3 декабря / 20 ноября (ст. ст.) - память священномученика Емилиана Панасевича, пресвитера (1937 г.). В 1921-1929 гг. служил в храме в честь Входа Господня в Иерусалим (Фроловском) в г. Вязьме.

Священномученик Емилиан (в миру Емельян Иванович Панасевич) родился 2 августа 1875 года в селе Обща Билгорайского уезда Люблинской губернии (Польша), входившего тогда в территорию Российской Империи, в семье безземельного крестьянина, церковного сторожа местного прихода. (1)

 По окончании Холмской духовной семинарии в 1900-1906 годах Емилиан Иванович трудился псаломщиком в сельских храмах Люблинской губернии. В 1906 году его рукоположили в сан диакона и затем иерея.

 К началу Первой Мировой войны отец Емилиан служил настоятелем в храме города Буска Стопницкого уезда Келецкой губернии. (2)

 Здесь 5 августа 1914 года он попал в плен к австрийцам. Месяц отца Емилиана держали в тюрьме города Кракова, полгода в лагере в Дюссельдорфе, полгода в тюрьме города Карлштейн в Чехии, год в военно-гарнизонной тюрьме в Вене, затем отправили в лагерь в Элльмау в Австрии. В июне 1917 года его освободили, доставили в Вену, в испанское консульство, где выдали паспорт, деньги и отправили в Польшу.

 Приехав в Буск, отец Емилиан узнал, что его семья уехала из города еще в 1914 году. Он отправился в город Холм, где некоторое время проживал у священника Ивацевича. (3)

 В сентябре 1918 года отец Емилиан, получив пропуск для въезда в Киев, переехал в столицу Украины, в то время оккупированную немцами. Пробыв здесь около месяца, он направился в Харьков, где по совету своего товарища по семинарии, священника Константина Семашко, поступил на юридический факультет Харьковского университета. (4)

 В начале 1920 года отец Емилиан оставил учебу и вместе с частями Белой армии, переехал в Севастополь, где получил место в храме Архангела Михаила. После взятия Крыма Красной армией и установления в нем советской власти, отца Емилиана мобилизовали на работу в статистическом отделе.

 В 1921 году он уехал в город Вязьму Смоленской губернии, где в это время проживала его супруга Алевтина Владимировна с двумя дочерями. Здесь при преосвященном Венедикте (Алентове), епископе Вяземском, викарии Смоленской епархии его назначили на служение во Входо-Иерусалимский (Фроловский) храм. Каменный двухэтажный храм в воспоминание Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя мучеников Флора и Лавра построили в 1714-1716 годах на средства вяземских купцов Кириллова и Болотина. (5)

 В документах Вяземского управления Уездной городской милиции сохранились списки «служителей культа …религиозных общин г. Вязьмы» на 10 мая 1925 года. «Входоиерусалимская ц.: св. Панасевич Емилиан Иванович – ул. Комсомольская; диакон Белкин Иван Иванович». (6)

 В 1929 году в Вязьме новой властью рассторгнуты все договора, заключенные с приходами. За несколько месяцев закрыты и изъяты все городские храмы, по выдуманным причинам: «ввиду отказа общин верующих от их дальнейшей эксплуатации», «не выполняющих обязательства по договору», и «сами общины состоят из незначительного количества верующих, главным образом, лишенных избирательных прав». Фроловский храм до войны использовался под склад, и разобран в пятидесятые годы XX века.

 27 ноября 1929 года отца Емилиана арестовали сотрудники Вяземского Окружного отдела ОГПУ. Исходя из материала следственного дела, можно предположить, что это произошло по чьему-то доносу. В мае месяце 1929 года в Вяземское Секретное отделение стали поступать сведения об антисоветской деятельности священника Емилиана Пенасевича. Писали о том, что в разговорах с частными лицами отец Емилиан подвергал критике действия советской власти. Его высказывания сгруппировали в одно дело и квалифицировали как преднамеренную антисоветскую агитацию. Несмотря на то, что арестованный категорически отвергал все возводимые на него обвинения, Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило отца Емилиана к трем годам лагерей. Через некоторое время его выслали для отбывания срока наказания в Соловецкий лагерь особого назначения.

 «Наказание отбыл», - записали в анкете отца Емилиана, хранящейся в другом его следственном деле от 1937 года.

 После отбытия наказания отец Емилиан вернулся в Вязьму, а затем переехал в Ленинград, вероятно, в поисках места, ввиду закрытия властями Входо-Иерусалимского прихода. Так в то время поступали многие, ибо в Ленинградской епархии в тридцатые годы действующих храмов, по сравнению с другими епархиями, оставалось значительно больше. Многие из приходов были вакантными по причине постоянных арестов священнослужителей. Здесь его назначили на служение в приход деревни Званы Великодворского сельсовета Тихвинского района Ленинградской области, где он служил в 1933-1934 годах, замещая репрессированного бывшего настоятеля Званского храма священника Николая Безсонова. После его возвращения на свой приход отца Емилиана перевели в город Тихвин, где он прослужил настоятелем в Всехсвятском храме вплоть до очередного ареста, происшедшего 29 сентября 1937 года.

 Отец Емилиан находился в заключении в тюрьме НКВД города Тихвина. На первый допрос отца Емилиана вызвали в день ареста. Спрашивали о жизни в Польше, особенно интересовались австрийским пленом, первой судимостью, вообще, всем послереволюционным периодом. В конце допроса попросили рассказать о родственных связях. На втором допросе отца Емилиана вызвали 13 ноября после двухнедельного перерыва. Столь длительный перерыв вероятно вызван как независимым поведением подследственного, так и отсутствием свидетельских показаний, изобличающих Панасевича в контрреволюционной деятельности. Для «обработки» строптивого подследственного и подбора нужных показаний требовалось время.

 13 ноября стало переломной датой в деле Тихвинских священнослужителей, по которому проходил отец Емилиан, так как в этот день органам удалось найти лжесвидетелей, поставивших свои подписи под ложными протоколами, компрометировавшими многих лиц Тихвинского дела.

 «Вы арестованы как участник контрреволюционной группы. Дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности», - произнес следователь в конце второго допроса.

 «Это я отрицаю, никогда я контрреволюционером не был и никакой контрреволюционной деятельности я не проводил», - ответил арестованный.

 После этого ему предложили прекратить запирательство и дать подробные показания. Но и во второй раз отец Емельян ответил: «Никогда никакой контрреволюционной деятельности я не вел». В этом месте протокол допроса внезапно обрывается и следует стандартная запись о прочтении его арестованным.

 На следующий день его вызвали вновь, но теперь уже с «фактами» на руках, добытыми в тот же день от одного свидетеля насилием. Зачитали выдержку из его показаний: «Панасевич в июне месяце 1937 года, в присутствии лиц. Охаивал сталинскую конституцию, указывая на то, что она выработана не для трудящихся, а для самих коммунистов, и, если ее правильно понять, то она в еще большей степени закабаляет рабочих и крестьян. Он тут же в контрреволюционном духе отзывался о затруднениях с хлебом, в которых виновной назвал ВКП(б). Панасевич высказывался о том, что скоро колхозы развалятся, то есть делал явный намек на необходимость борьбы с советской властью». Этот свидетель был прихожанином отца Емилиана. В июне 1937 года священник приходил к нему в дом для совершения молебна. После требы сидели за чаем, разговорились, коснулись трудностей того времени. В частности, отец Емилиан, сетуя на очереди за хлебом, сказал, что «с хлебом может быть еще хуже». Каким образом органы узнали об этом разговоре, неизвестно. Может, донес кто-либо из соседей. Прихожанина К. вызвали и принудили подписать раздутый до размеров контрреволюционных действий протокол.

 Отец Емилиан ушел из этой жизни, не поставив своей подписи под человеческой ложью, несмотря на то, что его склоняли к этому не только во время следствия, но и после завершения следственного дела.

 25 ноября 1937 года его осудила Особая тройка при УНКВД по Ленинградской области, как «участника контрреволюционной группы», по статьям 58-10 и 58-11. Отца Емилиана приговорили к расстрелу.

 Его расстреляли 3 декабря 1937 года.

 Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года священника Емилиана внесли в поименный список Собора новомучеников и исповедников Российских. (7)

 

Источник:

Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 222-227.

 

Примечания:

 

  1. Биографические данные о священнике Емелиане Панасевиче извлечены из материалов его следственных дел. / Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. № 12427-с; Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и обл. Д. № 61995. Лл. 101-106.
  2. Город Буск – ныне г. Буско-Здруй Свентокшиского воеводства Польши.
  3. Город Холм – ныне г. Хелм Люблинского воеводства Польши.
  4. В автокефальной Украинской Церкви, ввиду ее неканоничности, отец Емельян, как и его знакомый, отец Константин Семашко, служить не стал.
  5. СЕВ. № 8, 1872. С. 350-351. / «Церковь Входа Господня в Иерусалим о двух апартаментах, каменнаго здания, двухпрестольная, из коих настоящий храм Входа Господня во Иерусалим, а внизу Святых Мученик Флора и Лавра. Оная церковь построена тоя церкви вкладчиками и приходскими людьми, Вяземскими купцами: Михайлою Кирилловым, сыном Флоровским, да гостинной сотни Яковом Кирилловым с детьми Болотиных в …1714 году. Около оной церкви ограда деревянная». В 1774 году в причте находились: 2 священника, 1 диакон и 4 причетника; в приходе было 153 двора. Означенная церковь существует и до настоящего времени (1872); нынешний причт состоит из священника, диакона и 2 причетников; в приходе находится: 104 городских и 15 сельских дворов. К церкви Входо-Иерусалимской приписана кладбищенская церковь, зданием каменная, построенная в 1793 году купцом Чамовым, во имя Св. Архидиакона Стефана». / Ведомость, учиненная в Вяземском духовном правлении в 1774 году, о церквах города Вязьмы (1774). // Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 155.
  6. ФГАСО г. Вязьмы. Ф. 739. Св. 3. Д. 22. Об. л. 69. / Вяземское управление Уездно-городской милиции (1924-1925).
  7. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 6. Е-Ж-З. ПСТГУ. М., 2019. С. 290-291.