25 / 12 (ст. ст.) августа – память мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306 гг.). В этот день вспоминаем подвижника благочестия, уроженца Вяземской земли иеромонаха Аникиту (Ширинского-Шихматова) и его духовного наставника архимандрита Фотия (Спасского).
Мученики Фотий и Аникита
Святые мученики Фотий и Аникита и многие с ними пострадали за Христа в Никомидии в 305 или 306 годах. Святой Аникита, начальник воинского отряда в Никомидии, обличил Римского императора в нечестии и пролитии неповинной крови христиан. Разгневанный император предал его жестоким мучениям, после которых велел бросить мученика к диким зверям. Но выпущенный на него лев сделался таким кротким, что ласкался к нему. Святой Аникита помолился Богу, и сделалось сильное землетрясение, капище идола упало, часть городской стены разрушилась, и погибло много язычников. Раздраженный мучитель велел отсечь мечем голову святому, но палач, занесши меч, сам упал без чувств. Стали мученика колесовать, но колесо остановилось. Начали жечь, но огонь погас. Бросили в олово, но олово остыло. Тогда племянник мученика святой Фотий приветствовал его и стал дерзновенно обличать императора. Святого Фотия схватили, палач занес над его головою меч, но поднятый меч поразил самого палача. Между тем по приказанию мучителя сооружалась громадная печь для исповедников Христа. В эту печь первыми вошли святые Аникита и Фотий, а за ними множество других со словами: «Мы христиане!». Все скончались с молитвой на устах. Тела святых Аникиты и Фотия оказались совершенно неповрежденными.
Источник: С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Репринтное изд. М., 2016. С. 308.
Иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов). Краткое жизнеописание.
Иеромонах Аникита (в миру князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов) родился в 1783 году в сельце Дернове Вяземского уезда Смоленской губернии. Оно находилось на старом Бельском тракте, в нескольких верстах от сельца Городок, усадьбы родителей адмирала Павла Степановича Нахимова. (1)
Семья князей Ширинских-Шихматовых, из-за отсутствия в их усадьбе собственного храма, во второй половине XVIII века относилась к приходу Казанского храма села Хмелиты Вяземского уезда. (2)
В сохранившихся Метрических книгах Казанского храма за 1765-1799 годы, читаем: «1783 г. Сельца Дернова у его святейшества князь Александр Прохоровича Шехматова з женою ево Ольгою Васильевною родился законноприжитый сын Сергей. Крещен священником Карпом Гавриловым сентября 25 дня. А при крещении восприемники были того ж дому князь Николай Александрович, да жена его Марья Александровна Шехматовы». В этот день (25 сентября / 8 октября) Православная Церковь отмечает преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. (3)
Воспитанный в благочестивой семье, Сергей получил хорошее, домашнее воспитание, основанное на православной вере. С родителями он посещал Казанский храм в Хмелите. Юный Сергей стал свидетелем строительства двух новых каменных храмов рядом с усадьбой в Дерново. В 1793-1794 годах храма в честь святителя Николая чудотворца с приделом во имя великомученицы Параскевы в селе Соловицах, возводившегося на пожертвования его отца Александра Прохоровича. В 1794-1795 годах в усадьбе Лыкошиных, соседей его родителей, строился храм в честь Преображения Господня. (4)
В житии иеромонаха Аникиты отмечается, что с первых лет жизни, одаренный способностями и умом, Сергей возымел особенную любовь к Церкви и проявил чисто христианскую кротость нрава. (5)
В 1794 году, на десятом году жизни Сергея, скончался отец – князь Александр Прохорович. Его похоронили на кладбище (в храме) в с. Соловицах, принадлежавшем Ширинским-Шихматовым. Мать Сергея осталась одна с двенацатью детьми на руках. (6)
В тринадцать лет Сергея направили в Санкт-Петербург, где в 1796-1800 годах он блистательно обучался в Морском кадетском корпусе, из которого вышел в числе первых учеников. В 1800 году после произведения его в мичманы Сергей Александрович несколько лет прослужил на флоте. Он участвовал в морских походах по Балтийскому и Северному морям. (7)
В 1804-1827 годах Сергей Александрович служил воспитателем в Морском кадетском корпусе. Большую часть своего денежного содержания (более семи тысяч рублей в год) он постоянно жертвовал на благотворительные дела. В его житии читаем: «К нему обращались за помощью все, кто в ней нуждался, и ни один нищий, сирый и убогий не возвращался от него не одаренным. Жизнь он вел, можно сказать иноческую в мире: пищу употреблял только постную, и то однажды в день; пил только воду; спал не более пяти часов в сутки; знакомств никаких не вел и жил отшельником; все свободное время он посвящал молитве, чтению священных книг, благочестивым размышлениям. Нравственные качества его были недосягаемо высоки: он ненавидел всякую неправду, возмущался одним внешним лоском людей, под которым нередко скрывается лицемерие и беззаконие». (8)
В период службы в Санкт-Петербурге Сергей Александрович написал и издал несколько литературных произведений: «Пожарский, Минин, Гермоген или спасенная Россия» (1807); «Песнь Российскому слову» (1809); «Петр Великий» (1810), «Возвращение в Отечество любезного брата» (1810); «Ночь на гробах» (1812), «Песнь Россу» (1812); «Ночь на размышления» (1814); «Совещание с друзьями» (1815); «Песнь сотворившему вся» (1817); «Переложение стихир в честь Божией Матери» (1821); «Иисус в Ветхом и Новом Заветах» (1824). Все они имели патриотическое, религиозно-нравственное содержание, отличались глубиной мысли и образностью. За успехи в литературной деятельности Сергей Александрович награждался в 1809 году Академией Наук – избран её действительным членом; в 1812 году императором Александром I – ему пожалована пенсия в 1500 рублей. В Высочайшем указе отмечалось, что автор, «трудами и прилежанием к наукам усовершенствовав природные дарования к стихотворству, обратил оные в сочинениях своих на пользу словесности и благонравия». В 1817 году он получил от Академии Наук большую золотую медаль с надписью: «Отличную пользу Российскому слову принесшему». Как приверженец классического направления он входил в литературное общество «Беседа любителей русского слова», возглавляемое адмиралом А.С. Шишковым. (9)
Под благотворным влиянием лейтенанта Сергея Александровича в годы учебы находился и юный Павел Нахимов, которого в августе 1813 года приняли кандидатом на вакансию в Морской корпус, вероятно не без участия Ширинских-Шихматовых. Из Метрических книг Казанского храма села Хмелиты известно, что Семен Мануйлович Нахимов, дедушка будущего адмирала, 30 января 1787 года стал восприемником (крестным отцом) младенца Григория, родного брата Сергея Александровича. (10)
В июле 1815 года Павла Нахимова определили в кадеты корпуса и тогда же произвели в гардемарины. После двух лет учебы, под началом Сергея Александровича, вместе с другими двенадцатью гардемаринами Павел Нахимов с 13 мая по 17 сентября 1817 года на бриге «Феникс», под командованием лейтенанта П.А. Дохтурова, совершил учебное плавание по Балтийскому морю. (11)
После выхода в 1827 году в отставку в чине капитана (в некоторых источниках – в чине капитана 2-го ранга) в Можайском уезде Московской губернии Сергей Александрович посетил своих братьев, с которыми в Архангельском он владел имением. Решив с ними все имущественные дела, направился в паломничество по монастырям России.
В 1828 году Сергей Александрович поступил в Новгородский Юрьев монастырь, находившийся под управлением известного архимандрита Фотия (Спасского), с которым он был знаком около десяти лет. Вскоре его приняли в число братии этой древней обители. В 1830 году, 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, его постригли в монашество в честь святого мученика Аникиты (память 25 / 12 августа). В том же году, через пять дней, 30 марта монаха Аникиту рукоположили в сан иеродиакона и 3 апреля в сан иеромонаха. В мае 1833 года иеромонах Аникита упоминается в числе братии монастыря, подписавшийся вместе с архимандритом Фотием, под письмом к митрополиту Серафиму (Глаголевскому), с прошением совершать в обители 4 сентября ежегодно празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина».
Ценя его высокие духовные качества, церковное начальство планировало возвести иеромонаха Аникиту в сан архимандрита и направить его в один из монастырей, но он по своему смирению отказался от такой высокой должности. (12)
В 1835-1836 годах иеромонах Аникита совершил паломничество в Константинополь, на Святую гору Афон, на остров Кипр, в Иерусалим и другие святые места Палестины, описанные им в своих путевых записках. Многомесячный путь к Святой Земле начался у него в стенах Юрьева монастыря.
Получив разрешение, 5 мая 1834 года он покинул Великий Новгород и отправился в длительное путешествие. Крестцы, Валдай, Иверский монастырь, Вышний Волочек, Торжок – те города, где он останавливался по дороге и служил в местных храмах и обителях. В Торжке 14 мая иеромонах Аникита посетил Борисо-Глебский монастырь, в котором, как он сам писал «почивают мощи преподобного Ефрема на вскрытии и ученика его Аркадия, учредителя обители иноческой в Вязьме, под спудом». Здесь иеромонах Аникита отслушал литургию, отпел молебен угодникам Божиим и, получив благословение у архимандрита Арсения, отправился в Старицу. (13)
После посещения Успенского Старицкого монастыря, «достопамятном тем, что первый Патриарх Иов – постриженец и послушник сего монастыря, в котором и скончался», благословившись у местного архимандрита Александра, иеромонах Аникита поехал в город Зубцов и из него в Сычевку. (14)
На Смоленщину, в родные места он прибыл 16 мая. Переночевав близ села Липецы Сычевского уезда, 17 мая он направился к сельцу Дерново. В своем дневнике иеромонах Аникита писал: «Стремление мое на родину исходило во мне не столько от желания свидеться с родными (хотя и сие утешительно душе моей), сколько от усердия помолиться на гробе родителей». Промыслом Божиим, прежде чем попасть в усадьбу в Дернове, он приехал к храму в Соловицах, у стен которого были похоронены его родители. «…Призвав священника (он), отслужил по усопшим панихиду, поклонился их праху и, так сказать, получив их благословение, от них уже приехал в Дерново». Семь дней иеромонах Аникита приезжал в Никольский храм Соловиц, служа Божественные литургии и панихиды об усопших до 24 мая. Посетив храмы в селе Бунаково и сельце Азарове, 26 мая он прибыл в Вязьму в Аркадиевский девичий монастырь, настоятельницей которого была его родная сестра, игумения Августа (княжна Ширинская-Шихматова). В обители иеромонах Аникита молился на вечерней службе и на другой день в празднование святому преподобному Нилу Столбенскому отслужил с духовенством монастыря Божественную литургию и молебен. Здесь же он совершил панихиду по своей сестре монахине Агофоклии. В своем дневнике он записал: «Обитель Аркадиевская, из бывшей богадельни составленная, несмотря на краткое время своего обновления (официально открыта в 1832 г. – прим. авт.), уже начинает процветать благочестием и благочинием трудами неусыпными матери игумении, споспешествующими ей пожертвованиями своими набожными гражданами города Вязьмы. Сестер всех более шестидесяти, и все приходят в познание истины Слова Божия и высокого монашеского чина, слыша наставления душеспасительные от матери игумении и образ живый благочестия видя в ней непрестанно». Простившись с родными, 28 мая 1834 года иеромонах Аникита выехал из Вязьмы. (15)
Проехав через Гжатск, он прибыл в Можайск, где посетил брата Павла Александровича. В родовой усадьбе Ширинских-Шихматовых в селе Архангельском Можайского уезда, где жил его брат Алексей Александрович, иеромонах Аникита вместе с местным священником о. Матфеем отслужил в храме Архангела Гавриила, построенном его отцом Александром Прохоровичем, Божественную литургию и панихиду об упокоении родственников, погребенных на этом месте. Через две недели, 12 июня, отслужив молебен, отправился в дальнейший путь. В Звенигороде он посетил Савво-Сторожевский и Ново-Иерусалимский монастыри и 16 июня прибыл в Москву. (16)
В древней столице России, иеромонах Аникита встречался с высокопреосвященным Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским.
В Высоко-Петровском монастыре он сослужил владыке за Божественной литургией 18 июня в день прославления Боголюбской иконы Божией Матери. (17)
Из Москвы иеромонах Аникита ехал через Подольск и Серпухов. В Туле 27 июня он получил благословение у преосвященного Дамаскина (Россова), епископа Тульского и Белевского, которого знал по Санкт-Петербургу. (18)
После Богородска и Ефремова, 2 июля иеромонах Аникита приехал в Задонский монастырь, где находилась гробница, тогда ещё не прославленного в лике святых, преосвященного Тихона Задонского. Поклонившись его останкам, о. Аникита направился в Воронеж. (19)
В Воронеже, по просьбе и благословению архиепископа Антония (Смирницкого), по материалам собранным учителем гимназии Николаем Михайловичем Севастьяновым, иеромонах Аникита составил подробное житие святителя Митрофана, епископа Воронежского. В июле 1833 года в Воронеже в доме губернатора ему передали живописный образ святителя Митрофана, написанный для А.А. Павлова. Впоследствии эту икону все время о. Аникита возил с собой. (20)
После обретения мощей и прославления святителя Митрофана в 1832 году, он широко почитался во многих губерниях Центральной и Западной России, в том числе и на Смоленщине. Иконы святителя Митрофана и сейчас можно увидеть во многих сельских храмах и домах прихожан в этих местах. В 1854 году по случаю победы русского флота над турецким в Синопском сражении, в Севастополь адмиралу П.С. Нахимову из Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом архимандрит Игнатий (Брянчанинов), будущий святитель, прислал образ святого Митрофана. (21)
Пробыв в Воронеже со 2 по 17 июля, иеромонах Аникита отправился далее. Через Старый Оскол он прибыл в Белгород, где посетил Николаевский и Троицкий монастыри. В последнем почивали благочестивые останки, тогда ещё не прославленного, преосвященного Иоасафа, епископа Белгородского. (22)
Харьков, Полтава, Кременчуг, Александрия, Николаев – те города, через которые продвигался к своей цели о. Аникита. В Одессу он прибыл 8 августа 1834 года, где пробыл девять месяцев до 2 мая 1835 года, так как из-за продолжавшейся в Константинополе моровой язвы, он не мог получить разрешение на выезд. Большую часть этого вынужденного пребывания на юге Российской империи он провел в Успенском монастыре, находившемся в 12 верстах (12,8 км.) от Одессы, в предместье Большой Фонтан. (23)
В Константинополь из Одессы их пароход прибыл 4 июня. Пробыв здесь несколько дней и спросив благословения у находившихся в городе двух Патриархов: Вселенского Патриарха Константия и Блаженного Афанасия Иерусалимского, осмотрев все святыни древней столицы Византии, о. Аникита со своими спутниками 3 июня направился на корабле на Святую Гору. (24)
Впервые на землю Афона, куда так долго стремился попасть, иеромонах Аникита вступил 9 июня 1835 года у монастыря Ксиропотам. Он поселился в Ильинском скиту, основанном великим старцем - преподобным Паисием (Величковским). В «Житии и подвигах блаженного отца нашего Старца Паисия», составленном схимонахом Митрофаном, писалось, что преподобный Паисий «посовещался с братиями и они купили у …Пантократова монастыря пустующую келию Святого пророка Илии. И с Божией помощию они построили прекрасную церковь, трапезу, пекарню, кухню, архондарик, шестнадцать келий и провели в скит воду». (25)
В своих записках о. Аникита писал о своем прибытии в Ильинский скит: «Старец настоятель иеромонах Парфений, уже более сорока лет, иночествующий в скиту сем и по бывшем во время восстания греческого от турок разорения афонским монастырям паки оный обновивший, принял нас как искренних братий и даже уступил мне на жительство свою келью, знаменитую тем, что строитель скита игумен Паисий (молдавский, известный святостью своего жития) жил в ней и занимался переводом с греческого на славянский язык книги «Добротолюбие» Исаака Сирина». На средства иеромонаха Аникиты в Ильинском скиту заложили храм в честь святителя Митрофана Воронежского. (26)
На Афоне отец Аникита поступил под начало иеросхимонаха Арсения Афонского (+ 1846 г.), известного подвижника и духовника. (27)
Во время посещения Руссика (будущего Свято-Пантелимонова монастыря) иеромонах Аникита вначале получил приглашение от игумена и насельников обители перейти к ним вместе с русской братией из Ильинского скита. В житии иеросхимонаха Арсения отмечается, что иеромонах Аникита «сделал попытку водворить с собой Русских в полузапустелом Руссике и устроить там для них церковь во имя святителя и чудотворца Митрофана Воронежского, но попытка эта не увенчалась успехом». Но уже в январе 1841 года в северо-восточном углу Руссика освятили место и заложили новый храм во имя святителя Митрофана. Его освятил 23 ноября 1846 года архиепископ Адрианопольский Григорий, живший на покое в Ватопедском монастыре. (28)
О пребывании иеромонаха Аникиты на Афоне вспоминал в своих «Письмах Святогорца к друзьям своим» иеросхимонах Сергий (Веснин), первое издание которых вышло в Санкт-Петербурге в 1850 году. (29)
Другим источником об отце Аниките являются дневники инока Парфения (Агеева), известные, как «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». (30)
В 1835 году, 30 июля, иеромонах Аникита на греческом корабле отплыл в Салоники, и уже отсюда 18 августа он отправился на Святую Землю. Отец Аникита брал себе спутников с Афона. Позже один из них, отец Арсений, рассказал об этом путешествии своим ученикам. Один из них писал: «И сходили в Иерусалим и прожили там всю зиму, и, проводивши Пасху, возвратились на Святую Гору, и паки водворились в своей келии. Но только я сам слышал из уст самого духовника, что когда ходили в Иерусалим, столько претерпели скорбей, что единому Богу известно. Я спрашивал: «Какие скорби, отче, и отчего они вам приключились? Разве от недостатка телесных потреб?». Он мне ответил: «Нет, мы были всем довольны от Бога и от людей, лучше и нельзя: в Иерусалиме благодетели задарили нас червонцами, но мы их, милостию Божией, все бедным арабам раздали. Но скорби были другие: столько лет сидевши в пустыни, мы уже почти мир и позабыли, а туда пришли в самую суету. Более скорби мы терпели за пост: все утешаются, все нас просят, все почитают, но мы не смогли вместить сего, только скорбели и не знали, как доехать до Святой Горы». (31)
В 1836 году, 9 мая, иеромонах Аникита вернулся на Афон. (32)
Незадолго до этого, в апреле 1836 года иеромонах Аникита в Яффе получил указ Святейшего Синода о назначении его настоятелем Русского посольского храма в Афинах. Год он отслужил в Преображенском храме (XI в.), находившемся в районе Плака и написал прошение об освобождении его от этой должности. В том же году иеромонах Аникита получил положительное решение Святейшего Синода и разрешение вновь посетить Афон. (33)
Иеромонах Аникита после посещения святых мест имел намерение вернуться в Россию в Юрьев монастырь, но 7 июня 1837 года скончался в Архангельском монастыре близ Афин, где и был погребен. (34)
В 1839 (1840) году его благочестивые останки перенесли в Митрофаниевский храм Ильинского скита на Афоне. До 1875 года они находились под спудом, а затем положены открыто. (35)
Один из братьев иеромонаха Аникиты, в его жизнеописании отмечал, что «обильное и притом нетленное богатство оставил он в посеянном им Евангельском учении, которое утверждал примером собственной богобоязненной жизни, деятельной веры и христианского смирения; …небесная мудрость, которой он посвятил себя, давно уже убелила его сединами разума, и он созрел для вечности». (36)
Примечания:
1. Дерново. Сельцо, владельческое, при колодцах. По Бельскому почтовому тракту. 39 верст от уездного города Вязьма. 13 дворов, чел. 54 м.п., 65 ж.п. / Смоленская губерния. Список населенных мест. СПб., 1858. С. 131. // Деревня Дерново, 20 дворов, чел. 43 м.п., 52 ж.п. / Хутор Дерново. 1 двор, 1 м.п., 1 ж.п. Винная и мелочная лавка. / Смоленская губерния. Список населенных мест. СПб., 1904. С. 108.
2. Каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с южным приделом во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи и северным приделом во имя святителя Николая чудотворца построен в селе Хмелита в 1759-1767 гг.
на средства Лейб-Гвардии капитан-поручика (помещика) Федора Алексеевича Грибоедова. // Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. СЕВ. Смоленск, 1897. С. 190. // Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования. СЕВ. Смоленск, 1898. С. 834.
3. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Т. 1. Д. 260. / Метрические книги записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Казанской церкви села Хмелиты. 1765-1799 гг. (Листы в книге не пронумерованы, указаны только годы).
4. В январе 1904 г. священник с. Соловиц о. Иоанн Кузнецов направил преподавателю Епархиального женского Духовного училища И.И. Орловскому историческое описание храма, в котором служил. Он сообщал, что к началу XX века князья Ширинские-Шихматовы скончались, а их наследники продали их поместья крестьянам. О. Иоанн писал: «Об основании села Соловиц за древностию не осталось никаких преданий. Известно только, что оно существовало с древних времен. Говорят, что здесь стоял когда-то богатый дворец московского вельможи. …До постройки нынешнего каменного храма рассказывают, что было здесь два деревянных один за другим. Каменный же храм в честь св. Николая чудотворца с приделом в честь Великомученицы Параскевы построен в 1794 году князем Ширинским-Шихматовым и подпоручиком Мельниковым. О постройке настоящего холодного храма в честь Николая Чудотворца не осталось верных и точных указаний, считается, будто постройка его проходила в 1805 году». / ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 70. Л. 93-95. / Описание церкви с. Соловиц. Фонд Орловского И.И. 1896-1904 гг. // В 1794-1795 годах в с. Григорьевском Вяземского уезда на средства Богдана Михайловича Лыкошина рядом с усадьбой возвели каменный храм в честь Преображения Господня. Он имел приделы: северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и южный - во имя Архистратига Михаила. // Сельцо Соловицы, владельческое, при р. Соловке. В 40,5 верстах (43,2 км.) от уездного города Вязьма. 4 двора, 7 м.п., 9 ж.п. Церковь православная. / Смоленская губерния. Список населенных мест. СПб., 1858. С. 133. // Село Соловицы. 6 дворов, 7 чел. м.п, 7 ж.п. Церковь и земская школа, винная лавка. 2 ярмарки, 26 мая и 28 октября. / Смоленская губерния. Список населенных мест. СПб., 1904. С. 108.
5. Основатели Пророко-Ильинского Афонского скита иеросхимонах Аникита и схиархимандрит Паисий (2-й). / Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Сентябрь. Изд. Введенской Оптиной пустыни. М., 1996. С. 70.
6. В Метрической книге с. Хмелиты записано: «1794 г. Сельца Дернова господин поручик князь Александр Прохоров Шахматов обложною болезнию умре с покаянием, от роду ему лет 43». / ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Т. 1. Д. 260. / Метрические книги записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Казанской церкви села Хмелиты. 1765-1799 гг.
7. Носов С.Н. Аникита (Ширинский-Шихматов). / Православная энциклопедия. Т. II. «Православная энциклопедия». М., 2001. С. 437.
8. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Сентябрь. Издание Введенской Оптиной пустыни. 1996. С. 73.
9. Русский биографический словарь. Шебанов-Шютц. Репринтное изд. «АСПЕКТ ПРЕСС». М., 1999. С. 303-304. // Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. «Русское слово». М., 1999. С. 146-149. // Александр Семенович Шишков (1754-1841 гг.) – адмирал, известный государственный деятель. С 1913 г. президент Российской академии, министр народного просвещения в 1824-1828 гг.
10. Запись в Метрической книге: «1787 г. 30 января сельца Дернова у господина князь Александра Прохорова сына Шехматова з женою ево Ольгою Васильевою родился законноприжитый сын Григорий. Крещен священником Алексеем Захаровым тогож числа, а при крещении ево восприемниками были господин майор Семен Мануилович сын Нахимов, да госпожа Екатерина Петровна Седлецкая». / ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Т. 1. Д. 260. / Метрические книги записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Казанской церкви села Хмелиты. 1765-1799 гг.
11. Русский биографический словарь. Нааке-Николай. Репринтное изд. М., 1996. С. 148.
12. Архимандрит Фотий (в миру – Петр Спасский; 1792-1838 гг.) В 1817-1820 гг. он служил в Санкт-Петербурге и активно боролся против «масонов, иллюминатов, методистов …и прочих». Настоятель Новгородского Юрьева монастыря с 1822 г. Скончался 26 февраля 1838 г. на 47 году жизни и погребен в обители. // Монастыри Новгородской епархии. Мужские. / Юрьев, 1 класса, общежительный на берегу р. Волхова, в 3 верстах (3,2 км.) от Новгорода. Основан в 1030 г. великим князем Ярославом Владимировичем, нареченным в крещении Георгием. …В течение 1822-1838 гг. он был приведен в блестящее состояние, благодаря трудам архимандрита Фотия и щедрой благотворительности его духовной дочери графини А.А. Орловской-Чесменской. / Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т.II. Репринтное изд. Издательский отдел Московского Патриархата. М., 1993. С. 1510-1511. // Летопись Новгородского Юрьева монастыря. «АЛЕТЕЙЯ». СПб., 2008. С. 71, 84, 94-95, 114. / В 1825 г. в Юрьевом монастыре освящен придел Спасского собора в честь святых мучеников Фотия и Аникиты. // Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Сентябрь. Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1996. С. 74. // Серафим (в миру – Стефан Васильевич Глаголевский; 1757-1843 гг.), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстлянский и Финляндский. В 1805-1812 гг. преосвященный Серафим управлял Смоленской кафедрой. Он скончался в Санкт-Петербурге и погребен в храме Святого Духа Александро-Невской лавры. / Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Т. II. Иоанн-Симеон II. Изд. Сретенского монастыря. М., 2003. С. 564-565.
13. Преподобный Ефрем Новоторжский (+ 1053 г.). Память 28 января/ 10 февраля. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский (XI в.). Память 14 / 27 августа, 13/ 26 декабря. // Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834-1836 годах. «Индрик». М., 2009. С. 23. // Монастыри Тверской епархии. Мужские./ Борисоглебский Новоторжский, 2 класса, в г. Торжке. Основан в 1038 г. св. Ефремом, святые мощи которого и почивают здесь, в соборном Борисоглебском храме, на вскрытии, в серебряной устроенной в 1874 г. раке, под великолепной бронзовой сенью; при них глава брата его Георгия; положенная в его гроб согласно завещанию его. Здесь же под серебряной гробницей почивают под спудом мощи пр. Аркадия. (В настоящее время мощи преподобного Аркадия утрачены). / Булгаков С.В. Настольная книга. Т.II. С. 1544.
14. Монастыри Тверской епархии. Мужские. Успенский, 3 класса, в Старицах. Основан в начале XVI века. / Булгаков С.В. Настольная книга. С. 1546. // Иов (+ 1607 г.), первый Патриарх Московский и всея Руси с 1589 г. Поддержал избрание на царство Бориса Годунова (1598 г.). После отказа в 1605 г. признать царем Лжедмитрия I лишен патриаршества и сослан в Старицу. // Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока. С. 23.
15. Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока. С. 24-26. // Родные сестры иеромонаха Аникиты, княжны Александра и Анна Ширинские-Шихматовы, пострижены в монашество в Смоленском Вознесенском женском монастыре. В 1830 г. на средства сестер Ширинских-Шихматовых здесь построили небольшой надвратный храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери, внизу которой размещалась монастырская больница. Старшая из сестер - Александра, в постриге Агофоклия, скончалась в 1833 г. в Вяземском Аркадиевском монастыре. Анна, в постриге Августа, скончалась в 1859 г. в звании игумении этого монастыря, управляя обителью в 1833-1859 гг. // Монастыри Смоленской епархии. Женские. / Аркадиевский, заштатный, общежительный, в г. Вязьме. Основан в 1832 г. из существовавшей в 1780 г. женской общины. По преданию на сем месте в XI в. подвизался пр. Аркадий. При монастыре школа. / Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. С. 1534. // Смоленский Вознесенский девичий монастырь. / СЕВ. № 24. Смоленск, 1896. С. 1272-1273.
16. Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока. С. 27. // Село Архангельское Можайского уезда (сейчас в Наро-Фоминском районе Московской области).
Храм Архангела Гавриила построен в 1790 г. Никольский придел пристроен в 1900 г. Закрыт в 30-е годы XX в. Богослужение в храме восстановлено в 1999 г.
17. Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 1782-1867 гг.), митрополит Московский и Коломенский. На кафедре в 1821-1867 гг. Духовный писатель, богослов, проповедник, почетный член Петербургской Академии Наук (1827 г.). Память 19 ноября/ 2 декабря.
18. Епископ Дамаскин (в миру – Дмитрий Россов; 1778-1855 гг.), Тульский и Белевский. На кафедре с 1821 г. по 1850 г. До Тульской кафедры был епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. С мая по декабрь 1819 г. служил в Новгородском Юрьевом монастыре. Скончался в 1855 г. в сане архиепископа в Белевской Введенской Жабынской пустыни Тульской епархии.
19. Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (в миру – Тимофей Савельевич Соколов; 1724-1783 гг.). На Воронежской кафедре с титулом Воронежский и Елецкий служил в 1763-1767 гг. С 1769 г. жил на покое в Задонском монастыре, где и скончался. К лику святых святитель Тихон причислен в 1861 г. Память 13/ 26 августа. // Монастыри Воронежской епархии. Мужские. / Богородицкий, 1 класса, в г. Задонске, при р. Тешевке. Основан ранее 1620 г. Кириллом и Герасимом старцами Московского Сретенского монастыря. Здесь с 1769 г. жил на покое и в 1783 г. преставился святитель Тихон, бывший епископ Воронежский. / Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т.II. С. 1439.
20. Святитель Митрофан (в схиме Макарий), епископ Воронежский. Память святого совершается: 7/ 20 августа - обретение мощей в 1832 г.; 4/ 17 сентября - второе обретение (1964 г.) и перенесение (1989 г.) мощей; 23 ноября/ 6 декабря – день кончины (1703 г.). // Высокопреосвященный Антоний (в миру – Авраамий Гаврилович Смирницкий; 1773-1846 гг.), архиепископ Воронежский и Задонский. На кафедре с 1829 г. по 1846 г. / Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. Т.I. С. 123.
21. Акафист святителю и чудотворцу Митрофану, епископу Воронежскому. СПб., 2008. 146 С. // Святитель Игнатий (в миру – Дмитрий Александрович Брянчанинов; 1807-1867 гг.), епископ Кавказский и Черноморский. В 1833-1857 гг. настоятель Троице-Сергиевой пустыни в сане архимандрита. Причислен к лику святых в 1988 г. Мощи святителя Игнатия находятся в Толгском Введенском женском монастыре Ярославской епархии. Память 30 апреля/ 13 мая. / Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. Т.II. С. 461-466.
22. Святитель Иоасаф (в миру – Иоаким Андреевич Горленко; 1705-1754 гг.), епископ Белгородский и Обоянский. На кафедре с 1748 г. по 1754 г. Причислен к лику святых в 1911 г. Память 4/ 17 сентября, 10/ 23 декабря, 6/ 19 июля. // Монастыри Курской епархии. Мужские. / Свято-Троицкий, 1 класса, в Белгороде при р. Донце и Везелке. Основан в 1833 г. в бывшем архиерейском доме, при кафедральном Свято-Троицком соборе. Главную святыню монастыря составляют нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Сей великий святитель-подвижник скончался 10 декабря 1754 г. / Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т.II. С. 1475.
23. Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока. С. 44. // Одесский Успенский мужской монастырь, Одесского уезда Херсонской губернии. Преобразован из архиерейского дома в 1824 году. В советский период не закрывался. / Для оказания помощи паломникам, отправлявшимся на Афон, в 1884 г. в Одессе открыли подворье Афонского русского Ильинского скита. Также в Одессе находились подворья Пантелеимонова монастыря и Андреевского русского скита. / Православные монастыри России. Краткий справочник. «Сибирский хронограф». Новосибирск. 2000. С. 206.
24. Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока. С. 53.
25. Преподобный Паисий (Величковский; 1722-1794 гг.). Память празднуется 15/ 28 ноября. / Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Изд. «Наследие Православного Востока». Серпухов, 2014. С. 219. // В начале XX века, на Смоленщину со Святой Горы, паломники приносили иконы разных святых.
Сохранился бумажный образ преподобного Серафима, Саровского чудотворца (1759-1833 гг; память 2/ 15 января), найденный в Вязьме, отпечатанный в 1903 году в Одессе в хромолитографской мастерской по заказу Русского Афонского Ильинского скита. // Свято-Ильинский скит. Он расположен на северо-восточной стороне Афона, на правом берегу горного потока Иофта, среди зелени лесов и кустарников. В начале XVIII в. здесь стояла великая келья с храмом во имя пророка Илии, принадлежавшая греческому монастырю Пантократору. Эту келью в 1759 году выпросил себе знаменитый иеросхимонах и подвижник русский Паисий Величковский, который и поселился здесь со своими 12 учениками. Скоро иноков собралось до 60 человек; средств для содержания этой братии не было никаких, и скоро она с Паисием отплыла в Валахию. Но скит не запустел. В нем поселились другие монахи, выкопали здесь колодец и устроили новый каменный храм. / Православныя Русския обители. Репринтное изд. «Воскресение». СПб., 1994. С. 709.
26. Папанайоту Эвстратиос. Святая Гора Афон. Путеводитель по Саду Богородицы. Афины, 2014. С. 157-160. // В начале 90-х годов XX века в Ильинский скит переселена греческая братия из Благовещенского скита монастыря Ксенофонт. // Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока. С. 61.
27. Иеромонах Антоний Святогорец. Жизнеописания Афонских подвижников благочестия XIX века. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2013. С. 34. // Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Ноябрь. Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1994. С. 311-312.
28. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. С. 315. // Феннел Н., Троицкий П., Талалай М. Ильинский скит на Афоне. «Индрик». М., 2011. С. 26-28. // Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Т. I. «Новоспасский монастырь». М., 2008. С. 403. // Афон. Издание Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2002. С. 85. // Освящение храма в Русском монастыре на Афонской горе. / Сочинения и письма Святогорца. Т.II. Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве. М., 2006. С. 144-147. // Русский монастырь св. Великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской. Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве. М., 2005. С. 59, 101-102.
29. Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. «Отчий дом». М., 2007. С. 64-69. // Книга «Письма Святогорца» переиздавалась десятки раз, в том числе и в наше время.
30. Инок Парфений (Агеев). Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Т. I. «Новоспасский монастырь». М., 2008. С. 395-399. / Там же. Т. II. С. 318-319, 339-342. // Схиигумен Парфений (в миру – Петр Агеев; 1806-1878 гг.). В 1839-1841 гг. жил на Афоне. Скончался на покое в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Первое издание книги вышло в 1852 г.
31. Духовник о. Арсений (русский, + 1846). / Иеромонах Антоний (Святогорец). Жизнеописания Афонских подвижников благочестия XIX века. Издательство «Лето». М., 2001. С. 26.
32. Афон. Издание Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2002. С. 53.
33. Носов С.Н. Аникита (Ширинский-Шихматов). / Православная энциклопедия. С. 437. // С 1847 года к русскому посольству в Афинах относился храм в честь Святой Троицы (XI в.), принадлежащий Афинской архиепископии Элладской Православной Церкви.
34. Носов С.Н. Аникита (Ширинский-Шихматов). / Православная энциклопедия. С. 438.
35. Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока. С. 176.
36. Там же. С. 206-207.
Иеромонах Даниил (Сычёв)
Архимандрит Фотий (Спасский)
Архимандрит Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) родился 4 июня 1792 года в погосте Спасском Новгородского уезда, где его отец служил дьячком. В 1814 году, окончив курс в Новгородской духовной семинарии, Петр Никитич поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, но уже в следующем году, по болезни её оставил, и его определили учителем в Александро-Невское духовное училище. Здесь он познакомился с ректором семинарии, архимандритом Иннокентием (+ 1819 г.) на пути в Пензу, куда хиротонисан во епископа). Иннокентий был человеком высоких аскетических воззрений. Молодой Петр Спасский замечал «все слова (архимандрита) Иннокентия, поступки виды, действия, дух веры» и по нему слагал в тайниках своей души «образ жития благочестивого». В 1817 году при архиепископе Амвросии (Подобедове; на кафедре в 1799-1818 гг.) Петра Никитича постригли в монашество, с наречением имени в честь мученика Фотия (память 25/ 12 августа). В том же году его рукоположили в сан иеродиакона и иеромонаха. Отца Фотия назначили законоучителем во Второй Санкт-Петербургский кадетский корпус.
С назначением в корпус, в котором воспитывались дети «из общества», иеромонаху Фотию открылось широкое поле влияния. С первого года службы в нем он выступил против господствовавшего в тогдашнем обществе мистического настроения.
В 1820 году, после проповеди, произнесенной 27 апреля в Казанском соборе, иеромонаха Фотия удалили из Петербурга и 20 июля назначили настоятелем Воскресенского-Деревянницкого монастыря, находившегося в окрестностях Великого Новгорода, при впадении речки Деревянницы в Волхов, с возведением в сан игумена. Благотворительную помощь о. Фотию оказывала графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, которую познакомил с ним её прежний духовный отец, преосвященный Иннокентий. Графиня слушала проповеди иеромонаха Фотия в Казанском соборе, и когда его удалили из Санкт-Петербурга, сообщала ему столичные новости и присылала щедрые пожертвования. Под её влиянием митрополит Серафим (Глаголевский; на кафедре в 1821-1843 гг.) в январе 1822 года перевел игумена Фотия в Сковородский-Михайловский монастырь Новгородской епархии, стоявший на правом берегу реки Волхова, с возведением в архимандриты, а после Пасхи того же года вызвал его в Санкт-Петербург и поместил в Александро-Невской лавре.
В Петербурге архимандрит Фотий примкнул к обществу благочестивых дам высшего света. Как человек оригинальный, убежденный, смелый и окруженный ореолом изгнания и подвижничества (он носил вериги), имел в этом обществе полный успех. 21 мая 1822 года, при освящении нового Духовского храма в Лавре, архимандрит Фотий познакомился с обер-прокурором Священного Синода князем Александром Николаевичем Голициным (1773-1844 гг.). 5 июня того же года в Каменноостровском дворце архимандрита Фотия принял император Александр I (1777-1825 гг.). Этому свиданию, придавали особенное значение. Митрополит Серафим благословил о. Фотия древней иконой Нерукотворенного Спаса, а Голицын долго беседовал с ним накануне аудиенции. Беседа с государем шла «о делах веры и церкви». Вскоре архимандрита Фотия наградили наперсным крестом с украшениями, полученным из кабинета Его Величества, а в августе Священный Синод, по представлению владыки Серафима, назначил его настоятелем первоклассного Новгородского Юрьева монастыря. Перед отъездом в Великий Новгород о. Фотия пригласили к императрице Елизавете Алексеевне.
Это лето ознаменовалось резким поворотом отношения правительства к мистикам: Высочайшим рескриптом, данным 1 августа 1822 года на имя министра внутренних дел, князя Виктора Павловича Кочубея (1768-1834 гг.), все тайные общества, под каким бы наименованием они не существовали, закрыли.
Полтора следовавших за тем года, проведенные архимандритом Фотием в Юрьевом монастыре, стали временем, когда его авторитет укрепился незыблемо. В феврале 1824 года его вызвали в Санкт-Петербург. 20 апреля о. Фотия пригласили к государю, и тот беседовал с ним три часа. 15 мая 1824 года император Александр I отстранил князя Голицына от управления министерством народного просвещения и духовным ведомством, но оставил его министром почт.
С воцарением императора Николая I (1796-1855 гг.) положение архимандрита Фотия резко изменилось. Государь оказал ему особое внимание и дозволил писать в собственные руки о чем угодно, хотя и исключил его из среды близких к престолу лиц.
Скончался архимандрит Фотий 26 февраля 1838 года и его похоронили в Юрьевом монастыре.
Бесспорный и высокий аскетизм, молитвы, бдения, вериги, воздержание, непоколебимая преданность «делу Церкви», - все это было причиной того, что в Новгороде и его окрестностях, среди простого народа, а также в значительной части общества Санкт-Петербурга и во многих других местностях России архимандрит Фотий считался праведником.
Литература:
1. Русский биографический словарь. Фабер-Цявловский. Репринтное изд. М., 1999. С. 206-209.
2. Свято-Юрьев мужской монастырь. Великий Новгород, 2009. С. 7.
3. Свято-Юрьев мужской монастырь. Великий Новгород, 2015. С. 8.
4. Новгородская митрополия. Справочник-путеводитель. Великий Новгород, 2013. С. 47.
5. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. Репринтное изд. М., 2000. С. 336-337.