Священномученик Макарий, епископ Орловский (епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии; в миру Михаил Васильевич Гневушев) происходил из духовного звания. Он родился в 1858 году в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии. Михаил закончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Киево-Подольского духовного училища. В 1883 году он поставлен наставником Острожской учительской семинарии. В 1885 году был назначен преподавателем Киевской женской духовной семинарии. За многолетние подвижнические труды на ниве духовного просвещения Михаил Васильевич был удостоен высоких государственных наград – 11 мая 1895 года – ордена Cвятой Анны III степени и 6 мая 1904 года – ордена Cвятой Анны II степени. В 1907 году он был поставлен наблюдателем киевских церковно-приходских школ.
После смерти супруги Михаил Васильевич принимает решение вступить на путь монашества. В Киевском Михайловском Златоверхом монастыре 10 февраля 1908 года он пострижен в мантию с наречением имени в честь преподобного Макария Великого. Здесь же, уже через неделю, монах Макарий был рукоположен в сан иеродиакона, а ещё через день – в иеромонаха. Указом Святейшего Синода от 24 марта 1908 года назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита. Одновременно Указом Святейшего Синода от 16 мая 1908 года назначен сверхштатным членом Второй Экспедиции Московской Духовной Консистории, а 15 июня избран членом Совета Православного Миссионерского общества.
Архимандрит Макарий принимает активное участие в церковной и общественной жизни Москвы. Присутствует на праздновании дней коронования Их Величеств, на вечерах памяти русских святых, произносит проповеди в Успенском соборе Кремля, в дни рождения Августейших особ; сослужит митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому) в новогоднем молебне и на Пасхальной вечерне. В 100-летнюю годовщину со дня рождения Н.В.Гоголя, вместе с настоятелями других московских монастырей, сослужит митрополиту Владимиру на панихиде в Даниловом монастыре на могиле писателя.
Являясь членом Совета и Правления Братства во имя Воскресения Христова, архимандрит Макарий помогает в учреждении новых православных братств, произносит проповеди на собраниях. При подготовке погребения протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадского) он назначается главой депутации московского духовенства.
Во главе представителей Русской монархической партии, Русского монархического собрания и Московского Союза Русского народа, вместе с его председателем протоиереем Иоанном Восторговым, 1 февраля 1909 года встречает на Курском вокзале царский портрет – дар императора Николая II монархическим организациям Москвы.
В тяжелое время между двумя революциями он вступает в должность председателя Московского Союза Русского народа. В те годы в этом патриотическом движении принимали участие многие выдающиеся пастыри и архипастыри, искренне веровавшие в Бога, желавшие мира и благоденствия Царю и Отечеству. Предчувствуя угрозу надвигавшейся революции, на съезде Московского Союза Русского народа 27 сентября 1909 года архимандрит Макарий сказал: «Революция ушла в подполье, но левые организации деятельно работают, подготовляя новую атаку. Все их заботы устремлены на то, чтобы по возможности развратить народ, глумясь над Церковью и ее обрядами, чтобы убить в народе религиозное чувство и уважение к святыне. До тех пор, пока Церковь оказывает свое спасительное влияние на народ, революционеры бессильны привлечь его на свою сторону, потому что Церковь поддерживает в нем любовь и преданность к Отечеству и Престолу».
За широкую общественную деятельность 6 мая 1909 года архимандрит Макарий награжден орденом Святого Владимира IV степени. С 5 по 13 июля 1909 года он принимает участие в заседаниях съезда монашествующих, прошедшего в стенах Троице-Сергиевой лавры и рассмотревшего основные меры по благоустроению монастырской жизни в России. 1 ноября 1909 года архимандрит Макарий назначен настоятелем Московского Ново- Спасского монастыря. Одновременно в 1909-1911 годах он исполняет и должность благочинного ставропигальных монастырей. На заседании Московской Конторы Святейшего Синода 31 марта 1910 года он представляет доклад, в котором, рассмотрев годовые (за 1909 г.) отчеты Ново-Спасского, Ново-Иерусалимского, Донского, Симонова и Заиконоспасского монастырей, предлагает конкретные меры по улучшению их духовной, религиозно-просветительской и хозяйственной жизни. По инициативе архимандрита Макария переустраивается монастырский храм святителя Николая, где проводятся религиозно-нравственные чтения для народа. Особое внимание уделяет послушнической школе Ново Спасского монастыря.
В дни празднования 300-летия Дома Романовых, 26 мая 1913 года Ново-Спасский монастырь посетил император Николай II. Архимандрит Макарий был награжден наперстным крестом с украшениями.
Указом Святейшего Синода 11 июля 1914 года архимандрит Макарий назначается епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Наречение и хиротония его во епископа прошли в Нижнем Новгороде. В мае-июне 1916 года епископ Макарий организовал и возглавил крестный ход из Нижнего Новгорода в Саровскую пустынь на поклонение преподобному Серафиму Саровскому. Более 100 верст владыка прошел пешком, в полном архиерейском облачении, произнося в каждом селе проповеди.
В мае 1917 года епископ Макарий за выдающиеся труды по устройству беженцев из западных областей Российской империи избран почетным членом Нижегородского Отдела Всероссийского Общества попечения о беженцах. В феврале 1917 года назначен на Орловскую кафедру, где пробыл только до 25 мая 1917 года. Решением Синода с 30 мая до 1 декабря 1917 года он получил во временное управление Рижскую епархию. В «Материалах по истории Русской иерархии» приводится письмо, где владыка Макарий писал митрополиту Тихону, председателю Поместного Собора (будущему Патриарху), что на него по анонимному доносу начато следствие, он обвинен в растрате казенных денег, и что все доказательства подложны. Гонения на епископа Макария продолжались и после удаления его с Орловской кафедры. В ноябре 1917 года оправдание епископу Макарию подписали члены Судной комиссии Поместного Собора Всероссийской Церкви: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), священномученик архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), архиепископ Рязанский Иоанн (Смирнов), архиепископ Алеутский и Американский Евдоким (Мещерский), епископ Читинский Мелетий (Заборовский), епископ Слуцкий Феофилакт (Климентьев), священномученик епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), священномученик епископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский)».
В начале 1918 года епископ Макарий был назначен управляющим Вяземским Иоанно-Предтечевым монастырем Смоленской епархии на правах настоятеля. Поселившись в Вязьме, владыка Макарий продолжил свою деятельность по укреплению духовно-нравственного состояния народа. При обители он создал братство во имя Рождества Христова, в которое входило более 1000 человек. Монастырь стал наполняться молящимися, приходившими послушать богодухновенные проповеди епископа Макария. И многие потом говорили, что ничего подобного им никогда не приходилось слышать.
Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода № 446 от 6 (19) июня 1918 года было признано желательным учреждение в Смоленской епархии Вяземского викариатства. 30 июля (12) августа 1918 года Святейший Патриарх и Священный Синод слушали представление архиепископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия (Феодосиева) от 4 июля с. г. за № 109 с ходатайством об учреждении в Смоленской епархии кафедры викарного епископа, с назначением на нее бывшего епископа Орловского Макария, состоявшего управляющим, на правах настоятеля, Вяземским Предтечевым монастырем. Синод постановил: учредить в Смоленской епархии, согласно представлению Преосвященного Смоленского и ходатайству Епархиального съезда духовенства и мирян и жителей города Вязьмы, кафедру викарного епископа, с наименованием его «Вяземским», с отнесением содержания его на средства, указанные в представлении Преосвященного Смоленского № 109, и назначить на кафедру епископа Вяземского Преосвященного Макария, бывшего Орловского; о чем и послать Преосвященному Смоленскому указ, а в Канцелярию Высшего Церковного Совета передать выписку. Было издано постановление № 645, исполненное 8 (21) августа. В Смоленск был отправлен указ за № 2485.
Вся духовная и общественная деятельность епископа Макария, как и труды в Предтечевой обители, не могли не вызвать противодействия со стороны воцарившейся в стране безбожной власти. Сразу после назначения на Вяземскую кафедру начались притеснения владыки. В августе 1918 года православные граждане Вязьмы (81 подпись) вынуждены были обратиться с прошением в Уездную Квартирную Комиссию в защиту епископа Макария, которого хотели выселить из монастырского настоятельского корпуса. На что последовала резолюция: «Произвести обыск у главных воротил: Волкова, Бурышева, Катырина, Анисимовой. Кроме этого, необходимо всех лиц мужского пола, фамилии жен которых собраны на листе, немедленно отправить на разработку леса. 21 августа 1918 года». Позже было принято решение Уездной Чрезвычайной Комиссии: «У всех подписавших сделать тщательные обыски и виновных главарей немедленно арестовать и принять самые решительные меры к подавлению контрреволюции».
В ночь с 22 на 23 августа (новый стиль) прихожане обители не согласные с действиями властей по закрытию монастыря по декрету «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и изъятию церковного имущества организовали на монастырской колокольне набат, поддержанный Аркадиевским женским монастырем и городской Спасской церковью. Вначале был арестован звонивший рабочий монастыря А.А.Сидоров. Затем отрядом вяземских чекистов, возглавляемым комиссаром Егоровым, в ночь на 23 августа был арестован владыка Макарий и обвинен в контрреволюционном заговоре против Советской власти. В монастыре был произведен обыск. В местной ЧК владыка подвергся издевательствам и побоям, следы которых на его лице и теле засвидетельствовал позже его келейник, иеромонах Димитрий. Епископ Макарий был в солдатском одеянии, острижен и без бороды. Из протокола, написанного самим владыкой, известно, что виновным себя в заговоре против Советской власти он не признал.
Дочь епископа Макария, Ольга Свешникова, направила в Москву Святейшему Патриарху Тихону телеграмму: «Прошу Вашего ходатайства перед Советским правительством об освобождении тяжко больного моего отца викарного епископа Вяземского Макария, арестованного вчера ночью в постели и назначении над ним гласного суда». 29 августа 1918 года Вяземская Чрезвычайная Комиссия постановила: «Препроводить епископа Макария одиночным этапом в город Смоленск, в распоряжение Областной Чрезвычайной Комиссии, на предмет расследования и подсудности». 31 августа из Вяземского госпиталя Всероссийского Земского Союза владыка направлен в Смоленск, где без какой-либо дополнительной проверки вынесли постановление о его расстреле. В заседании Областной Чрезвычайной Комиссии принимали участие: председатель – Яркин, члены – Аскольдов, Попов, Козополянский, Орлович, Алибеков, Рейнгольд, Вигленский, секретарь - Варнилов.
Епископ Макарий в числе 14 человек, осужденных вместе с ним, 4 сентября 1918 года был расстрелян. До последней минуты, даже у вырытой могилы, владыка Макарий духовно укреплял казнимых и принял смерть последним. Место захоронения новомучеников неизвестно.
Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода № 762 от 4 (17) сентября (н. ст.) на освободившуюся за смертью Преосвященного Макария кафедру епископа Вяземского перемещен Преосвященный Павел, епископ Никольско-Уссурийский, викарий Владивостокской епархии. Епископ Павел (Ивановский) вступил в должность в конце сентября 1918 года. В 1918-1919 годах он также временно управлял Смоленской кафедрой. В 1919 году владыка Павел заболел тифом и скончался. Место его погребения неизвестно.
В своем письме от 24 сентября 1918 года митрополиту Антонию (Храповицкому) о новостях внутрицерковной жизни Святейший Патриарх Тихон писал: «Опричники расстреливают нас, как куропаток: за епископом Макарием, епископом Варсонофием, о. Восторговым сей участи подверглись (по слухам) архиепископ Андроник, епископы Ефрем и Варнава».
Епископ Макарий был реабилитирован 14 апреля 1993 года решением прокуратуры Смоленской области. В заключении суда написано: «Религиозные убеждения Гневушева, его несогласие с действиями Советской власти против церкви и монастырей необоснованно квалифицированы как государственное преступление».
На Юбилейном Архиерейском Соборе, состоявшемся 13-16 августа 2000 года в Москве в храме Христа Спасителя, в числе соборно новопрославленных новомучеников и исповедников Российских от Ново-Спасского монастыря включен и пострадавший за веру епископ Орловский Макарий (Гневушев; 1858-1918). Местонахождение честных останков святителя неизвестно. Память священномученику Макарию празднуется 22 августа (4 сентября) и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. В 2002 году опубликованы новооткрытые источники, приведенные выше и подтверждающие пребывание священномученика Макария на Смоленской земле, как епископа Вяземского.
Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам свое благословение.

Литература:

1. Жития новопрославленных святых Русской Православной Церкви. СПб., 2001, т. 1, с. 140. // т. 2, с. 131-133.
2. Забелин А.А. Имя им легион. Судьбы смолян, репрессированных в других республиках, краях, областях. Смл., 1998, с.106.
3. Из истории Российской иерархии. Статьи и документы. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002, с. 85-88, с. 153-155.
4. Московские епархиальные ведомости. №9, 2000, с. 27-37.
5. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви (1917-1990). М., 1994, с.33.
6. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Репринт изд. 1949 г. М., 1994, с. 73-76.
7. Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М., 1996, с. 524. Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.). М., 1995, с. 79-80, с. 107.
8. Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000, с.278, 662, 921-922.
9. Управление КГБ по Смоленской области. Фонд № 26797-е, 97л. // Уголовное дело №16168 Гневушева Михаила-Макария Васильевича.
10. Материалы Московского Ново-Спасского ставропигального монастыря.
Подготовила игумения Ангелина (Нестерова)

Новомученикам Российским

Рассвет. Февраль... Но не было зимы.
И для кого-то утро было добрым.
С утра шел дождь на дно сухой травы
На месте том. А место было лобным.

Хотелось жить, смеяться и любить,
Но злой пророк уже картавил с веток:
"Пора распять! Скорей, скорей убить!.."
И приговор бил в сердце, - глаз был меток.

Поблек рассвет в заре Иного Дня.
На дно травы упали капли крови...
Телами их насытится земля,
А души их - в местах, где нету боли.

прот. Олег Переверзев