485
20 декабря 2020 года в Тихвинском храме города Гагарин состоялась Божественная Литургия.

20 декабря 2020 года в Тихвинском храме города Гагарин состоялась Божественная Литургия, которую совершил благочинный Гагаринского округа игумен Александр (Карпиков).

Его Высокопреподобию сослужили иерей Роман Ступа и диакон Димитрий Прусов.

Праздничные песнопения совершил хор Архиерейского подворья Благовещенского собора города Гагарин.

В День памяти Амвросия Медиоланского был совершён молебен. Верующие приложились к частице мощей Святого, прося молитв о себе и своих близких.

После Божественной Литургии многие причастились Святых Христовых Тайн. Отец Александр поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с Причастием и обратился с проповедью :

«Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский были современниками Амвросия Медиоланского и занимали небольшие кафедры, чем Амвросий. Медиолан (Милан) был 2 кафедрой в то время Римской церкви, вторым городом по значимости. Тримифунт и Миры Ликийские по значимости небольшие города . Но оказывается, можно занимать, с человеческой точки зрения, не очень значимое место и приносить намного больше пользы, чем кто имел возможность принести пользу максимально и этого не сделал. Что нам известно об Амвросии? Родился он в 340 сороковом году , в христианской семье, в семье Римского префекта, управляющего в области в Галлии, относился к высокому рангу Патриция. Получил прекрасное образование, обучался с 12 до 30 лет. Классическое образование получил, а крещен не был. В те времена люди старались как можно позже войти в лоно церкви. То есть они жили церковной жизнью. Они посещали Богослужения, они слушали Слово Божие, они участвовали в жизни общины, но когда говорили: « Оглашенные, изыйдите», - эти люди выходили из храма. Думаю, будет не напрасно напомнить, что Святой равноапостольный Император Константин, который собрал Первый Вселенский Собор, на котором была принята первая часть Символа Веры, который мы с вами поём и читаем до сих пор, крестился уже на смертном одре.

И вот Амвросий, будучи членом христианская общины, по мирской должности, был помощником римских чиновников, юристом. В то время случилась смута в городе Медиолан, потому что было 2 «партии», грубо говоря на современном языке, православных и ариан. Ариане - это приверженцы лжеучения Ария Александрийского, который говорил, что Иисус Христос есть не единосущный и не единородный сын, что он лишь первое по значимости Божие творение, чем опровергали учение о спасении. Самый великий человек, самый Богоизбранный человек не может спасти весь род людской, искупить грехи, примирить небо и землю, ибо это во власти только у Бога. Поэтому отрицая Веру, что Иисус есть Христос и что Христос есть сын Божий, христианское учение низвергалось. Поэтому никто не знал, кого поставить епископом. Там было много знаменитых и умных людей и ученых - и у ариан, и у православных. И нашли вот такую фигуру, в лице Амвросия, которого знал весь город. Что он и православный и очень снисходительный человек. И он может вникнуть в суть каждой вещи и не будет гонений на ариан, но и Православие сумеет устоять. И тогда его выкрикнули, как принято было в то время, что Амвросию быть епископом! И этот человек, который даже не был крещен , за 7 дней принял крещение, миновав саны чтеца, протодиакона, дьякона, пресвитера и был возведён в Сан епископа. За 7 дней. Он действительно удержал православную Веру. Он обличал ариан. Их не гнали, вступали в диспуты. Но показывали их заблуждения. Потому, что каждый человек, который верует, он же искренне верует, и истина стоит в его заблуждении. Мы говорим: «Господи, дай нам познать Истину!». И Господь на сердце полагают ту Божественную Благодать, которая помогает спастись. Главное, чтобы человек не возводил хулу на Духа Святого. Когда человек знает, что не прав и говорит - я прав. И знает, что человек праведный и чистый - и всячески его злословит…

Мы с вами вспоминаем самые значительные события, хотя были в жизни Амвросия разные чудеса. А он был прекрасным гимнографом. Самое знаменитое произведение - это песнопение «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем», которое воспевается обычно на благодарственном молебне. Которое является максимальным выражением благодарности сердца человеческого.

Он переводил греческих отцов на латинский язык. Этим знакомил Европу с богатейшим Православным наследием. А мы его именуем Покровителем всех тех, кто страдает от сильных мира сего, людей имеющих власть, имеющих деньги. От тех, кто может произвести неправильный суд, невинного осудить. Потому что он имел такой громадный авторитет, что перед ним встал на колени в прямом и переносном смысле слова Римский император Феодосий. В городе Фессалоники, на территории Греции, произошли уличные беспорядки. Император , в назидание, решил покарать смертью тех, кто принял участие в этом. И были посланы войска, которые залили кровью улицы города. И когда император намеревался зайти в храм, Амвросий вышел из церкви и стал в дверях, простер руки крестообразно и обличил императора в том, что он хоть и имеет право и карать, и награждать, и что есть слова Священного Писания, что государство не напрасно носит при бедре меч, но то, что он сделал не укладывается не только в христианское представление о милосердии и порядке, но даже и в языческое. Авторитет и дар слова был таков, что император снял с себя имперские инсигнии, встал на колени и исповедал перед всеми людьми, при той толпе, что он согрешил и неправильно поступил. И он кается. Император прошёл степени Покаяния и лишь потом причастился Святых Христовых Тайн.

Действительно Эпоха была необыкновенная – 4, 5, 6, 7 век. Век Святоотеческий. Когда кто-то начинает говорить о том, что вот раньше Церковь обличала власть предержащих, сильных мира сего, а сейчас она никого не обличает. Во-первых обличает. Просто нигде не афиширует. Понимаете, то время было искреннее: если грешил, то он был грешник и знал, что он в грехе. Он не гордился своими грехами, он не выпячивал пороки, он знал, что это смертельно опасно. Ибо грех приводит к смерти. Эти грешники имели силы каяться. Они не разрушали храмы, не убивали и не ссылали епископов, которые обличали императоров и сенаторов. Они каялись, говорили - я грешен, я прошу молитвы у Церкви… А пройдет немного времени… Эпоха Иоанна Златоуста - Архиепископа Константинополя. Его трижды изгоняли с кафедры за то, что он обличал императрицу Пульхерию. И так на протяжении всей истории. И поэтому, я обращаюсь к вам, братья и сёстры. Прежде чем обличать членов своей семьи или своего сослуживца, нужно подумать: если я покажу, как он неправильно живёт, он начнет исправляться или нет? Если моё обличение разрушит всяческое взаимопонимание, порвутся последние дружеские связи? Родственные связи? Если я обличаю начальника, я в принципе должен быть готовым, что я потерплю некое наказание. Когда ты после этого удивляешься, почему начальник наказал, задумайся, готов ли ты терпеть страдание за стояние за правду или нет. Если не готов потерпеть, не готов, чтобы тебя лишили 13 зарплаты, премии, сослав в медвежий угол или лишили должности, тогда остается только молиться… Но если готов страдать и когда пришло страдания, и ты говоришь: благодарю ,Господи, что я страдаю за твою правду! А если за наказание ты возненавидел этого человека, обличение была пустым. Оно было проявлением твоей гордыни. Ты только хотел показать, что ты лучше этого человека.

Я хотел сказать, что Амвросий писал ещё и гимны. Кто в храм ходит, знают, что все гимны нерифмованные. Рифмование стихов очень поздно пришло в европейскую Цивилизацию. Была особенность написания и ударений. Выслушаем один из гимнов «Создатель неба звездного»:

Создатель неба звездного,

Для верных – Свет немеркнущий,

Христе, всех нас избавивший,

Молитву нашу выслушай.

Скорбя о мире гибнущем,

Себя обрекшем тлению,

Ты нашим стал спасением

И исцеленьем немощи.

Восстал средь тьмы погибельной

Ты Солнцем Божьей Истины:

Взошел из лона дивного,

Рожденный Девой Чистою.

Твоей великой силою

Все в мире этом держится;

Земное и небесное

Смиренно славит Господа.

Тебе, Святый, мы молимся,

Сердец Судья всеведущий,

Нас сохрани для вечности

От злобы искусителя.

Христе, наш Царь возлюбленный,

Тебе с Отцом Создателем

И с Духом Утешителем

Да будет слава вечная!

Пусть молитвы Святого Амвросия, епископа Медиоланского, частица мощей которого находится в храме нашем, который этой частицей молился вместе с нами, будут приняты Богом о защите от враг видимых и невидимых. О том, чтобы мы были мудрее, если готовы пострадать за правду без злобы, и, если не готовы страдать, ощущаем, что можем озлобиться, будем Бога молить, чтобы он вразумил того или иного человека. С праздником!»

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости