822
На гребне высокого холма, у Старой Смоленской дороги, в бывшей Ямской слободе города Вязьмы со второй половины XVIII века стоит каменный храм, возведенный во славу Рождества Христова.

На гребне высокого холма, у Старой Смоленской дороги, в бывшей Ямской слободе города Вязьмы со второй половины XVIII века стоит каменный храм, возведенный во славу Рождества Христова.

Впервые о деревянном храме, стоявшем на этом месте, с престолом во имя святого великомученика Димитрия Солунского, говорится в Писцовых книгах князя Волконского за 1627 год: «Описание храмов Божиих в городе Вязьме. По конце посада по Смоленской дороге Слобода Ямская, а в ней церковь Святаго Великомученика Димитрия Селунскаго древяна клецки, а в ней Божье Милосер-дие, Икона местная, Образ Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа на золоте, Икона местная Великомученика Димитрия Селунскаго на золоте, Икона Пречистыя Богородицы Одигитрии на празелени, Икона мест-ная Введение Пречистыя Богородицы на празелени, Царские двери де Иисус на празелени. Евангелие напрестольное письменное, Евангелисты медные, Апо-стол и Минея общая печатные, - Шестодневье, Полуставье, Псалтирь, Часов-ник и Служебник письменные, три колокола не велики, а церковь и в церкви всякое строенье мирских людей приходских, а у церкви служит Поп Илья Гри-горьев, да на церковной земле дом Попа Ильи, да четыре места церковныя ж пусты». (1)

По сообщению историка И.П. Виноградова, в переписной книге города Вязь-мы за 1646 год, Ямской храм уже не указан, как в него не входивший.

Ямская слобода собрали из крестьян разных деревень и главным их занятием определили «возить казенную почту и разных должностных лиц в разные го-рода России, когда ещё не было железных дорог». (2)

При строительстве нового храма в 1763 году на средства прихожан, ветхий де-ревянный разобрали. В центральном холодном (летнем) храме освятили пре-стол в честь Рождества Христова. В то же время с запада к нему пристроили трехъярусную колокольню и два теплых (зимних) придела, объединенных об-ширной трапезной. Престолы в приделах освятили, с северной стороны - во имя великомученика Димитрия Солунского и с южной – во имя преподобного Нила Столбенского чудотворца. С запада к храму пристроили трехъярусную колокольню. Территорию вокруг храма обнесли каменной оградой с коваными решетками. (3)

Храм Рождества Христова (Христорождественский) сильно пострадал в 1812 году. Он находился рядом с оживленной дорогой, по которой шли французы на Москву и отступали обратно. Неприятель его полностью разграбил и сильно разрушил. Регулярное богослужение в храме смогли восстановить только к 1832 году.

В 1843 году на средства вяземских купеческих детей Фатовых «распространи-ли и приличным благочестием украсили» придел Нила Столбенского. (4)

В конце ХIХ века в Смоленских епархиальных ведомостях упоминалось о том, что мещанин Т.К. Лютов и прихожане пожертвовали на ремонт Христо-Рождественского (Ямского) храма 2350 рублей, большую по тем временам сумму.

В 1897 году Христо-Рождественский храм, находившийся в Ямской волости, входил в Вяземское градское (городское) благочиние, возглавляемое настояте-лем Троицкого собора протоиереем Алексеем Конокотиным. Приходскую об-щину, состоявшую из 1348 человек мужского пола и 1330 женского, с 1893 го-да окормлял священник Николай Абрютин. Приход владел 270 кв. саженями усадебной земли, имел огород 2120 кв. саженей и сенокос 7 десятин 162 кв. саженей, состоящей в двух пустошах Капеневе и Поповке. План на землю утратили в 1812 году при нашествии неприятеля. (5)

В 1904 году в Ямской слободе: церковно-приходская школа, три спичечные фабрики, кирпичный завод, четыре мелочные лавки, три торговых амбара, во-дяная и паровая мельница. (6)

При Христо-Рождественском храме действовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой в 1897 году учились 65 человек, и школа грамоты в трех верстах от Ямской слободы, с 35 учащимися. Здание школы построили в 1890 году на церковной земле. В 1910 году Ямская церковно-приходская школа отмечала 25-летие своего существования. Все эти годы в ней преподавал диа-кон Павел Назарьев, рукоположенный в сан в 1881 году, имевший свидетель-ство на звание учителя народной школы, награжденный серебряной медалью за усердие по народному образованию. В 1916 году в школе занимались 124 уча-щихся: 68 мальчиков и 56 девочек. Преподавали: Закон Божий протоиерей Ни-колай Абрютин, диакон Павел Назарьев и остальные предметы (грамматику, русский язык, математику и др.) псаломщик Тимофей Феодорович Шкломин и 2 учителя. Попечителем школы с 1913 года являлся потомственный почетный гражданин Григорий Парфенович Хохлов. При школе имелась библиотека, в которой находилось около 300 экземпляров книг для внеклассного чтения. Ученики школы регулярно пели в церковном хоре. К Пасхе 1916 года дети, учившиеся в школе, собрали деньги, на которые приобрели 45 кисетов с подар-ками и 59 яиц, отправленные воинам на фронт. (7)

По информации священника Николая Абрютина: «В полутора верстах от Ямской церкви, на берегу речки Русятки, находится «Божий дом», где …раньше хоронили всех умерших неестественной смертию. Ежегодно на Бо-жий дом бывает из Собора крестной ход в Четверг на седьмой неделе после Пасхи. К этому времени народу собирается из разных местностей от трех тысяч до пяти и более». (8)

Особенно трудные времена наступили для прихода Христо-Рождественского храма после 1917 года. Школу закрыли, землю и дома отобрали.

В 1922 году составили «Опись зданий и богослужебных предметов, находя-щихся в Ямской Христо-Рождественской церкви г. Вязьмы». Копия этого до-кумента сохранилась в Государственном архиве Смоленской области в делах Отдела управления Смолгубисполкома. Из нескольких страниц описи известно довольно подробно об имевшихся в храме, и впоследствии утраченных иконах и утвари. Так в Христо-Рождественском храме: В алтаре на престоле стояла се-ребряная вызолоченная Дарохранительница (ковчег), лежало Евангелие в бар-хатном переплете с серебряной оправой, два серебряных вызолоченных креста. Стоял четырехъярусный деревянный иконостас с позолоченной резьбой. В нем

среди икон первого (местного) ряда, кроме икон Спасителя и Пресвятой Бого-родицы, имелись образы святителя Питирима Тамбовского и Иоанна Предтечи с преподобным Аркадием Вяземским в серебряных окладах. В приделе препо-добного Нила Столбенского: Деревянный одноярусный иконостас, выкрашен-ный белой краской. В нем иконы преподобного Нила, Смоленской и Иверской Божией Матери в серебряных вызолоченных окладах. В приделе Димитрия Со-лунского: Такой же одноярусный иконостас, в нем иконы Двунадесятых празд-ников, Собор мучеников, Димитрия Солунского. В прочих местах храма были образы преподобного Серафима Саровского, Колочской Божией Матери в окладах. В храме хранились: Плащаница Спасителя, вышитая золотыми и се-ребряными нитями по малиновому бархату, обложенная золотой бахромой с кистями; три полных комплекта серебряных вызолоченных, богослужебных сосудов (потир, звездица, лжица, тарелочки). В том же 1922 году такие описи послужили основанием для властей к изъятию церковных ценностей из всех храмов по всей стране. (9)

В 1930 году решением исполкома горсовета Вязьмы Христо-Рождественский храм закрыли, колокола сняли и отправили в фонд индустриализации на пере-плавку. Несколько лет он использовался как складское помещение.

Пострадавший в ходе боев за город во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Ямской храм долго стоял в руинах. В 1950 году областной инспектор по охране памятников архитектуры М.В. Чулановская в справке о работе управления главного архитектора города Вязьмы сообщала о неудовле-творительном состоянии памятника архитектуры Ямской церкви.

В 1968 году сотрудники общества охраны памятников провели фотофиксацию и обмер здания бывшего храма. В то время от него оставались лишь четверик главного престола и колокольня. Алтарную часть и приделы полностью разру-шили и разобрали. В 1974-1978 годах Христо-Рождественский храм восстанов-лен рабочими Вяземского участка реставрации Смоленских научно-реставрационных производственных мастерских (СНРПМ), под руководством инженера А.И. Степочкина; архитектор проекта реставрации М.В.Чулановская. (10)

С 1979 года в здании храма размещался Вяземский филиал Государственного архива Смоленской области (ГАСО), благодаря чему здание в относительно хорошем состоянии впоследствии передали Смоленской епархии.

Богослужение в Ямском Христо-Рождественском храме возобновили в январе 2015 года при преосвященном Исидоре, епископе Смоленском и Вяземском, благодаря стараниям благочинного Вяземского округа, секретаря Вяземской епархии (с лета 2015 г.), протоиерея Валерия Калинина.

С 2017 года по благословению преосвященного Сергия, епископа Вяземского и Гагаринского настоятелем прихода храма Рождества Христова назначен игу-мен Гавриил (Марков), восстановивший в нем регулярное Богослужение.

22 апреля 2017 года, в Субботу Светлой седмицы в храме Рождества Христова епископ Сергий совершил Божественную литургию. В этот день в него крест-ным ходом из храма Рождества Богородицы принесли чтимый Иверский образ Пресвятой Богородицы.

Примечания:

1. Вяземския писцовыя книги князя Ивана Федоровича Волконскаго. 1627 года. Сост. И.П.Виноградов. М., 1882. С. 15.

2. ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 3. Л. 171. 1903 г. / Фонд И.И.Орловского, преподавателя Смоленского епархиального училища.

3. ГАСО. Ф. 391. Д. 3. Л. 170. // Преподобный Нил Столбенский особенно почитался вя-земским купечеством и местными крестьянами. Ежегодно, в конце мая, сотни жите-лей Вязьмы и окрестностей совершали пешком паломничество на озеро Селигер в Нилову Столбенскую пустынь к мощам преподобного Нила и на ярмарку в город Осташков. Также прихожане Ямского храма ходили на поклонение к святыням в Ки-ев, Чернигов и Троице-Сергиеву Лавру.

4. ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 863. Л. 100 об. / Смоленская Духовная консистория. Клировые ведомости церквей г. Вязьмы и Вяземского уезда за 1857 г.

5. Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 161.

6. Краткий обзор Смоленской губернии. Смоленск, 1904. С. 114.

7. ГАСО. Ф. 391. Д. 3. Л. 170 об.

8. Там же.

9. ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 1339. Л. 16-Л. 16об./ Опросные листы о церковных и мона-стырских архивах по Вяземскому уезду.

10. Вязьма. Очерки истории. М., 1997. С. 124-126.

Иеромонах Даниил (Сычёв)

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram

Другие новости