9 августа 2018 года, Преосвященный Сергий епископ Вяземский и Гагаринский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Вязьмы.
Его Преосвященству сослужили:
настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Александр Курмелёв с духовенством собора.
Молитвенные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Елены Платоновой.
Диаконский чин возглавил диакон Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы Евгений Ткач.
После сугубой ектении епископ Сергий вознес молитву о мире на Украине.
После богослужения по благословению Архипастыря иеромонах Симеон (Берёзкин) поздравил всех присутствующих с праздником, и пожелал всем молитвенной помощи и предстательства великомученика и целителя Пантелеимона в исполнении дел милосердия.
Врачующая любовь — вот величайшее из врачевств. Настоящий целитель человеческих страданий побеждает болезни не только и не столько лекарствами, сколько любовью к страждущим. Именно это животворящее чувство помогало юному врачу-христианину святому Пантелеимону исцелять тела и души всех, кто ни обращался к нему, торжествовать над болезнями и смертью, подняться и над собственными мучениями и смертью.
В детстве этот избранник Христов носил другое имя. Отец-язычник назвал его Пантелеоном, что означает «лев во всем», потому что желал для сына львиной доли богатства и почестей. Казалось, нечто подобное действительно ожидало Пантелеона: сам император заметил талантливого юношу и приказал воспитывать его для должности придворного лекаря. Однако языческому блеску двора императора Максимиана, гонителя чистоты и святости, богомудрый молодой врач предпочел сырые подземелья, где томились жертвы — христиане. Он стал не «львом во всем» при свирепом римском кесаре, а кротким избранником Милостивого Спасителя и удостоился от Господа нового, благодатного имени Пантелеимона — «милостивый ко всем».
Мать Пантелеона, христианка Еввула, не успела воспитать сына в святой вере: она умерла, когда тот был еще ребенком. И отец — идолопоклонник Евсторгий — стал развлекать малолетнего наследника зрелищами языческих торжеств, угар которых затмил в его детском сознании наставления матери. Пантелеон прилежно учился, вскоре выявилось его призвание — медицина. Наставлять способного мальчика во врачебной премудрости вызвался знаменитый Евфросин, личный врач императора.
Быстрый ум и трудолюбие позволили Пантелеону достичь таких успехов в науке, что он уже немногим уступал своему прославленному учителю. Но не только разбираться в лекарственных снадобьях и владеть хирургическими инструментами учился Пантелеон, когда следом за наставником обходил дома болящих. Юноша видел, как много в мире тяжких страданий, и его чистое сердце томилось болью за людей, стремлением помочь этим несчастным.
Среди таких томлений ищущего духа и просиял юноше Свет Божией Истины. Пантелеон встретил прозорливого старца-христианина, священника Ермолая. Эта встреча просветлила сердце и разум молодого врача, преобразила и наполнила смыслом его жизнь, становившуюся с тех пор святым житием.
Однажды, когда после беседы со старцем-священником Пантелеон возвращался домой, он увидел на дороге тельце ребенка, только что умершего от укуса змеи. Сама ядовитая гадина, огромная ехидна, находилась рядом и торжествующе шипела. Острая жалость к несчастному ребенку, так нелепо погибшему, охватила молодого врача, но что он мог поделать, чем могли тут помочь все заветы Асклепия и советы Гиппократа? В порыве вдохновения, Пантелеон упал на колени и взмолился:
Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать Тебя, но если Ты хочешь, дабы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое отрок этот ожил, а ехидна издохла.
И Пантелеон увидел: мертвый мальчик, словно пробудившись от сна, поднимается с земли, а ядовитая гадина, будто рассеченная невидимым мечом, разваливается пополам. Чистый сердцем Пантелеон не был лукавым невером, позволяющим себе сомневаться в явных чудесах Господних. Вознеся пылкую благодарственную молитву Господу Иисусу, Пантелеон тотчас вернулся к священнику — просить Святого Крещения. Святой Ермолай крестил его, причастил Святых Христовых Таин и в течение семи дней наставлял духовного сына в спасительном Учении Любви Божией.
Просветившись Светом Христовым, обрел Пантелеон радость и мир души. Сам Господь Всемогущий наделил его даром исцелений, и врачевание для него стало не обычным ремеслом, а высоким призванием. Небесный Отец благословил сострадательного юношу нести людям освобождение от страданий — стать Пантелеимоном, «милостивым ко всем».
Император Максимиан был уверен, что среди его прислужников вот-вот появится молодой лекарь Пантелеон, полагая, что тот завершает медицинское образование. Каково же было возмущение властителя империи, когда ему донесли: юноша уже давно стал опытным врачом, но презрел зов императора ради гонимых приверженцев Распятого Иисуса.
Юный целитель бесстрашно исповедовал Истину Христову перед жестоким императором. Максимиан пытался было «образумить» его, прельщая посулами богатства и почестей, но чистого сердца юноши, чуждого корысти и тщеславия, не коснулась и тень сомнения. Святой Пантелеимон предложил властителю-язычнику на опыте испытать, чья вера истинна — принести во дворец какого-нибудь смертельно больного человека и посмотреть, кто сможет исцелить его — языческие божки или Христос Искупитель. Нечестивого Максимиана истина не интересовала, но он готов был поразвлечься необычным зрелищем.
Во дворец принесли паралитика, в течение многих лет бывшего, как бесчувственное дерево. Вокруг него собрались идольские жрецы и целый день возливали перед своими истуканами вино, воскуривали перед ними благовония, воздевали руки и выкрикивали заклинания — бронзовые Юпитер, Венера, Эскулап и прочие идолы оставались глухи к их воплям. Наконец императору надоел этот затянувшийся спектакль, и он потребовал от святого Пантелеимона, чтобы тот призвал своего Бога.
Краткую молитву вознес ко Господу святой исцелитель и убедился, что Всевышний слышит его. А затем святой Пантелеимон взял параличного за руку и сказал: Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров. И бывший, как бесчувственное дерево
поднялся со своего одра бодрый и здоровый и начал ходить по дворцовому залу, ни на что вокруг не обращая внимания от радости, что вновь может владеть своим телом.
Увидев это, жрецы заскрежетали зубами. Они приблизились к императору и стали ему нашептывать: этот молодой христианин-чудотворец очень опасен, он способен отвратить народ от служения кумирам, необходимо немедленно расправиться с ним. Тирана не надо было долго уговаривать: нечестивый Максимиан приказал своим слугам готовить орудия пытки.
Святого мученика бросили на растерзание диким зверям. Но вражда между людьми и животными, порожденная древним грехопадением человечества, не коснулась святого Пантелеимона, чистого и любвеобильного. Огромные львы, тигры, пантеры ластились к нему, как котята, наслаждаясь прикосновениями добрых рук святого страстотерпца. Увидев это чудо, окружавший место казни народ восклицал: Велик Бог христианский. А император Максимиан, обезумев от злобы, приказал своим воинам броситься на толпу и убивать всех, славящих Христа, — и множество людей в тот славный час приняло Крещение собственной кровью, вошло в Небесные обители в мученических венцах. Безумный тиран велел умертвить и ластившихся к чудотворцу зверей. И святой Пантелеимон возгласил:Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!
Так никакие ухищрения палачей не могли сломить юного страстотерпца, великого угодника Божия Пантелеимона, но все его страдания служили к прославлению избравшего его Господа Иисуса. Наконец настал для страстотерпца славнейший час — время принять мученическую кончину во имя Христово. Император приказал усечь ему главу мечом.
Воины привязали святого Пантелеимона к масличному дереву, и он стал молиться, благодаря Господа за то, что призывает его из лежащего во зле мира в блаженные Небесные обители. В это время один из воинов ударил святого мечом, но железо прогнулось, как воск, потому что он еще не окончил своей молитвы. Вот какова сила молитвы истинно верующего, которую слышит Всемогущий Господь!
Потрясенные этим чудом, воины упали к ногам святого Пантелеимона, умоляя простить им покушение на его жизнь, совершенное в духовной слепоте по приказу императора. Милостивый ко всем, любвеобильный страстотерпец ласково улыбнулся своим палачам, помолился о них Господу, а затем повелел им совершить уготованную ему казнь. Воины в ужасе отказывались, но святой великомученик сказал: Если не исполните этого, не получите милости от Христа моего, — и они не посмели ослушаться. Еще раз поклонившись святому Пантелеимону, они исполнили волю жестокого императора — к прославлению великого страстотерпца и во славу Божию.
Вместо крови из отсеченной главы святого Пантелеимона излилось молоко. А масличное дерево, к которому он был привязан во время казни, внезапно снизу доверху покрылось ягодами, произрастив плод Господу своему. Вот так же за недолгий, но славный срок земного служения взрастил святой великомученик и целитель Пантелеимон обильные плоды благочестия Господу Вселюбящему.