В старые добрые времена на холме в пригороде Вязьмы стояли две деревянные церкви: одна во имя Введения, вторая во имя Богоявления, упомянутые в писцовых книгах за 1627 год.
В 1748-1749 годах местные прихожане скинулись, вяземские купцы подкинули денег, и вместо двух деревянных храмов в селе построили один, но каменный, да ещё и двухэтажный. Престол на первом этаже был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а на втором этаже — престол во имя Богоявления Господня.
В 1762 году к храму пристроили колокольню. В память об этом год постройки можно видеть на стене колокольни, он хорошо различим. На стене храма дата ровно на век позже — 1862 год. Разумеется, не просто так.
К середине XIX Вязьма изрядно разрослась, храм оказался в наиболее зажиточной части города и стал тесен. Поэтому в 1862 году к храму с северной стороны был пристроен двухэтажный каменный придел с престолами в честь святителя Тихона Задонского и преподобного Тихона Калужского.
Церковь построена в формах «нарышкинского барокко». Нарышкинское барокко определило ярусную композицию храма и нарядный декор, сохранившийся до настоящего времени…
До возведения придела здание имело традиционную композицию: четырехъярусная колокольня, двухэтажные квадратная трапезная и храм с широким восьмериком на четверике, чуть вытянутый по оси запад-восток, с пятигранным алтарем. Вертикализм в группировке объемов усилен фасадным декором. Завершенный полуглавиями четверик звона увенчан глухим четвериком с луковичной главкой.
Лопатки разбивают стены храма на четыре узких вертикальных прясла: два средних заполнены окнами. Аналогично расчленены фасады трапезной. Нарышкинское барокко, определившее ярусную композицию здания, сказывается и в изогнутых бровках над окнами верхних ярусов, в наборных обрамлениях окон, в характере междуэтажных поясов и карниза. Над бровками наличников во втором этаже храма включены декоративные раковины. Посреди почти квадратных граней колокольни (в третьем ярусе их завершает небольшое полуглавие с круглым проемом в центре) помещено крупное окно в барочном наличнике, а по бокам — тонкие сдвоенные полуколонны на постаментах. Основание главки — высокий квадратный фонарь со срезанными ребрами.
Внутри основное пространство храма эффектно освещено двумя парами расположенных друг над другом окон четверика, пятью окнами восьмерика (три восточные грани глухие) и окнами верхнего восьмеричка (световое кольцо лоткового свода над основным восьмериком не имеет изломов).
Церковная история Введенского храма связана с именами многих замечательных людей.
В конце XVIII -в начале XIX века настоятелем Введенского храма был о. Иоаков Глухарев.
Отец Иаков Глухарев и его жена Агапия — пользовались большою любовью у прихожан за свою скромную и благочестивую христианскую жизнь. Отец Иаков, окончивший полный семинарский курс со званием студента, был примерным священником в усердном исполнении своих пастырских обязанностей, с любовью успешно занимался проповедничеством, влиял на паству как своей ученостью, так и прекрасными нравственными качествами. Это был человек неизменного праводушия, общего всем доброжелательства, веры и упования на Промысел Божий и христианского мужества, скорбями искушенного. Жена его Агапия, — умная и образованная по своему времени, споспешествуя о. Иакову в строгой христианской жизни, отличалась по преимуществу кротостью и смирением. По смерти их долго добрая память о них жила и хранилась в Вязьме и ее окрестностях.
8 ноября 1792 году в семье настоятеля храма отца Иакова Глухарева родился сын Михаил, будущий миссионер Алтайский архимандрит Макарий.
Под руководством благословенной Богом супружеской четы настоятеля Введенского храма провел детство и юность Михаил Яковлевич. Одаренный от природы богатыми способностями, впечатлительный и восприимчивый мальчик всецело поддался влиянию своих родителей и перевоплотил в себя их добродетели.
Отец Иаков сам занялся первоначальным образованием своего Михаила с ранних его лет. Он настолько достаточно подготовил его, что семилетний мальчик уже делал переводы с русского на латинский.
8-летнего Михаила отец отправил в Вяземское духовное училище прямо в инфиму, т.е. третий класс. Мальчик учился здесь очень хорошо, был прекрасного поведения, исправен во всем, но тогдашний суровый дух школьного воспитания оставил на нем глубокий, далеко не безвредный след. От жестокого и грубого обращения наставника, непомерных уроков здоровье мальчика чувствительно надорвалось: он навсегда остался с острою болью в груди, слабым голосом и болезненным организмом, что немало повлияло на развитие его характера. Из Вяземского духовного училища Михаил Яковлевич переведен был в Смоленскую духовную семинарию, где в 1813 году окончил курс студентом. В 1817 поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где пользовался особым вниманием ректора Филарета (Дроздова). В 1817-1821 профессор и инспектор Екатеринославской духовной семинарии. В 1816 принял монашество. В 1821-1824 ректор Костромской духовной семинарии. В 1824 удалился в Киево-Печерскую лавру, затем в Глинскую пустынь (Курская губ.), где вел аскетический образ жизни. В 1830-1844 руководитель Алтайской церковной миссии в Бийске. С 1844 настоятель Болховского Троицкого монастыря.
Чтение Священных и святоотеческих писаний само собою вызывало дух Макария на теплую молитву и призывание имени Спасителя. На самоотвержении, покаянии, чтении Священных и святоотеческих писаний и на молитве, а более всего на «слезном смирении» отец Макарий при помощи Божией усиленно стремился созидать в себе нового человека в правде и преподобии истины
Молитва подвижника могла тогда выразиться его же стихотворением:
«Освободи меня, мой Бог,
От уз греха, чтоб я возмог
О правде возглаголать вечной,
О вере во Христа сердечной!
Пошли мне в помощь благодать;
Уста мои отверзи, Слово,
О сердце! Сердце! Будь готово
Хвалу Господню возвещать».
Последние слова великого подвижника-миссионера могут служить девизом миссионеров. Уходя с земли к незаходимому свету Христову, он сказал: «Свет Христов просвещает всех!» Представился святой Макарий 18 мая 1847 года.
Младший сын отца Иакова, Алексей Глухарев, обучался в Смоленской духовной семинарии, преподавал в Вяземском духовном училище (1817-1821 гг.), являлся настоятелем Вяземской Николаевской церкви (с 1820 г.).
История Введенского храма неразрывна с историей страны.
В 1812 году он сильно пострадал в боях за город Вязьму с французами.
В начале 1820-х после восстановительных работ возобновлено Богослужение в церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В конце XIX века храм имел школу грамоты в деревне Бозня, в которой учились 34 мальчика и 10 девочек.
Новые страшные времена наступили для всей Русской Церкви после большевистского переворота 1917 г.
Уже летом 1918 г. в Смоленской губернии начинают закрывать храмы и преследовать духовенство.
В 1922 году комиссией по изъятию церковных ценностей из храма взяты все серебряные ризы с икон и утварь.
В 1922-1935 годах при храме находилась кафедра епископа Вяземского.
27 марта 1921 года во епископа Вяземского был хиротонисан епископ Венедикт (Алентов, 1888-1937). В управлении Вяземским Церковным Викариатством он вступил 19 января 1922 года. Викариатство имело круглую печать с текстом: Вяземское Уездное Церковное Управление 10. В марте 1927 года он арестован и заключен в Вяземскую тюрьму. Затем был приговорен к трем годам ссылки, которые отбывал в Киргизии. С 1934-1937 года преосвященный Венедикт был викарием в Горьковской и Ярославской епархиях, и правящим архипастырем в Тамбовской епархии. В 1937 году архиепископ Венедикт арестован в Тамбове и расстрелян.
В 1930 годах Вяземские викарии служили в нижней части Введенского храма.
С 1929 года Вяземским викариатством управлял епископ Владимир (Горьковский), переведенный на Смоленщину с Акмолинской кафедры. Он пробыл в Вязьме до августа 1932 года. Затем был епископом Каменецким, управляющим Донской епархией; епископом Ржевским, викарием Калининской епархии (1933); епископом Кунгурским, викарием Кировской епархии (1933); епископом Ульяновским (1935-1937). Преосвященный Владимир арестован в 1937 году.
Троицкий Павел Григорьевич, 1863 года рождения, уроженец с. Покров(ское) Гжатского района Смоленской области, до ареста проживал в г. Вязьме, служил архиепископом в Верхне-Виденской (Введенской) церкви 1930 по 1937..
Трагична судьба о. Павла в послереволюционные годы. После закрытия монастыря о. Павел стал приходским священником в селе Лукино на месте бывшей обители: два храма, сторожка, четырехклассная школа и дом священника, последний в двух верстах от храма. В 1929 году о. Павел оказался на приеме в Москве у «митрополита» Можайского Бориса, который в 1930 году провел хиротонию о. Павла и назначил его архиепископом Вяземским, со служением в Верхне-Введенском храме.
Позже епископу Павлу передали еще одну церковь — Ямскую, вскоре закрытую. 29 октября 1937 года епископ был арестован на своей квартире, на улице 25 Октября (бывшая Калужская), без санкции прокурора, распоряжением начальника УНКВД г. Вязьмы. Брошенный в камеру вместе с уголовниками владыка Павел претерпел всяческие унижения и оскорбления. В середине ноября был вызван на допрос. Формула обвинения: 1) участие в контрреволюционной организации духовенства и верующих; 2) антисоветская деятельность в виде проведения Богослужений и агитации, то есть обвинение, предусмотренное ст. 58 пп.10, 11 УК РСФСР. В постановлении «тройки» НКВД по Смоленской области от 20 ноября 1937 года говорится: «…обвиняемый виновным себя не признал», и далее «…приговорить к высшей мере наказания». Расстрелян 3 декабря 1937 года.
Возможно, архиепископ Павел Троицкий был расстрелян в районе бывшего Воскресенского кладбища, на Дмитровой горе в Вязьме.
Троицкий Павел Григорьевич реабилитирован Смоленским областным судом 19.08.58 года.
Такая же участь выпала и на долю других священников Введенской церкви.
Вишнев Петр Иванович (1877-1937) – священник. Происходил из духовенства. Образование: Духовная Семинария. Начал служение в церкви до революции 1917 г.
Был лишен избирательных прав с первых дней революции как «служитель религиозного культа». Первый раз был арестован в 1930 г. за антисоветскую агитацию, был освобождён.
Второй раз арестован 29.10.1937 г. Обвинялся в создании контрреволюционной организации церковников, возглавляемой архиепископом Модестом (Никитиным), антисоветской агитации, агитации среди верующих против выборов в Верховный Совет, призывах к родителям под угрозой доставлять детей в церковь.
Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР.
Приговор высшая мера наказания — расстрел с конфискацией лично принадлежащего имущества.
Из материалов дела:
«Члены контрреволюционной организации: Алмазов, Вишнев, Дъячков и Велихов часто собирались на квартире у архиепископа Никитина, где проводятся тайные совещания для совместной борьбы против всех мероприятий партии и правительства».
Виновным в принадлежности к к/р организации и других предъявленных ему обвинениях себя не признал.
Расстрелян 2 декабря 1937 г.
Реабилитирован 28.09.1957 Постановлением Президиума Смоленского областного суда.
Алмазов Ефим Николаевич (15.10.1869 — 2.12.1937) — священник, cын диакона. Окончил 3 класса Духовной Семинарии. При Советской власти о.Евфимий лишался избирательных прав как «служитель религиозного культа».
Отец Евфимий был женат. В семье о. Евфимия и его жены Антонины Васильевны было 9 человек детей — 8 сыновей и одна дочь.
«Справка на арест» о. Евфимия:
«…Алмазов Е.Н, примыкает к к/р группе церковников, ставивших своей целью использовать предстоящие выборы в Советы и новую Конституцию в к/р целях. Кроме того, члены к/р организации, систематически проводят к/р агитацию среди населения. В феврале месяце с.г. он одобрял к/р деятельность врагов народа Пятакова и др., высказывал сожаление по поводу их расстрела. Распространял а/с клеветнические вымыслы среди населения, клеветал на Советскую печать. Летом с.г. одобрял к/р деятельность фашизма в Испании, говоря, что война в Испании имеет свое историческое оправдание… «.
29 октября 1937г. был произведен ордер в квартире священника, и он был арестован.
Групповое дело «дело архиепископа Модеста (Никитина) и др., Смоленская о., Вяземский р., 1937г.»
17 ноября 1937г. было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось:
«Обвиняемые были тесно связаны между собой и с руководителем контрреволюционной организации Никитиным, систематически собирались у него на квартире, обсуждали вопросы борьбы с советской властью, в особенности заостряя вопросы о выборах в Верховный Совет. Участники к/р организации проводили среди населения контрреволюционную повстанческую агитацию, путем индивидуальной обработки, для чего заходили в квартиры колхозников, где также убеждали малолетних ходить в церковь. Одновременно призывали родителей насильно заставлять детей исполнять религиозные обряды, в особенности шла подготовка среди двадцаток по вопросу выборов в Верховный Совет, ставя своей целью не допускать коммунистов кандидатами, а выбирать только верующих, распространяли клевету против СССР, колхозного строя и новой Конституции…».
На допросе 15 ноября 1937г. по поводу встреч с архиепископом Вяземским Модестом (Никитиным) о. Евфимий заявил, что «бывал на квартире его изредка, при этом кроме нас двоих никто не присутствовал» и «бесед на политические темы у нас с архиепископом Модестом не было».
Виновным в принадлежности к к/р организации и других предъявленных ему обвинениях категорически себя не признал
Расстрелян о. Евфимий 2 декабря 1937г. в 17 часов
Реабилитирован 28. 09. 1957 Постановлением Президиума Смоленского областного суда.
Баврин Павел Александрович — крестьянин, председатель церковно-приходского совета Введенской церкви.
Родился в 1889 г. в Смоленская губ., Вяземский у., с. Бозня.
Занимался подрядом по подвозке материалов на своей лошади.
Был арестован 29.10.1937 и проходил по одному делу в составе группы 16 человек (среди них архиепископ Смоленский и Вяземский Модест (Никитин) и 13 священников г.Вязьмы и Вяземского р-на). Обвинялся в создании контрреволюционной организации церковников, возглавляемой архиепископом Модестом (Никитиным), антисоветской агитации, агитации против выборов, к/р клевете, призывах к родителям под угрозой доставлять детей в церковь. Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР.
Из материалов дела:»…Александров, Зыков, Троицкий, Львов, Синявский, Чуйко, Модестов и Баврин, будучи завербованными в к/р организацию, возглавляемую архиепископом Никитиным, систематически собираясь на квартире у последнего, где обсуждался вопрос о выборах в Верховный Совет, одновременно выезжали в сельскую местность, где проводили контрреволюционную агитацию… «.
Виновным в принадлежности к к/р организации и других предъявленных ему обвинениях себя не признал
Осуждён тройкой при УНКВД по Смоленской обл. 20.11.1937. Приговор 10 лет исправительных трудовых лагерей.
Реабилитирован 28. 09.1957 Постановлением Президиума Смоленского областного суда.
Велихов Владимир Васильевич (1899 — 1937) — священник Введенской церкви.
Был арестован 29.10.1937 и проходил по делу в составе группы 16 человек (среди них архиепископ Смоленский и Вяземский Модест (Никитин) и 13 священников г.Вязьмы и Вяземского р-на). Обвинялся в создании к/р организации церковников, возглавляемой архиепископом Модестом (Никитиным), а/с агитации, агитации среди верующих против выборов в Верховный Совет, призывах к родителям под угрозой доставлять детей в церковь»
Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР. Осуждён тройкой при УНКВД по Смоленской обл. 20.11.1937. Приговор высшая мера наказания – расстрел.
Из материалов дела:
«Члены к/р организации: Алмазов, Вишнев, Дъячков и Велихов часто собирались на квартире у архиепископа Никитина, где проводили тайные совещания для совместной борьбы против всех мероприятий партии и правительства… «.
Виновным в принадлежности к к/р организации и других предъявленных ему обвинениях себя не признал.
Расстрелян 2.12.1937 г.
Реабилитирован 28. 09. 1957 Постановлением Президиума Смоленского областного суда.
В 30-е годы XX века Введенский храм был закрыт, улица переименована в Парижскую Коммуну. На нижнем этаже храма открылся краеведческий музей, а верхний был отдан под колхозную школу.
В годы Великой Отечественной войны Введенский храм почти не пострадал. Решением горисполкома от 2 марта 1944 года «здание бывшего музея по улице П.Коммуны (Введенская церковь), за исключением колокольни, закрепить за Главным Прорабским участком для организации в 1 этаже здания столярной мастерской и во втором — клуба строителей». Сильно пострадала территория вокруг храма. На месте могил древнего церковного кладбища построена подстанция, заасфальтированы площадки, вырыты огромные бетонные бункеры, хотя живы еще вязьмичи, которые помнят места у храма, где погребены их родственники.
В конце 70-х годов XX века церковь ремонтируется, и вновь передается молодежному центру при горкоме комсомола. В храме стали проводиться молодежные вечера, танцы, показывались фильмы.
Вырытый между храмом и колокольней подвал чуть не привел к обрушению колокольни. В алтаре Преподобного Тихона Калужского была устроена сцена. В алтаре Богоявленского храма — контора.
В марте 1992 года Введенский храм в числе первых был возвращен Смоленской епархии. В 1993-2000 годах в храме проведены реставрационные работы. Служба в храме началась в 1994 год. Горожане вновь принесли сюда чудом сбереженные иконы и церковную утварь. Богослужения возобновлены иеромонахом Герасимом (Сироштаном). 4 декабря 1999 года главный престол Введенской церкви освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в честь Введения во храм Божией Матери. При храме действует детская Воскресная школа.
Православный приход храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы сегодня
В Евангелии Христос произносит: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев
Сегодня храм сохраняет традиции старых времён и служит людям. В нём собрана библиотека, которой пользуются прихожане, работает Воскресная школа.
3 декабря 2000 года настоятелем Введенского храма назначен отец Олег Переверзев. Протоиерей Олег – не просто священник, талантливый и интересный человек (поэт, прозаик, художник, мастер декоративно-прикладного творчества и фотограф). Для большинства людей, знакомых с ним лично, он ещё и замечательный друг, всегда готовый прийти на помощь, поддержать и добрым словом, и делом.
Православный приход церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы ежегодно проводит для народных умельцев г. Вязьмы и района выставки-ярмарки «Пасхальная радость», «Рождественский дар».
Стало традицией проведение «Аркадиевских чтений» (декабрь) и «Сретенских чтений» (апрель) для воспитанников детских садов и учащихся общеобразовательных школ. На этих форумах протоиерей Олег вот уже много лет является несменным ведущим.
Для фотолюбителей Приход организует в Выставочном зале Вяземского историко-краеведческого музея фотовыставки, посвящённые истории, красоте родного края.
На территории Вяземского района действует Православный лагерь «Чепчугово». Инициатива проведения православной смены принадлежала настоятелю Введенской церкви города Вязьмы протоиерею Олегу Переверзеву. Сегодня протоиерей Олег остается духовным наставником лагеря.
На базе храма совместно с работниками библиотечной системы проводятся встречи со студентами г. Вязьма.
Со многими просьбами обращаются прихожане в Введенский приход – и с радостными: крещение детей, венчание и печальными: отпевание покойника, семейными проблемами. Каждый прихожанин находит любовь, заботу, поддержку.
Прошлое – это ключ к пониманию и осознанию настоящего и будущего. Поэтому человек, который хочет познать настоящее, не должен забывать прошлое свое, своей Родины. Надо думать о будущем, растить детей, верить в Бога.
Материал подготовила Владлена Дементьева