума современного человека…
Ибо только христианство поднимает его (человека) настоль высокий педьестал, что он становится высочайшей ценностью во вселенной, а не только винтиком или шестерёнкой того или иного бездушного механизма.
«Если бы на земле жил только один человек – говорят святые отцы – ради него одного, Бог бы стал человеком и претерпел страдания…»
Мирские цели не оправдывают средства – жаль, что последние 300 лет мы часто забывали эту непреходящую мудрость..
Да, по значимости реформы Петра 1 сопоставимы с Крещением Руси, отменой Крепостного права и событиями октября 1917г. – цитирую историков,.. можно добавить и трагедией 30-летней давности, разрушением Советского Союза.
Но цель реформ, возвратимся к изначальной теме, складывается впечатление – не качественное преобразование государства, улучшение жизни подданных, не заложение правовых основ для развития страны, смягчение грубых нравов, доступ к благам цивилизации а абсолютизация личной власти, уничтожение инакомыслящих, путём – унижением национального достоинства, разрыв с многовековыми традициями, богохульным высмеянием (всепьянейший и всешутейший собор, чего только стоит) Церковного строя жизни, – для чего? Кроме государственной власти, кроме моей царской воли - никаких авторитетов.
Была поставлена, говорят историки, слишком Узкоутилитарная цель – скоропалительно, безпланово, решать проблемы на злобу дня, не закладывая долгосрочных основ, а если верить современникам – слова императора «нам Европа нужна только на несколько десятков лет, потом мы повернёмся к ней задом» - говорят о великом реформаторе очень много.
Да, после нас хоть потоп – и потоп пришёл – после смерти Петра 1, за 36 лет, было 6 дворцовых переворотов.
Первый император, будто бы, сделал Россию морской державой, но выход к Балтийскому морю не принёс стране экономического процветания, а все построенные им корабли, после его смерти сгнили в доках.
«Форсированная индустрилизация», по словам историков, обрекла Россию на экономическое отставание в будущем, а крепостных крестьян на полное закабаление, на уровень говорящих орудий ( при православном русском царе – русский православный народ в начале просвещённого 18 века стал рабом, до отмены крепостного права, в 1861г. в США – негры перестали быть рабами в 1865г.)
Поистине удивительны плоды европейской интерграции Империи – рабство титульной нации, обнищание и запустение большинства исторических областей, углубляющейся старообрядческий раскол, и (непреодалённая и поныне) непроходимая пропасть между вестерне-зированной элитой и простым народом, сохранявшим национальный уклад жизни, православную традицию, песни, сказки, обычаи – т.е. всё то, за что мы любим, и за что ТАМ ценят русскую культуру.
Хотелось бы наполнить, что синтез западной и русской цивилизации принёс плоды только в 19 веке т.е через 100 - 150 лет шатания, презрения ко всему национальному, вплоть до русского языка и православной веры – могущей было спасти страну от потрясений и «междуусобной брани» (гражданской войны) в веке 20-ом, как бывало не единожды в былые времена.
И немного статистики, ни каких эмоций:
ПРИ ПЕТРЕ!
- Население России (от 11 до 15 млн. ч.) сократилось на 30%
Постоянные войны: с 1695 по 1723гг.
А) 1-ый азовский поход
Б) 2-ой Азовский поход
В) Великая Северная война
Г) Прутский поход
Д) Каспийский поход
- крепостные – 6, 5 млн. ч.
- дворяне и армия – 500 т.ч.
- изъято 8,5 млн. десятин церковной земли, 1 млн. церковных крестьян переведено под власть государство; 100% процентное отъятие земель и крестьян свершилось уже при Екатерине 2 – и Церковь стала полностью экономически зависимой от государства.
- При строительстве только Санкт – Петербурга погибло от 100 до 300 т.ч.
- В СПБ не сохранилось ни одного оригинального здания построенного при Петре 1 – т.е «блистательный Петербург» - это город Елизаветы Петровны и Екатерины 2 – застроенный видимо на отъятые церковные средства.
- От момента закладки новой столице в 1703 году вплоть до смерти Петра 1 вне СПБ не было построено ни одного каменного общественного здания.
Православное Московское Царство, в первой трети 18 века, вступило на широкий путь Российской Империи, страны, где причудливо сочетались древнерусский говор и невпопад вставленные иностранные словечки, западные технологии и страшное бездорожье, помещечья домашняя косность и приверженность духу просвещения за рубежом, короткополые одежды и россыпи роскошных самоцветов, европейский лоск и поистине азиатское барство, жеманная утончённость и неслыханная жестокость…
Медицинский термин этого состояния прост - шизофрения
Страна оставалась формально православной, но широкая проповедническая миссия Церкви, среди непросвещённых светом Евангелия народам Империи, была под негласным запретом.
Отечественное богословие, на многие десятилетия, оказалось во власти католических штудий, а церковная организация: административно и структурно – порабощённой протестантским духом…
Несомненно, Российская Держава непрестанно трансформировалась – исправлялись не столько Указами и Законами, сколько неистребимым православным духом, стойкостью простого народа и прозрениями достойных государственных мужей, те положения, которые были чужды нам по самой природе…
Но Мистическое Тело Христово – превращённое Петром 1 в Ведомство Православного вероисповедания, в министерство – не претерпело существенных изменений вплоть падения Империи.
Канонические нормы так и не были восстановлены и Церковь призванная заботится о божественных делах не вмешиваясь в дела государственные ( по юстиниановской новелле), а государство, в природе которого руководить и заботится о человеческих делах – составляли нездоровое даже зловредное единомыслие, где не было месту согласию, т.е. симфонии.
Православная Церковь душимая золотыми объятиями Империи была обязана ,за подачки со стола, обслуживать интересы абсолютной монархии т.е. давать «правильную, положительную оценку» всему происходящему в стране, не подвергать жёсткой критике богатых, призывать к нескончаемому терпению бедных – т.е. быть верноподданной…
И страна подошла к событиям 1917г. с церковью и гражданским обществом лишённым права голоса – последний Земский собор состоялся в 1684г. а церковные соборы после 1689г. уже не собирались.
Империи они были не нужны, она была самодостаточна и глуха к голосу извне!
А скопированный с западных лекал и рассчитанный на карликовые королевства, государственный аппарат работал в холостую.
На исходе Империи, в творческой русской мысли царил космополитичный декаданс, потерявшая веру интеллегенция погрузилась мистику и оккультизм, банкиры и фабриканты, ненавидевшие монархию, финансировали экстремисткие партии, народ стиснув зубы, до времени, безмолствовал, праздная аристократия бесилась на балах, не замечая страшной бойни 1-ой Мировой войны, на фронтах царило отчаяние, а люмпены уже поднимали багровые знамёна…
Вот логическое завершение 300-летия Дома Романовых…
Бомба, революционера на троне, императора Петра 1-го, заложенная под царский престол сокрушила русскую монархию, ибо Царство разделившееся само в себе – не устоит, а русский православный народ уже не объединяла ни вера, ни кровь и почва, ни разноплановая (сословная) культура, ни единый взгляд на будущее страны – ни осталось никаких точек соприкосновения – т.е. налицо – борьба всех против всех…
На историческом перепутье, сплотить Русский народ и спасти страну было некому… 200 лет рабства ведомства Православного исповедания, не прибавляют лидерских качеств, и христиане не смогли поднять с земли брошенную корону, не смогли высоко поднять национальное знамя и повести за собой к справедливому будущему, к христианскому государству, к осуществлению идеала византийского симфонизма…
Как сложилась история Страны и Церкви в 20 веке, взаимоотношений Власти и Веры – мы прекрасно знаем ( Петр 1 – самый почитаемый царь в советский период, есть над чем ещё раз задуматься) – но это, как говориться, совсем другая история…