Приведем краткую историю создания Сычевского Казанского заштатного мужского монастыря, со становлением которого связан и монашеский путь игумена Никандра.
Сычевский мещанин Андрей Григорьевич Боушев, когда ему исполнилось 33 года, с позволения своего отца, взял в уездной полиции годичный паспорт для странствования по святым местам России. (1)
Он посетил Киев, Троице-Сергиеву Лавру, Новый Иерусалим, Воронеж, Соловецкий монастырь и многие другие. Во время этого паломничества, Андрей Григорьевич познакомился с купеческим сыном из города Епифани Тульской губернии Дмитрием Гавриловичем Суровым, которому досталось в наследство от отца около 12.000 рублей наличных денег и 211 десятин (230, 5 га.) земли со строевым лесом в Воронежской губернии, оцененных в 25.000 рублей. Позже эту землю продали, и все деньги Дмитрий Гаврилович Суров, передал в Сычевский монастырь, как неприкосновенный капитал. (2)
Подружившись и сошедшись по духу, Боушев и Суров, посетили святые места Палестины и оттуда направились на Святую гору Афон, где прожили около шести месяцев. Там они приняли малый постриг в рясофорные монахи. Андрея Григорьевича нарекли Антонием, а Дмитрия Гавриловича – Михаилом.
На Святой Горе у инока Михаила созрела мысль об основании на имеющиеся у него средства монастыря в России. Инок Антоний рассказал ему, что недалеко от Сычевки есть подходящее место для исполнения его желания. Получив благословение у старцев Святой Горы, с Казанской иконой Пресвятой Богородицы они прибыли на Смоленщину. Здесь они обратились к жителям города Сычевки с просьбой пожертвовать под устройство предполагаемого общежительного монастыря в честь Казанской иконы городскую общественную землю. Вскоре такое решение приняли и инокам Антонию и Михаилу пожертвовали 38 десятин (41,5 га.), выдав при этом им необходимый документ.
В 1863 году два инока написали прошение преосвященному Антонию (Амфитеатрову), епископу Смоленскому и Дорогобужскому, с просьбой разрешить им построить около Сычевки на средства инока Михаила деревянный дом с домовым храмом при нем в честь Архистратига Михаила. (3)
Получив архипастырское благословение, они в том же году возвели дом и храм. Рядом с ним поставили деревянный дом для приходящих богомольцев и небольшой скотный двор.
В 1864 году Казанский монастырь учредили указом Святейшего Синода на правах общежития.
В том же 1864 году к инокам Михаилу и Антонию присоединился троюродный брат Антония (Боушева) – Никита Федорович Боушев, 28 лет от роду, из Сычевского купеческого сословия, будущий игумен Никандр.
К этому времени родители его умерли, и он пришел просить принять его в число братии, создаваемой обители. 21 ноября 1864 года Никиту Боушева постригли в рясофор.
Под гостевым корпусом три инока своими руками вырыли подвал, где устроили для себя келии, которые сохранялись, но уже в другом назначении, до конца XIX века.
Среди леса, недалеко от Михайловского храма они устроили небольшую часовню, в которой поставили Казанский образ Пресвятой Богородицы и зажгли неугасимую лампаду. В этой часовне ежедневно днем и ночью, непрерывно, по очереди иноки читали псалтырь по усопшим. Вскоре не только из Сычквки и уезда, но и из других мест к ним стали стекаться богомольцы и записывать имена умерших для поминовения.
В первое время, когда еще в обители не было определенного числа монашествующей братии, службу в домовом храме совершали священники, приглашенные из Сычевки и ближайших сел – Короваева-Подгороднего и Тулубьева. Позже преосвященный Антоний прислал сюда эконома Смоленского архиерейского дома игумена Кирилла и иеромонаха Серафима из Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря. В монастыре проживали около 30 человек послушников, приученных к строгому порядку, монастырскому чтению и пению.
Первоначально Казанским монастырем управлял, исполняющий должность настоятеля иеромонах Паисий, в 1866 году переведенный в Ордынскую Поречскую пустынь Смоленской епархии. В 1866-1870 годах обителью управлял игумен Иоиль.
30 марта 1865 года отца Никандра назначили экономом монастыря.
Во второй половине шестидесятых годов XIX века камердинер Императорского Дома Тимофей Афанасьевич Хренов, уроженец Сычевки решил на свои средства, при поддержке великих князей Сергея и Павла Александровичей, построить в новоустроенном монастыре каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. После получения разрешения, Тимофей Афанасьевич приступил к работе, и в 1874 году окончили второй ярус храма.
В 1870-1874 годах преемником игумена Иоиля был иеромонах Гервасий.
18 сентября 1874 года, после кончины отца Гервасия, при преосвященном Серафиме (Протопопове), епископе Смоленском и Дорогобужском, исполняющим должность настоятеля монастыря определили иеромонаха Никандра. (4)
Все свои силы он направил на благоукрашение обители.
18 сентября 1875 года отца Никандра наградили правом ношения набедренника.
16 февраля 1876 года его утвердили настоятелем со званием строителя Казанского монастыря.
7 июля 1876 года иеромонаха Никандра возвели в сан игумена.
При нем в 1876 году закончили строительство нового Казанского собора с приделами во имя преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая чудотворца. Храм освятил преосвященный Иосиф (Дроздов), епископ Смоленский и Дорогобужский. (5)
Резной, дубовый иконостас в Казанский собор изготовили на пожертвования императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II.
В начале восьмидесятых годов XIX века игумен Никандр задумал построить в обители еще один каменный, теплый храм с колокольней. Для сбора средств по городам России более двух лет ездили насельники обители иеромонах Григорий, монахи Макарий и Никон. После полученного благословения начали строительство и в 1888 году окончили возведение храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Собор освятил преосвященный Нестор (Метаниев), епископ Смоленский и Дорогобужский. (6)
Игумена Никандра, указом Священного Синода, наградили наперсным крестом.
При отце Никандре в обители построили двухэтажный гостиный дом и вокруг всей территории каменную ограду. Его старанием приобрели большой колокол весом 214 пудов (3505,4 кг.). На территории монастыря посадили фруктовый сад. Он содействовал открытию церковно-приходской школы и построил для нее отдельное здание.
За ревностное попечение о благоустройстве обители игумену Никандру было преподано архипастырское благословение с выдачей грамоты.
Особое внимание отец Никандр уделял духовному устройству вверенного ему монастыря, постоянно являясь примером для братии в посте и молитвенных трудах.
Игумен Никандр мирно скончался 3 / 16 декабря (н. ст.) 1895 года. Его похоронили в каменном склепе, устроенном у западного входа в Казанский собор обители.
Кроме церковных наград игумен Никандр за свои труды награждался и светскими властями. В 1882 году он получил от Главного Управления Российского Общества Красного Креста знак Красного Креста. В 1893 году его удостоили ордена святой Анны III степени.
Своими ревностными трудами о благоустройстве обители игумен Никандр стяжал о себе добрую память. (7)
Литература:
- Свящ. Василий Зыков. Священно-игумен Сычевскаго Казанскаго монастыря о. Никандр. (некролог). / Смоленские епархиальные ведомости. № 7, 1896. С. 310-314. № 8, 1896. С. 380-383.
- Игумен Александр. Сычевский Казанский заштатный мужской монастырь. / СЕВ. № 11, 1896. С. 558-559.
- Православные монастыри России. Краткий справочник. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 181.
- Православные русские обители. Сост. П.П. Сойкин. Репринтное изд. «Воскресение». СПб., 1994. С. 623.
- Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и св. г. Афону. Сост. А.А. Павловский. СПб., 1907. С. 641.
- Православные монастыри Российской империи. Сост. Л.И. Денисов. М., 1908. С. 777.
Примечания:
- Андрей Григорьевич Боушев – в девяностые годы XIX века иеромонах Антоний Юхновского Казанского монастыря Смоленской епархии.
- Дмитрий Гаврилович Суров – в девяностые годы XIX века насельник Сычевского Казанского монастыря инок Михаил, пребывавший в затворе.
- Преосвященный Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский. На кафедре в 1859-1866 годах. / История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. М., 2006. С. 456.
- Преосвященный Серафим (Протопопов), епископ Смоленский и Дорогобужский. На кафедре в 1869 г.-октябре 1874 г. / История иерархии РПЦ. С. 456. // Сведений о рукоположении в сан иеромонаха Никандра нет.
- Преосвященный Иосиф (Дроздов), епископ Смоленский и Дорогобужский. На кафедре в 1874-1881 гг. / История иерархии РПЦ. С. 456.
- Преосвященный Нестор (Метаниев), епископ Смоленский и Дорогобужский. На кафедре в 1881-1889 гг. / История иерархии РПЦ. С. 456.
- Преемником о. Никандра в 1895 г. стал игумен Александр (Шахов), бывший казначей обители, происходивший из купеческого сословия Санкт-Петербурга.
Приложение:
Казанский, мужской, общежительный (монастырь), Смоленской губернии, Сычевского уезда, в 2-х верстах (2,1 км.) от Сычевки. Учрежден в 1864 году на земле, уступленной Сычевским городским обществом, с укреплением за ним Сычевским купеческим сыном Боушевым 211 десятин земли, находящейся в Бобровском уезде Воронежской губернии. / Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи (с библиографическим указателем). Сост. В.В. Зверинский. Репринтное изд. СПб., 2015. / Кн. I. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 гг. по 1 июля 1890 г. С. 159.
Иеромонах Даниил (Сычёв)