Иоанн Васильевич Попов родился 17 января 1867 года в городе Вязьме, Смоленской губернии в семье священника Воскресенского храма Василия Михайловича и его супруги Веры Ивановны.
19 января младенца Иоанна крестил в Спасо-Преображенском храме, его дед, протоиерей Михаил Попов.
Иоанн окончил Вяземское духовное училище и в 1888 году Смоленскую духовную семинарию. В Московской духовной академии он 1-й магистрант 47 курса (1888-1892 гг.). В 1892 году Иоанна Васильевича оставили в академии профессорским стипендиатом.
С 1893 года его назначили временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую лекцию Иоанн Васильевич прочел о христианском богослове и писателе Тертуллиане (ок. 160 г., Карфаген – после 220 г.).
За работу «Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности)», которую Иоанн Васильевич защитил в Сергиевом Посаде в 1897 году, его удостоили степени магистра богословия и утвердили в звании доцента. В 1898 году ему присвоили звание экстраординарного профессора по кафедре патристики.
В 1898 году Иоанна Васильевича избрали действительным членом Московского психологического общества.
В 1901-1902 годах он находился в научной командировке, в которой стажировался в Берлинском и Мюнхенском университетах.
В 1903-1906 годах Иоанн Васильевич редактировал журнал «Богословский вестник», издаваемый при Московской духовной академии с 1892 года по инициативе ректора архимандрита Антония (Храповицкого).
Одновременно с педагогической деятельностью в Академии Иоанн Васильевич преподавал в Московском университете, где с 1907 года занимал должность приват-доцента. Здесь он читал факультативный курс «Происхождение современного церковного сознания», а в 1909-1915 годах – курс «Философия средних веков».
В 1917 году Иоанн Васильевич в Петроградской духовной академии защитил диссертацию «Личность и учение блаженного Августина» и ему присвоили степень доктора церковной истории.
Второй том труда о блаженном Августине (епископе Иппонском, знаменитом учителе Церкви IV в.), по данным профессора М. Польского, остался у Иоанна Васильевича в рукописи.
В 1917 года ему присвоили звание ординарного профессора по кафедре патрологии Московской духовной академии.
В том же году его избрали членом Комиссии по реформе высших духовных школ.
В том же году Иоанн Васильевич - член Предсоборного совещания, а в 1917-1918 годах - член Поместного Собора Российской Православной Церкви от Московской духовной академии.
В 1917 году он преподавал на Высших женских богословско-педагогических курсах (Московского женского Богословского педагогического института).
После закрытия Московской духовной академии, с 1919 года Иоанн Васильевич читал лекции на неофициальных Богословских академических курсах в Москве.
В декабре 1919 года он от имени Совета Православных общин города Сергиева Посада обращался в Совнарком с протестом против изъятия из Троице-Сергиевой лавры мощей преподобного Сергия Радонежского.
По некоторым данным в 1919-1920 годах Иван Васильевич находился в селе Самуйлово, Гжатского уезда, Смоленской губернии, где спасался от голода и вероятно ареста. В то время в Гжатске жил его родственник – отец Петр Иоаннович Радковский, в конце XIX – начале XX века – священник Благовещенского собора, член благочиннического совета Гжатска, духовный писатель.
В 1918-1923 годах Иоанн Васильевич читал лекции в Московском университете на кафедре философии (средних веков), преобразованной в 1917 году в Философский исследовательский институт сразу после октябрьского переворота.
Находясь в заключении в Соловецком лагере особого назначения, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (+ 1929 г., память – 15 / 28 декабря) в присутствии других архиереев и священников, говорил о нем: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто перед знаниями Иоанна Васильевича».
9 (или 11) декабря 1924 года Иоанна Васильевича арестовали в Москве и заключили во внутреннюю тюрьму ОГПУ. Здесь по церковным делам, вероятно по одному делу, с ним проходили: Николай Дмитриевич Кузнецов (доцент МДА, уроженец г. Вязьмы; р. 4.04.1863 г. – 5.01.1936 г.), Варвара Николаевна Невахович и Николай Михайлович Коробов. Иоанна Васильевича приговорили к трем годам лишения свободы. В 1925-1927 годах
он находился в заключении в Соловецком лагере, где работал учителем в школе грамоты для заключенных-уголовников. Иоанн Васильевич - один из авторов известного «Соловецкого послания».
С 1928 года он жил в ссылке в деревне Ситомино, Сургутского района на реке Обь. Здесь Иоанн Васильевич продолжил работу над исследованием о святом Григории Нисском, известном церковном писателе IV века, брате святителя Василия Великого.
В 1931 году его арестовали в городе Сургуте и осенью того же года приговорили к ссылке на три года в село Самарово (ныне в составе города Ханты-Мансийска).
В 1932 году Иоанну Васильевичу разрешили вернуться в Центральную Россию. Он проживал в Подмосковье, где в 1935 году его вновь арестовали и приговорили к пяти годам ссылки. Его выслали в село Игнатово, Пировского района, Красноярского края.
В 1937 году Иоанна Васильевича арестовали в селе Игнатово по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тройкой УНКВД Красноярского края его приговорили к высшей мере наказания и расстреляли 8 февраля 1938 года.
К лику святых Иоанна Васильевича Попова причислили Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года.
Память мученика Иоанна Попова совершается 8 февраля / 26 января (ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Радонежских, Соловецких и всей Церкви Русской.
Величаем тя, страстотерпче святый Иоанне, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси!
Литература:
1. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Московской епархии. Доп. том 2. Тверь, 2005. С. 25-55.
2. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Январь. Сост. игуменом Дамаскиным (Орловским). «Булат». Тверь, 2005. С. 339-367.
3. Игумен Дамаскин (Орловский). Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской. Оптина Пустынь, 2015. С. 430-436.
4. Новые мученики Российские. Ч. I. Сост. протопресвитер Польский М. Репринтное изд. «Красное». М., 1994. С. 200-202.
5. Попов И.В. Труды по патрологии. Т. I. Святые отцы II-IV вв. Сергиев Посад, 2004. С. 5-6.
6. Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 67-71.
7. Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в начале XX века. Основные биографические сведения. М., 1999. С. 71-74.
Приложение:
В Ведомости о церкви Преображения Господня города Вязьмы за 1857 год в разделе «о причте» помещен послужной список протоиерея Михаила Петровича Попова, деда мученика Иоанна Попова, крестившего его 19 января 1867 года.
Из него известно, что Михаил родился в семье священника Петра Попова (в Вязьме - ?).
В 1811 году он окончил курс богословских наук в Смоленской духовной семинарии. Ещё, будучи студентом, Михаил Попов три года обучал учеников семинарии всех низших и высших классов нотному пению и церковному уставу.
18 июня 1811 года преосвященный Серафим (Глаголевский), епископ Смоленский и Дорогобужский (на кафедре в 1805-1812 гг.) рукоположил Михаила Попова в сан диакона и 19 числа в сан священника к храму Преображения Господня в Вязьме.
В 1821 году преосвященный Иосаф (Сретенский), епископ Смоленский и Дорогобужский (на кафедре в 1813-1821 гг.) определил отца Михаила присутствующим в Вяземское Духовное Правление и благочинным по Вяземскому уезду.
В 1824 году преосвященный Иосиф (Величковский), епископ Смоленский и Дорогобужский (на кафедре в 1821-1834 гг.) «за отлично-хорошее и ревностное прохождение должностей» наградил отца Михаила набедренником.
В 1825 году его Всемилостивейше наградили бархатной фиолетовой скуфьею.
18 августа 1828 года отца Михаила определили благочинным города Вязьмы с оставлением должности и благочинного по уезду.
В 1829 году его определили сотрудником Смоленского попечительства о бедных духовного звания.
По указанным предписаниям начальства Смоленской епархии отец Михаил многократно производил следственные дела в Бельском, Сычевском и Гжатском уездах.
22 августа 1830 года преосвященный Иосиф «за отлично-усердное прохождение должностей» возвел его в сан протоиерея.
В 1830 году и 1847 году отец Михаил назначался депутатом в Вяземский временный Комитет, учрежденный для введения мер против эпидемической болезни холеры.
В 1832 году епископ Иосиф освободил отца Михаила от должности благочинного по уезду и оставил только на одном городском благочинии.
18 февраля 1835 года его Всемилостивейше наградили бархатной фиолетовой камилавкой.
В 1835, 1837, 1839, 1840, 1841, 1842, 1843 и 1844 годах – преосвященный Тимофей (Котлеров-Вещезеров), епископ Смоленский и Дорогобужский (на кафедре в 1834-1859
гг.) объявлял отцу Михаилу Архипастырское благословение и признательность за усердие, и ревность в сборах благотворительных пожертвований в пользу вдов и сирот духовного звания.
11 апреля 1837 года его определили членом во Временный оспенный комитет.
26 апреля 1841 года отца Михаила «за отличное служение Церкви Божией и ревностное прохождение возложенных на него должностей» Всемилостививше наградили наперстным крестом.
В 1842 году его определили членом комитета Общества попечительства о тюрьмах.
14 июня 1847 года указом Духовной консистории «за поспешное и удовлетворительное обревизование отчетов Вяземских Духовных Училищ» епископ Тимофей объявил отцу Михаилу Архипастырское благословение «со внесением онаго в послужной список».
Отца Михаила многократно назначали и членом Училищного комитета.
В 1850 году 3 февраля его Всемилостивейше наградили орденом Святой Анны 3-й степени за особенное усердие «более двадцати восьми лет …в должности Присутствующаго Духовнаго и благочиннаго».
Так же отца Михаила награждали наперсным крестом за 1812 год.
Указом Духовной Консистории от 28 октября 1857 года «за отлично-усердную и полезную службу» ему объявили – благословение Святейшего Синода.
В 1857 году, по данным из послужного списка, отец Михаил - вдов.
Дети его:
Василий (отец мученика Иоанна Попова), в 1854-1858 годах находился учителем причетнического класса и в 1858-1859 годах преподавателем «с низшим окладом жалованья» в Вяземском духовном училище. (1)
Николай, в 1855 году окончил курс учения в Семинарии со степенью студента и находился при отце. В 1864 году его рукоположили в сан священника. В 1866 году о. Николай преподавал в «первом нормальном классе» Вяземского духовного училища. (2)
Мария, Елисавета, Серафима, Евфросин.
19 июня 1861 г. при преосвященном Антонии (Амфитеатрове), епископе Смоленском и Дорогобужском (на кафедре в 1859-1866 гг.), духовенство Вязьмы отмечало 50-летие священнического служения отца Михаила Попова. Должность благочинного он исполнял до 1863 года, когда его освободили от неё по собственному прошению и оставили только приходским священником. По воспоминаниям современников отца Михаила: «его поступки и наставления духовенству отличались редким тактом, и сильно влияли на нравственное улучшение духовенства; …он обладал необыкновенным искусством …растворять строгость снисхождением и милостию». (3)
Источник: ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Св. 75. Д. 863. Об. л. 2, об.л. 3. / Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г. // Послужной список протоиерея Михаила Петровича Попова.
Примечания к приложению:
1. Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии. Сост. И. Сперанский. Смоленск, 1892. С. 368.
2. Там же. С. 455.
3. Смоленские епархиальные ведомости. № 8, 1865. С. 318-321.
Сост. иеромонах Даниил (Сычёв).