569
6 августа / 24 июля (ст. ст.) – день кончины преосвященного Тимофея (Кетле-рова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского.

6 августа / 24 июля (ст. ст.) – день кончины преосвященного Тимофея (Кетле-рова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского.

Архиепископ Тимофей (в миру Трофим Тимофеевич) родился 23 июля 1782 года в селе Костырях Рославльского уезда Смоленской губернии в семье свя-щенника Тимофея Кетлерова (Вещезерова). (1)

Домашнее воспитание он получил в духе старого благочиния и смирения, с ревностным прилежанием и трудолюбием.

Первоначально Трофим Кетлеров обучался в Смоленской духовной семина-рии, а затем с 1 сентября 1800 года поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

В 1806 году, при преосвященном Серафиме (Глаголевском), епископе Смолен-ском и Дорогобужском, по окончании курса академии Трофима Тимофеевича определили учителем в средний и высший грамматический классы Смоленской духовной семинарии. (2)

10 июля 1817 года, при преосвященном Иоасафе (Сретенском), Комиссия ду-ховных училищ назначила его инспектором, профессором философии Смолен-ской семинарии и смотрителем уездных и приходских училищ. (3)

18 ноября 1821 года, при владыке Иоасафе, его постригли в монашество; 20 но-ября - рукоположили в сан иеродиакона и 21 ноября – в сан иеромонаха.

9 июля 1822 года, при преосвященном Иосифе (Величковском), отца Тимофея возвели в сан архимандрита и определили настоятелем Смоленского Троицкого монастыря. (4)

1 сентября 1822 года Комиссия Духовных училищ назначила его ректором Харьковского коллегиума и профессором богословия. Здесь архимандрита Ти-мофея избрали членом Общества наук при Императорском Харьковском уни-верситете. Его служение проходило при преосвященном Павле (Саббатовском), епископе Слободско-Украинском и Харьковском. (5)

Его усердная деятельность вскоре обратила на себя внимание духовного начальства и 3 октября 1828 года по избранию Святейшего Синода его высо-чайше утвердили епископом Старой Руссы, викарием Новгородской митропо-лии. В Санкт-Петербурге 7 октября того же года архимандрита Тимофея хиро-тонисали в этот сан. В то время кафедрой управлял высокопреосвященный Се-рафим (Глаголевский), митрополит Новгородский. (6)

На Старорусском викариатстве преосвященный Тимофей снискал расположе-ние императора Николая I в связи с известным возмущением военных поселян в 1831 году. Граф А.А. Аракчеев, скрываясь от толпы, прожил несколько дней и ночей в Хутынском Преображенском Варлаамовом монастыре у владыки Тимофея, переодетый в крестьянское платье. (7)

Когда на первой панихиде по погибшим во время возмущения иеродиакон возгласил «об убиенных рабех Божиих», владыка Тимофей громко повелел го-

ворить: «о невинно убиенных рабех Божиих». Между присутствующими посе-лянами произошло волнение, но епископ Тимофей еще громче повторил свое приказание и потом произнес увещевание на тему о раскаянии и признании ви-ны, заключив: «Кровь невинных вопиет на вас пред Господом». Через два часа после панихиды прибыл на место происшествия император Николай I и стал свидетелем еще продолжавшегося волнения. Владыку Тимофея наградили ор-деном святой Анны I степени, но без упоминания об этом событии в рескрипте.

24 февраля 1834 года преосвященного Тимофея перевели на Смоленскую ка-федру. В этом назначении выразилась особая милость к нему императора, ибо во избежание непотизма обычно не назначали епископов на места их рождения. (8)

Владыка Тимофей, вероятно и сам был не очень доволен назначением в род-ные места и первую свою проповедь начал словами: «Несть славен пророк в отечестве своем». Впоследствии ему приходилось неоднократно повторять их в защиту от своих многочисленных недоброжелателей, упрекавших его более всего в непотизме. (9)

Архиепископ Тимофей усердно боролся против раскола, за что в 1855 году получил благодарность от Святейшего Синода. В 1856 году его наградили ор-деном святого Владимира большого креста.

26 августа 1856 года преосвященного Тимофея возвели в сан архиепископа.

Служение владыки Тимофея в Смоленской епархии продолжалось двадцать пять лет. Его стараниями в Смоленске укрепили Богоявленский собор (1840-1843 гг.), построили придел во имя святого мученика Меркурия Смоленского. В 1852 году при нем возвели двухэтажный корпус для Бельского духовного училища.

16 мая 1859 года владыку Тимофея уволили на покой в Поречскую Ордын-скую пустынь Смоленской епархии. Здесь он проводил время в уединении, мо-литве, чтении и размышлении. (10)

Он скончался 24 июля 1862 года на восмидесятом году жизни, и погребен 30 июля в Ордынской пустыни, в Софийском соборе, в приделе в честь Казанской иконы Божией Матери.

Архиепископ Тимофей отличался глубоким благочестием, простодушием, ис-кренностью, которые сильнее слов действовали на паству. Паства очень уважа-ла его за ревность о Боге, правдивость и удивительное нестяжание.

Духовное училище в Вязьме. Одной из главных заслуг высокопреосвященного Тимофея явилось учреждение им в 1849 году женского духовного училища для девиц из семей духовного сословия при Вяземском Аркадиевском девичьем монастыре. Из истории Аркадиевской обители известны некоторые подробно-сти этого события. «Еще в 1848 году, игумения Августа, с общего совета и со-гласия сестер, и по благословению Преосвященнейшего Епископа Тимофея, от-крыла в монастыре училище-приют для детей духовного звания, с полным со-держанием 30 бедных сирот девочек на счет обители и благотворителей. В сентябре месяце того же года в училище были начаты учебные занятия. Это

Вяземское училище для девиц духовного звания …послужило потом началом основания Смоленского епархиального женского училища. Скромно и тихо по-текла жизнь этого многополезного учреждения, но скоро Архипастырь усмотрел выдающуюся деятельницу способную поставить училище в разряд вполне благоустроенных учебных заведений, в лице бывшей послушницы обите-ли Александры Николаевны Шаховской, впоследствии игумении Аркадии. 9 февраля 1845 года, она из дворян Бельского уезда поступила в число послушниц обители. (С именем Аркадии в монашество Александра Шаховская пострижена 29 июня 1853 года.) и сначала исполняла послушание клиросного чтения и пения, а 2 фев-раля 1849 года Преосвященным Епископом Тимофеем была назначена настав-ницей монастырского училища-приюта. Сама, получившая блестящее образо-вание в Санкт-Петербургском Екатерининском институте и своими дарова-ниями и успехами обратившая на себя внимание Императрицы Марии Феодо-ровны, хорошо знакомая со всем ходом воспитательного и учебного дела, она весьма скоро стала душою всего дела и в Аркадиевском училище. На представ-лении игумении Августы, 4 сентября 1851 года Преосвященный епископ Тимо-фей написал резолюцию: «учинить по сему, но смотреть ей за училищем с та-ким же усердием и любовию, с какими она смотрела за оным не будучи казна-чеей». Так удачно начатый обителью Преподобного Аркадия первый опыт призрения, воспитания и образования оказался настолько успешным, что Преосвященнейший решился из Вяземского Аркадиевского училища основать Смоленское Епархиальное, для чего к сентябрю месяцу 1853 года, распорядился перевести его, в полном составе воспитанниц, в Смоленск и 7 октября 1855 года смотрительницею училища назначили казначею Аркадиевской обители Аркадию. Деятельность Аркадии и здесь была так успешна, что, во внимание ко трудам и опытности в управлении, она в 1857 году, была назначена насто-ятельницей Аркадиевского монастыря и 21 ноября того же года посвящена в игумению». (11)

Примечания:

1. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Т. III. Изд. Сретенского м-ря. М., 2004. С. 56.

2. Преосвященный Серафим (Глаголевский), епископ Смоленский и Дорогобужский – на кафедре в 1895-1812 гг. / Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Репринтное изд. М., 2016. С. 1413.

3. Преосвященный Иоасаф (Сретенский), епископ Смоленский и Дорогобужский – на кафедре в 1813-1821 гг. / Указ. ист. С. 1413.

4. Преосвященный Иосиф (Величковский), епископ Смоленский и Дорогобужский – на кафедре в 1821-1834 гг. / Указ. ист. С. 1413.

5. Преосвященный Павел (Саббатовский), епископ Слободско-Украинский и Харьков-ский – на кафедре в 1817-1826 гг. / Указ. ист. С. 1416.

6. Высокопреосвященный Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский – на ка-федре в 1821-1843 гг. / Там же. С. 1407.

7. Хутынский Преображенский Варлаамов мужской монастырь, в 10 верстах от Новго-рода, на берегу реки Волхова. Основан в 1192 г. преподобным Варлаамом Хутынским (память 6 ноября ст. ст.) в местности, называемой Хутынь (по преданию, худое место, обитаемое нечистой силой. / С. 1510.

8. Nepotismus, от итал. Neposte – «племянник». Непотизм обозначал обычай предостав-лять самые доходные и почетные места своим родственникам.

9. Митрополит Мануил. Русские православные иерархи. С. 56-57.

10. Ордынская Богородская мужская пустынь Смоленской епархии, на берегу реки Ме-жи, при впадении речки Ордынки, в 4 верстах от деревни Закеевой, в 100 верстах от города Поречья. Основана неизвестно когда (по одним данным – в XV в., по другим - в XVII в.); возобновлена около 1700 г. / Булгаков С.В. Настольная книга. С. 1534. // Митрополит Мануил. Русские православные иерархи. С. 57.

11. Чанцов В.Я. Вяземский Аркадиевский девичий монастырь. Изд. 2. М., 1896. С. 34-35.

Сост. иеромонах Даниил (Сычёв).

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости