За относительно короткий срок своего существования, с 1897 по 1921 годы, она стала наряду с другими известными, прославленными обителями центральной России, насчитывавшими сотни лет со дня основания, подлинным центром начального духовного образования и благотворительности. Благодаря активной деятельности отца Павла Троицкого, вновь созданной общине безвозмездно помогали богатые, влиятельные и простые люди не только из Вязьмы, Смоленска, других городов и сел губернии, но и из Санкт-Петербурга и Москвы.
Павел Григорьевич Троицкий родился 24 июня 1863 года в селе Покровском Гжатского уезда Смоленской губернии. По окончании Смоленской духовной семинарии Павел Григорьевич преподавал в городе Гжатске. Предположительно, в конце 1880 годов, он познакомился со своей будущей супругой Софьей Петровной, дочерью священнослужителя села Леонтьево Вяземского уезда. Вскоре они повенчались и после рукоположения в сан иерея, в 1890 году отца Павел направили служить в село Леонтьево Вяземского уезда. (2)
В последнее десятилетие XIX века по благословению преосвященного Никанора (Каменского), епископа Смоленского и Дорогобужского он «обратил свое пастырское внимание на селения, удаленныя от приходской церкви и школы на 10 верст; в центре их он устроил школу, приезжая в которую для занятий, поближе знакомился с духовной стороной не только детей, но и родителей. …Он ездил в забытый край весьма часто, вел собеседования, приучал народ к общему пению, образовал постоянный женский хор, совершал всенощное бдение сначала под открытым небом, под прикрытием трех щитов, потом пожертвовано было небольшое здание, а через несколько времени еще одно». В пустоши Лукино он построил для совершения богослужения и ведения собеседований деревянное здание из теса. (3)
В 1898 году вяземская купчиха Анна Яковлевна Панова подарила отцу Павлу 100 десятин (109,3 га.) земли, в 8 верстах (8,5 км.) от станции Касня Новоторжской железной дороги и в 4 верстах (4,3 км.) от Александровской платформы той же дороги, с условием устроить на ней женскую общину, с богадельней, приютом для девочек и школой. Позже он пожертвовал землю и все находившееся на ней здания и имущество в пользу женской общины. На данных во временное пользование местным населением 47 десятинах (50, 1 га.) земли, построили каменное здание и сверху нарубили второй этаж. Рядом на средства жертвователей поставили большой двухэтажный корпус, в котором вверху открыли храм во имя святителя Николая чудотворца, освященный в 1899 году по благословению преосвященного Митрофана (Невского), епископа Смоленского и
Дорогобужского. При храме учредили временный приход под названием «село Троицкое» из крестьян деревень Вяземскаго уезда: Минино, Белоусово, Иванищево, Аббакумово и деревни Игнатково Торбеевской волости Сычевского уезда.
Перед официальным открытием обители в ней уже стояли: храм, школа; богадельня, где призревалось девять человек не способных к труду; приют для девочек, в котором их помещалось семь; имелось 12 зданий, большое помещение для склада хозяйственных предметов, кирпичный завод и кузница. На территории проживали 16 послушниц, ожидавших открытия общины. До назначения настоятельницы, временно управляла всем хозяйством родная сестра священника Павла Троицкого, монахиня Параскева из Троицкой общины Тарусского уезда Калужской губернии.(4)
На заседании Святейшего Правительствующего Синода 29 мая 1901 года слушали предложение господина Синодального Обер-Прокурора, от 24 мая № 4014, следующего содержания: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу его, Г. Обер-Прокурора, в 19 день мая 1901 года, Высочайше соизволил на укрепление за вновь учрежденною Свято-Троицкою женскою общиною, Смоленской епархии, 99 десятин 435 кв. сажен, или сколько окажется в натуре, земли, жертвуемой священником села Троицкаго Павлом Троицким и состоящей в Смоленской губернии, Вяземскаго уезда; а/ 58 десятин 1616 кв. сажен в первой пустоши Барыщкиной-Матвеевой и б/ 40 десятин 1219 кв. сажен в пустоши Мареенкиной. …Подлинное определение, подписанное о.о. членами Святейшаго Синода, к исполнению пропущено 9 июня 1901 года. Исполнено 9 июня 1901 года. Указ за № 3950 с приложением». (5)
Определением Святейшего Синода от 26 января 1901 года – 15 февраля 1901 года за № 452, постановлено «при Николаевской церкви в пустоши Лукино, село Троицкое тож, Вяземского уезда, учредить женскую общину, с наименованием оной Свято-Троицкою, с таковым числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». (4)
В первом десятилетии ХХ века община насчитывала 115 насельниц, большей частью из местных крестьянских вдов и девиц.
Благодаря труду сестер и пожертвованиям паломников в Свято-Троицкой общине, кроме Никольского храма с приделом Алексия, человека Божия поставили храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» с приделами во имя святого мученика Трифона и первоверховных апостолов Петра и Павла.
С самого начала отцом Павлом поставлена главная цель обители – воспитание бедных детей в духе Православия. В 1897 году в пустоши Лукино Фомищевской волости создали одноклассную школу. В марте 1902 года постановлением № 811 Школьной Комиссии при епархиальном Совете, утвержденным епископом Петром, школу грамоты при Троицкой женской общине, преобразовали в церковно-приходскую школу. Священника Павла Троицкого назначили заведующим школой и преподавателем Закона Божьего, а учительницей - Ксению Николаеву. (6)
В построенном при обители детском доме, по данным на 1910 год, жили 14 девочек и 2 мальчика. В церковно-приходской школе учились 50 девочек, большая часть из них приходила из соседних деревень. В мастерских, под руководством сестер-мастериц 11 девочек обучались шитью, сапожным, столярным и другими работам.
В начале Первой мировой войны, в 1914 году, из Гродненского приюта в Смоленск направили 50 детей, которых затем перевели в Свято-Троицкую обитель. В Вяземском уезде они прожили до 1917 года. (7)
В документах Вяземского уездного училищного совета за 1916 год сохранился отчет Свято-Николаевской монастырской одноклассной школы, находившейся в помещениях обители. В 1916 году на четырех отделениях, 155 учебных дней с 83 учащимися - 43 мальчиками и 40 девочками занимались три учительницы. Преподавали Закон Божий, основные общеобразовательные предметы, пение. Дополнительно с детьми велись занятия по огородничеству, садоводству, пчеловодству, сельскому хозяйству, ремеслу, рукоделию, гимнастике, военному строю. Попечительница школы с 1914 года - игумения Архелая. (8)
В первое десятилетие XX века в обители построили двадцать зданий, из них: два келейных корпуса, богадельня, трапезная, часовня. Несколько строений занимали мастерские: швейная, портняжная, вышивальная, сапожная, жестяных изделий, шорная, столярная, обойных дел и другие. Десять мастерских размещались в одном корпусе. Все работы, кроме кузнечных и плотницких выполнялись сестрами. Особое участие они принимали в постройке храмов и домов. Летом сестры работали на полях, в садах и огородах; вырубали и выкорчевывали леса, ремонтировали дороги. В трех верстах от общины построили скит с небольшим храмом во имя Марии Магдалины и домом для священника.
При обители устроили две лавки, в которых сестры торговали изделиями мастерских, книгами духовно-нравственного содержания и иконами. В широко развитом хозяйстве имелись: мельница с машинным двигателем и при ней щеподральная машина, молотилка, привод для качания воды из артезианского колодца, скотный двор, конюшня, каретная.
Для паломников устроили три гостиницы: для интеллигентных, для простых людей и родственников сестер обители. Во всех зданиях и храмах общины царил образцовый порядок и особый уют.
В 1908 году в Троицкой общине имелось вакантное место священника, видимо к этому времени одну отцу Павлу стало трудно справляться с регулярным совершением богослужений и духовным окормлением сестер. (9)
Решением Святейшего Синода в 1913 году Свято-Троицкую женскую общину переименовали в Николаевский женский монастырь. (10)
Известны имена настоятельниц общины и монастыря в разные годы: монахиня Досифея до 1911 года, решением Синода переведена в число сестер Московского Зачатьевского
монастыря; игумения Феоктиста с 1912 года по 1914 год; монахиня (игумения) Архелая с 1914 года до закрытия обители в 1921 году (?). (11)
В городе Сычевке напротив Дома призрения силами сестер Николаевского монастыря устроили приют, школа для глухонемых и храм в честь преподобного Серафима Саровского.
В Вязьме богатая землевладелица госпожа Пельт пожертвовала Свято-Троицкой общине двухэтажный каменный особняк с двумя флигелями на углу Гайдукова переулка (ныне ул. Стачечная) и Духовщинской (ныне ул. Докучаева) улицы. Здесь, по благословению правящего архиерея, отец Павел устроил небольшую церковь во имя святителя Алексия Московского. В 1918 году дом национализировали, а в 1925 году, как бесхозный, разобрали на стройматериалы.
В начале XX века сестры Свято-Троицкой общины принимали активное участие в раскопках бывшего Борисоглебского монастыря на Смядыни в городе Смоленске. Информация о нём получила распространение благодаря активной деятельности Смоленского историка Ивана Ивановича Орловского. (12)
Получив через присяжного поверенного Н.С.Кузнецова брошюры об истории Борисоглебского монастыря, отец Павел представил их в Петербурге известным ему благотворителям и влиятельным лицам. Здесь он смог собрать необходимые средства для проведения раскопок и строительства на обнаруженном фундаменте собора деревянного храма. В 1906 году отец Павел, приглашенный в Смоленск правящим архиереем, епископом Петром (Друговым), получил от него благословение на проведение необходимых работ. После долгих переговоров в 1906-1907 годах с владельцем участка господином Колпинским, где находились развалины монастыря, землю приобрели в собственность обители. Колпинский потребовал по 4 рубля за сажень совершенно пустого места, и отцу Павлу пришлось ограничиться покупкой лишь самого места развалин, что-то около 1750 квадратных саженей (7966, 4 м2, заплатив за участок более 7000 рублей. Весной 1907 года возле развалин устроили помещение для сестер Свято-Троицкой общины. В начале августа того же года, они приступили к очистке от земли и мусора фундамента древнего Борисоглебского собора обители. Как сообщал в своем докладе Смоленской Архивной Комиссии 20 сентября 1908 года И.И. Орловский, сестры надеялись найти здесь и гробницу с мощами князей Бориса и Глеба. По письму местного любителя старины полковника А.В. Жиркевича, в сентябре 1907 года для ознакомления с раскопками и составления плана руин из Московского археологического общества прибыли археолог Николай Васильевич Никитин и архитектор Владимир Александрович Попов. В Смоленске к ним присоединились историки И.И. Орловский и Н.В. Султанов. Во время раскопок обнаружили часть стен храма с тремя полукруглыми апсидами алтарной части и столбы, поддерживавшие своды. Около стен нашли много костей погребенных здесь людей и надгробных плит, закрывавших могилы. Первое решение комиссии, о необходимости сохранения оставшихся частей храма в неприкосновенности направили из Москвы в Синод, Смоленскому архиерею и губернатору. После вторичного
посещения раскопок членами Московского Археологического общества в начале 1908 года, строительство нового храма на этом месте запретили «на том основании, что от древнего храма остались лишь фундаменты и незначительная часть стен». На имя отца Павла Троицкого Синод прислал соответствующее отношение. Всю зиму он хлопотал в Синоде и в Археологическом обществе, и наконец-таки добился восстановления подлинного смысла постановления комиссии, а запрещение Святейшего Синода взяли обратно. Весной 1908 года раскопки возобновились под руководством архитектора из Киева Дмитрия Васильевича Милева, работавшего в Смоленске по поручению Петербургской Археологической Комиссии. Стены храма открыли на всем протяжении вплоть до фундамента. Но работу продолжали лишь только пять сестер Свято-Троицкой общины. По неизвестным причинам, вероятно из разногласий с Археологической Комиссией, раскопки на храме после сентября 1908 года полностью свернули. Историк И.И.Орловский поддерживал отца Павла Троицкого в его начинании. В дальнейшем остатки храма засыпали землей и частично разобрали местные жители. (13)
Вскоре наступили трагические для обители годы. Когда точно закрыли Николаевский (Свято-Троицкий) монастырь, после октябрьского переворота 1917 года, неизвестно. В «Списках церквей, часовен, синагог, костелов и богослужебных помещений других культов», составленных в Вяземском управлении уездной милиции в 1921 году, монастырь в деревне Минино, Жилинской волости указан, но в графе действующие церкви, часовни стоят прочерки, так как обитель в это время видимо уже прекратила свое существование. (14)
За исторически короткий срок существования монастыря (1901-1921 гг.) он оставил большой духовный след на Вяземской земле. У жителей окрестных деревень и вязьмичей до наших дней сохранилась память о добрых делах сестер обители, и особенно об основателе монастыря отце Павле Троицком. Воспитанница монастыря Анна Петровна Петрова, более пятидесяти лет своей жизни отдала служению Православной Церкви. Она поделилась с нами своими воспоминаниями о тех годах: «…В Троицкой обители стояло несколько церквей. Собор в честь Двенадцати апостолов только успели заложить, но построить не смогли, помешала революция. …Об освящении церкви Божией Матери «Нечаянная Радость» воспитанницам обители рассказывал отец Павел. Еще когда он служил в Леонтьевском приходе, задумал строить монастырь. Нашел подходящее место в Вяземском уезде и поехал за благословением к отцу Иоанну Кронштадтскому. Познакомились на службе, в алтаре храма. В то время к отцу Иоанну уже приезжали сотни людей, и ничего отцу Павлу спросить не удалось. Отец Иоанн передал множество записок, попросил почитать, помолиться. В конце службы кто-то ему передал полный пакет денег, и он, не развернув его, передал отцу Павлу со словами: «Стройте, а я приеду освящать храм». Так и было положено начало обители. Позже отец Иоанн Кронштадтский действительно приезжал на поезде на платформу Александрино, а оттуда на лошади в монастырь. Он присутствовал на освящении
храма Божией Матери «Нечаянная радость» всего два часа, но воспоминание об этом событии сохранились в памяти у многих людей.
В 1911 году, при епископе Смоленском Феодосии (Феодосиевом), из-за разногласий с настоятельницей обители, отец Павел Троицкий был направлен на служение (сослан) в село Лакх, на Алтай. Здесь он провел около четырех лет. По рассказам матери А.П.Петровой, отец Павел вернулся в монастырь под Духов день, летом 1915 года (1916 г.-?)». (15)
Трагична судьба основателя Свято-Троицкого женского монастыря - отца Павла Троицкого. Ниже приводим почти без изменений, с сохранением стиля, часть письма внука священника Павла, сына его дочери Антонины - Александра Александровича Каменцева.
«…После революции и закрытия монастыря …отец Павел стал приходским священником в селе Лукино на месте бывшей обители: два храма, сторожка, четырех классная школа и дом священника, последний в двух верстах от храма.
В 1929 году отец Павел оказался на приеме в Москве у митрополита Можайского Бориса, которому …нужны были сторонники. В 1930 году он провел хиротонию отца Павла и назначил его архиепископом Вяземским, со служением в Верхне-Введенском храме, нижний принадлежал «сергиевцам». Из 24 церквей… г. Вязьмы незакрытыми были только две - Введенская и Фроловская. Пять церквей были полностью разрушены, остальные закрыты и осквернены, в том числе и Троицкий собор. А часовня церкви Святого Духа превращена в общественный туалет. Агенты ОГПУ натравливали верующих одной ориентации на другую. Епископов подвергали на улицах всяческим оскорблениям молодые люди. Комсомольцы кричали им: «Бей попов, дави монахов!». Архиепископу Павлу передали еще одну церковь - Ямскую, вскоре закрытую. 29 октября 1937 года архиепископ был арестован в своей квартире, на улице 25 Октября (бывшая Калужская), без санкции прокурора, распоряжением начальника УНКВД города Вязьмы Усса (такая фамилия). Брошенный в камеру вместе с уголовниками …владыка Павел претерпел всяческие унижения и оскорбления. …В середине ноября был вызван на допрос. Формула обвинения: 1) участие в контрреволюционной организации духовенства и верующих; 2) антисоветская деятельность в виде проведения Богослужений и агитации, то есть обвинение, предусмотренное ст. 58 пп.10, 11 УК РСФСР. В постановлении «тройки» НКВД по Смоленской области от 20 ноября 1937 года говорится: «...обвиняемый виновным себя не признал», и далее «...приговорить к высшей мере наказания». Расстрелян он 3 декабря 1937 года в городе Смоленске. Место расстрела: подвал Смоленского НКВД. Другая версия - станция Катынь, где в 1940 году расстреляли польских офицеров». (16)
Родные братья отца Павла Троицкого – Василий и Александр также пострадали в 1930 годы от безбожной власти. С конца XIX века отец Василий Троицкий был настоятелем Борисоглебского прихода в селе Борисоглебском, Сычевского уезда. В январе 1897 года освятили деревянный храм во имя преподобного Нила Столбенского. В приходе отцом
Василием «в целях миссионерских и религиозно-просветительских» учреждена Троице-Сергиевская женская община, получившая официальный статус в 1906 году. Отца Василия арестовали в 1932 году. Он скончался в ссылке в 1935 году. Отца Александра Троицкого, служившего в селе Ярыгино (Ильинском), Сычевского уезда арестовали в 1937 году в селе Лосьмино и расстреляли. (17)
От некогда цветущей Троицкой обители - подлинного религиозно-нравственного, просветительского центра сохранилось лишь поросшее лесом и кустарником место, неподалеку от деревни Минино в Новодугинском районе, Смоленской области.
Память о братьях Троицких не стирается в сердцах верующих и передается от бабушек к внукам. Сохранились духовные стихи (псалмы), посвященные Троицкой обители и её основателю, которые ещё до начала XXI века пелись вязьмичами.
Примечания:
1. Бывшая пустошь «Лукино», «село Троицкое тож» находится у д. Минино, Торбеевской сельской администрации, Новодугинского района. / Православные монастыри Российской империи. Сост. Л.И. Денисов. М., 1908. С. 780. // Административо-территориальное устройство Смоленской области. Справочник. «Московский рабочий». М., 1981. С. 85.
2. Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск, 1897. С. 166-167. / Село Леонтиево. Храм устроен в 1764 году усердием господ Головиных; зданием каменный, с таковою же колокольнею. Престолов три: в настоящем – холодном – во славу Преображения Господня, в придельных – теплых – во имя святого пророка Илии и святителя Николая чудотворца. Прихожан в 32 селениях, разстоянием 1-10 верст, 1917 мужского пола и 2272 женского пола. Земли церковной 36 десятин, из них усадебной 2,5 д., пахатной 12 д., сенокосной 18 д. И неудобий 3,5 д. Церковного капитала 146 рублей. 1-й священник получал жалования 144 р., 2-й священник 108 рублей, диакон 54 р., 1-й псаломщик 36 р., 2-й – 24 р. // В начале 1920 годов Софья Петровна Троицкая скончалась и погребена, по воспоминаниям А.П. Петровой, недалеко от храма Одигитрии на территории Вяземского Иоанно- Предтечева монастыря.
3. Представление в Святейший Правительствующий Синод Петра, епископа Смоленского и Дорогобужского. Октябрь 1900 г. / РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 1930. Л. 1- 6. // Православныя русския обители. Репринтное изд. СПб., 1994. С. 626-627. // Смоленская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб., 1868. С. 130. / По левую сторону от Сычевского тракта. Минина, деревня, при колодцах, 29 верст от уезднаго города, 25 дворов, 108 м.п., 140 ж. п.
4. РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 1930. Л. 44. // Николай II Александрович, Император Российский, страстотерпец (1868-1918) Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ В 2000 году.
5. Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ). № 5. 1901. С. 229.
6. СЕВ. №11-12. С. 577.
7. Письмо в Смоленское епархиальное управление настоятеля Варшавского собора (Польша), протопресвитера Афанасия (весна 1995 г.). В 1914 г. ему было 7 лет, и он с другим мальчиком прислуживал в алтаре одного из храмов Свято-Троицкой обители.
8. ФГАСО г. Вязьмы. Ф. 133. Оп. 1. Д. 7. Л. 23.
9. СЕВ. № 22. 1908. Официальные сообщения.
10. СЕВ. № 9. 1913. С. 319.
11. Памятная книжка Смоленской губернии. Смоленск, 1911-1915. Духовное ведомство.
12. Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. «Книжная палата» М., 2000. С. 453-454. Уничтоженные монастыри Смоленской губернии: «Борисоглебский-Смядынский, мужской, существовавший в 12 веке в 3 верстах от Смоленска, на западе, при речке Смядынке, давно уже пересохшей, на том самом месте, где 5 сентября 1015 года мученически убит святой Князь Глеб Муромский, сын Равноапостольнаго Владимира. Здесь в 1145 году построена была В.К. Ростиславом I Мстиславовичем (когда он был в Смоленске Удельным Князем) каменная церковь во имя Князей Бориса и Глеба, при которой впоследствии времени сын храмоздателя, Роман Ростиславович, княживший в Смоленске с 1160 по 1180 год, устроил обитель. Неизвестно, сколько времени после того существовал монастырь: теперь не осталось и следов его, кроме фундамента Борисоглебской церкви, обнаруженного нечаянно среди развалин в 1833 году; причем найдена, под небольшим каменным сводом, гробница из цельнаго белаго известковаго камня, вмещающая, по всему вероятию, прах Ростиславова сына, князя Давида, владевшаго в Смоленске с 1180 года; известно, что сей Князь, по принятии иночества пред кончиною, здесь погребен в 1197 году. – В Борисоглебском храме, проезжавшие в Южную Россию изгнанные и ослепленные Владимирцами, Князья Мстислав и Ярополк Ростиславичи, моляся с усердием, 15 сентября 1177 года, чудесно прозрели».
13. СЕВ. № 19. 1907. С. 825-826. / Раскопки на Смядыни. // СЕВ. № 1. 1908. С. 22. // Орловский И.И. Борисоглебский монастырь в Смоленске, на Смядыни и раскопки его развалин. / Смоленская старина. Вып. 1. Часть 1. Изд. Смоленской ученой архивной комиссии. Смоленск, 1909. С. 287, 290-293, 295, 307.
14. ФГАСО г. Вязьмы. Ф. 739. Оп. 1. Д. 18. Л. 11.
15. Видеозапись беседы с А.П. Петровой 12.02.1996 г. Вязьма. / Петрова А.П. - 1912 года рождения. С семилетнего возраста, вместе со своей сестрой Лидией, воспитывалась при Свято-Троицкой общине. Регент и псаломщица Троицкого собора Вязьмы в 1943-1995 годах, с 2001 года – в постриге, инокиня Мариам. Скончалась и похоронена в г. Вязьме. // Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908). В 1990 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых.
16. Письмо А.А. Каменцева в Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь, 1994. // «Митрополит» Можайский Борис (Рукин), викарий Московский - возведен в сан в 1927 году в Донском монастыре «митрополитом» Воронежским Виссарионом (Зоркиным), преемником «митрополита» Григория. После смерти Святейшего Патриарха Тихона, Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским) создан на «Соборе» епископов в Донском монастыре Москвы 9/22 декабря 1925 г. Позже ВВЦС осудил и не признал «Обращения к мирянам и духовенству» митрополита Сергия от 29 июля 1927 года ("Известия" 13 августа 1927 г.), считая его самозванным заместителем Патриаршего местоблюстителя. // Верхне-Введенский храм - верхняя часть Богоявленского (Введенского) храма г. Вязьмы и придел в честь святителя Тихона Задонского. Нижняя часть – приделы в честь Введения и преподобного Тихона Калужского.// Возможно, священник (архиепископ) Павел Троицкий расстрелян в районе бывшего Воскресенского кладбища, на Дмитровой горе в Вязьме. // Забелин А.А. Имя им легион (Судьбы смолян, репрессированных в других республиках, краях, областях). Смоленск, 1998. С. 104-106. / Из письма автору книги 2.03.92 г от А.А Каменцева. Город Львов: «…Все взрослые мужчины нашей семьи расстреляны: отец Александр Иванович Каменцев, 1886 г.р., учитель в Вязьме; дед Александр Григорьевич Троицкий, 1869 г.р., священник с. Ярыгино, Сычевского района; дед Павел Григорьевич Троицкий, 1863 г.р., священник в Вязьме; дядя Евгений Павлович Троицкий, 1898 г.р., служащий хлебозавода в Москве; дядя В.П.Каменцев, директор вечерней школы в Вязьме».
17. СЕВ. №5. 1897. С. 283-285. Св.А.Троицкий. Освящение теплаго храма в с. Борисоглебском. // Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Репринтное изд. М., 1993. С. 1535. / Монастыри Смоленской епархии. // Из архивной справки № 10/8-С 6167, выданной Степанову А.Л., г. Москва 27.08.97 г., родственнику семьи Троицких. Управление по Смоленской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации: «Троицкий Василий Григорьевич, 1860 года рождения, уроженец с. Покровское Гжатского р-на Смоленской области,
до ареста проживал в с. Вельмеж Кармановского р-на Западной области, священник. Арестован он 10.09.32 года Вяземским отделом ОГПУ. Осужден 20.11.32 года тройкой ПП ОГПУ на основании ст. 58 п.п. 10, 11 УК РСФСР к лишению прав проживания в определенных местах сроком на 3 года. Из заключения прокуратуры Смоленской области от 10.05.89 года видно, что Троицкий Василий Григорьевич попадает под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.89 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов». Троицкий Павел Григорьевич, 1863 года рождения, уроженец с. Покров(ское) Гжатского района Смоленской области, до ареста проживал в г. Вязьме, служил архиепископом в Верхне-Виденской (Введенской) церкви. Арестован 29.10.37 года Вяземским РО УНКВД. Содержался под стражей в тюрьме г. Вязьма. Постановлением тройки УНКВД Смоленской области на основании ст. 58 п.п. 10, 11 УК РСФСР приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 03.12.37 года. Троицкий Павел Григорьевич реабилитирован Смоленским областным судом 19.08.58 года. Троицкий Александр Григорьевич, 1870 года рождения, уроженец с. Покровское Гжатского р-на Смоленской области, до ареста проживал в с. Лосьмино Вяземского р-на Смоленской области, священник. Арестован 30.10.37 г. Вяземским РО УНКВД. Постановление Тройки УНКВД Смоленской области от 20.11.37 г. на основании ст. 58 п.п. 10, 11 УК РСФСР приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 02.12.37 года. Троицкий Александр Григорьевич реабилитирован Смоленским областным судом 28.09.57 года. (Осн. арх. у. ф. д. №№ 9478-с, 14915-с, 22702-с.) Зам. Начальника отдела УФСБ по Смоленской области В.О. Васик».
Приложение:
«Опросный лист № 516. Вяземский уезд. Леонтьевская волость. Ново-Тареевское почтовое отделение – Сковородкино. Железнодорожная станция Касня Александровской, бывшей Николаевской железной дороги. Село Лукино - бывший Николаевский женский монастырь. Во имя святителя Николая чудотворца. Все строения, уцелевшие после раздачи гражданам деревянные. Монастырь с церквями воздвигнут в период времени 1891 года по 1905-й. Священником Павлом Григорьевичем Троицким. Шесть приделов: во имя Божией Матери «Нечаянная Радость», Антония и Феодосия, Мученика Трифона, Петра и Павла, преподобного Сергия, Николая Чудотворца и одна церковь в (19) 23-м году сожжена неизвестно кем. Построены тем-же священником Павлом Троицким. Настоятель – Троицкий Павел Григорьевич. Настоятельствует – с 1891-го по 1910-й, а затем с 1918-го года по настоящее время (1924). По 1918-й год сменились четыре настоятельницы». / Опросные листы о церковных и монастырских архивах по г. Мстиславлю и Вяземскому уезду. 1924 г. // ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 1339. Кор. 31. Л. 178.
Иеромонах Даниил (Сычев).