Вечером, 1 сентября 2018 года, накануне Недели 14-й по Пятидесятнице, Преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский совершил Всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьмы.
Его Преосвященству сослужили:
настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Александр Курмелев с соборным духовенством.
Богослужение сопровождалось пением церковного хора под управлением регента Елены Платоновой.
Во время пения канона, верующие были помазаны освященным елеем.
В завершении богослужения было пропето величание Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Мы слышим Евангелие о явлении Воскресшего Христа Своим ученикам. Иисус является сперва Марии Магдалине, затем двум другим ученикам. Они возвещают об этом остальным, «бывшим с Ним», но те не верят. Они пребывают в горе, и не внимают радостной вести. Сосредоточенность на своей скорби не дает им прикоснуться к радости победы Христовой над смертью.
Господь упрекает их за неверие и жестокосердие не потому что хочет отвергнуть их, а потому что хочет напомнить им об ответственности их апостольского служения. Не бесплодные слезы должны они лить над своими якобы обманутыми надеждами, но идти по всему миру с пасхальной радостью. Обратим внимание, что Воскресший Христос явился одиннадцати возлежавшим на вечери. Это Евхаристия, место, где ученики всех времен могут восстановить свои силы, исцелиться от уныния и воскреснуть от смерти духовной, которая подстерегает их, когда они удаляются от живого присутствия Воскресшего Христа.
Христианство – не идеология, а потрясающая встреча с Богом, восхотевшим разделить с нами нашу человеческую жизнь, чтобы сделать нас причастниками Божественной жизни. Встреча со Христом в сокровенности Причастия подвигает к неотложному свидетельству о победе Божией перед миром.
Воскресший Христос говорит Своим апостолам: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». «Идите, – говорит Господь, – и проповедуйте». Узнать, что Христос воскрес, и идти проповедовать о Воскресшем – одно и то же явление. Там, где нет желания возвестить другим эту благую весть, нет подлинного знания, что Христос воскрес.
«Воскресение Христово видевше», мы должны возвещать об этом присутствии Божием в мире, явленном во Христе для спасения людей. Иными словами, проповедовать Евангелие – значит являть своей жизнью – и только потом уже словом – эту новую силу, что Христос жив, что наша жизнь и смерть неотделимы от Его победы.
Благовестие Воскресения обращено ко всем. «Се бо прииде Крестом радость всему миру», «…идите и проповедуйте Евангелие всей твари». Мы помним, как отвечал Христос на вопрошание учеников о времени разрушения Иерусалима и кончины мира: «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13, 10). Оно должно быть проповедано всем людям, чтобы они имели возможность свободно принять или отвергнуть спасение, предложенное во Христе.
Вся история человечества раскрывается, таким образом, как бы продолжением суда над Христом. Но теперь народы и их вожди поставлены перед свидетельством о Христе Воскресшем, которое является спасением их или осуждением в зависимости от того, как они принимают это свидетельство. И это значит также, что, кроме благовестия о Воскресшем Христе, не существует спасения. «Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем».
Эта вера, естественно, приводит ко крещению, вхождению в Церковь, где видимым образом продолжается присутствие дара Божией любви во Христе Иисусе. Таинство Крещения обретает полноту своей силы только с верой. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, – говорит Христос, – а кто не будет веровать (даже если крестится – Авт.), осужден будет». И всякий, кто подлинно принимает это таинство, становится свидетелем Воскресения Христова.
И далее Господь говорит о знамениях, которые будут сопровождать уверовавших. «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Разве не видим мы в этом изгнании бесов, возложении рук – продолжение того, что Христос совершал на земле? Вся жизнь Его была борьбой против силы вражией, ищущей поработить людей. С самого начала, прежде Своего выхода на проповедь, Он был в пустыне искушаем сатаною. И быть учеником Христовым – значит непрестанно сражаться против зла мира сего, свидетельствуя тем самым вслед за своим Божественным Учителем, что мир этот призван стать иным, небесно совершенным. В этом и заключается святость бесчисленных Христовых святых. А дар новых языков – прежде всего знамение нового общения в любви и истине, даруемого Воскресшим Христом.