Одной из наиболее почитаемых святынь города Вязьмы являлось место блаженных подвигов преподобного Аркадия Вяземского и Новоторж-ского чудотворца.
По преданию он родился в начале XI века в семье благочестивых вязь-мичей. Преподобный Аркадий избрал подвиг юродства, которым при-крывал свои молитвенные и постнические труды. Особенным местом для его молитвы стала небольшая поляна с большим камнем, располо-женная к востоку от соборного храма. На этом месте в честь преподоб-ного Аркадия позже основали женский монастырь. Из Вязьмы препо-добный Аркадий ушел в город Торжок к преподобному Ефрему, Ново-торжскому чудотворцу, где и скончался в Борисоглебском монастыре. Его память празднуется Православной Церковью дважды – 27 / 14 (ст.ст.) августа и 26 / 13 декабря.
После закрытия в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря, девятнадцать его насельниц, не пожелавших уйти в мир, по-селились при храме Всемилостивого Спаса Нижнего монастыря. В то время Спасский храм в качестве приписного состоял в ведении духовен-ства Свято-Троицкого собора, которое и служило в нем.
В июне 1780 года во время пребывания в Вязьме генерал-губернатора Смоленского и Псковского наместничеств, князя Николая Васильевича Репнина, сестры испросили у него разрешение устроить при храме Все-милостивейшего Спаса богадельню. Положительный ответ позволил сестрам нанять мастеров, и уже к 1783 году они закончили строитель-ство каменного двухэтажного здания, которое сохранилось с юго-запада от церкви по улице Ленина (б. Московской).
Спасский храм, богадельню, хозяйственные постройки и огороды в конце XVIII века обнесли каменной оградой со Святыми вратами и не-большими угловыми башенками.
Помимо постоянной молитвы и ежедневного участия в Богослужениях насельницы общины шили монашескую и священническую одежду, об-лачения, пекли просфоры, а также лили свечи для всех городских хра-мов. Руководила сестрами, избранная из их среды монахиня Севастиана (Радванская), происходившая из дворян. В мае 1788 года по ее ходатай-ству от Смоленского наместнического правления Вяземской Аркадиев-ской общине выдали «отверстый указ для свободного всем старицам в сей богадельне жительства».
В статусе богадельни Аркадиевская община просуществовала пятьдесят два года. В первое десятилетие ХIХ века число сестер из двадцати семи сократилось до одиннадцати.
Во время нашествия французов в 1812 году храм Всемилостивого Спа-са и богадельню разорили, все деревянные постройки сожгли.
В 1813 году старица общины Наталия Кирилловна Павлова с благосло-вения протоиерея Троицкого собора Горанского направила несколько сестер в различные губернии России для сбора средств на её восстанов-ление. За 1814 год на пожертвованные деньги храм Спаса воссоздали, освятили, в нём возобновили богослужение. Восстановили общежи-тельные и хозяйственные постройки. Учитывая усилия по возрождению молитвенной и хозяйственной жизни общины, старица Наталия, жившая в ней с 1797 года, вяземским городничим Нарбутом и соборным протои-ереем Горанским, с согласия сестер, поставлена начальницей общины, которая находилась в то время в распоряжении местного начальства. До 1820 года Наталия Павлова затратила на общину более пятнадцати ты-сяч рублей, огромную по тем временам сумму. При ней воссоздали при-дел преподобного Аркадия, закупили новую утварь, приобрели бого-служебные книги и поставили иконостасы.
Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 года императора Николая I, проводившего смотр, расквартированных в городе 2-го пехотного кор-пуса и 1-й уланской дивизии, настоятельница общины Наталия Павлова обратилась к нему с просьбой обратить Аркадиевскую общину в деви-чий общежительный монастырь. Тогда же подготовлены все необходи-мые документы и опись состояния богадельни для преосвященного Иосифа (Величковского), епископа Смоленского и Дорогобужского, хо-датайствовавшего по этому вопросу перед Святейшим Синодом в Санкт-Петербурге. В те годы в общине жили, молились и трудились тридцать четыре сестры. За 1828-1831 годы купцы и жители Вязьмы пожертвовали на открывающуюся обитель 11 тысяч 480 рублей. Особое участие в делах Аркадиевского монастыря принимал городской голова Юдин. Своими пожертвованиями общине помогали вяземские купцы: Сабельниковы, Гайдуковы, Горбачевы, Зуевы, Нероновы, Колесниковы, Карелины и многие другие.
Открытие Аркадиевского общежительного заштатного женского мона-стыря последовало 1 октября 1832 года, после подписания императором Николаем I постановления Синода. Торжества по этому случаю в городе и уезде устроили в декабре того же года и продолжались они несколько
дней. Уже к зиме 1833 года число насельниц обители увеличилось до сорока трех.
В 1833 году старицу Наталию Павлову постригли в монашество с наре-чением имени Нимфодора и избрали настоятельницей обители. В мона-стыре она прожила до 1847 года, всячески поддерживая молитвенный дух среди сестер. Скончалась матушка Нимфодора на 109 году жизни, отдав все свои силы Аркадиевской обители. Молитвенная память об этой святой подвижнице сохранилась в сердцах вязьмичей.
Вместо ушедшей в 1833 году на покой Нимфодоры (Павловой), по хо-датайству епископа Иосифа (Величковского), игуменией Аркадиевского монастыря назначили казначею Смоленского Вознесенского женского монастыря, монахиню Августу, в миру княгиню Ширинскую-Шихматову. Она пожертвовала в обитель все свое состояние и нашла для неё новых благотворителей и попечителей. При игумении Августе перестроили колокольню и расширили Спасский храм. С севера к нему пристроили два придела, и освятили - на первом этаже в честь Покрова Пресвятой Богородицы и на втором во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Кроме того в обители провели следующие работы: в жилом мо-настырском корпусе надстроили второй этаж; поставили каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней; устроили житницу с погребом; выстроили скотный двор; отремонтировали дом, стоявший рядом с оби-телью и разрушенный ещё в 1812 году; весь монастырь обнесли новой каменной высокой стеной с несколькими круглыми башнями, Святыми и двумя хозяйственными вратами.
В 1836 году по указу императора Николая I монастырю передали Спас-скую башню Вяземской крепости, построенную в первой половине ХVII века и отремонтированную за свой счет городским головой, купцом Ис-идором Петровичем Нероновым. В неё перенесли монастырские житни-цу и погреба.
В 1849-1852 годах, при преосвященном Тимофее (Кетлерове), епископе Смоленском и Дорогобужском, при Аркадиевском монастыре суще-ствовало училище на двадцать человек, для девиц духовного звания возрастом от десяти до двенадцати лет. Его начальницей назначили игумению Августу. Затем училище перевели в Смоленск и на его основе создали Епархиальное женское училище.
Преемницей настоятельницы Августы с 1857 года стала игумения Ар-кадия, из дворян Шаховских, управлявшая обителью до 1887 года. В это время насельниц в монастыре вместе с послушницами было около ста
человек. Имелось 13 десятин усадебной и сенокосной земли; мельница с сукновальней на реке Яузе в селе Златоустове, Гжатского уезда; сено-косная пустынь в 150 десятин при селе Андрианы, Юхновского уезда.
При игумении Аркадии к храму Всемилостивого Спаса пристроили приделы: с южной стороны - на втором этаже в честь Владимирской иконы Божией Матери, на первом - во имя преподобного Нила Столбен-ского. Над камнем за алтарем главного храма, на котором по преданию молился преподобный Аркадий, огражденном вязьмичами еще в ХVI веке, поставили небольшую часовню, освященную в память Всех Свя-тых. Внутри неё перед образом преподобного Ефрема Новоторжского и Аркадия Вяземского, постоянно горела неугасимая лампада. По воспо-минаниям вязьмичей, на камне часто выступала вода, имевшая чудес-ные, целебные свойства. Паломники, посещавшие обитель брали её для исцеления от глазных и других болезней.
Игумения Аркадия получила благословение на открытие при обители просфорной и свечной мастерских. При сенокосной пустоши в Юхнов-ском уезде сестры Аркадиевского монастыря устроили образцовое хо-зяйство. Они распахали часть земли, устроили скотный двор, построили дома для крестьян, поставили на небольшой речке рядом с пустошью водяную мельницу, развели фруктовый сад с пасекой.
Много душевных и физических сил отдала игумения Аркадия органи-зации и руководству школы для девочек, просуществовавшей в обители в 1856-1885 годах. Позже её перевели в разряд церковно-приходской школы. Кроме основных школьных предметов, сестры обучали девочек рукоделию и ведению домашнего хозяйства.
При епископе Тимофее (Кетлерове) Аркадиевскому монастырю с 28 июня 1858 года дано благословение - служить каждую субботу акафи-сты со звоном и каждый год 11 июля (ст. ст.), в день обретения мощей Преподобного Аркадия, возглавлять Крестный ход по городу.
27 мая 1866 года обитель посетил и служил в Спасском храме Боже-ственную литургию преосвященный Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский.
С 1887 по 1909 год монастырем управляла игумения Сергия, в миру мещанка города Вязьмы Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая
образование в Смоленском женском епархиальном училище. Сорок пять лет своей жизни игумения Сергия провела в трудах и заботах на пользу Аркадиевской обители. В 1865 году её зачислили в монастырь послуш-ницей, в 1866 году - постригли в рясофор, а в 1882 году - в малую схиму (мантию). Начав свое послушание с чтения в храме и занятия рукодели-ем в мастерской обители, она с 1872 года безвозмездно преподавала в городской начальной школе для бедных детей. Скончалась игумения Сергия 10 апреля 1909 года. При ней обителью приобретено Касплян-ское озеро в Поречском уезде (ныне озеро находится на территории Смоленского района), сдаваемое в аренду. В 1908 году в монастыре жи-ли тридцать семь монахинь и сто тридцать восемь послушниц. Служили два священника, диакон и псаломщик. Летом вокруг обители соверша-лись два крестных хода: один 11 июля (по ст. ст.), второй - 28 августа, в память избавления монастыря от пожара в 1879 году, когда в этой части Вязьмы в море пламени уцелел только он один.
В августе 1909 года указом Святейшего Синода настоятельницей Арка-диевского монастыря назначена пятидесятилетняя монахиня Агния, c возведением её в сан игумении. В миру, она дочь мещанина города Ме-щовска Калужской губернии - Анна Семеновна Костина. Образование получила в Мещовском приюте. В 1887 году Анна Семеновна приняли в Аркадиевский монастырь послушницей, в 1907 году она приняла иноче-ский постриг, с 1908 года выполняла послушание благочинной обители. До какого времени она управляла монастырем неизвестно, так как ар-хивные данные после 1915 года не сохранились.
После февральской революции и октябрьского переворота 1917 года и в период до 1941 года история Вяземского Аркадиевского женского мо-настыря фактически не исследована. По рассказам старожилов обитель закрыли в первые послереволюционные годы. В конце 1921 – середине 1922 годов обязанности настоятельницы исполняла монахиня Клеопатра (Савина). В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда по решению исполкома горсовета его изъяли у общины верующих и закрыли. Часть сестер обители, покинув её, ушла в мир.
Многих из насельниц, оставшихся в монастыре, по воспоминаниям вязьмичей, после издевательств и насилия расстреляли в лесу на Русятке под Вязьмой. Cколько их, кто они эти новомученицы Российские, от-давшие свою жизнь за Веру Православную, покрыто мраком тех лет.
Большинство зданий бывшего Аркадиевского монастыря разрушили и разорили. Хозяйство распалось и пришло в упадок, имущество расхити-ли.
Храм Всемилостивого Спаса, пострадавший в ходе боев за город в 1941 и 1943 годах долгое время простоял в руинированном виде. В 1950-1960 годы в хорошем состоянии ещё находились: западная часть монастыр-ской стены от Святых ворот до круглой угловой башни; вся северо-западная и северная часть стены от круглой башни вдоль берега реки Вязьмы до Спасской башни крепости; колодец у северной стены; два жилых двухэтажных корпуса.
В настоящее время из построек бывшего Аркадиевского монастыря со-хранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после рестав-рации 1976-1980 годов использовался до 2017 года под центральную районную библиотеку; здание богадельни, где размещается литератур-ный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, в настоя-щее время принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строи-тельстве пристройки к средней школе №1 в конце семидесятых годов XX века, прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фак-тически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и северо-западная круглая башня.
Аркадиевский монастырь, славившийся не только в Вязьме, на Смо-ленщине, но и по всей центральной России своим хором, молитвенни-цами и рукодельницами, к настоящему времени фактически на полови-ну потерял свой исторический облик.
В 2017 году принято решение о передаче сохранившегося храма Все-милостивого Спаса Вяземской епархии, что вселяет надежду на восста-новление в его стенах регулярного богослужения и возрождение здесь Аркадиевского женского монастыря.
Литература:
1. Александр Макаревский, протоиерей. Аркадиевский женский монастырь в Вязьме. Репринтное изд. Вязьма, 2009. 26 с. // Аркадиевский женский монастырь в Вязьме. Духовные подвиги св. Аркадия, история монастыря и нынешнее его положение. СПб., 1859. С. 5-52.
2. Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 146-148.
3. Аркадиевский женский монастырь в гор. Вязьме, Смоленской губернии. / СЕВ. № 7. 1896. С. 293-299.
4. Никита Троицкий, протоиерей. Слово по случаю открытия Аркадиевского монастыря. / СЕВ. № 23-24. 1880. С. 548-553.
5. Чанцов В.Я. Вяземский Аркадиевский девичий монастырь. 2-е изд. М., 1896. С. 2-48.
Иеромонах Даниил (Сычёв