8 декабря 2019 г. исполнилось 11 лет со дня блаженной кончины клирика Свято-Троицкого кафедрального собора города Вязьмы игумена Михея (Михальчича).
За долгие годы служения в Вяземском благочинии священнослужитель Иосиф Михальчич (в монашеском постриге игумен Михей), снискал глубокое уважение и любовь прихожан, и людей далёких от Церкви, за его подлинную человечность и непрестанное свидетельство Евангелия.
В актовом зале духовно-просветительского центра Вяземской епархии состоялся вечер памяти игумена Михея (Михальчича).
Почтить его память собрались прихожане, и священнослужители г. Вязьма и Вяземского района.
Вечер памяти открыл секретарь епархиального управления Вяземской епархии протоиерей Валерий Калинин.
Отец Валерий, будучи клириком, Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьма много и долго служил, и общался с игуменом Михеем. Говоря об игумене Михее, отец Валерий вспоминал его особые качества воина Христова, бескомпромиссно живущего по Евангелию, и всего себя отдающего на служение Богу и людям.
Не только священнослужители запомнили богоугодную жизнь отца Михея, но и множество мирян, искавших Истину в течение земного бытия, приходя в храм Божий через верного служителя Христова - игумена Михея.
Своей любовью к Богу и людям, любовью к молитве и богослужениям, своим бесстрастием к земным благам игумен Михей снискал дар Божий привлекать к себе страждущие души человеческие, заблудшие и покалеченные грехом.
Благодарные люди, помнящие, и горячо любящие отца Михея пришли на памятный вечер, чтобы поделиться своими воспоминаниями.
Рассказывая об игумене Михее, многие со слезами на глазах вспоминали то время тесного молитвенного общения и духовного возрастания под началом отца Михея.
В завершении памятного вечера к присутствующим обратился глава Вяземской епархии, Преосвященнейший Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский.
Не имея личного знакомства с игуменом Михеем, владыка Сергий засвидетельствовал глубокое уважение и горячую любовь людей к отцу Михею. Это уважение и любовь проявляются в постоянной молитве, и поминании приснопамятного батюшки за богослужением.
Закрывая памятный вечер, посвящённый игумену Михею, присутствующие в актовом зале пропели «Вечная память…».
Организаторы вечера памяти раздали памятные фотографии отца Михея всем собравшимся.
Из воспоминанний
Иерей Александр Клименков:
При встрече со мной он, не целясь, выстреливал слова как бы наугад, но потом при осмыслении этой встречи оказывалось, что каждое его слово попадало в цель и выполняло свою задачу. Оно не только поражало цель, но и создавало все условия для одержания победы. Этот человек зажёг огонь в сердцах многих и многих людей.
Всегда углублённый в собственные мысли он как будто жил не в этом мире, а параллельно с ним. Этими мыслями были молитвы, беседа с растениями, разговор о растениях. Иосиф не только вписался в жизнь города, но и стал его неотъемлемой частью. Он нёс не образ человека, а облик городской церкви, повидавшей на своём веку опустошающие войны, безверие. Даже новые священнические одежды, в которые он облачался, напоминали о вечности и бренности человеческого существа.
Поведение игумена казалось порой странным. Его рассуждения о мире нашем были наполнены только ему ведомым содержанием. Но этими суждениями он выстраивал мост, который соединял наш мир и мир горний.
В.А.Антипцева: Идём исповедовать и причащать мою знакомую – блокадницу Людмилу. Я исполняю роль проводника. Спрашиваю: “ Батюшка, а почему Вы всё делаете бесплатно?” Он ответил: “ Это моя милостыня родителям на том свете”. Во время панихиды голос его дрожал и как бы плакал.
Батюшке невозможно было помочь. Вижу из окна, как он пилит что – то ножовкой без ручки (!) Дёрг – дёрг! Не работа, а изнурение. Несу свою пилу. Батюшка говорит: “ Не надо, у меня своя хорошая”. Так же было и с лопатой. Весь огородный инвентарь был насажен на огромные липовые палки, длиной до 2,5 м. После смерти мы на память о батюшке разобрали этот инвентарь, а также почти всю его одежду. Хотя всё старое, дырявое, но чистое. Болящие надевают его свитер, галоши, и им кажется, что сразу становится легче.
М.В. Голубкова: Дизель приходил в Вязьме в 7:20, чтобы не беспокоить так рано своих я шла в Троицкий. Там перед службой была исповедь. Батюшка молится за тебя, а ты стоишь и перечисляешь, вспоминаешь мысленно свои незавидные деяния, затем он читал молитву разрешительную. Так часто было. Вспомнила, это был приснопоминаемый батюшка Михей!