Дни памяти

4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

27 июня

Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­ле Цу­ри­ко­во Смо­лен­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­ниив се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ива­но­ва. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Па­вел по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1898 го­ду он окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и до 1901 го­да ра­бо­тал учи­те­лем в шко­ле в се­ле Бол­ше­во Бель­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии.
В 1901 го­ду умер его отец-свя­щен­ник, и Па­вел был ру­ко­по­ло­жен на его ме­сто в Успен­ский храм в се­ле Цу­ри­ко­во, где слу­жил до 1910 го­да, ко­гда был на­зна­чен пол­ко­вым свя­щен­ни­ком в 7-й Тур­ке­стан­ский стрел­ко­вый полк, ко­то­рый квар­ти­ро­вал в те вре­ме­на в го­ро­дах Ко­кан­де, Ско­беле­ве и Ан­ди­жане. Ре­во­лю­ция и граж­дан­ская вой­на за­ста­ли его на служ­бе в пол­ку при 108-м гос­пи­та­ле.
С 1919-го по 1926 год отец Па­вел слу­жил в По­кров­ском хра­ме в се­ле Ту­пи­че­во Го­род­нян­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии. В 1926 го­ду свя­щен­ник пе­ре­ехал в Моск­ву, где в это вре­мя жи­ла его мать, и был на­зна­чен слу­жить в Успен­ский храм в се­ло Обу­хо­во Сол­неч­но­гор­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
В мар­те 1938 го­да со­труд­ни­ки Сол­неч­но­гор­ско­го НКВД до­про­си­ли штат­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые под­пи­са­ли предо­став­лен­ные им про­то­ко­лы до­про­сов; на ос­но­ва­нии этих про­то­ко­лов 23 мар­та отец Па­вел был аре­сто­ван и за­клю­чен сна­ча­ла в тюрь­му в Сол­неч­но­гор­ске, а за­тем – в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 25 мар­та сле­до­ва­тель до­про­сил его.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы за­ни­ма­е­тесь контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью. В июне 1937 го­да вы, на­хо­дясь в до­ме од­но­го кол­хоз­ни­ка се­ла Обу­хо­ва, вы­ска­зы­ва­лись, что боль­ше­ви­ки по­ра­бо­ща­ют на­род, су­дят ни за что, сго­ня­ют на стро­и­тель­ство ка­на­ла Вол­га-Москва, го­во­ри­ли, что ка­нал со­ору­жен неви­нов­ны­ми людь­ми... что боль­ше­ви­ки при­тес­ня­ют ре­ли­гию, раз­ру­ша­ют церк­ви, непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми при­тес­ня­ют слу­жи­те­лей, толь­ко бла­го­да­ря за­пад­ным стра­нам у нас еще су­ще­ству­ет ре­ли­гия, – за­явил свя­щен­ни­ку сле­до­ва­тель.
– Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ной мне контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю и ее от­ри­цаю, та­ких вы­ска­зы­ва­ний ни­ко­гда не бы­ло.
На этом до­про­сы пре­кра­ти­лись вслед­ствие аре­стов са­мих сле­до­ва­те­лей. На их ме­сто через неко­то­рое вре­мя при­шли дру­гие, но это ни­сколь­ко не по­вли­я­ло на судь­бу свя­щен­ни­ка. 2 июня 1938 го­да трой­ка НКВД, на ос­но­ва­нии тех же по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей, при­го­во­ри­ла от­ца Пав­ла к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Па­вел Ива­нов был рас­стре­лян 27 июня 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Июнь».
Тверь. 2008. С. 203-205