«Христофор, то есть, Христоносец, носящий Христа в сердце своем, имя твое;
да будет по имени твоему и житие твое».
Из речи митрополита Московского Иоанникия при вручении жезла новопосвященному епископу Христофору. 1887 г.
Преосвященный Христофор (в миру Федор Алексеевич Смирнов) родился 8 / 21 февраля 1842 года, в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата (+ 319 г.), в семье диакона Алексия, служившего в Свято-Троицком храме села Вешек, Юхновского уезда (ныне Угранского района), Смоленской губернии. (1)
В 1859 году Федор Смирнов поступил в Смоленскую духовную семинарию, по окончании которой в 1865 году первым учеником направлен в Киевскую духовную академию, которую успешно окончил 1869 году.
2 декабря 1870 года ему присвоили степень магистра богословия. Около года Федор Алексеевич занимал должность помощника инспектора в Смоленской духовной семинарии. 30 января 1871 года его перевели в Киевскую духовную академию. Как один из лучших воспитанников академии, он получил от нее предложение – занять кафедру церковный археологии и литургики. В это же время Федору Алексеевичу присвоили звание доцента.
Первую статью Федора Алексеевича «Богослужение апостольского времени» опубликовали в 1873 году в № 5 «Трудов Киевской Духовной Академии». Затем в №12 за 1874 год и в №1 за 1875 год в том же журнале напечатали его статью «Происхождение и литургический характер таинств». В 1879 году, в том же журнале, появилась его статья «Гимн Климента Александрийского», а в 1882-1883 годах статья «Происхождение и значение праздника Рождества Христова». В связи с этими статьями находилось его исследование «Богослужение христианское со времени апостолов до четвертого века», напечатанное в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1875 и 1885 годах.
В связи с открытием Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии и усилением деятельности Археологического общества в Киеве Федор Алексеевич стал активно заниматься церковной археологией. С 1877 по 1881 годы в «Трудах Академии» опубликовали его работу «Описание коллекции древних русских икон, приобретённой Церковно-Археологическим Обществом». В 1879 году напечатали его статью «Общий богословский взгляд на историю древне-церковной иконографии». В 1886 году вышли его статьи: в «Православном Обозрении» под заглавием: «Древне-христианская иконография, как выражение древнецерковного веросознания», и в «Творенях святых Отцев» под названием: «Образы Иисуса Христа».
С 28 октября 1877 года Федор Алексеевич - экстраординарный профессор Киевской духовной академии.
В «Киевских епархиальных ведомостях» № 6 за 1883 год сообщалось: «экстраординарный профессор Киевской Духовной академии по кафедре церковной археологии Феодор Алексеевич Смирнов изъявил намерение поступить в монашество и 27 марта в Киево-Печерской лавре совершилось его пострижение с именем Христофора». 13 апреля того же года монаха Христофора рукоположили в сан иеродиакона и 14 апреля – в сан иеромонаха. В мае (по др. источникам 3 июня) 1883 года по определению Святейшего Синода иеромонаха Христофора назначили ректором Тамбовской духовной семинарии, а 17 июля возвели в сан архимандрита. 13 июня 1885 года архимандрита Христофора переместили на должность ректора Вифанской духовной семинарии, находившейся недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. 30 июля 1886 года его назначили ректором Московской духовной академии.
24 апреля 1887 года император высочайше утвердил доклад Святейшего Синода о возведении архимандрита Христофора во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии, и о совершении его хиротонии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
23 мая в Московской Синодальной конторе, в Кремле, при соборе Двунадесяти Апостолов, произошло наречение архимандрита Христофора в сан епископа. Наречение совершено в присутствии: высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Московского и Коломенского; епископа Петра, настоятеля Новоспасского монастыря; епископа Иоанна, настоятеля Симонова монастыря; протопресвитера Большого Успенского собора Н.А. Сергиевского; епископа Дмитровского Мисаила, викария Московской епархии и епископа Можайского Александра, викария Московской епархии.
25 мая, во время Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры произошла хиротония архимандрита Христофора во епископа Волоколамского. Ее совершили: митрополит Московский Иоанникий; архиепископ Ярославский Ионафан; настоятель Новоспасского монастыря епископ Петр; настоятель Симонова монастыря епископ Иоанн; епископ Дмитровский Мисаил, епископ Можайский Александр; в сослужении наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина), ректора Вифанской семинарии архимандрита Иакова, инспектора Московской духовной академии архимандрита Бориса и прочего монашествующего духовенства. В академическом Покровском храме преосвященный Христофор благословил преподавателей и студентов Духовной академии. 13 декабря 1890 года его освободили от управления епархией и ректорства и назначили управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. С 19 декабря 1892 года преосвященный Христофор - епископ Ковенский, ви-карий Литовской епархии. С 6 июня 1897 года он - епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 29 марта 1900 года владыка Христофор - епископ Каменец-Подольский. С 26 ноября 1903 года он - епископ Уфимский и Мензелинский. 17 октября 1908 года его уволили на покой по болезни, согласно прошению, с местопребыванием в Вяземском Иоанно-Предтечевом мужском монастыре Смоленской епархии. В дни празднования 100-летия Отечественной войны, 13 августа 1912 года в Вязьме на Торговой площади у храма Рождества Богородицы встречали крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии», несомой на Бородинское поле. Крестный ход возглавил преосвященный Христофор. У стен Богородицкого храма отслужили молебен, а затем вся процессия направилась в Свято-Троицкий собор. 25 августа 1912 года, по окончании Божественной литургии, прошедшей во всех храмах города, на площади у Богородицкого храма епископ Христофор совершил заупокойную литию. В тот же день у Никитского храма он освятил закладную доску памятника «Доблестным предкам». (2)
Скончался преосвященный Христофор после 1918 года (вероятно в Вязьме). Место его захоронения неизвестно. Духовный писатель. Его обычная резолюция на деловых бумагах: «В К-рию на р-ие» (т.е. «в Консисторию на рассмотрение»).
Упокой Господи, душу усопшего раба Твоего епископа Христофора, и сотвори ему вечную память!
Источники и литература:
1. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 3. Л. 33.
2. Брокгауз, Ефрон. Т. XXXVII. СПб, 1903. С. 710.
3. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 814.
4. Наречение архимандрита Христофора во епископа. / СЕВ. № 11, 1887. С. 521-532.
5. Разрядный список учеников Смоленской семинарии за 1863/5 учебный курс. / СЕВ. № 15, 1865. С. 248.
6. Русские писатели богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биоблиографический указатель. Богословно-литургический словарь. Сост. Курочкина О.В., Степанова Н.С., Чистякова А.С. РГБ «Пашков дом». М., 2004. С. 186-191.
7. Сперанский И.П. Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии. (Из дел семинарского правления). Состояние Смоленской семинарии (1864 и 1865 г.) / СЕВ. № 14, 1889. С. 645.
8. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 2. М., 2004. С. 1042.
9. Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии. Сост. И. Сперанский. М., 1892. С. 441-442.
Публиковался: «Воскресный благовест», «Душеполезное чтение», «Екатеринбургские епархиальные ведомости», «Православное обозрение», «Смоленские епархиальные ведомости», «Труды Киевской Духовной Академии», «Уфимские епархиальные ведомости», «Церковный вестник».
Публикации:
1. Богослужение апостольского времени. / «Труды Киевской Духовной Академии» № 4, 1873.
2. Апокалипсис, как литургический памятник апостольской эпохи. / «ТКДА» № 10, 1874.
3. Происхождение и литургический характер таинств. / «ТКДА» № 12, 1874; № 1, 1875.
4. Богослужение христианское со времени апостолов до IV века». Киев, 1875.
5. Учение древней церкви о Лице Господа Иисуса Христа. (До первого Вселенского собора). Тамбов, 1885.
6. К Божией Правде. Петроград.
7. Св. Афанасий сидящий, Патриарх Константинопольский. / «Русский Паломник» № 38, 1915. С. 604-605.
8. Древне-христианская иконография, как выражение древне-церковного веросознания. / «Православное Обозрение» 1886. М., 1887.
9. Образ Иисуса Христа. / «Творения Св. Отцев», 1886. М., 1887.
10. Жизнь Иисуса Христа в памятниках древнехристианской иконографии. М., 1887.
11. Иконография у дохристианских народов. М., 1887.
12. Происхождение и значение праздника Рождества Христова. Киев, 1887.
13. Общий взгляд на историю церковной иконографии.
14. Описание коллекции древних русских икон, приобретенных церковно-археологическим обществом для церковно-археологического музея при Киевской Духовной академии в 1875 г. покупкою у Московского почетного гражданина Сорокина. Вып. 1. Киев, 1883.
15. Гимн Климента Александрийского. / «ТКДА». 1879.
16. Предостережение св. Иустина Философа. / «Русский Паломник». 1916.
17. Спасительный голос. / «Воскресный Благовест». № 10, 1905.
18. Совершишася. / «Воскр. Благ.». № 12, 1905.
19. Евхаристия. / «Воскр. Благ.». № 13, 1905.
20. О молитве. / «Воскр. Благ.». № 14, 1905.
21. Царство Христово. / «Воскр. Благ.». № 15, 1905.
22. Господи, кто верова слуху нашему. / «Воскр. Благ.» № 15, 1905.
23. Поминайте Воскресшего Господа. / «Воскр. Благ.» № 16, 1905.
24. Блажени не видевши и веровавшее. / «Воскр. Благ.». № 17, 1905.
25. Беседа Иисуса Христа с женою Самарянкой. / «Воскр. Благ.». № 20, 1905.
26. Наше призвание. / «Воскр. Благ.». № 21, 1905.
27. О путях и судах Божиих. / «Воскр. Благ.». № 22, 1905.
28. Великое чудо. / «Воскр. Благ.». № 23, 1905.
29. Путь Христов. / «Воскр. Благ.». № 24, 1905.
30. Не отлучайтесь от Иерусалима. / «Воскр. Благ.». № 25, 1905.
31. Закон и благодать. / «Воскр. Благ.». № 26, 1905.
32. Чадо света. / «Воскр. Благ.». № 27, 1905.
33. О Церкви Христовой. / «Воскр. Благ.». № 28, 1905.
34. Преображение Господа и человеческая жизнь. / «Воскр. Благ.». № 31, 1905.
35. Неверие - погибель народа. / «Воскр. Благ.». № 32, 1905.
36. Благодать Божия. / «Воскр. Благ.». № 35, 1905.
37. Начало христианских праздников. / «Воскр. Благ.». № 36, 1905.
38. Разумное служение. / «Воскр. Благ.». № 38, 1905.
39. Покров Пресвятыя Богородицы. / «Воскр. Благ.». № 39, 1905.
40. Бодрствуйте. / «Воскр. Благ.». № 39, 1905.
41. В чем счастье. / «Воскр. Благ.». № 41, 1905.
42. Прекраса неправды. / «Воскр. Благ.». № 44, 1905.
43. Об исполнении обязанностей. / «Воскр. Благ.». № 45, 1905.
44. На чем строить жизнь. / «Воскр. Благ.». № 46, 1905.
45. Мир с миром или со Христом. / «Воскр. Благ.». № 47, 1905.
46. Заветы узника. / «Воскр. Благ.». № 48, 1905.
47. Что сотворю? (Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице). / «Воскр. Благ.». № 49, 1905.
48. На зов Божий. / «Воскр. Благ.». № 50, 1905.
49. С богом ли мы? (Слово в день Рождества Христова). / «Воскр. Благ.». № 52, 1905.
50. Два слова при освящении церквей. (Из «Литовских Епархиальных Ведомостей», Вильно, 1894). / «Церковный Вестник» 1895. № 37, 1895.
Публикации в СЕВ:
1. Преподобный Даниил в плену и в борьбе с врагами (в V в.) / Смоленские епархиальные ведомости. № 17, 1915. С. 575-582.
2. Преподобный Пахомий в плену и рабстве у турок / СЕВ. № 13-14, 1915. С. 467-476.
3. Распоряжение Уфимского преосвященного Христофора. / СЕВ. № 8, 1908. С. 350.
4. Речь архимандрита Христофора после возведения его в сан епископа Волоколамского, произнесённая 23 мая 1887 г. / СЕВ. № 11, 1887. С. 522-524.
5. Св. Афанасий Сидящий, патриарх Константинопольский // СЕВ. № 8, 1915. С. 285-291.
6. Слово 1-е о любви христианской. / СЕВ. № 11, 1914. С. 367-373.
7. Слово 2-ое о любви христианской. / СЕВ. № 15, 1914. С. 480-487.
8. Слово 3-е о любви христианской. / СЕВ. № 2, 1915. С. 31-38.
9. Слово 4-е о любви христианской. / СЕВ. № 12, 1915. С. 429-437.
10. Слово 5-е о любви христианской. / СЕВ. № 18, 1915. С. 615-622.
11. Слово 6-е о любви христианской. / СЕВ. № 13-14, 1916. С. 277-285.
Примечания:
1. Каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя святителя Николая чудотворца и Иакова, брата Господня, построили в Вешках в 1785 году на средства княгини Анны Шаховской. Храм разрушили в 30-е годы XX века. Новый каменный Свято-Троицкий храм в селе 7 октября 2017 года освятил преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский. // Вяземские епархиальные ведомости. № 4 (9), 2017. С. 9.
2. 25.08.1912 г. в Вязьме на площади у Никитского храм прошли торжества, во время которых заложили памятник участникам боев за Вязьму в 1812, выполненный по проекту художника В.И. Семенова. От храма Рождества Богородицы крестный ход пришел на место будущего памятника. После совершения водосвятного молебна, архимандрит Дионисий, настоятель Вяземского Предтечева монастыря, прочел текст, выгравированный на бронзовой закладной доске: «1912 года 26 августа произведена закладка памятника Отечественной войны 1812 года в Вязьме в присутствии председателя комитета А.В.Миронова и членов: князя М.М.Гедройца, А.Г.Высочанского, П.П.Цезырева, Г.Г.Строгонова, И.В.Барышева, В.П.Мезенцева и архитектора В.И.Смирнова» (хранится в Вяземском музее). Преосвященный Христофор (Смирнов), окропил святой водой доску, положенную на фундамент. Камни в основание памятника заложили предводитель уездного дворянства А.В.Миронов, председатель Земства П.П.Цезырев, городской голова Г.В.Строганов и другие члены Комитета по празднованию юбилея Отечественной войны. Основание освятили в присутствии учащихся городских гимназий и училищ, воинов 3-го тяжелого артиллерийского дивизиона, пожарных и многочисленных жителей города и уезда. Памятник открыли 26.11.1913 г. в присутствии Смоленского губернатора Д.Д. Кобеко, начальника штаба 13-го армейского корпуса генерал-майора Е.Ф. Пестича, представителей Перновского полка и частей, расквартированных в Вязьме.
Сост. иеромонах Даниил (Сычёв).