Жизнеописание преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца (со ссылками на имеющиеся источники).

Место рождения.

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский чудотворец родился в начале ХI века в старинном русском городе Вязьме (Смоленская область) в благочестивой семье. (1)

В 1860 году в брошюре «Аркадиевский женский монастырь в Вязьме» протоиерей Александр Макаревский (с 1867 г. – епископ) писал: «В начале XI века, рожденный в граде Вязьме, от простых и бедных, но богобоязненных и благочестивых родителей, преподобный Аркадий измлада возлюбил душею и сердцем Господа Бога». В примечании он отмечал, что «источниками сведений …служили: 1) древняя, хранящаяся в рукописи у многих коренных – Вязьмичей, книга со службою Преподобному Аркадию и повествованием «о житии и чудесах его»; 2) Вяземская городовая писцовая книга, также в рукописи; 3) дела Вяземскаго Духовнаго Правления и прежде бывшей Вяземской воеводской канцелярии. (2)

В брошюре Чанцова В.Я. «Вяземский Аркадиевский девичий монастырь», изданной в 1896 году сообщается: «Преподобный Аркадий родился в начале XI века от благочестивых родителей, Вяземских купцов Сырейщиковых в Олешинской улице с западной стороны города». (3)

Историк, преподаватель Александровской Вяземской гимназии Иван Павлович Виноградов в «Историческом очерке города Вязьмы» отмечал: «…Сохранившийся источник о существовании города в начале XI века – это житие преподобного Аркадия». И далее: «Преподобный Аркадий происходил, по преданию, из рода Вяземских купцов Сырейщиковых, отличавшихся особой религиозностью. Место рождения и жительство преподобного Аркадия в Олешинской улице, так говорят тоже предания и некоторые рукописные жития его, находившиеся у граждан города. В 1879 году, во время бывшего в Вязьме большого пожара, похитившего пламенем большую часть города, в Олешинской улице пощажен был, при сильном порывистом ветре, один дом, дома же с обеих сторон его и все надворные стройки, сгорели. Сохранением этого дома Вязьмичи приписывали заступничеству Преподобного Аркадия. Они говорили, что …на этом месте был дом, где родился преподобный Аркадий». (4)

В «Житиях русских святых», собранных монахиней Таисией (Карцевой), написано: «Прп. Аркадий (родом из г. Вязьмы) был учеником и келейником прп. Ефрема (память его 28 янв.), архимандрита Борисоглебского монастыря». (5)

В «Житиях русских святых», подготовленных Патриаршим подворьем Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе, в «Житии преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского» читаем: «Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы (Смоленская область) от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию». (6)

Жизнь в г. Вязьме.

С детства воспитанный родителями в глубокой вере, не обращая внимания на мирскую красоту и земную славу, юный Аркадий проводил дни в безмолвии, строгой молитве и постоянном плаче о своих грехах. Скромный, добрый, целомудренный свою высокую подвижническую жизнь он прикрывал трудным подвигом юродства Христа ради.

Удивляя вязьмичей простотой и незнанием мирских дел, в мыслях блаженный Аркадий постоянно пребывал в Боге. Жил он, где придется, питался подаянием. Часто блаженный Аркадий молился ночью на большом камне в уединенном в те времена, поросшем лесом месте, на высоком берегу реки Вязьмы, где теперь стоит храм и несколько строений, оставшихся от бывшего Аркадиевского женского монастыря.

Любимым занятием блаженного Аркадия, как находим в житии преподобного: «когда случится быти куда ходу со святыми иконы, он за два дня, или больше метлою мел и очищал улицы от соборной церкви, до той к ней же ход бываше». Этим он призывал горожан, очищая свои души, готовиться к достойному принятию Святых Христовых Таин. (7)

Исполненный всегда христианского смирения и любви, блаженный Аркадий часто давал вязьмичам мудрые советы. Такой высокий, благодатный светильник, естественно, не мог долго оставаться под спудом. Вскоре многие узнали об ангельской жизни блаженного Аркадия.

Встреча с преподобным Ефремом.

Однажды через Смоленские земли проходил, принявший иночество в Киеве преподобный Ефрем, бывший конюший святого благоверного князя Бориса, брата святого князя Глеба, убитых князем Святополком в 1015 году. (8)

Идя из Нового Торга (впоследствии города Торжка Тверской губернии) из основанного им странноприимного дома, в Киев, преподобный Ефрем, заходя в Вязьму, познакомился здесь с юношей-подвижником блаженным Аркадием и укрепил его духовной беседой и наставлениями. Эта встреча изменила жизнь блаженного Аркадия, затем часто путешествовавшего к своему учителю в Новый Торг, где вскоре странноприимный дом был преобразован в мужской монастырь.

В житии преподобного Ефрема Новоторжского, помещенном в минее за январь читаем: «Живя в Торжке, преподобный Ефрем часто ходил в Киев. …Во время одного из таких путешествий, следуя через Вязьму, он встретился с блаженным Аркадием Новоторжским (память 11 июля) и обрел в нем брата во Христе. «Прозорливый Ефрем понял духом своим, что этот юноша принял на себя юродство Христа ради; ободрил его в трудном подвиге и всегда навещал его во время своих путешествий. И сам юноша смотрел на преподобного Ефрема, как на своего духовного руководителя и наставника, и нередко приходил к нему в Торжок для научения и назидания». (9)

В «Житии архимандрита Ефрема Новоторжского», приведенном в книге «Святые Новгородской Земли X-XVIII века», составленной в 2006 году по благословению высокопреосвященного Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского о преподобном Аркадии пишется: «Из числа учеников его (Ефрема) особенно ревновал подражать строгой жизни учителя Аркадий. Он начально подвизался на родине в Вязьме, уединенно занимаясь молитвой, на том месте, где ныне Аркадиев женский монастырь. Святой Ефрем, увидавшись с ним дорогой из Киева в Торжок, полюбил его. Аркадий сперва посещал Ефрема в Торжке, а потом остался навсегда в его обители, принял иночество и до гроба шел путем строгого подвижничества». (10)

В «Историческом очерке Вязьмы» И.П. Виноградова: «Существует местное предание, что Ефрем Угрин, конюший святого Бориса, кн. Ростовского, и родной брат Георгия, убитого вместе с Борисом, когда шел из Ростова на реку Альту, чтобы отыскать тело своего брата, то останавливался в Вязьме. С этим преданием соединяются и письменные известия, заключающиеся в древних житиях преп. Ефрема и ученика его Аркадия, Новоторжских чудотворцев. В житиях этих Вязьма именуется местом рождения Аркадия. Здесь-то, по свидетельству жития, и познакомился прп. Ефрем с Аркадием, когда возвращался из Киева и шел в Торжок, а потом неоднократно посещал Вязьму, пока Аркадий не переселился окончательно в основанный прп. Ефремом Борисоглебский монастырь в Торжке». (11)

Монашеский путь прп. Аркадия.

После того как вязьмичи стали свидетелями чудес, совершаемых по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая людской славы, удалился из родного города в Новый Торг.

В минее за январь, в житии преподобного Ефрема, пишется: «Своим благочестием преподобный Ефрем возбудил во многих окрестных жителях стремление к иноческим подвигам. Укрепляя блаженного Аркадия в его подвижничестве, преподобный Ефрем и сам утверждался в своем пастырском призвании». И далее: «По построении храма и основании Борисоглебского монастыря (прп. Ефремом) преподобный Аркадий оставил Вязьму и окончательно поселился в новой обители, куда со всех сторон стала стекаться братия. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником, во всем следуя примеру преподобного Ефрема, келейником и духовным сыном которого был». (12)

Здесь, в Борисоглебской обители, проходил второй этап подвижнической жизни блаженного Аркадия, монашеский, где он разделял труды со своим учителем преподобным Ефремом.

В «Житии Ефрема Новоторжского», известном по рукописям XVII века, читаем: «Когда же пришел преподобный на это место (в Торжок), Богом устроенное, воздвиг каменную церковь во имя святых страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, с учеником своим преподобным Аркадием. …Преподобный же Ефрем во обители своей с ближайшим учеником своим Аркадием днем работал своими руками, устраивая обитель, ночью же на молитве стоял и коленопреклоненные поклоны творил, все время до конца жизни своей в церковном пении безмятежно проводя». (13)

В акафисте преподобному Ефрему есть кондак и икос, тексты, которых посвящены преподобному Аркадию: «Кондак 5. Боготечную звезду узрев тя, преподобне отче Ефреме, ученик твой Аркадий учением и житием светло сияюща, последова зари светлаго жития твоего, и яко светильника держася тебе, приведеся к неприступному свету, достиже непостижимаго Бога… Икос 5. Видев тя преподобне отче Ефреме, святый ученик твой Аркадий, яко ангела Божия облеченнаго в преподобие и святыню, в юностных летех поревнова многотрудному твоему житию, и добродетельми достиже в мужа совершенна в подвизех духовных». (14)

Вместе с преподобным Ефремом он подвизался в посте, молитве и благочестии. Приняв от рук своего учителя монашеский постриг, преподобный Аркадий жил в строгом послушании, во всем следуя его примеру.

Днем он трудился вместе с насельниками обители, а ночью, как и раньше коленопреклоненно молился.

После кончины преподобного Ефрема, последовавшей 28 января 1053 года, еще многие годы преподобный Аркадий подвизался в Борисоглебском монастыре. Он отошел к Господу 13/26 декабря 1077 года. Братия обители совершила его погребение в храме в честь святых Бориса и Глеба, на правой стороне паперти у западных дверей.

Мощи прп. Аркадия.

Мощи преподобного Ефрема обретены 11 июня 1572 года при митрополите Дионисии (1581-1586 гг.).

Святые мощи преподобного Аркадия обретены 11/24 июля 1677 года, в царствование Феодора Алексеевича Романова, при Патриархе Московском Иоакиме и высокопреосвященном Корнилии, митрополите Новгородском и Великолукском, настоятелем Борисоглебского монастыря архимандритом Евстафием и других монастырей игуменами, священниками и диаконами. В том же храме мощи преподобного Аркадия 14 июля того же года перенесены и положены внутри «под спудом», у северных дверей, где и подавали исцеления всем «с верою приходящим, во славу истинного Христа Бога нашего». (15)

В 1839 году высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Тверской и Кашинский благословил в Борисоглебском соборе монастыря в Торжке: «Раку с мощами преподобного Ефрема и его упраздненную гробницу поставить за клиросами в приделах, а на местах, ими занимаемых, соорудить придельные престолы во имя преподобных Ефрема и Аркадия». Позже в 1841 году, в честь преподобного Аркадия переименовали северный придел собора монастыря, ранее освященный в честь святой великомученицы Екатерины. (16)

В «Историческом очерке Вязьмы» у И.П. Виноградова: «Мощи преподобного Аркадия почивают в Новоторжске в Борисоглебском монастыре. Они «обретены» были в 1677 году 11-го июля в царствование Феодора Алексеевича, при патриархе Иоакиме и положены были в приделе того монастыря святых Богоотец Иоакима и Анны. В 1841 году означенный придел переименован во имя преподобного Аркадия». (17)

Мощи преподобного Ефрема и его ученика Аркадия также упоминаются в различных источниках, описывающих Борисоглебский монастырь.

В книге «Полное собрание исторических сведений о …монастырях», составленной в 1852 году Александром Ратшиным: «Борисоглебский монастырь. Соборной (церкви) Бориса и Глеба, которой настоящее здание, сооружено, вместо древней, в 1781 году на сумму, пожалованную Императрицею Екатериною II; в сем храме почивают в великолепной раке обретенныя в 1572 году мощи основателя, Преподобнаго Ефрема Архимандрита и глава брата его, св. Георгия, убиеннаго вместе с Князем Борисом; тут же почивают под спудом мощи Преподобнаго Аркадия, келейника и ученика св. Ефрема». (18)

В известном труде, библиографическом справочнике «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» В.В. Зверинский в конце XIX века писал: «Борисоглебский-Новоторжский монастырь. В соборном храме Бориса и Глеба, построенном в 1785 г., покоятся в богатой раке мощи преподобнаго, обретенныя в 1572 г., глава брата его св. Георгия, убиеннаго вместе с князьями, и преп. Аркадия, ученика св. Ефрема, преставившагося в 1077 г.». (19)

В «Пространном месяцеслове Святых в Земле Российской просиявших», составленном Н.Д. Тальбергом: «11/ 24 июня. Перенесение мощей преп. Ефрема Новоторжскаго. Основал Борисоглебский мон. В Новом Торжке. + 28 янв. 1053 г. Перенесение мощей преп. Аркадия Новоторжского или Вяземскаго. Род. из Вязьмы, где подвизался, юродствуя. Ученик преп. Ефрема Новоторжскаго. + 1077 г. Празд. 1584-87 гг. В 1594 г. в Вязьме в одной из церквей был приход имени прп. Аркадия. Пер. мощей 1677 г.». (20)

В «Словаре историческом о русских святых», подготовленном в 1862 году: «Аркадий, преподобный Новоторжский, келейник и ученик преп. Ефрема, архимандрита Борисоглебскаго монастыря; преставился в XI веке по Р.Х.; мощи его почивают в Новоторжском Борисоглебском монастыре, под спудом. – Аркадий славился святостию жизни, подражая во всем учителю своему, преп. Ефрему». (21)

В «Полном православном богословском словаре» XIX века: «Аркадий – преп. Новоторжский – в Новоторжском Борисоглебском монастыре обретаются мощи. Скончался в XI в.». (22)

В «Книге, глаголемой описание о Российских святых», опубликованной и дополненной в 1888 году М.В. Толстым: «Града Новоторжска Святыя. Преподобный Аркадий келейник его (преп. Ефрема). Блаж. Ученик и келейник преп. Ефрема. Погребен в том же храме, где почивают мощи наставника его». (23)

Из документов Борисоглебского Новоторжского монастыря, хранящихся в Государственном архиве Тверской области, известно, что Борисоглебском соборе «почивали под спудом мощи прп. Аркадия, ученика (прп.) Ефрема». (24)

Иконы преподобного. Преподобный Аркадий на иконах именуется «Вяземским и Новоторжским чудотворцем». (25)

Преподобный Аркадий часто изображается на иконах молодым с зеленым деревом, наподобие сосны, в правой руке, в короткой по колени зеленой одежде.

Иногда святой пишется, стоящий на коленях на камне, в молитве с воздетыми к небу руками.

В «Иконописном подлиннике» 13 декабря дается такое указание иконописцу о преподобном Аркадии: «…млад, аки Галактион, в схиме ризы преподобнические». (26)

В Тверской области чаще встречается изображение Аркадия в преподобнической одежде. «Известна местная икона, изображающая преподобных Ефрема и Аркадия, над которыми – образы святых Бориса и Глеба с Нерукотворным Спасом; между преподобными – Борисоглебский Новоторжский монастырь. На иконе «Собор Тверских святых» в сонме других угодников Божиих изображены и оба преподобных». (27)

Чудеса преподобного. По преданию, жители Торжка и окрестных мест многократно испытывали над собою силу благодатных действий преподобного Аркадия. С верою и молитвою обращаясь к нему, они всегда получали облегчение в болезнях и избавление в скорбях.

Наиболее примечателен случай из «Жития прп. Аркадия», приведенный у И.П. Виноградова: «Идя однажды среди дня по улице преподобный Аркадий увидел ребенка одной вдовы, евшаго молоко из одного сосуда, из которого пил молоко уж. Тогда Аркадий сказал: «да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесят поприщ». И от того часа, …и до днесь, во граде Вязьме и в уезде его, за тридесят поприщ ужев и змиев нет». (28)

Молитвенная просьба святого подвижника чудесным образом исполняется вот уже тысячу лет. И те, кто молится преподобному Аркадию, ни в самом городе, ни в его окрестностях не встречают змей, несмотря на то, что вокруг Вязьмы простираются три больших болота.

Нередко являлся преподобный Аркадий и жителям города Вязьмы и спасал их от бед и нестроений.

Так 17 апреля 1524 года преподобного Аркадия увидел в тонком сне набожный и благочестивый Авдий, повар Вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина. На вопрос Авдия, преподобный объяснил, что зеленое дерево в его руке означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты». Преподобный Аркадий строго заповедовал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они оградили камень, на котором он молился от всего скверного и нечистого. Помолившись, горожане поставили здесь деревянный храм в честь Всемилостивейшего Спаса - Происхождения Честных Древ Креста Господа нашего Иисуса Христа (празднуется 1/14 августа) с приделом во имя преподобного Аркадия, славившийся своим богатым убранством и церковной утварью. Об этом храме упоминалось в писцовых книгах Василия Волынского за 1594 год. (29)

В конце ХVI века, в царствование Бориса Федоровича Годунова храм Всемилостивейшего Спаса отремонтировали и частично переделали. В эти же годы усердием и радением вязьмичей к нему пристроили придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. (30)

Жители Вязьмы свято верили в заступничество преподобного Аркадия за них перед Богом. По молитвам к нему приписывали спасение города от разорения ляхами в 1661 году. Когда литовские полки, ведомые паном Пацем, почти подошли к городу, среди них явился юноша на сером коне, и многих воинов поразил мечем, запретив им идти на Вязьму, угрожая всем неминуемой гибелью. На вопрос: «Кто он?», юноша ответил: «Я - Аркадий, град этот мое Отечество».

В том же 1661 году преподобный явился благочестивому жителю Вязьмы, пастуху Сергию, и велел ему возвестить вязьмичам о возведении нового каменного храма на месте его молитвенных подвигов: «Устроить церковь Всемилостивейшего Спаса на старом месте, …в большом остроге, в главной крепости, у наместничьего двора». Горожане не только построили храм, но и собрали братию и основали на этом месте мужской монастырь. В число братии поступил и старец Сергий, нареченный при постриге Спиридоном, в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Позже обитель прекратила здесь свое существование, храм стал безприходным, но продолжал называться Нижне-Спасским монастырем. (31)

После закрытия в Вязьме в 1779 году Ильинского женского монастыря, девятнадцать монахинь испросили у правящего архиерея разрешение поселиться при храме Всемилостивейшего Спаса Нижне-Спасского монастыря. После удовлетворения их прошения, они основали женскую общину с богадельней. (32)

Эта община способствовала открытию в городе в 1832 году Аркадиевского женского монастыря, просуществовавшего до 1918 года.

Память преподобного. Память угодника Божия, который одним из первых на Руси в юном возрасте прославился подвигом юродства во имя Христа, а в зрелые годы несшего монашеский подвиг, Православная Церковь отмечает 13/26 декабря (день преставления; + 1077 г.) службой, посвященной преподобному Аркадию. Так же 11/ 24 июня, в день перенесения мощей преподобного Ефрема (1572 г.; вместе с ним) и 14/ 27 августа в день перенесения святых мощей преподобного Аркадия в каменную гробницу, служившую для упокоения преподобного Ефрема Новоторжского (1798 г.).

Молитва преподобному. В Вязьме сохранилась в рукописи молитва преподобному Аркадию Вяземскому и Новоторжскому чудотворцу следующего содержания:

«О, блаженнейший и предивный чудотворче отче наш Аркадие! К тебе скорому помощнику и усердному о нас молитвеннику смиренно прибегаем и молитвенно просим тя: нас скорбных и обремененных грехи многими, не остави помощию твоею святою и заступлением благодатным. Не забуди нас чад своих, но поминай нас присно в небесных благоприятных молитвах твоих у престола Пресвятыя Троицы, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоиши и зриши вся наша нужды и беды, яко обуреваемы страстьми и не имамы дерзновения ко Господу, просити Его о помиловании и спасении. К тебе прибегаем и на тебя уповаем милость Божию и прощение грехов наших от Вседержителя получити, и спасение вечное унаследовати. Да славим и поем величие и человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое отеческое заступление ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Примечания:

1. Минея декабрь. Ч. 1. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2002. С. 498. / Декабрь 13-й день. Преподобного Аркадия, ученика преподобного Ефрема, Новоторжского чудотворца. / В этом издании приведено жизнеописание преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского и полная служба ему. // Минея июль. Ч. 3. М., 2002. С. 245-246. / Собор Смоленских святых. Месяц июль 28-й день. // Минея август. Ч. 2. Издание Московской Патриархии. М., 1989. С. 31. / Месяц август 14-й день. Преподобный Аркадий Новоторжский.

2. Приер. А. Макаревский. Аркадиевский женский монастырь в Вязьме. Духовные подвиги св. Аркадия, история монастыря и нынешнее его положение. Репринтное изд. Вязьма, 2009. С. 2. // Феодосий (в миру – Александр Григорьевич Макаревский; 1822-1885 гг.), епископ Екатеринославский и Таганрогский.

3. Чанцов В.Я. Вяземский Аркадиевский девичий монастырь. Вт. дополненное изд. М., 1896. С. 3. / Ч. 1. Исторические сведения о житии Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца.

4. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включительно). Сост. И.П. Виноградов. Репринтное изд. Смоленск, 2009. С. 7, 100. / Иван Павлович Виноградов (1854-1925 гг.), преподаватель Вяземской Александровской гимназии. Закончил Петербургский и Варшавский университеты. Знаток древнегреческого, латинского, польского, немецкого, церковно-славянского языков, музейного и архивного дела, магистр богословия. Явился одним из основателей Смоленского архива и исторического музея в Вязьме. Иван Павлович 17 лет трудился над историей города Вязьмы, работая в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Провел огромную работу с имеющимися в то время литературными источниками.

5. Русские святые. Жития собрала монахиня Таисия. СПб., 2001. С. 667.

6. Жития русских святых. Сентябрь-февраль. Т. II. Патриаршее подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе. «Сибирская благозвонница». М., 2003. С. 576. / Издано по благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия.

7. Жития русских святых. Сентябрь-февраль. Т. II. Патриаршее подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе. «Сибирская благозвонница». М., 2003. С. 576. / Издано по благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия.

8. Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского Новоторжского монастыря, который находится в городе Торжке Тверской губернии, скончавшийся (как принимается) 28 января 1053 года. Местное празднование установлено при митр. Дионисии в 1584-1587 году (после обретения мощей, которое имело место в 1572 году). / История канонизации святых в Русской Церкви. Сост. Е. Голубинский. Репринтное изд. М., 1998. С. 117.

9. Минея январь. Ч. 2. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2002. С. 446. / Месяц январь 28-й день. Преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец.

10. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. «Русская симфония». СПб., 2008. С. 56. / 28 января. Преставление преподобного Ефрема Новоторжского. // Высокопреосвященный Филарет (Гумилевский; 1805-1866 гг.), архиепископ Черниговский – выдающийся православный богослов и церковный историк. // Святые Новгородской Земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Т. 1. X-XV вв. Сост. Несмеянова В.Н., Соболева Г.С. Великий Новгород, 2006. С. 48.

11. Исторический очерк города Вязьмы. С. 4.

12. Минея январь. С. 446, 447.

13. Памятники литературы Древней Твери. Сост. В.З. Исаков. Тверь, 2002. С. 79-80. // Тверская классика. В 2-х т. Повести, жития, сказания. Т. 2. Сост. В.З. Исаков. Тверь, 2005. С. 229-230.

14. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Ефрему, Новоторжскому чудотворцу. Тверь, 2010. С. 11-12.

15. Минея январь. С. 447. // Минея август. С. 32.

16. Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. Краеведческий альманах. Г. Торжок. № 4 (2004). Тверь, 2005. С. 20. / Новоторжский Борисоглебский монастырь на фотографиях П.Ф. Добрынина. Сост. Н.А. Лопатина.

17. Исторический очерк города Вязьмы. С. 100.

18. Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Сост. А. Ратшин. М., 2000. С. 467. / Тверской губернии. Монастыри, ныне существующие. Борисоглебский.

19. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи (с библиографическим указателем). Кн. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 г. СПб., 1892. С. 79.

20. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. Сост. Н.Д. Тальберг. Репринтное изд. СПб., 1997. С. 98. // Там же. Дополнения и исправления. С. 275. / Январь 28. Прп. Ефрем Новоторжский. Братья его – пр. Моисей и Георгий, убитый вместе с благ. кн. Борисом. Инок Печерский. Основатель в Торжке странноприимнаго дома, потом Борисоглебскаго мон., коего был архимандритом. + 28 янв. 1053 г. в глубокой старости. По его завещанию положена с ним в гроб глава брата Георгия. Обр. мощей 11 июня 1572 г. Местн. праздн. в 80-х годах XVI в. Общ. позднее.

21. Словарь исторический о русских святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. Репринтное изд. М., 1990. С. 33.

22. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I. Репринтное изд. М., 1992. С. 223.

23. Книга, глаголемая описание Российских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори всякаго чина святых. Репринтное изд. М., 1995. С. 183.

24. Православные монастыри России. Краткий справочник. Новосибирск, 2000. С. 189. / Документы Борисоглебского Новоторжского монастыря, Новоторжского уезда Тверской губернии. – ГА Тверской обл. Ф. 185. 1610-1920 гг. 985 ед. хр.

25. Исторический очерк города Вязьмы. С. 101.

26. Подлинник иконописный. Под ред. А.И. Успенского. Репринтное изд. М., 1998. С. 56.

27. Минея январь. С. 447.

28. Исторический очерк города Вязьмы. С. 100.

29. Приер. А. Макаревский. Аркадиевский женский монастырь в Вязьме. С. 5-6.

30. Исторический очерк города Вязьмы. С. 49.

31. Там же. С. 50.

32. Приер. А. Макаревский. Аркадиевский женский монастырь в Вязьме. С. 9. // Православные монастыри Российской империи. Сост. Л.И. Денисов. М., 1908. С. 780. / Смоленская губерния. Город Вязьма. Вяземский Аркадиевский нештатный общежительный монастырь, в самом городе, близ собора Св. Троицы, на левом берегу реки Вязьмы. Основан в 1780 г. под именем общины инокинями упраздненного Ильинского м-ря при церкви Всемилостивого Спаса, на том месте, где еще в XI ст. вел труженическую жизнь преп. Аркадий, ушедший потом к своему учителю преп. Ефрему в Торжок, в Борисоглебский м-рь, где и скончался. Община в 1832 г. обращена в м-рь. // Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Сост. А.А. Павловский. СПб., 1907. С. 643. / Смоленская епархия. Вяземский Аркадиевский женский монастырь. …Место, где расположен монастырь, было местом подвигов в XI столетии прп. Аркадия, отсюда ушедшего к своему учителю прп. Ефрему.

Приложение:

Обретение мощей Преподобнаго Аркадия в городе Торжке.

«Ровно через сто лет после обретения мощей Преподобнаго Ефрема открыты были мощи и Преподобнаго Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Сведения об обретении и перенесении мощей Преподобнаго в составленной ему службе описаны в следующих словах: «в лето 7185» (и от Рождества Христова в 1677 году) месяца Июля в 11 день по память Святыя мученицы Евфимии прехвальныя, при державе Благовернаго царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца и при Патриархе Иоакиме Московском при Митрополите Корнилие Великаго Ново града и великих Лук, обретены мощи Преподобнаго отца нашего Аркадия, ученика Преподобнаго Ефрема, Архимандрита, Новоторжскаго, Чудотворца, в Борисоглебском монастыре соборныя церкви Святых мученика Бориса и Глеба, в паперти у западных дверей, по правой стороне. И того же месяца Июля в 14 день, по благословению Преосвященнаго Корнилия, Митрополита Великаго Ново града и великих Лук, мощи Преподобнаго отца нашего Аркадия, перенесены и положены того же Борисоглебскаго монастыря Архимандритом Евстафием, и со иных частных монастырей игумены, священницы и диаконы, в том же Борисоглебском монастыре, тояжде соборныя церкви, в паперти у северных дверей, идеже и доныне пребывают, исцеления подавая с верою приходящим, в славу истиннаго Христа Бога нашего, Ему же слава со Отцем, и со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь». Впоследствии времени, именно в 1785 г. в Июне месяце, при копании бута под накаты для построения новой соборной церкви, случилось сему буту подойти под самую пещеру, где почивали мощи Преподобнаго Аркадия. По сему, по указу Тверской духовной Консистории, с разрешения Св. Синода, от 18 Июля того же года за № 1037, означенныя мощи, небудучи открываемы, по разобрании стараго склепа, и по сооружении новаго, 14 августа были только переставлены на другое безпрепятственное место. А при окончательной отделке храма, в 1758 году деревянный гроб с мощами Преподобнаго Аркадия был поставлен в каменный упраздненный гроб Преподобнаго Ефрема, и в оном гробе мощи Преподобнаго Аркадия, закладенныя в склепе, почивают и до настоящаго времени, будучи поставлены на левой стороне под церковию. Для поклонения им есть туда вход по каменной лестнице с наружной стороны паперти настоящаго храма. На этой же левой стороне храма, где стоят мощи Преподобнаго Аркадия в 1841 году устроен и освящен во имя его престол». / Чанцов В.Я. Вяземский Аркадиевский девичий монастырь. Вт. дополненное изд. М., 1896. С. 10-11.

Иеромонах Даниил (Сычёв)