16 сентября 2018 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьма.
Его Преосвященству сослужили:
настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Александр Курмелев с соборным духовенством.
Богослужение сопровождалось пением церковного хора под управлением регента Елены Платоновой.
Диаконский чин возглавил диакон Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы Евгений Ткач.
Во время сугубой ектении было совершено возношение молитв о единстве Святого Православия:
- Еще молимся Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всем мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие, рцем вси, Господи, услыши и помилуй.
- Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на Святую Церковь Православную и сохранити ю от разделений и расколов, от вражды и нестроений, да не умалится и не поколеблется единство ея, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Господи, услыши и помилуй.
После сугубой ектении Преосвященный архипастырь вознес молитву о прекращении междоусобной брани на Украине.
По окончании богослужения епископ Сергий обратился к молящимся со словами архипастырского наставления.
Среди божественных «глаголов вечной жизни», изреченных Господом нашим Иисусом Христом и записанных во св. Евангелии, очень важное значение для внутренней, духовной жизни христианина имеют притчи Спасителя. Эти небольшие рассказы содержат в себе столь глубокие и необходимые для человечества откровения, что Сама Ипостасная Премудрость благоволила наименовать их «тайнами Царствия Божия» (Мк. 4:11). Притчи излагают эти тайны хотя и прикровенно, но в то же время с пленяющей разум простотой и доходчивостью до каждого слушателя. Однако сердечное усвоение их содержания, связанное с радостью духовного плодоношения, доступно далеко не всякому, а только слушателю благоговейному, жаждущему познания божественной истины, старающемуся приникнуть к этой истине своим внутренним слухом.
«Имеяй уши слышати, да слышит!» – говорит Господь Иисус Христос, показывая этим, что усвоение тайн Царствия Божия требует усилий, внутреннего расположения, духовного роста человека и совершается лишь в меру этого роста и созревания.
Сегодня, в шестнадцатый воскресный день по Пятидесятнице, св. Православная Церковь в литургийном евангельском чтении предложила нашему вниманию притчу о талантах (Мф. 25:14–30).
К излагаемому же церковному пониманию притчи постараемся отнестись внимательно и вдумчиво, чтобы не навлечь на себя упрека в легкомыслии и бесчувственности, упрека, обращенного некогда Господом к Его жестокосердым современникам, о которых Он говорил, повторяя слова пророка Исаии:
«Огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:15).
Вспомним сначала кратко содержание притчи.
Некий человек, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному дал он пять талантов серебра, другому два таланта, третьему один – каждому по его силе.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант, питая неприязнь к своему господину, не захотел потрудиться, но пошел и закопал данное ему серебро в землю.
Спустя некоторое время господин возвратился и, призвав рабов, потребовал у них отчета. Выслушав скромный ответ раба, получившего пять талантов, господин похвалил его усердие и сказал: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Такой же похвалы удостоился и другой раб, получивший два таланта. Но третий, получивший один талант, вместо отчета в своем недостойном поведении стал поносить своего господина, упрекая его в жестокости и несправедливости. «Я знал тебя, – говорил он, – что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».
И обличил господин лукавого и ленивого раба в его низких душевных качествах – лживости, клеветничестве и завистливости. И, лишив его данного ему таланта, подверг его тяжкому, но заслуженному наказанию.
Кого мы должны разуметь, когда слышим о господине, поручающем свое имение рабам? Кто эти рабы, получающие таланты и различно относящиеся к своему долгу? Что, наконец, означает отшествие в далекий путь и возвращение господина?
Мы знаем, что Единородный Сын Божий, воплотившийся и вочеловечившийся ради нашего спасения, в Священном Писании чаще всего именуется Господом нашим Иисусом Христом. Его господство понимается не только и не столько в смысле власти, принадлежащей Ему над всей тварию в силу Его Божества, но, главным образом, в смысле тех особых нравственных взаимоотношений, которые установились между Ним как Искупителем человечества и верующими в Него, которых Он «стяжал Своею Кровию».
«Вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20), – говорит не только коринфянам, но всем вообще христианам св. ап. Павел.
«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет. 1:18–19), – точнее выражает ту же мысль св. ап. Петр.
Наше спасение стало возможным только потому, что нашелся такой добрый и милостивый господин, т. е. Господь наш Иисус Христос, который Самого Себя не пощадил ради нас и Своими крестными муками полностью уплатил Правосудию Божию весь неоплатный долг наш, дабы освободить нас от вечного рабства греху, смерти и диаволу. Но если так, значит какое великое счастье для человека быть рабом такого любвеобильного и милосердного Господина!
Звание раба Христова не только не унизительно, но высоко и почетно. И удостоиться этого звания может не всякий, а только искренне верующий во Христа-Спасителя, вступивший с Ним в благодатное общение, член Его Церкви, освященный Его Духом – Духом Святым через св. Крешение и другие таинства. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым»(1Кор. 12:3), – говорит ап. Павел.
Итак, истинный христианин, член Церкви Христовой, имеет право и высокую честь именоваться «рабом Христовым».
Но для беспредельной любви Божией мало этого благодеяния! Спаситель говорит, что Он пришел для того, чтобы искупленные Им не только имели жизнь, но и «имели с избытком» (Ин. 10:10). Посему, приготовляя Своих рабов к неизглаголанным радостям будущей жизни, Он хочет уже здесь, на земле соделать их Своими «друзьями». С этой целью Он открывает им сущность Своего спасительного дела, возвещает волю Отца Своего, вводит в тайны домостроительства Царствия Божия и призывает стать деятельными участниками этого великого дела.
«Я уже не называю вас рабами, – говорил Господь Своим ученикам и Апостолам пред наступлением Его страданий, – ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15).
Отшествие господина в дальнюю страну означает вознесение Господа Иисуса Христа на небо, где Он воссел одесную Бога Отца, как Вечный Первосвященник и Царь, по силе принесенной Им искупительной жертвы ходатайствующий за всех приходящих чрез Него к Богу (Евр. 7:25) и уготовляющий для них место в обителях Отца Своего (Ин. 14:2).
Отходя на время из этого мира, Господь доверил и поручил продолжение Своего спасительного дела основанной Им Церкви. Как верным друзьям Своим завещал Он всем верующим, членам этой Церкви, неустанно трудиться в благовествовании и устроении Царствия Божия, трудиться каждому в том звании, к которому он призван.
Чтобы верующие имели силы исполнить этот завет, Господь Иисус Христос ниспослал Своей Церкви Духа Святаго, этого Божественного Раздаятеля даров благодати (1Кор. 12:11). И каждый член этой Церкви получил то или иное «проявление Духа на пользу» (1Кор. 12:7), т. е. тот или иной благодатный дар и стал, таким образом, дееспособным участником домостроительства Божия, делателем вертограда Христова.
Возвращение господина возводит нашу мысль к моменту второго, славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю, когда Он у всех нас потребует отчета: как мы употребили полученные от Него дарования? что сделали для спасения своей души, для благоугождения Богу и служения ближним?
Обращаясь теперь к жизни Церкви Христовой, к ее истории, мы увидим неодинаковое отношение христиан к своему высокому долгу.
Одни из них, одушевляемые духом любви Христовой, со всем усердием исполняли и исполняют дело своего служения, поступая «достойно звания, в которое призваны» (Еф. 4:1).
Таковы свв. Апостолы, эти «соработники» у Бога (1Кор. 3:9), которые все могли бы сказать о себе словами ап. Павла: «никто из нас не живет для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14:7–8).
Таковая Пресвятая и Пренепорочная Дева Мария, отказавшаяся от всех радостей временной жизни, первая по Господе Страстотерпица, возлюбившая и усыновившая Себе род христианский, ставшая его неотступной Ходатаицей и непостыдной Надеждой.
Таковы свв. мученики и исповедники, возлюбившие дело Христово паче жизни, таковы пастыри и учители Церкви, подобно своему Пастыреначальнику, полагавшие душу свою за словесных овец Его стада. Таков сонм дивных подвижников благочестия, преподобных и праведных, совершавших свой претрудный и самоотверженный подвиг ради погибающего, мятущегося, грешного мира.
Таковы, наконец, все те безвестные труженики, которые «подвигом добрым подвизались» сокровенно от мира, но имена которых вписаны у Господа в книгу жизни.
Все они, эти верные делатели и истинные друзья Христовы, с радостью ожидают явления славы Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чтобы восприять за труды свои заслуженную награду и войти в вечную радость своего Господа.
Но кроме верных и преданных Христу членов Церкви мы, к сожалению, встречаем в жизни и в истории и таких людей, которые лишь формально носят имя христианина. Проникнутые духом эгоизма, забывают они о высоте и ответственности христианского звания и нерадиво относятся к своему долгу, а то и вовсе пренебрегают им.
О таких-то лжехристианах и напоминает нам образ неверного раба, который, получив талант, пошел и скрыл его в земле.
Беспечность и нерадение в духовной жизни есть вражда и против Бога. «Кто не собирает со Мною, тот расточает», – говорит Господь Иисус Христос. И, конечно, пренебрежение дарами благодати неизбежно приводит к глубокому падению, а затем и к тяжкому возмездию.
Проверим же себя. Проверим свое отношение к Богу, нашим ближним, к себе самим, к тем благодатным дарованиям, которых удостоил нас Господь во Св. Церкви.
Быть может, и мы не раз уподоблялись ленивому и лукавому рабу евангельской притчи о талантах?
В самом деле, разве многие часы, дни и годы нашей жизни не проведены нами в беспечности и нерадении?
Разве мы никогда не завидовали, не роптали на то, что другие, как нам казалось, счастливее нас?
Разве никогда не впадали мы в то греховное отчаяние и уныние, в котором Бог казался не любвеобильным Отцом, а только властным и суровым Существом, налагающим на нас тяжкое бремя обязанностей, требующим их неуклонного исполнения и неумолимо карающим за преслушание?
И если это так, то не пора ли нам встрепенуться и отрезвиться? Ведь «дние лукави суть», а Слово Божие предупреждает нас, что всем нам подобает явиться пред судищем Христовым и что нераскаянному грешнику «страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр. 10:31).
Господь долготерпит еще, ибо жаждет и ожидает нашего обращения. Огонь Его божественной любви всегда готов согреть и воспламенить охладевшее сердце наше, если только мы не закоснели в противлении Богу и смиренно сознаем и исповедуем свое недостоинство и потребность в очищении и исправлении. И если еще вчера мы были рабами лукавыми и нерадивыми, то уже сегодня Благодать Духа Святаго может возвратить нас на путь добродетели и богоугождения.
Только будем всегда, во все дни жизни нашей, как зеницу ока, хранить верность Господу, любовь к Нему, желание только Ему служить и Ему одному угождать, ибо Он говорит каждому из нас: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).
В одной из молитв св. Иоанна Златоуста ко Причащению есть такие слова, вселяющие радость и надежду в сердце кающегося грешника:
«Не бо блудницу, со слезами пришедшую к Тебе, отгнал еси; ниже мытаря отвергл еси покаявшася; ниже разбойника, познавша Царство Твое отгнал еси; ниже гонителя покаявшася оставил еси еже бе: но от покаяния Тебе пришедшия вся в лице Твоих другов вчинил еси...»
Значит, и к нам, грешным, несмотря на все наши падения, простирает Господь Свои объятия, зовет на Свое отеческое лоно, и нас готов принять в число «истинных друзей» Своих, если только мы сами не закроем себе путь к этому ожесточением сердца и нераскаянностью.
Господи! Помоги же нам обратиться к Тебе и возлюбить Тебя всем сердцем и всем разумением нашим.
Испепели и уничтожь в нас все скверное, греховное, богопротивное. Возвей на нас тихим ветром оживотворяющей благодати Духа Твоего Святаго.
Зажги в нас святую ревность к деланию заповедей Твоих и не посрами нашего упования на Страшном судищи Твоем, но сподоби и нас услышать не грозное обличение, а милостивое и благоуветливое слово:
«Рабе благий и верний! О мале был еси верен, над многими тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».