Будущая схимонахиня Рахиль (в миру – Мария Короткова) родилась в 1833 году в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, паломничеству ко святым местам, странно- и нищелюбием.

Однажды во время паломничества в Киево-Печерскую Лавру в тонком сне Марии явился преподобный Феодосий, игумен Печерский (+ 1074 г.; память 3 / 16 мая), благословивший ее на монашеский подвиг. Вернувшись в Дорогобуж, она часто посещала Троицкий Болдин монастырь и молилась у мощей преподобного Герасима.

Оставив суету и богатства мира, Мария покинула родительский дом и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, в 1851 году поселилась в Смоленском Вознесенском монастыре, где прожила несколько лет. В 1861 году она остановилась в Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии, в котором подвизался преподобный Иоанн затворник, ученик Глинских старцев. Из Святогорья Мария вернулась в Московскую епархию. (1)

В 1867 году она по рекомендательному письму поступила в Серпуховской Владычный женский монастырь, в котором пострижена в рясофор с именем Павла. (2) В 1872 году инокиню Павлу перевели в Спасо-Бородинский женский монастырь, где она подвизалась более пятидесяти лет, до самой своей кончины. (3)

На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорную послушницу Павлу постригли в мантию с наречением имени в честь мученицы Митродоры Вифинской (+ок. 305-311 гг.; память 10 / 23 сентября). Ей дали послушание алтарницы.

Непосредственно перед этим назначением во сне ей явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило, полное горящих углей и ладана.

Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у престола, белого голубя над Святыми Дарами. Она также могла видеть духовное состояние священников, совершавших Божественную литургию, что впоследствии проявилось в ее наставлениях
духовенству и мирским людям.

Монахине Митродоре исполнилось более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей – этим ей было указано на принятие этого монашеского чина. 17 ноября 1915 года монахиню Митродору постригли в великую схиму с наречением имени в честь Рахили, жены ветхозаветного патриарха Иакова (память в неделю Св. праотец и Св. отец). Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушку Рахиль назначили старшей в богадельне монастыря.

С этого времени к схимонахине Рахили стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица, смущенная этой просьбой, всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: «Все твои прошения о людях будут исполняться. Я, Сама буду благословлять тобою благословляемых». Это стало наставлением на подвиг старчества, к которому Господь готовил ее всю жизнь. Из многочисленных свидетельств современников известно об ее прозорливости и чудесах.

Матушка Рахиль предвидела и время своего отшествия из этой жизни. 8 сентября 1928 года многим свои посетителям она сказала, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала.

Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, похоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители. Впоследствии над могилой подвижницы поставили деревянную часовню.

Жизнеописание старицы, по ее просьбе, составил протоиерей Сергий Лебедев. Первые записи биографического характера, с ее слов, он сделал в 1927 году. Этот труд отца Сергия прерван его кончиной в 1934 году.

К лику местночтимых святых Московской епархии схимонахиню Рахиль причислили 28 июля 1996 года. На месте ее погребения построена деревянная часовня.

Примечания:

Святогорская Успенская заштатная общежительная мужская пустынь, Изюмского уезда Харьковской губернии. Устроена в в местности Святые горы, при р. Северном Донце, в 35 верстах ( км.) от г. Изюма. Основана в XIII в., дважды (в 1679 г. и 1737 г.) разорялась татарами.
Упразднена в в 1787 г., восстановлена в 1814 г. В 1910 г. архимандрит, братии более 600 человек. Православные монастыри России. Новосибирск, 2000. С. 205.
Серпуховской Владычный общежительный женский монастырь. Основан в 1360 г. как мужской, с 1806 г. переименован в женский. Пять каменных храмов. Собор в честь Введения Богоматери во храм. В начале XX века в ризнице хранилась древние предметы церковной утвари и рукописи. При обители были иконописный и певческий классы, школа грамоты, больница, корпус для паломников, разные мастерские, мельница, пчельник, кирпичный и известковый заводы. В 1910
г. – игумения, 376 сестер. / Православные монастыри России. С. 103. Спасо-Бородинский женский монастырь, на Бородинском поле, в Можайском уезде (районе) Московской губернии, в 4 верстах (4,27 км.) от с. Бородино. Основан в 1838 г. генерал-майоршей М.М. Тучковой (впоследствии игумения Мария), в поминовение ее мужа, павшего на сем месте в битве Бородинской. Здесь находится местно чтимая икона Нерукотворенного Спаса, которая принадлежала Ревельскому полку, бывшему под командой убитого Тучкова. / Булгаков С.В. Настольная книга. С. 1500.