Репрессии против представителей Церкви в 1917-1927 годах, на примере новомучеников и подвижников благочестия. Вяземская епархия.
«В годы великой смуты только Русская Церковь противостояла
всеобщему раздору и жертвенной кровью своих страстотерпцев,
пролитой за неучастие в братоубийстве, скрепила незыблемое
евангельское основание грядущего и чаемого единства».
Лев Регельсон. «Трагедия Русской Церкви».
Противоречия между Церковью и Государством начались еще перед октябрьским переворотом 1917 года с выходом Постановления Временного Правительства от 20 марта 1917 года об отмене вероисповедальных и национальных ограничений.
25 октября / 7 ноября (н. ст.) 1917 года в Петрограде произошел вооруженный захват правительственной власти Военно-революционным комитетом.
Идеологи новой власти особенно отрицательно относились к Православию, к архипастырям и священно-церковно-служителям Церкви. Действия Государства по экспроприации (принудительному безвозмездному изъятию) всего имущества Церкви, включая землю, монастыри, храмы, часовни, академии, семинарии, училища, школы и прочее, привели его к конфликту с верующими.
20 января / 2 февраля (н. ст.) 2018 года вышел Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. 4 февраля опубликовано воззвание большевиков к населению Москвы по поводу Декрета. «…Церковь владела не только человеческими душами, но и большими капиталами. Церковные власти и монахи наживали свои богатства не на небе, а на земле; огромные народные богатства отнимали у бедных и нуждающихся, чтобы создать удобную и сытую жизнь духовным властям, церковным служащим и многочисленным тунеядцам… Народные комиссары все это отняли у церковников и возвратили народу.
Пусть церковное имущество принадлежит тем, кто его создал… Что народ дал, то он же теперь и взял».
5 / 18 апреля того же года вышло Определение Поместного Собора «о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». В 17 пункте Определения записано: «Священный Собор, возглавляемый Святейшим Патриархом, …есть единственный законный высший распорядитель церковных дел, охранитель храмов Божиих, святых обителей и всего церковного имущества, которое веками составлялось главным образом из добровольных приношений верующих людей и является Божиим достоянием. Никто, кроме Священного Собора и уполномоченной им церковной власти, не имеет права распоряжаться церковными делами и церковным имуществом, а тем более такого права не имеют люди, не исповедующие даже христианской веры, или же открыто заявляющие себя неверующими в Бога».
3 / 16 февраля 1918 года вышло Постановление Народного Комиссариата Юстиции об организованном вскрытии мощей. В своем обращении к Председателю Совнаркома В.И. Ленину по поводу кампании «вскрытия мощей» Святейший Патриарх Тихон писал: «…Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человеком».
Реализация декретов и постановлений Советской власти осуществлялась насильственным путем, в результате только в первые годы, после октября 1917-го, пострадали сотни представителей Церкви, а к 1927 году – тысячи.
Неполные данные о гонениях на Церковь в 1918-1919 годах: «Убито митрополитов – 1, архиереев – 18, священников – 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Закрыто 94 церкви и 26 монастырей. …Подвергнуты тюремному заключению за «контрреволюционность» 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов».
По данным, приведенным у архимандрита Ианнуария (Недачина) на территории Смоленской губернии в 1918 году расстреляно за «контрреволюционные» преступления около 392 человек, из них: 27 священнослужителей и 4 псаломщика.
К концу 1921 года по всей стране закрыли более 600 монастырей.
10 / 23 февраля 1922 года вышел Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», для передачи их в фонд Центральной Комиссии помощи голодающих в Поволжье.
С этого времени начались кровавые столкновения при изъятии ценностей, искусственно организованные властями, массовые аресты, уголовные процессы, ссылки и расстрелы. Основную задачу кампании изъятия определил В.И. Ленин в своем письме В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК ВКП (б) от 19 марта 1922 года: «…Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. …Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам …расстрелять, тем лучше». В Смоленске в конце марта 1922 года арестовали и осудили 47 человек, 4 из них расстреляны. (1)
Приведем несколько кратких биографий новомучеников и подвижников благочестия Русской Церкви, подвергавшихся репрессиям в первое десятилетие установления Советской власти.
Архиепископ Венедикт (в миру Виталий Александрович Алентов). Родился в 1880 году в селе (погосте) Векшеньга Тотемского уезда Вологодской губернии в семье диакона, впоследствии священнослужителя. Виталий Алентов учился в Вологодском Духовном училище, Вологодской Духовной семинарии и в Санкт-Петербургской Духовной академии, по окончании которой в 1913 году получил степень кандидата богословия за сочинение «Чин таинства Елеосвящения: Историко-археологический очерк».
В Успенской Почаевской Лавре в 1913 года Виталия Александровича постригли в монашество в честь преподобного Венедикта Нурсийского. Высокопреосвященнейший Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский и Житомирский в августе того же года рукоположил его в сан иеродиакона, затем иеромонаха, и отец Венедикт поступил в число братии Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Здесь он преподавал литургику в Духовной академии.
В 1914 году иеромонаха Венедикта назначили преподавателем гражданской истории Московской Духовной семинарии. В 1917 году отцу Венедикту присвоили ученую степень магистра богословия за диссертацию на тему «О таинствах».
После закрытия семинарии, с 1919 года, иеромонах Венедикт находился в числе братии Московского Данилова мужского монастыря.
В 1920 году отец Венедикт переехал в Смоленск, где исполнял должность секретаря Епархиального управления при преосвященном Филиппе (Ставицком; управлявшем кафедрой в 1920-1924 гг.), епископе Смоленском и Дорогобужском. В декабре 1920 года его привлекли к следствию по делу о «сокрытии народного имущества», и оставили на свободе под подписку о невыезде из города Смоленска. Он обвинялся в нарушении декрета «Об отделении Церкви от государства».
Святейшим Патриархом Тихоном в начале 1921 года Венедикт (Алентов) избран и наречен во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии. После возведения в сан архимандрита его хиротония прошла 27 марта 1921 года в Смоленске. К месту назначения преосвященный Венедикт смог выехать, только когда Смоленский губернский трибунал снял с него обвинение в нарушении вышеуказанного декрета. В управление Вяземским Церковным Викариатством он вступил 19 января 1922 года. Викариатство имело круглую печать с текстом: «Вяземское Уездное Церковное Управление».
Владыку Венедикта арестовали 6 февраля 1927 года в Вязьме. В заключении он находился вначале в местной тюрьме, а затем его перевели в Смоленский дом предварительного заключения. Епископу Венедикту предъявили обвинение «в монархической пропаганде», но он виновным себя не признал. 20 апреля 1927 года его освободили под подписку о невыезде.
8 июня 1927 года преосвященного Венедикта арестовали и поместили в тюрьму в Смоленске. Его привлекали по делу так называемой «контрреволюционной монархической организации» вместе с епископом Иларионом (Бельским), архимандритом Кириллом (Сычёвым), игуменом Серафимом (Сибекиным) и другими.
29 августа 1927 года решением особого совещания при Коллегии ОГПУ, по статьям 58-6, 58-12 преосвященного Венедикта приговорили к десяти годам ссылки. Ему предъявили обвинение в «содействии контрреволюционной монархической организации, укрывательстве её участников, созданной с целью свержения Советской власти и восстановления монархии». Считается, что он находился в ссылке Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), где работал санитаром. По другим данным, он три года находился в ссылке в Киргизии. В декабре 1928 года по амнистии ему сократили срок до семи с половиной лет. Освободили владыку Венедикта в августе 1934 года, и он проживал в Рязани.
В 1934 по 1936 годах преосвященного Венедикта назначали на разные кафедры: Арзамасскую, затем Рыбинскую.
В феврале 1936 года его назначили епископом Мичуринским, викарием Тамбовской епархии. В апреле того же года он прибыл в город Мичуринск, где служил в храме в честь святого Илии Пророка. В одной из последних проповедей владыка Венедикт сказал: «Если власть потребует от вас отказаться от веры как пережитка, каждый должен претерпеть все мучения и даже смерть».
Высокопреосвященнейшего Венедикта арестовали в 1937 году в Мичуринске. Его обвиняли как «идейного вдохновителя и организатора церковно-монархической повстанческой организации, ставящей своей задачей объединение всех церковных организаций под единым флагом». На заседании Тройки УНКВД по Тамбовской области 6 декабря 1937 года его осудили по статье 58-10, часть 2 и 58-11 УК РСФСР.
Архиепископа Венедикта приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор привели в исполнение 20 января 1938 года в Тамбове. Сведений о захоронении владыки Венедикта не имеется. (2)
Епископ Феофан (в миру Фёдор Алексеевич Березкин). Родился в феврале 1862 года в городе Гжатске Смоленской губернии. В 1884 году он окончил Смоленскую Духовную семинарию.
В сан иерея Фёдора Алексеевича рукоположили в ноябре того же года при епископе Смоленском и Дорогобужском Несторе (Метаниеве).
Первым местом его служения стал деревянный храм во имя святого Пророка Илии в селе Ярковичи Краснинского уезда Смоленской губернии.
С апреля 1885 года отец Фёдор начал служить в деревянном двухпрестольном храме во славу Рождества Христова и в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Вешки, Гжатского уезда. До 1894 года он был законоучителем в земском училище села Вешки и одновременно катехизатором. С 1890 по 1900 годы он занимал должность следователя (церковного суда) по второму благочинническому округу Гжатского уезда. В 1897-1900 годах иерей Фёдор также исполнял обязанности заведующего и законоучителя женского церковноприходского училища села Вешки. Также при нем в приходе работали три школы грамоты. Учащихся во всех школах было более 300 человек обоего пола. В это же время отец Фёдор – член-соревнователь Гжатского комитета о народной трезвости.
В 1897 году старанием и усердием священника Фёдора построили каменный, трехпрестольный храм, главный престол которого освятили во славу Рождества Христова, приделы – в честь святого Пророка Илии и преподобного Сергия Радонежского, при преосвященном Никаноре (Каменском), епископе Смоленском и Дорогобужском.
В 1900 году при преосвященном Петре (Другове) иерея Фёдора Березкина возвели в сан протоиерея. В это время он служил настоятелем Екатерининского собора города Дорогобужа. С 1900 года протоиерей Фёдор – цензор проповедей по городу Дорогобужу. В 1900-1912 годах он исполнял должность председателя Смоленского епархиального училищного совета. С 1916 года протоиерей Фёдор также был председателем Дорогобужского отделения Всероссийского общества о беженцах.
В 1916 году при преосвященном Феодосии (Феодосиевом), епископе Смоленском и Дорогобужском, его постригли в монашество с именем Феофан. И в период до 1921 года иеромонаха Феофана возвели в сан архимандрита.
4 ноября 1921 года прошла его хиротония в сан епископа Гжатского, викария Смоленской епархии. Смоленской кафедрой в 1920-1924 годах управлял преосвященный Филипп (Ставицкий).
Владыку Феофана арестовали 27 апреля 1923 года сотрудники Смоленского Губернского отдела ОГПУ.
Его содержали в тюрьме города Смоленска. Приговор преосвященному Феофану вынесли 28 марта 1924 года на Комиссии НКВД по статье 58-10, мера наказания – два года ссылки, которую он отбывал в Оренбургской области.
В конце 1927 года, по возвращении в Гжатский район, владыка Феофан пребывал на покое и проживал в деревне, недалеко от закрытого Колочского Успенского мужского монастыря. Здесь он и скончался на руках своих почитателей и благодетелей 30 марта 1936 года. Преосвященного Феофана похоронили на местном сельском кладбище. Место погребения владыки Феофана неизвестно. (3)
Мученик Иоанн Попов, профессор Московской Духовной академии, родился в январе 1867 года в городе Вязьме, Смоленской губернии в семье священника Воскресенского храма Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. Младенца Иоанна крестил в Спасо-Преображенском храме его дед протоиерей Михаил Попов.
Иоанн окончил Вяземское Духовное училище и в 1888 году Смоленскую Духовную семинарию. В 1892 году Иоанна Васильевича оставили профессорским стипендиатом в Московской Духовной академии.
В 1893 году его назначили временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую лекцию Иоанн Васильевич прочел о христианском богослове и писателе Тертуллиане (ок. 160 г., Карфаген – после 220 г.).
За работу «Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности)», которую Иоанн Васильевич защитил в Сергиевом Посаде в 1897 году, его удостоили степени магистра богословия и утвердили в звании доцента. В 1898 году ему присвоили звание экстраординарного профессора по кафедре патристики.
В 1898 году Иоанна Васильевича избрали действительным членом Московского Психологического Общества.
В 1901-1902 годах он находился в научной командировке в Германии, где стажировался в Берлинском и Мюнхенском университетах.
По инициативе ректора архимандрита Антония (Храповицкого) в 1903-1906 годах Иоанн Васильевич редактировал журнал «Богословский вестник», издаваемый при Московской Духовной академии с 1892 года.
Одновременно с педагогической деятельностью в Академии Иоанн Васильевич преподавал в Московском университете, где с 1907 года занимал должность приват-доцента. Здесь он читал факультативный курс «Происхождение современного церковного сознания», а в 1909-1915 годах – курс «Философия средних веков».
В 1917 году Иоанн Васильевич в Петроградской Духовной академии защитил диссертацию «Личность и учение блаженного Августина» и ему присвоили степень доктора церковной истории.
В 1917 года ему также присвоили звание ординарного профессора по кафедре патрологии Московской Духовной академии.
В том же году Иоанн Васильевич - член Предсоборного совещания, а в 1917-1918 годах - член Поместного Собора Российской Православной Церкви от Московской Духовной Академии.
В 1917 году он преподавал на Высших женских богословско-педагогических курсах (Московского женского Богословского Педагогического института).
После закрытия Московской Духовной Академии, с 1919 года Иоанн Васильевич читал лекции на неофициальных Богословских академических курсах в Москве.
В декабре 1919 года он от имени Совета Православных общин города Сергиева Посада обратился в Совнарком с протестом против изъятия из Троице-Сергиевой Лавры мощей преподобного Сергия Радонежского.
По некоторым данным в 1919-1920 годах Иоанн Васильевич находился в селе Самуйлово Гжатского уезда Смоленской губернии, где спасался от голода и вероятно ареста. В Гжатске жил и его родственник – священник Петр Радковский, духовный писатель и автор ряда статей.
В 1918-1923 годах он читал лекции в Московском университете на кафедре философии (средних веков), сразу после революции 1917 года, преобразованной в Философский исследовательский институт.
Иоанна Васильевича арестовали 9 (или 11) декабря 1924 года в Москве и заключили во внутреннюю тюрьму ОГПУ. Здесь по церковным делам, вероятно по одному делу, с ним проходили: Николай Дмитриевич Кузнецов (доцент МДА, уроженец г. Вязьмы (4.04.1863 г. – 5.01.1936 г.), Варвара Николаевна Невахович и Николай Михайлович Коробов. Его приговорили к трем годам лишения свободы.
В 1925-1927 годах он находился в заключении в Соловецком лагере, где работал учителем в школе грамоты для заключенных-уголовников. Иоанн Васильевич - один из авторов известного «Соловецкого послания».
С 1928 года он жил в ссылке в деревне Ситомино Сургутского района на реке Обь.
В 1931 году его арестовали в городе Сургуте и осенью того же года приговорили к ссылке на три года в село Самарово (ныне в составе города Ханты-Мансийска).
В 1932 году Иоанну Васильевичу разрешили вернуться в Центральную Россию. Он проживал в Подмосковье, где в 1935 году его вновь арестовали и приговорили к пяти годам ссылки. Его выслали в село Игнатово Пировского района Красноярского края.
В 1937 году Иоанна Васильевича арестовали в селе Игнатово по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тройкой УНКВД Красноярского края его приговорили к высшей мере наказания и расстреляли 8 февраля 1938 года.
К лику святых Иоанна Васильевича Попова причислили Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года. (4)
Архимандрит Вениамин (в миру Василий Яковлевич Коробов). Родился в декабре 1868 года в деревне Чернино Никольского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Получил начальное образование. Занимался хлебопашеством. Ко времени первого ареста, Василий Яковлевич - председатель сельхозартели в городе Перми. В 1927 году его осудили за «несвоевременное представление сведений инспектору труда» и выслали на три года в административном порядке (вероятно в Смоленскую область).
Он служил диаконом в кладбищенском (Никольском) храме в городе Сычевке. Сведений о его рукоположении в сан диакона нет. В 1927 году Смоленской епархией временно управлял епископ Иларион (Бельский).
15 марта 1927 года отца Вениамина арестовали и заключили в Смоленский дом предварительного заключения. 29 августа 1927 года его осудили на особом совещании при Коллегии ОГПУ как «участника контрреволюционной монархической группировки», по статьям 58-10, 58-11, 58-12, и приговорили к пяти годам концлагерей. Из Смоленска его отправили в Соловецкий лагерь.
В 1932 году его освободили, и он приехал в город Уфу. В течение девяти месяцев он служил во Всесвятском храме, принадлежавшем Уфимской автокефальной староцерковнической епархии. К этому времени отец Вениамин имел сан архимандрита. В июле 1933 года, после закрытия Всесвятского храма его перевели в Крестовоздвиженский храм города Уфы. 20 августа 1936 года архимандрита Вениамина арестовали. В 1933-1936 годах Уфимской епархией управляли два архиерея: преосвященный Софроний (Арефьев; 1933-1934 гг.) и преосвященный Дионисий (Прозоровский; 1934-1936 гг.).
В феврале 1937 года отца Вениамина осудили на особом совещании при НКВД СССР по статьям 58-10, 58-11 и приговорили к пяти годам лишения свободы. Его выслали по этапу в город Алма-Ату. Здесь архимандрит Вениамин проживал в селе Бельагач Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области. 22 ноября 1937 года его арестовали. 28 ноября того же года архимандрита Вениамина осудила тройка при УНКВД по Восточно-Казахстанской области по статье 58-10 и приговорила к расстрелу. Место его захоронения неизвестно. (5)
К концу двадцатых годов XX века Государство, как бы формально признало существование Церкви, о чем свидетельствует Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях». В то же время в тридцатые годы гонения еще более усилились, и практически все архипастыри, и священнослужители, подвергавшиеся ранее репрессиям, были арестованы, ложно обвинены и расстреляны, в том числе и сотни на территории Смоленской области.
Несмотря на беспримерные гонения на Церковь в XX веке, во втором тысячелетии своего бытия, она уверенно совершает свой спасительный путь и духовно окормляет своих чад в нашем Отечестве и во многих странах за его пределами.
Упокой Господи, усопших рабов Твоих, во дни лихолетья безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, всех здесь поминаемых, и их же имена Ты Сам Господи, веси и сотвори им вечную память!
Литература:
1. Русская Православная Церковь. 988-1988. Очерки истории. Вып. 2. Киев, 2008. С. 17-20. // Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. М., 1996. // Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Сост. Г. Штриккер. М., 1995. С. 155-156. // Архимандрит Ианнуарий (Недачин). Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917-начала 1919 года. Соловецкий монастырь, 2013. С. 342.
2. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 3. В. ПСТГУ. М., 2017. С. 206-207. // Христофоров В.С. Венедикт (Алентов) / Православная энциклопедия. Т.VII. М., 2004. С. 576-577.
3. Книга памяти жертв незаконных политических репрессий: Смоленский мартиролог. Т.2. Смоленск, 2003. С. 196. // Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897-1898. С. 209, 234-236. // Материалы Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.
4. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Январь. Сост. игуменом Дамаскиным (Орловским). «Булат». Тверь, 2005. С. 339-367. // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 67-71.
5. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 3. В. Изд. ПСТГУ. М., 2017. С. 221-222.
Приложение:
Священнослужители, расстрелянные в 1937-38 гг. Вяземская епархия.
- Владимир Васильевич Велихов, священнослужитель. Родился в 1899 г. в г. Вязьме. Русский. Проживал в г. Вязьме. Приговор 20.11.1937 г. тройки УНКВД Смоленской области. Обвинен по статье 58-10, 11. Расстрелян. Дата расстрела не указана. (1)
- Василий Васильевич Каченовский, священнослужитель. Родился в 1872 г. в г. Смоленске. Русский. Проживал в г. Вязьме. Арестован 29.10.1937 г., приговор 20.11.37 г. Тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 03.12.37 г. (2)
- Захарий Павлович Лебедев, священнослужитель. Родился в 1871 г. в с. Крутое Вяземского уезда. Русский. Проживал в г. Вязьме. Арестован 29.10.37 г., приговор 16.11.37 г. Тройки УНКВД Западной области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 09.12.37 г. (3)
- Николай Григорьевич Лихачев, священнослужитель. Родился в 1882 г. в Калужской губернии. Русский. Проживал в г. Вязьме. Арестован 29.10.37 г., приговор 20.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 02.12.37 г. (4)
- Владимир Степанович Людоговский, священнослужитель. Родился в1890 г. в Вяземском уезде. Русский. Проживал в г. Вязьме. Арестован 20.03.38 г., приговор 25.03.38 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 10.04.38 г. (5)
- Яков (Иаков) Степанович Никифоров, священнослужитель. Родился в 1888 г. в Псковской губернии. Русский. Проживал в г. Вязьме. Арестован 29.10.37 г., приговор 16.11.37 г. тройки УНКВД Западной области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 09.12.37 г. (6)
- Василий Иванович Ба(е)лавенцев, священнослужитель. Родился в 1882 г. в г. Вязьме. Русский. Проживал в с. Елисеево Руднянского района. Арестован 06.10.37 г. Приговор 16.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 27.11.37 г. (7)
- Александр Иванович Щитов, священнослужитель. Родился в 1877 г. в г. Вязьме. Русский. Проживал в д. Каменец Ельнинского района. Арестован 10.09.37 г., приговор 16.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-9, 10. Расстрелян 29.11.37 г. (8)
- Аркадий Васильевич Юшенов, священнослужитель. Родился в 1880 г. в г. Вязьме. Русский. Проживал в с. Ляхи Рославльского района. Арестован 02.08.37 г., приговор 10.08.37 г. тройки УНКВД Западной области. Осужден по ст. 58-10, 11. Расстрелян 17.08.37 г. (9)
- Феодосий Егорович Манухов, священнослужитель. Родился в 1869 г. в г. Вязьме. Русский. Проживал в с. Ларино (район ?) Смоленской области. Арестован 30.10.37 г., приговор 13.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 02.12.37 г. (10)
- Пётр Васильевич Барсов, священнослужитель. Родился в 1875 г. в с.
Пречистом Духовщинского уезда. Русский. Проживал в с. Лосьмино Вяземского района. Арестован 16.12.37 г., приговор 04.01.38 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 21.01.38 г. (11)
- Нил Иванович Зазыбин, священнослужитель. Родился в 1864 г. с. Бородино Поречского уезда (Демидовского района). Русский. Проживал в Новом Селе Вяземского района. Арестован 04.09.37 г., приговор 20.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 02.12.37 г. (12)
- Максим Дмитриевич Казачков, священнослужитель. Родился в 1874 г. д. Алексеевке Вяземского уезда. Русский. Арестован 13.09.37 г., приговор 23.10.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 01.11.37 г. (13)
- Иван (Иоанн) Михайлович Костылев, священнослужитель. Родился в1877 г. в Вяземском уезде. Русский. Проживал в с. Васильевском Вяземского района. Арестован 12.09.37 г., приговор 06.10.37 г. тройки УНКВД Западной области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 21.10.37 г. (14)
- Андрей Николаевич Леонов, священнослужитель. Родился в1894 г. в д. Ашурново Бельского уезда (Издешковского района). Русский. Проживал в Вяземском районе. Арестован 18.08.37 г., приговор 17.11.37 г. НКВД и Прокурора СССР. Осужден по статье 58-6, 9, 10. Расстрелян 23.11.37 г. (15)
- Владимир Алексеевич Львов, священнослужитель. Родился в 1877 г. в с. Клушино Гжатского уезда. Русский. Проживал в с. Федоровском Вяземского района. Арестован 31.10.37 г., приговор 20.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10 ч. 1. Расстрелян 02.12.37 г. (16)
- Александр Иванович Модестов, священнослужитель. Родился в 1866 г. Самарской губернии. Русский. Проживал в д. Бозня Вяземского района. Арестован 31.10.37 г., приговор 20.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 02.12.37 г. (17)
- Аркадий Федорович Певчий, священнослужитель. Родился в 1887 г. в Вяземском уезде. Русский. Проживал в д. Федяево Вяземского района. Арестован 24.11.37 г., приговор 28.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 14.12.37 г. (18)
- Павел Антонович Пеньчиков, священнослужитель. Родился в1872 г. в с. Прихабы Велижского уезда. Русский. Проживал в с. Жилино Вяземского района. Арестован 29.10.37 г., приговор 16.11.37 г. тройки УНКВД Западной области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 09.12.37 г. (19)
- Георгий Иванович Синявский, священнослужитель. Родился в 1879 г. в с. Егорове Тверской губернии. Русский. Проживал в с. Спас-Волжинском Вяземского района. Арестован 30.10.37 г., приговор 20.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 02.12.37 г. (20)
- Александр Григорьевич Троицкий, священнослужитель. Родился в 1870 г. в с. Покровском Гжатского уезда. Русский. Проживал в с. Лосьмино Вяземского района. Арестован 30.10.37 г., приговор 20.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 02.12.37 г. (21)
- Михаил Иванович Хорьков, священнослужитель. Родился в 1873 г. в Ярославской губернии. Русский. Проживал в Новом Селе Вяземского района. Арестован 04.09.37 г., приговор 20.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 09.12.37 г. (22)
- Сергей Яковлевич Чанцев, священнослужитель. Родился в 1899 г. в д. Каськово Дорогобужского уезда. Русский. Проживал в Вяземском районе. Арестован 24.11.37 г., приговор 28.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 14.12.37 г. (23)
- Иван (Иоанн) Иванович Чернобуров, священнослужитель. Родился в1878 г. в с. Сафоново Юхновского уезда (Знаменского района, сейчас Угранского). Русский. Проживал в с. Жилино Вяземского района. Арестован 29.10.37 г., приговор 16.11.37 г. тройки УНКВД Западной области. Осужден по статье 58-10, 11. Расстрел 09.12.37 г. (24)
- Константин Никитич Чуйко, священнослужитель. Родился в1874 г. на территории современной Белоруссии. Русский. Проживал в с. Ильино Вяземского района. Арестован 29.10.37 г., приговор 20.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области.
Осужден по статье 58-10, 11. Расстрелян 02.12.37 г. (25)
- Михаил Еремеевич Орлов, священнослужитель. Родился в 1878 г. в с. Телепневе Вяземского уезда. Русский. Проживал в с. Ольше Руднянского района. Арестован 07.11.37 г., приговор 16.11.37 г. тройки УНКВД Западной области. Осужден по ст. 58-10. Расстрелян 27.11.37 г. (26)
- Александр Васильевич Раевский, священнослужитель. Родился в 1881 г. в с. Фомищеве Вяземского уезда. Русский. Проживал в д. Волково Краснинского района. Арестован 14.03.37 г., приговор 25.12.37 г. тройки УНКВД Западной области. Осужден по ст. 58-10, 11. Расстрелян 30.12.37 г. (27)
- Алексей Петрович Афанасьев, священнослужитель. Родился в 1890 г. на территории современной Белоруссии. Русский. Служил в с. Тесове Новодугинского района. Арестован 27.10.1937 г. Приговор 13.11.1937 г. тройки УНКВД Смоленской области. Расстрелян 02.12.1937 г. (28)
- Геннадий Максимович Семенов, священнослужитель. Родился в 1876 г. в Вяземском уезде (г. Вязьме - ?). Русский. Проживал в д. Мозжерово Новодугинского района. Арестован 21.11.37 г., приговор 28.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 14.12.37 г. (29)
- Василий Иванович Орлов, священнослужитель. Родился в 1870 г. в с. Митьково Вяземского уезда. Русский. Проживал с. Чаль Темкинского района. Арестован 30.10.37 г., приговор 13.11.37 г. тройки УНКВД Западной области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 02.12.37 г. (30)
- Михаил Иосифович Клитин, священнослужитель. Родился в1889 г. в д. Федоровке Вяземского уезда. Русский. Проживал в д. Перестенки Издешковского района (ныне Сафоновский район). Арестован 04.11.37 г., приговор 13.11.37 г. тройки УНКВД Западной области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 02.12.37 г. (31)
- Валериан Петрович Назаревский, священнослужитель. Родился в 1900 г. в Вяземском уезде. Русский. Проживал в Издешковском районе (ныне Сафоновский р-н). Арестован 18.10.37 г., приговор 13.11.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 02.12.37 г. (32)
- Дмитрий (Димитрий) Захарович Макаревский, священнослужитель. Родился в 1872 г. в с. Побухове Вяземского уезда. Русский. Проживал в Сычевском районе. Арестован 28.11.37 г., приговор 08.12.37 г. тройки УНКВД Смоленской области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 09.01.38 г. (33)
- Иван (Иоанн) Иосифович Клитин, священнослужитель. Родился в 1881 г. в с. Федоровском Вяземского уезда. Русский. Проживал в с. Побухове Холм-Жирковского района. Арестован 08.09.37 г., приговор тройки УНКВД Западной области. Осужден по статье 58-10. Расстрелян 09.12.37 г. (34)
Источник: 1. По праву памяти. Книга памяти жертв незаконных политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 1. А-Я. Сост. А. Забелин. Смоленск, 2001. С. 99 // 2. Там же. С. 232 // 3. С. 300 // 4. С. 310 // 5. С. 318 // 6. С. 370 // 7. С. 46 // 8. С. 576 // 9. С. 369 // 10. С. 329 // 11. С. 52 // 12. С. 192 // 13. С. 220 // 14. С. 268 // 15. С. 305 // 16. С. 317 // 17. С. 352 // 18. С. 398 // 19. С. 398 // 20. С. 468 // 21. С. 515 // 22. С. 541 // 23. С. 548 // 24. С. 551 // 25. С. 555 // 26. С. 383 // 27. С. 428 // 28. С. 39-40 // 29. С. 460 // 30. С. 382 // 31. С. 241 // 32. С. 362 // 33. С. 321 // 34. С. 241.
Иеромонах Даниил (Сычёв)