269

9 мая в нашей стране отмечается главный праздник — День Победы. День памяти, благодарности. День, когда миллионы людей вспоминают великий подвиг нашего народа.

И сегодня, наши военнослужащие, подобно своим предшественникам, продолжают с честью, самоотверженно защищать наше Отечество в зоне проведения специальной военной операции.

Предлагаем вниманию наших читателей интервью со священнослужителями Вяземской епархии: благочинным Вяземского городского округа протоиереем Валерием Калининым и благочинным Угранского округа иереем Александром Курмелевым, которые по благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия посетили с гуманитарной миссией и окормлением военнослужащих в военных госпиталях,  расположенных на территории Луганской и Донецкой народных республик.


Отец Валерий, отец Александр, здравствуйте! С 9 по 18 февраля 2024 года по благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия вы посетили военные госпитали, расположенные на территории Луганской и Донецкой народных республик в зоне проведения специальной военной операции. Расскажите, пожалуйста, ваше впечатление от поездки, где вы побывали, что там увидели?

Отец Валерий: Поездка действительно состоялась с 9 по 17 февраля текущего года. Мы долго готовились к тому, чтобы она. За месяц до этого у нас машина отходила с гуманитарным грузом в зону проведения специальной военной операции. Чтобы понять, что и как, я тоже отправился тогда по благословению нашего владыки сопровождать этот груз. Тогда становилось ясно, как, куда конкретно отправиться, что надо бойцам. Потому что здесь все очень сильно упирается в практическую составляющую.

Отец Александр: По благословению владыки, мы вместе с отцом Валерием, посетили военные госпитали, которые находятся в Луганске, увидели тех, действительно, героев с большой буквы, которые защищают нашу Родину, нашу территорию. И от поездки, конечно, остались теплые впечатления. В беседе с ребятами мы сделали много разных выводов: что необходимо воинам, а главное - что нашим ребятам действительно необходима духовная помощь. Окормление, если говорить церковным языком, очень важно для них. И в общении с ними очень многое и для себя почерпнули мы с отцом Валерием.

Как вы считаете, важно ли присутствие представителей духовенства в зоне проведения СВО? Чем и как они могут помочь российскому солдату?

Отец Валерий: Да, после нашей поездки (хотя и до этого мы понимали, как священники, что без Бога, без молитвы, без веры невозможно на фронте, невозможно в госпиталях) для нас это стало определенно понятно. Но сложность была в том, как осуществлять окормление военнослужащих. Потому что одно дело, когда ты исповедуешь и имеешь какой-то контакт здесь в тылу, когда у человека все спокойно, а другое дело, когда он прошел горнило испытаний, когда видел такое, о чем и сложно даже рассказать, когда ему по ночам приходят его убитые товарищи и не дают покоя, когда это все у него живо в памяти. И, конечно, это вызывало такое, не то что опасение, а мысли, а как же с ними вести разговор и о чем?

Слава Богу, что мы до того, как поехать в эту поездку, сначала побывали на XXXII Международных образовательных чтениях, которые проходили в январе в Москве. На секции по госпитальному служению и духовному  окормлению для военнослужащих с отцом Александром послушали о том, как уже бывшие там священнослужители делились опытом. В результате этого участия в образовательном форуме сложилась картина, как самим ориентироваться и на что необходимо обратить внимание.

Скажу откровенно, что мне очень сильно также помогло окормление нашего следственного изолятора. Я уже много лет его окормляю, и вот это общение в таком замкнутом пространстве с человеком, оказавшимся в беде, оно не то что похоже, но, есть и общие моменты. После того, как мы уже первый раз зашли в госпиталь, зашли в палату и начали беседу, то  все стало ясно – самое главное - это быть искренними с ребятами, быть добрыми, ничего из себя не изображать, а говорить, как есть. Вот этого они ждут, это им надо всем. И, наверное, 99% из тех людей, с которыми мы общались, они все откликались с очень большой радостью на слова о вере, о покаянии, о том, чтобы принять участие в Таинствах Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин.

Отец Александр: Я хочу тоже сказать, что священнослужитель сегодня в это время непростое, сложное, должен, конечно, быть с бойцами. Я убедился, что бойцы питаются хорошо, и  гуманитарную помощь им привозят. Все это у них есть, но вот духовная составляющая, это для них тоже очень важно и необходимо.

Вероятно, что служение священнослужителя в условиях военного времени, на территории СВО отличается от "гражданской", так скажем службы, которую совершают священники на приходах здесь. Люди, находящиеся в госпиталях, столкнулись с военным противостоянием, бомбежками, смертями, потерями сотоварищей и пр... Очевидно, что такие события оставляют отпечаток на жизни людей. Когда вы общались с бойцами, как священнослужители, столкнулись ли вы с какими-то трудностями в общении с ними?

Отец Александр: Когда мы приехали к бойцам, то никакого опыта общения с военными у меня не было, в отличие от отца Валерия, потому что он занимался, как он уже сказал, тюремным служением. И конечно было поначалу тревожно. Возникали вопросы: как грамотно и правильно разговаривать с ними, на что сделать акцент, потому что на «гражданке» в храме, общение с молодежью, с бабушками - это привычное пастырское служение, а там на фронте, конечно же, все совсем другое. Но Господь все так управил, что наши ребята очень искренно задавали вопросы об Исповеди, о Причастии, и много других вопросов, которые их интересовали. И когда они получали ответ на них, когда общались с нами, чувствовалось, что они обретают спокойствие. Почему спокойствие? Потому что мы видели, как у них, только еще вернувшихся с фронта, естественно присутствовало тревожное состояние. И вот из-за этого, в начале наших бесед с ними, чувствовалось, что они к нам относятся с тревогой и недоверием.

Хотели ли они с вами общаться?

Отец Валерий: Да, желание общения с нами начинало появляться в тот момент, когда мы начинали разговор. Заходишь в палату, и вот от тебя очень много зависит, как ты начнешь говорить, и о чем ты начнешь говорить. Отец Александр сказал, что у него не было опыта, но он понял самое главное. Он своей любовью все покрывал (смеётся). И поэтому все получалось хорошо. Мы, когда готовились в поездку, взяли с собой запасные Частицы Святых Даров для причастия, где-то около 130 Частиц, крестильный набор, крестики, иконки, молитвословы, молитвенные пояски – и в итоге, все было предано нашим военнослужащим. Все Частички, и все, что мы привезли – нашли своего человека, своего солдата. Ребята и крестились и причащались.

В ходе общения с бойцами, были ли какие-то интересные истории? Было ли то, что вас восхитило или вдохновило в ходе бесед?

Отец Валерий: Очень много было случаев, когда делились бойцы своим чудесным спасением. Вот, помню, захожу в палату, приезжает из другой палаты на коляске воин, контуженый и раненный, несомненно борец, и говорит: "Батюшка, покрести, - меня Господь спас!" Рассказывает о трагическом случае, как их всех накрыло в блиндаже, были двухсотые, и он один, чудом каким-то, весь раненый, полз 7 километров, не зная куда, и спасся. И вот этот боец понимает, что Господь спас его, а он не крещенный. У него были такие горящие глаза, вот так хотел получить Святое Крещение. И когда мы его совершили, то у него было такое удовлетворение, такое радостное лицо, что и словами не описать. Вот такая история.

Отец Александр: У меня тоже был один момент, в ходе общения с одним бойцом из ВДВ, из Тульской дивизии, когда я его исповедовал, то меня поразил в нем такой факт: он после 5-й операции говорит: «Батюшка, вот рвусь на передовую снова к своим товарищам, бойцам, чтобы поработать и дойти до конца». Несмотря на то, что у него было пять операций, я был восхищен его рвением и мужеством. Он сказал, что, несмотря на это, очень хочет отправиться туда снова, чтобы дойти до конца вместе со своими товарищами, достичь поставленной задачи, и прийти к победе. Какой дух у этого человека! Я задумался, глядя на него, что если бы у всех наших соотечественников было такое рвение и мужество подобно ему, искренний патриотизм к нашей Родине и сила духа, – то мы бы стали еще сильнее.

Вот меня поразил этот боец, который вот так вот, так пылко и с такой любовью, с таким стремлением снова хочет отправиться не в какой-то там другой госпиталь или в отпуск, а туда, вот, к своим ребятам.

Отец Валерий:  Был у меня еще один похожий момент, которым хочется поделиться. Когда мы были в палате лежачих тяжелобольных, был один боец, который лежал на койке и был накрыт одеялом, состояние у него  очень тяжелое. Ему было за сорок. Я узнал у него, что он пошел на фронт добровольцем. И он захотел исповедоваться и причаститься. Вот он лежит такой, со слезами, и говорит: «Батюшка, я не жалею, что я пошел добровольцем. Я не жалею, что пошел защищать свое Отечество».

Меня это очень поразило и восхитило. Такое мужество и сила была в этих словах...

Получается, желающих принять участие в Таинствах Исповеди и Причастия было достаточно?

Отец Валерий: Конечно, желающие были всегда. В какую палату не заходили, всегда откликалось большинство. А те, которые даже не исповедовались, они все равно в диалоге что-то понимали, что-то для себя открывали. Это было не бесплодно, это было нужно. Поэтому мы окормляли два госпиталя: госпиталь «ВДВ» и госпиталь «Витязь». Они, к слову, очень большие. Естественно, что туда непросто попасть, и они все довольно строго скрываются от противника. И даже, если ты знаешь, куда тебе надо идти, туда совсем непросто попасть.

Стоит отметить, что мы были от Патриаршей гуманитарной миссии, по благословению нашего Владыки Сергия, и у нас были все документы на реализацию нашей деятельности, поэтому, возвращаясь к вашему вопросу про трудности, с которыми могут столкнуться люди, приехавшие туда помочь, - конечно, трудности есть: логистика, - очень трудно ориентироваться в местности, потому что наши системы навигации не работают, а все иные с трудом нами постигались (смеётся).

Но ничего, все, с Божьей помощью, получилось. Всю гуманитарную помощь мы передали нашим военнослужащим.

Поэтому, кто хочет отправиться туда помочь нашим бойцам, - надо быть готовым к терпению, к большому терпению.

Как раз хотел спросить, что бы вы конкретно посоветовали священнослужителям и людям, которые хотят отправиться добровольно в зону проведения СВО поддержать и помочь нашим  военнослужащим?

Отец Валерий: Во-первых, нужно понимать, что там не нужно из себя ничего изображать. Если ты хочешь действительно туда поехать, то нужно иметь желание просто помочь ребятам, помочь им преодолеть вот это шоковое страшное состояние, которое они получают после ранения, после фронта. Надо понимать, что кто-то лежит с травмой головы, контуженные,  кто-то остался без рук и без ног, есть ребята, которые могут вернуться продолжать защищать наше Отечество. И самое важное, проявить в эту трудную минуту для них внимание и любовь.

Большинство наших ребят понимают, что без Бога ничего не получится, что только Господь их спасает, они вот это понимают. Они не знают, как и зачем исповедоваться и причащаться, но они понимают, что их спас Бог. Если ты собираешься туда поехать, то нужно постараться до них это донести. И пытаясь их вразумить, как-то наставить на путь истинный, надо понимать, что они такое испытали, такое увидели, о чем мы с вами здесь даже и представить не можем. Поэтому,  главное - любовь и терпение, и с любовью Христовой все остальное открывается, все получается.

Ну и последний вопрос: в чем заключается залог победы Русского народа на ваш взгляд?

Отец Александр: Я считаю, что залог победы заключается, в первую очередь, в единстве, в вере и в любви к своему Отечеству. Мы это видим со времен подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы это видим и сегодня, когда проходит Парад Победы, бессмертный полк, когда все наши соотечественники выходят на улицы с портретами своих прадедушек, прабабушек, дедушек, бабушек, и с такой искренностью идут, присоединяются к этой акции.

Я считаю, что если мы будем вместе, если мы любим свою Родину, то мы все преодолеем – Победа будет за нами!

Отец Валерий: Я абсолютно согласен с отцом Александром. Да, действительно, нужно быть едиными. И еще самое главное, чтобы это единство было с Богом. Когда вот это все вместе, когда мы едины как патриоты нашей страны, когда мы едины в вере, то, конечно, это будет обязательно положительный результат. Не может его не быть. И военные действия, - это все как бы оголяет больные моменты, которые есть у человека, но в то же время это и дает разумение и исцеление. Может быть, звучит страшно, но так оно и есть, потому что вся ненужность отпадает; и вот эти ребята, наши герои, которые находятся там, с горящими глазами, после госпиталя готовы вновь отправляться к своим военным товарищам защищать наше Отечество. Они говорят, что мы уже зависимы от войны. Ну, тут другая ситуация, да, это тоже надо будет потом всем нам, священникам, помогать им выйти из этой зависимости, но сейчас они настроены на победу, и сколько бы ни было у них там вопросов противоречивых, что-то им нравится или не нравится, но они готовы идти и исполнять свой долг. Вот это просто удивляет, ребята разного возраста, и молодые ребята по 20, и 30, и 40 лет, и даже 60 лет, они в этом все очень похожи – они любят нашу страну, и хотят исполнить свой долг перед ней. И если это всё есть, и подкрепляется еще верой в Бога, то, бесспорно, здесь и есть залог нашей победы.

Спасибо за интервью, дорогие отцы. С Днем Великой Победы!

Отец Валерий и отец Александр: С праздником всех нас! С Днем Победы!


Интервью подготовил: руководитель Отдела Вяземской епархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Игорь Валерьевич Гладко-Прохоренко

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram