Приветствую Вас, дорогой отец Александр! Благодарю Вас за то, что нашли время ответить на вопросы! Особый интерес читателей нашего журнала всегда вызывает личность священника, его личный путь к Богу, к священству. Прошу Вас, дорогой отче, рассказать о себе, о своем призвании к служению Церкви. Известно, что Вам довелось, кроме священнического служения, понести труды в разных сферах государственной (светской) деятельности. Расскажите, что удалось сделать, чего добиться в этих областях?
Я родился в деревне Дмыничи Монастырщинского района на Смоленщине. Дата рождения спорная. Я полагаю, что это 8 марта 1952 года. Но, в метриках значится 10 марта. Хотя в семье не принято было в этот день отмечать день рождения. Отец не мог согласится, что день моего появления на свет совпадает с Международным женским днём 8 марта и в Сельском совете зарегистрировал меня, как рождённого 10 марта. Но повивальная бабка Луша, которая принимала роды, знала и другой календарь, церковный, в котором значился этот день, как День Александра - начальника обители "Неусыпающих". Так я получил имя Александр, а ангелом хранителем в моей жизни стал начальник обители "Неусыпающих" монах Александр.
Позже, когда я стал писать стихи, я об этом написал так:
При керосинки коптящей.
В старом бревенчатом доме.
Я появился кричащим
На прошлогодней соломе.
Бабы молились иконам.
Солнце в лучах расплескалось.
И с неуверенным звоном
В лужах капель кувыркалась.
Отец фронтовик. Окончил ускоренные курсы строителей - десятников и был направлен на восстановление спиртового завода в деревне Крапивна Монастырщинского района, на котором потом и проработал почитай всю жизнь. А мы там выросли, окончили школу и разъехались осваивать дороги, отмеренные Господом.
В 1964 году в Монастырщине открывалась музыкальная школа. Однажды в 6 класс зашла директор средней школы и пригласила меня следовать за ней. Когда мы оказались в классе, где стоял музыкальный инструмент - фортепиано, она попросила комиссию: "Послушайте этого мальчика, - по-моему, он годится для поступления в музыкальную школу". Так я стал одним из первых выпускников Монастрщинской музыкальной школы по классу баяна. Во время учёбы нам приходилось участвовать в концертах. Пьесы начинающих музыкантов были аргументом для поступления в музыкальную школу других ребят. На одном из таких концертов я предложил преподавателю: "А можно я сыграю не пьесу, а исполню, под собственный аккомпанемент, песню "Москвичи"... Зал утонул в аплодисментах. Меня просили спеть снова и снова. Так во мне родился артист.
В 1969 году, после окончания школы я понял, что из меня не получится военный офицер. Но в музыкальном училище не было эстрадного отделения. И я решил стать музыкантом вокально-инструментального ансамбля. Тогда этот жанр только начинал свою короткую жизнь. Не было преподавателей, аппаратуры, способной воспроизводить звук, не было музыкальных инструментов. И я решил поступать в смоленский электротехникум связи. Там можно научиться изготавливать аппаратуру, - рассуждал я, - а потом в техникуме был ансамбль "Вершины", которым руководил скрипач Алексей Лунин-Царёв. Это и решило мой выбор. Но когда я, наивный, предложил себя, как музыканта в коллектив, это вызвало иронию музыкантов. Во-первых, мои навыки баяниста никак не подходили к требованием жанра в то время, ну и моё русско-белорусское: "Говóрить. Круглый як яечечко." с мягким произношением буквы "г", больше погожей на "х", вызывало смех среди городских музыкантов.
Разочарованный в том, что я не состоялся, как музыкант вокально-инструментального ансамбля, решил пойти служить срочную службу в Советской Армии. Так я оказался в городе Владимире, в учебном подразделении, где готовили командиров средних танков, а затем в "Тяжёлом полку", который дислоцировался в городе Дзержинске, тогда Горьковской, а сейчас Нижегородской области. Пройдя путь от сержанта до младшего лейтенанта, демобилизовался и вернулся снова в электротехникум, чтобы стать специалистом телеграфной связи, коль не смог стать музыкантом ВИА. Но судьба была ко мне благосклонна. К тому времени участники ансамбля "Вершины" закончили техникум и разъехались по распределению. Я создал свой ансамбль, который назвали "Кривичи". Именно с этим названием ансамбль стал Лауреатом фестиваля "Днепровские Зори". Так я оказался в Вязьме, где директор Вяземского филиала Московского прожекторного завода Владимир Николаевич Михайлов предложил мне переехать в Вязьму и работая инженер конструктором на заводе продолжать заниматься музыкой. Но ансамбль был замечен на фестивале Молодёжи и студентов в городе Куйбышеве и отправлен с концертной деятельностью на агит-поезде ЦК ВЛКСМ по стране, где было в то время много комсомольских строек таких, как БАМ, КАТЭК, строительство газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. А затем участие в культурной программе "Олимпиада-80", Фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1985 году. Обретая свое творческое лицо и пополняя репертуар, я начал писать музыку к песням, а затем и песенные тексты к ним, и стихи. К этому времени у меня вышло пять музыкальных альбомов и семнадцать авторских книг стихов и прозы. Как писатель я стал Лауреатом премии им. М.В. Исаковского. Моя музыка звучала на радио и телевидении, использовалась в фильмах.
Причиной перемены места жительства и новой вехи в истории вокально-инструментального ансамбля "Кривичи" было связано и ещё с одним обстоятельством в моей жизни. В 1983 году у меня родился сын Роман. Роды были приняты в Смоленском родильном доме на улице Кирова, позже станет известно, что там ребёнок был заражён стафилококком. И первая простуда стала причиной стафилококковой пневмонии. Врачи не могли, чем-либо помочь. Мы, родители, метались из Москвы в Белоруссию в поисках стафилококковой плазмы. Ничего не помогало. Возвращаясь ночью из Смоленской больницы на Покровке, я зашел в Успенский собор. Стал просить Божью Матерь спасти сына. Когда я вернулся после работы в больницу, сын открыл глаза. Его перевели из реанимации в бокс, а потом в палату. Врачи удивлялись его выздоровлению. А я стал посещать Успенский собор. Однажды там я столкнулся с женщиной, которая работала в техникумовском общежитии вахтёром. Какой вы молодец, что веруете в Бога, - с улыбкой похвалила она меня. Но после этой встречи, вызвали директора техникума и попросили его разобраться с преподавателем, то есть со мной, после окончания техникума я был оставлен там на преподавательской работе. Директор пригласил меня и сказал, что надо мной сгущаются тучи, что и было одной из причин моего переезда в Вязьму, хотя директор учебного заведения Никитин Николай Хрисанфович искренне жалел о принятом мною решении.
В 1985 году, отметив свой десятилетний юбилей, я ушёл из коллектива и после недолгих скитаний в выборе своего жизненного пути, оказался в совхозе "Днепропетровский". Было интересно строился посёлок Кайдаково, свиноводческий комплекс на 54 000 голов. В 1987 году Русская Православная Церковь отмечала своё 1000-летие. Я в то время работал директором совхоза "Днепропетровский". Куратор строительства в Кайдаково Алексей Иванович Стёпочкин рассказал мне, что Троицкий собор в Вязьме испытывает трудности с проведением праздника. Я предложил помощь. Так я познакомился с настоятелем Троицкого собора игуменом Пантелиимоном, в настоящее время Митрополитом Красноярским и Ачинским, а затем и с архиереем Смоленской и Вяземской епархии архиепископом Кириллом, ныне патриархом Московским и всея Руси.
Русская Православная Церковь возрождалась. Везде нужна была помощь. Мечталось отстроить храм в деревне Покров, на территории Днепропетровского совхоза, где я был директором. В деревне, где в Отечественную войну 1812 года располагался штаб легендарного партизана Дениса Давыдова, а в 1942 годы был штаб Первого Гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генерала П. А. Белова. Не хватало духа и решимости. Но всё изменилось в одну ночь. Приснилась Пресвятая Богородица и сказала мне: "Ты просил спасти сына. Построй храм Покрова Божьей Матери". За три месяца храм чудесным образом был возведён и на праздник Покрова в 1993 году был освящён митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, а я возведён в сан диакона и назначен настоятелем этого храма. С возможностью служить обедницу с возгласом "Молитвами святых Отец наших..."
На выпускном экзамене в Смоленской семинарии Высокопреосвященнейший владыка Кирилл, благословляя выпускников, сказал: "Все выпускники семинарии должны быть клириками православных церквей, кроме отца Александра Клименкова, у него будут и другие послушания". Так я, по благословению правящего архиерея, пройдя круг светских послушаний, был избран МЭРом города Вязьмы, на протяжении 30 лет не прерывая ни на один день службы в храме.
В 2014 году, закончив полномочия Главы Вяземского городского поселения, Правящим архиереем Смоленской епархии я был рукоположен в сан иерея. В 2023 году исполняется тридцать лет моего служения Русской Православной Церкви.
Дорогой батюшка, Вы возглавляете митрополичью Коллегию и епархиальный отдел по взаимодействию с казачеством и сами являетесь казаком. В этой работе Вы имеете огромный опыт. Кто такой полковой священник, каковы его обязанности, трудности в работе с казаками, с кадетами?
З0 лет назад я связал свою судьбу с казачеством, которое возрождал на Вяземской земле Александр Иванович Культяпкин. Мой дядя Фёдор Григорьевич Клименков, который вернулся с фронта капитаном - танкистом, был первым послевоенным Гаишником на Смоленщине, а потом проработал до глубокой старости заместителем начальника пассажирского хозяйства в городе Смоленске, рассказывая историю нашего рода по линии отца, вспоминая, что наш род из Донских казаков. Оказались на Смоленской земле во времена смуты на службе у атамана Заруцкого, а потом от прадеда Василия, у которого было четыре сына: Нестор, Егор, Платон и его отец Григорий оказались в Монастырщинском районе. Видно и во мне проснулась казачья кровь, и я стал помощником Александра Ивановича Культяпкина в чине казачьем сотника, а потом войскового старшины. Сейчас, поддерживая казачество, а оно в на Вяземской земле упоминается с 1520 года, являюсь председателем коллегии Смоленской митрополии по взаимодействию с казачеством и руководителем отдела по взаимодействию Вяземской епархии. Занимаюсь с кадетами ансамбля "Виват, кадеты!". Выступали на сценических площадках в городах Москве, Смоленске, Гагарине, Рудне.
Во всех делах моих Господь Бог не оставляет без внимания мои помыслы и чаяния. Слава Богу! А 4 апреля 2019 года над храмом Покрова Божьей Матери во весь рост явилась сама Богородица. И все мои дела в этой жизни померкли от этой встречи. Какой может быть самая высокая награда для верующего человека. Та, о которой он и мечтать не мог - Встреча с Самой Владычицей Пресвятой Богородицей. Три церковных сооружения: храм Покрова Божией Матери в деревне Покров, храм Рождества Покрова Божией Матери в Вязьме и часовне в честь иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия", - вот три награды, которые мне даровала Матерь Божия, благословляя меня на их строительство.
Я во время службы на мемориальном комплексе, которое первым в Советском Союзе создано не без помощи Пресвятой Богородицы, как и многие другие объекты, являются той памятью, которая наполняет мою прожитою жизнь с благодарностью и людям принявшим участие в этой небезгрешной, но устремленной жизни, прожитой Христа ради и для Отечества.
Благодарю Вас, отец Александр! Поздравляю Вас с 30-летним юбилеем Вашего служения в священном сане! Божией помощи, здоровья, сил на все!
Беседовал прот. Олег Переверзев
Материал взят с журнала "Вяземские епархиальные ведомости №2(31) / 05.2023"
Ознакомиться со всеми выпусками журнала можно по ссылке: https://www.vyazmaeparh.ru/journal.html