27/ 14 (ст. ст.) августа - день перенесения святых мощей преподобного Аркадия Вяземского в каменную гробницу, служившую для упокоения преподобного Ефрема Новоторжского (1798 г.).
Память угодника Божия, также отмечается 26 / 13 декабря (день преставления) службой, посвященной преподобному Аркадию; 24 / 11 июля, в день обретения святых мощей преподобного (1677 г.).
По преданию, преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский чудотворец родился в начале ХI века, в Вязьме в районе бывшей улицы Ольшанской (ныне ул. Урицкого). По преданию он происходил из рода вяземских купцов Сырейщиковых, отличавшихся особенной религиозностью. В это время в Вязьме уже стояли несколько деревянных православных храмов.
С детства воспитанный родителями в глубокой вере, не обращая внимания на мирскую красоту и земную славу, юный Аркадий проводил дни в безмолвии, строгой молитве и постоянном плаче о своих грехах. Скромный, добрый, целомудренный свою высокую подвижническую жизнь он прикрывал трудным по-двигом юродства Христа ради.
Удивляя вязьмичей простотой и незнанием мирских дел, в мыслях блаженный Аркадий постоянно пребывал в Боге. Жил он, где придется, питался подаянием. Часто блаженный Аркадий молился ночью на большом камне, в уединенном в те времена, поросшем лесом месте, на высоком берегу реки Вязьмы, где теперь стоит храм и несколько строений, оставшихся от бывшего Аркадиевского женского монастыря.
Любимым занятием блаженного Аркадия, как находим в житии преподобного, было за два-три дня до крестного хода, совершаемого по случаю православных праздников, подметать улицы, по которым затем проходило церковное ше-ствие. Этим он призывал горожан, очищая свои души, готовиться к достойному принятию Святых Христовых Таин.
Исполненный всегда христианского смирения и любви, блаженный Аркадий часто давал вязьмичам мудрые советы. Такой высокий, благодатный светильник, естественно, не мог долго оставаться под спудом. Вскоре многие узнали об ангельской жизни блаженного Аркадия.
Однажды через Смоленские земли проходил, принявший иночество в Киеве преподобный Ефрем, бывший конюший святого благоверного князя Бориса, брата святого князя Глеба, убитых князем Святополком в 1015 году. Идя из Нового Торга (впоследствии города Торжка Тверской губернии) из основанного им странноприимного дома, в Киев, преподобный Ефрем, заходя в Вязьму, познакомился здесь с юношей-подвижником блаженным Аркадием и укрепил его духовной беседой и наставлениями. Эта встреча изменила жизнь блаженно-го Аркадия, затем часто путешествовавшего к своему учителю в Новый Торг.
Под руководством опытного старца блаженный Аркадий совершенствовал свою веру и восшел на такую высоту молитвенного подвига, что стал творить чудеса.
Наиболее примечателен случай, когда блаженный Аркадий, проходя по улицам Вязьмы, увидел, как из глиняной миски, вместе с малолетним сыном одной вдовы пил молоко уж. Возмутившись духом, блаженный Аркадий, успокоившись, помолился и попросил Господа: «В Троице славимый Боже! Да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесять поприщ от него». Тот час же уж уполз.
После того как вязьмичи стали свидетелями чудес, совершаемых по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая людской славы, удалился из родного города в Новый Торг.
Здесь проходила вторая часть его подвижнической жизни, монашеской. Разделяя труды со своим учителем преподобным Ефремом Новоторжским, препо-добный Аркадий помогал возводить в новой обители соборный храм, посвященный святым благоверным князьям-мученикам Борису и Глебу.
Вместе с преподобным Ефремом он подвизался в посте, молитве и благочестии. Приняв от рук своего учителя монашеский постриг, преподобный Аркадий жил в строгом послушании, во всем следуя его примеру.
Преподобный Аркадий всегда приходил в храм первым, не пропуская ни одной службы. Особенно он любил молиться на Божественной литургии. Днем он трудился вместе с насельниками обители, а ночью, как и раньше коленопреклоненно молился.
После кончины преподобного Ефрема, последовавшей 28 января 1053 года, еще многие годы преподобный Аркадий подвизался в Борисоглебском монастыре, пребывая в молитве, посте и безмолвии. Он преставился и отошел к Господу 13/ 26 декабря 1077 года. Братия обители совершила его погребение в храме в честь святых Бориса и Глеба, на правой стороне паперти у западных дверей.
Святые мощи преподобного Аркадия обретены 11/ 24 июля 1677 года, в цар-ствование Феодора Алексеевича Романова, при Патриархе Московском Иоакиме и высокопреосвященном Корнилии, митрополите Новгородском и Великолукском, настоятелем Борисоглебского монастыря архимандритом Евстафием и других монастырей игуменами, священниками и диаконами. В том же храме мощи преподобного Аркадия перенесены и положены внутри «под спудом», у северных дверей, где и подавали исцеления всем «с верою приходящим, во славу истинного Христа Бога нашего». В подклете собора устроили часовню, посвященную преподобному Аркадию. В настоящее время считается, что мощи святого утрачены.
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский чудотворец часто изображается на иконах молодым с зеленым деревом, наподобие сосны, в правой руке, в короткой по колени зеленой одежде. Или стоящим на камне в молитве, на коленях с воздетыми к небу руками. В Тверской области встречается изобра-жение Аркадия в преподобнической одежде.
По преданию, жители Торжка и окрестных мест многократно испытывали над собою силу благодатных действий преподобного Аркадия. С верою и молитвою обращаясь к нему, они всегда получали облегчение в болезнях и избавле-ние в скорбях.
Нередко являлся преподобный Аркадий и жителям города Вязьмы и спасал их от бед и нестроений.
Так 17 апреля 1524 года преподобного Аркадия увидел в тонком сне набожный и благочестивый Авдий, повар Вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина. На вопрос Авдия, преподобный объяснил, что зеленое дерево в его руке означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты». Преподобный Аркадий строго заповедовал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они оградили камень, на котором он молился от всего скверного и нечистого. Помолившись, горожане поставили здесь деревянный храм в честь Всемилостивейшего Спаса - Происхождения Честных Древ Креста Господа нашего Иисуса Христа (празднуется 1/ 14 августа) с приделом во имя преподобного Аркадия, славившийся своим богатым убранством и церковной утварью. Об этом храме упоминалось в писцовых книгах Василия Волынского за 1594 год.
В конце ХVI века, в царствование Бориса Федоровича Годунова храм Всеми-лостивейшего Спаса отремонтировали и частично переделали. В эти же годы усердием и радением вязьмичей к нему пристроили придел в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Жители Вязьмы свято верили в заступничество преподобного Аркадия за них перед Богом. По молитвам к нему приписывали спасение города от разорения ляхами в 1661 году. Когда литовские полки, ведомые паном Пацем, почти подошли к городу, среди них явился юноша на сером коне, и многих воинов поразил мечем, запретив им идти на Вязьму, угрожая всем неминуемой гибелью. На вопрос: «Кто он?», юноша ответил: «Я - Аркадий, град этот мое Отечество».
В том же 1661 году преподобный явился благочестивому жителю Вязьмы, пастуху Сергию, и велел ему возвестить вязьмичам о возведении нового каменного храма на месте его молитвенных подвигов: «Устроить церковь Всемилостивейшего Спаса на старом месте, в большом остроге, в главной крепости, у наместничьего двора». Горожане не только построили храм, но и собрали братию и основали на этом месте мужской монастырь. В число братии поступил и старец Сергий, нареченный при постриге Спиридоном, в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Позже обитель прекратила здесь свое существование, храм стал бесприходным, но продолжал называться Нижне-Спасским монастырем.
После закрытия в Вязьме в 1779 году Ильинского женского монастыря, девятнадцать монахинь испросили у правящего архиерея разрешение поселиться при храме Всемилостивейшего Спаса Нижне-Спасского монастыря. После удовлетворения их прошения, они основали женскую общину с богадельней, послужившую открытию в городе в 1832 году Аркадиевского женского монастыря, просуществовавшего до 1918 года.
Молитва преподобному Аркадию Вяземскому и Новоторжскому чудотворцу (сохранилась в Вязьме в рукописи):
«О, блаженнейший и предивный чудотворче отче наш Аркадие! К тебе ско-рому помощнику и усердному о нас молитвеннику смиренно прибегаем и молитвенно просим тя: нас скорбных и обремененных грехи многими, не остави помощию твоею святою и заступлением благодатным. Не забуди нас чад своих, но поминай нас присно в небесных благоприятных молитвах твоих у престола Пресвятыя Троицы, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоиши и зриши вся наша нужды и беды, яко обуреваемы страстьми и не имамы дерзновения ко Господу, просити Его о помиловании и спасении. К тебе прибегаем и на тебя уповаем милость Божию и прощение грехов наших от Вседержителя получити, и спасение вечное унаследовати. Да славим и поем величие и челове-колюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое отеческое заступление ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Тропарь, глас 4: От духовного наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляем, послушания добрый рачителю, отче Аркадие, от мирскаго мятежа удалился еси и, инок быв изрядный, добрым подвигом ревнуяй, от Христа Бога приял еси венец славы небесныя; и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вышняго предстоя, о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей и спастися душам нашим.
Кондак, глас 2: К глубинам Божественного разума вперив ум свой, в небесныя обители востекл еси и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси, и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему, и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа, молися непрестанно о всех нас.
Примечания:
1. Минея декабрь. Ч.1. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2002. С. 484-498. / В этом издании приведено жизнеописание преподобного Аркадия Вязем-ского и Новоторжского и полная служба ему.
2. Виноградов И.П. Исторический очерк Вязьмы с древнейших времен до ХVII века (включительно). М., 1890. 122 С. // Иван Павлович Виноградов, преподаватель Вя-земской Александровской гимназии родился в 1854 г. в деревне Заболотье Москов-ской губернии. Закончил Петербургский и Варшавский университеты. Знаток древне-греческого, латинского, польского, немецкого, церковно-славянского языков, музей-ного и архивного дела, магистр богословия. Явился одним из основателей Смолен-
ского архива и исторического музея в Вязьме. Иван Павлович 17 лет трудился над ис-торией города Вязьмы, работая в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Провел огромную работу с имеющимися в то время литературными источниками. Приводим ниже некоторые выдержки из книги И.П. Виноградова, которая до настоящего време-ни является наиболее полным историко-литературным трудом о городе Вязьме до начала ХVIII века. / «Но за неимением летописных данных раньше этого времени (1239г.), у нас есть другого рода данные, свидетельствующие о древнейшим проис-хождении города Вязьмы. Это житие преподобного Аркадия, сомневаться в досто-верности которого нет никаких оснований, а происхождение Аркадия из Вязьмы не-опровержимо. (В полном месяцеслове Востока архимандрита Сергия во 2 т., с. 59. Так же Архиепископ Димитрий. Месяцеслов святых. Воронеж, 1881, вып. IV, стр. 278-279). Существует местное предание, что Ефрем Угрин, конюший святого Бори-са, кн. Ростовского, и родной брат Георгия, убитого вместе с Борисом, когда шел из Ростова на реку Альту, чтобы отыскать тело своего брата, то останавливался в Вязьме. С этим преданием соединяются и письменные известия, заключающиеся в древних житиях преп. Ефрема и ученика его Аркадия, Новоторжских чудотворцев. В житиях этих Вязьма именуется местом рождения Аркадия. Здесь-то, по свиде-тельству жития, и познакомился прп. Ефрем с Аркадием, когда возвращался из Кие-ва и шел в Торжок, а потом неоднократно посещал Вязьму, пока Аркадий не пересе-лился окончательно в основанный прп. Ефремом Борисоглебский монастырь в Торж-ке». // Вяземский женский монастырь и духовные подвиги препод. Аркадия. СПБ. 1859 г. 48 С. // В Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел хра-нилась под № 684 служба преподобному Аркадию XVII в. // В рукописях Н.С. Тихо-нравова так же была служба преподобному Аркадию XVIII века. У него же было «сказание о мощах», в рукописи XVIII века. // Прп. Аркадий на иконах именуется Вя-земским и Новоторжским Чудотворцем.
Иеромонах Даниил (Сычёв)