533
На небольшом холме, к востоку от исторического центра древнего города Вязьмы сохранился храм в честь Преображения Господня. В нем крещены двое святых Русской Православной Церкви: преподобный Макарий (Глухарев; 1792-1847) и мученик Иоанн (Попов; 1867-1938)

Издревле через это место проходил торговый тракт, соединявший восточную Русь с Западом, позже ставший называться Старой Смоленской дорогой. По преданию, еще до 1404 года, когда Вязьму на долгие годы включили в состав Литовского княжества, здесь стоял Спасо-Преображенский Верхний или Вышний мужской монастырь «на посаде». Обитель славилась своими чтимыми иконами, имевшими богатые золотые и серебряные оклады. В 1594 году Преображенскому монастырю, при настоятеле игумене Иакове, принадлежала в Пригородном стане пустошь Луг Ильинский на Прудищах. (1)

В начале XVII века, когда всю центральную часть России охватила смута, город Вязьма несколько раз переходил от русских к полякам, и многие церковные владения сильно пострадали, в том числе и Преображенский монастырь. По Деулинскому перемирию 1618 года Вязьму возвратили в состав России.

В Писцовой книге писцов Устюжской четверти за 1627 год, составленной подъячим Леонтием Трофимовым, при князе Иване Федоровиче Волконском, бывшем до Вязьмы воеводой в Угличе и Переяславле-Рязанском, указывалось: «В Вязьме ж на посаде церковь Преображения Господня ружная, что был прежде сего Спасский вышней мужеский монастырь; деревянная, клецки, на взмосте. Да церковь теплая, деревянная же, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, клецки. В церкви Преображения Господня икона местная Преображения Господня на золоте, да прикладу 15 витых серебряных (цепей); икона местная – образ Пречистыя Богородицы Одигитрии на золоте; образ местный корень Иессеев. Двери царския и сень, и столбы на золоте, Деисус и праздники на прозелени, - в алтаре образ Пресвятой Богородицы запрестолныя на золоте.

Евангелие напрестольное обложено мухояром зеленым, печати Московския; евангелисты медные, сосуды оловянные, ризы и стихари полотняные; Евангелие толковое, печати Литовския; два октоя 8 гласов печатные, триодь постная печатная, псалтирь и трефологий писанные. Апостол печати Литовской. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы икона местная – образ Покрова Пресвятой Богородицы на прозелени, Всемилостиваго Спаса на прозелени, царские двери и сень, и столбцы на прозелени. У церквей колокольница на столбцех, а на ней 4 колокола не велики. …А служит у тех церквей поп Евсевей Васильев; а церковь и всякое строение мирских людей приходских. …По сыску и по допросу поповского старосты Космо-Дамиановского попа и посадских приходских попов, прежде сего бывших до Литовскаго разорения, - в тот монастырь было жалованье, государевой руги: игумену 4 рубля денег, а хлеба ему 15 четвертей ржи и 15 четвертей овса, ныне же в том монастыре игумена нет. Попу государева жалованья и руги на год идет: 2 рубля денег, диакону полтора рубля, пономарю полполтины, просфирне полполтины; да хлеба попу 11 четвертей с пол-осьминой ржи, овса тож, диакону 10, пономарю 3 четверти с осьминой, просфирне 5 четвертей с осьминой и с четвериком. В церковь на воск и свечи 26 алтын и 4 деньги. Деньги емлются в Москве в Большом приказе, а хлеб по городам, где Государь укажет. Государевой же ружной грамоты не положено, а сказано, что им после Литовскаго разорения, вновь грамоты не дано, а емлют де они государева жалованья денежную и хлебную ругу по-прежнему, как имели до Литовскаго разорения». (2)

В 1650 годы Спасо-Преображенский храм включили в расписание крестных ходов проводимых в городе Вязьме на Светлой седмице, составленном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Никоном.

В начале тридцатых годов XVIII века старый деревянный Преображенский храм перевезли в село Андрианы, отстоявшее от Вязьмы в двадцати пяти верстах (26,7 км.). Позже это село входило в состав Покровской волости Юхновского уезда. (3)

В 1736 году на средства вяземского купца Ивана Григорьевича Вязнева и прихожан, на прежнем месте возвели каменный храм во славу Преображения Господня, с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». (4)

В 1738 году к северу от храма построили небольшую каменную сторожку, сохранившуюся в перестроенном виде до нашего времени.

Вяземский купец Лютов в 1751 году оплатил работы по изготовлению иконостаса в главный храм, о чем свидетельствовала надпись на нем. В те же годы весь храм расписали. В 1768-1770 годы на пожертвования купца Исидора Лелюхина расширили с запада трапезную часть храма, с сохранением прежних приделов. Тогда же к югу от храма возвели четырехъярусную колокольню, имевшую высоту до верха карниза 15 сажень (около 32 м.). Интересно, что уже во второй половине XIX века географические координаты (широта и долгота) колокольни Спасо-Преображенского храма внесли в справочник, составленный на основе материалов, собранных офицерами Генерального штаба. Также построили каменный дом для священника. Весь приходской участок обнесли каменной оградой с кованой решеткой и воротами с западной и северной сторон, часть которых сохранились. У северо-восточной стены ограды выкопали небольшой пруд.

В 1792 году в Спасо-Преображенском храме иерей Иоанн Иоаннович Полченинов крестил Михаила Глухарева, будущего миссионера Алтайского, преподобного Макария - известного русского подвижника, писателя и переводчика. Его восприемниками стали «уездного казначейства бухгалтер Михаил Григорьевич Жуков да купеческая жена Феодосия Алексеевна Волченинова». Младенец Михаил родился 30 октября 1792 года в десятом часу утра в семье священника Богоявленского (Введенского) храма Иакова Михайловича Глухарева и его жены Агафии Феодоровны. Первые основы образования Михаил получил дома, и «семи лет отроду мог переводить с русского на латинский». В восемь лет он поступил в Вяземское Духовное училище, а в 13-14 лет Михаила перевели в Смоленскую Духовную семинарию. По окончании курса в ней его направили в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В 1818 году Михаила Яковлевича постригли в монашество с именем Макарий преосвященным Иовом (Потемкиным; 1752-1823), архиепископом Екатеринославским. В 1821 году его назначили ректором Костромской Духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. С 1823 года он поселился вначале в Китаевской пустыни в Киеве, а затем в Глинской пустыни Курской губернии. Здесь архимандрит Макарий пользоваться духовными наставлениями старца Филарета. После учреждения Священным Синодом новой Миссии для сибирских народов, он вступил в ее состав.

В 1830 году решением Синода архимандрита Макария направили для просвещения калмыков в Бийский округ Томской губернии. Вначале он поселился в Бийске, затем перешел в Найму, а оттуда в Улалу, основывая везде миссионерские станы. С 1832 года, за четырнадцать лет он перевел на местные наречия: почти все Священное Евангелие; места из Деяний и посланий апостольских; некоторые псалмы; избранные места из Ветхого и Нового Завета; собрание библейских текстов о таинствах; огласительное поучение; десять заповедей с толкованиями; Символ Веры, Отче Наш и другие молитвы; Краткую священную историю и Краткий катехизис митрополита Филарета; чин исповеди и вопросы при крещении. Через четыре года после прибытия архимандрита Макария на Алтай число обращенных достигло двухсот человек. Всего он крестил 675 алтайцев. Он основал три школы для детей, богадельню для больных. Построил храм с двумя домами для сотрудников. Архимандрит Макарий перевел почти весь Ветхий Завет с еврейского языка на русский, впервые напечатанный в 1860-1867 годах в «Православном обозрении». В 1843 году его назначили настоятелем в Болховский Троицкий монастырь Орловской губернии. Он скончался 17 мая 1847 года и был погребен у стен Троицкого собора обители. Народ чтил память его как святого еще в XIX веке. На могиле архимандрита Макария служились панихиды. В 1983 году за свою подвижническую жизнь и просветительскую деятельность его причислили к лику святых Русской Православной Церкви. Память преподобного Макария Алтайского совершается 18 /31 (н.ст.) мая. (5)

Спасо-Преображенский храм указан на плане города, составленном в 1798 году. В начале XIX века его включили в описание Вязьмы, приведенное в «Экономическом примечании Смоленской губернии Вяземского уезда». Спасо-Преображенский храм стоял за пределами крепости, внутри предместья города. «Сие предместье, окружающее со всех сторон земляную крепость, и, не уступая ей своим зданием и архитектурою, ограничивается земляным валом, на котором при выездах большие дороги, пролегающие в города Дорогобуж, Белой, Гжатск, Калугу стоят четыре деревянные заставы, называемые Смоленская, Бельская, Московская и Калужская». (6)

Как и все храмы города Вязьмы, Спасо-Преображенский сильно пострадал во время нашествия французов в 1812 году.

В 1865 году все духовенство Вязьмы торжественно отмечало 50-летний юбилей протоиерея Михаила Петровича Попова, служившего в Спасо-Преображенском храме.

Во время своего путешествия по епархии, обозревая храмы и монастыри Вязьмы и окрестностей, 28 мая 1866 года Спасо-Преображенский храм посетил преосвященный Антоний (Амфитеатров; 1815-1879 гг.), епископ Смоленский и Дорогобужский. (7)

19 января 1867 года в Спасо-Преображенском храме протоиерей Михаил Попов, крестил своего внука Иоанна, будущего мученика Русской Православной Церкви. Иван Васильевич Попов родился 17 января 1867 года в Вязьме в семье священника Воскресенского храма Василия Михайловича и его супруги Веры Ивановны. Начальное образование он получил в семье и в Вяземском духовном училище. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию. В том же году он поступил в Московскую Духовную академию при Троице-Сергиевой лавре, которую окончил в 1892 году. По ее окончании его оставили на год в академии, как профессорского стипендиата, для подготовки на вакантную преподавательскую должность. В 1893 году Иван Васильевич временно исполнял должность доцента по кафедре патристики. В 1897 году он получил степень магистра богословия за диссертацию «Естественный нравственный закон (Психологические основы нравственности)». В 1903-1906 годах он - редактор «Богословского вестника». В 1910 году Иван Васильевич стал экстраординарным профессором по кафедре патрологии, а в 1917 году его удостоили степени доктора церковной истории за диссертацию «Личность и учение блаженного Августина».

В 1907-1918 годах он - приват-доцент историко-филологического факультета Московского Университета по кафедре истории Церкви. В ноябре 1918 года Ивана Васильевича переместили на кафедру философии Университета, вскоре преобразованную в исследовательский институт, где он преподавал до 1923 года. В разные годы Иван Васильевич работал: действительным членом Московского психологического общества, профессором Московского женского Богословского педагогического института. С 1906 года в Санкт-Петербурге он - член Предсоборного Присутствия. В 1917 году - член Предсоборного Совета в Петрограде. В 1917-1918 годах - член Поместного Собора. Иван Васильевич участвовал в работе комиссии Собора по реформе высших духовных школ. В 1917-1919 годах - член Правления православных церковных общин Сергиева Посада. После перевода Академии в 1919 году из Сергиева Посада в Москву он преподавал также до конца 1924 года на академических богословских курсах. От имени Совета православных общин Сергиева Посада в декабре 1919 года Иван Васильевич обратился в Совнарком с протестом против планировавшегося изъятия мощей преподобного Сергия Радонежского. После этого в январе 1920 года его в первый раз арестовали и выслали, но затем амнистировали. В 1924 году Иван Васильевич по поручению Святейшего Патриарха Тихона составил ответ Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и предложившему Патриарху Тихону удалиться от дел управления Церковью. Святейший Патриарх Тихон планировал послать на ожидаемый в 1925 году VIII Вселенский Собор профессора Попова, как церковного историка.

10 декабря 1924 года Ивана Васильевича вновь арестовали в Москве. Его обвиняли в том, что он «составлял сведения о репрессиях, применяемых соввластью по отношению к церковникам». На одном из допросов Иван Васильевич говорил: «Я, как христианин, не сочувствую в современном порядке вещей - антирелигиозному и аморальному уклону; последний момент отчасти вытекает из первого. Кроме этого - в Советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов, имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенность личности и т.д.; вообще я принципиальный противник, какой бы то ни было диктатуры. Я считаю, что для разрешения социальных проблем метод эволюции предпочтительнее методу революции, и что задачи социальной революции были бы вернее разрешены первым путем. В общем же я, безусловно, подчиняюсь соввласти». 27 апреля 1925 года ему предъявили обвинение в том, что он «виновен в сношениях с представителями иностранных государств, с целью вызова со стороны последних интервенции по отношению к советской власти». 19 июня 1925 года его осудили по ст.73,59 УК РСФСР на три года исправительно-трудовых лагерей. Находясь на Соловецких островах, в 1925-1927 годах Иван Васильевич принимал активное участие в составлении послания Соловецких епископов. 4 ноября 1927 года его осудили на три года ссылки на Урал. По окончания срока заключения дело Ивана Васильевича дважды пересматривали и продлевали. В 1927-1928 годах он находился в Карелии, в Кемском лагере. Оттуда его отправили в ссылку в Сибирь, в Сургутский район, деревню Ситомино, на реку Обь. Здесь в 1928-1931 годах он трудился над сочинением о святителе Григории Нисском.

В феврале 1931 году Ивана Васильевича якобы «освободили», но вновь в Ситомино арестовали и перевели в пустынную местность, находившуюся на север от Тобольска. В 1931 году его осудили на три года лишения права проживания в двенадцати районах СССР и прикреплением к определенному месту жительства. В 1931-1932 годах Иван Васильевич находился в заключении в Сибири, в Сургутский районе, селе Реполово. В 1932 году его неожиданно вызвали в Москву и освободили. Проживая в Подмосковье, в поселке Михельсона, рядом со станцией Люберцы, он переводил с латыни какое-то сочинение для академического издания. Иван Васильевич поддерживал отношения с общиной Высоко-Петровского монастыря и архиепископом Варфоломеем (Ремовым). 23 февраля 1935 года его арестовали и в том же году осудили, как «члена православной группы русско-католической контрреволюционной организации» по статьям 58-10 и 58-11 и приговорили к пяти годам ссылки. Ивана Васильевича направили в Красноярский край, Пировский район, село Игнатово. В последний раз его арестовали 9 октября 1937 года и обвинили в том, что «находясь в ссылке, вновь возобновил свою контрреволюционную деятельность, среди населения систематически проводил агитацию против существующего строя, дискредитируя стахановское движение и Конституцию СССР, распространяя клевету на руководителей партии». Виновным в предъявленном обвинении Иван Васильевич себя не признал, и все показания свидетелей на очных ставках отверг. Тройка при УНКВД СССР по Красноярскому краю 5 февраля 1938 года осудила его по ст. 58-10 УК РСФСР. 8 февраля 1938 года Ивана Васильевича расстреляли в городе Енисейске Красноярского края.

Сведений о месте захоронения Ивана Васильевича не найдено. Все знавшие его отзывались о нем как о простом и добром человеке, истинном служителе Церкви, смиренном труженике, благоговейном молитвеннике, воздержаннике и девственнике - настоящем монахе в светском звании. В 1989-1992 годах его реабилитировали по всем статьям обвинения. Память мученика Иоанна (Попова) празднуется 26 января/ 8 февраля (н. ст.). (8)

В 1888 году рядом с Преображенским храмом построили каменный двухэтажный дом для причта. Его оштукатурили, покрыли железом, и он имел для отопления две русские и четыре голландские печи. В конце XIX века в церковно-приходской школе при храме обучались тридцать пять детей. Закон Божий преподавал священник Николай Васильевич Зосимовский, служивший настоятелем с 1887 года. Учительницей работала Барышева, окончившая Вяземскую женскую гимназию; помощником учителя - диакон Александр Павлович Чамов. Прихожан было: в городе 104 человека мужского пола и 95 женского, в шести деревнях, отстоящих от храма в 3-11 верстах 802 мужского пола и 849 женского. Имелось 560 квадратных сажен церковной земли. Церковный капитал составлял 300 рублей; капитал причта 2472 рубля. Жалованье от Духовного правления

причт не получал. В штат прихода входили священник, диакон и псаломщик. Кроме того, приход содержал одного сверхштатного псаломщика. (9)

В 1910 году составили страховую оценку Спасо-Преображенского храма. В ней давалось описание храма, его размеры и состояние. Снаружи храм был оштукатурен и покрыт железом, окрашенным зеленой масляной краской. Центральный иконостас имел высоту в 15 аршин (10,7 м.), придельные – 4 аршина (2,8 м.). Отапливался храм тремя изразцовыми печами. Вместе с иконостасами и колокольней храм оценивался в двадцать тысяч рублей. Кроме дома для причта и строжки на территории прихода еще стояли четыре деревянных сарая, возведенные в конце XIX – начале XX веков. (10)

После октябрьского переворота 1917 года для Спасо-Преображенского прихода, наступили тяжелые времена. В Вяземском филиале Смоленского государственного архива сохранился ряд документов отражающих существование храма в период с 1918 до 1990 годов.

На заседании Исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вяземского уезда, 16 октября 1918 года, под председательством Г.С. Овсянника, переименованы все улицы и площади города. Спасский переулок, где стоял храм, стал называться Страховым. Храм во всех документах с этого времени чаще называется Спасским. В 1921 году в списке храмов расположенных в городе Вязьме указано, что в его приход входило 1240 человек, а посещали богослужения только 300-400 человек. По сохранившимся документам видно, что с первых лет существования Советской власти собиралась подробная информация о состоянии приходов и их имущества. В конце 1920 - начале 1930 годов, все эти сведения активно использовались властями при закрытии и разграблении приходских и монастырских храмов в городе и уезде. 16 марта 1922 года Спасо-Преображенский приход и горсовет заключили договор о пользовании богослужебными зданиями. (11)

28 марта в присутствии пяти человек от прихода, из храма изъяли все ценности, изготовленные из серебра. Согласно описи, это: «шесть риз с венчиками, две крышки с Евангелия, три креста, два сосуда с приборами, две дарохранительницы, одна дароносица». Их общий вес составил два пуда семь фунтов и тридцать три золотника. Под актом комиссии нет подписи, находившегося в храме при изъятии, настоятеля протоиерея Алексия Вишнева, бывшего в то время городским благочинным. Во второй половине октября 1922 года он готовил рапорт о состоянии церквей города вступившему в должность епископа Вяземского, викария Смоленской епархии преосвященному Венедикту (Алентову). (12)

В 1924 году, по данным Вяземского управления уездно-городской милиции, в Спасском храме служили, вышеуказанный священник Алексий Иванович

Вишнев и диакон Александр Игнатьевич Переслегин (1891 г. р.). В конце января 1930 года на заседании Президиума Вяземского городского совета диакону Александру Переслегину, проживавшему в церковном доме по Страховому переулку, «на основании ст. 14 п. «в», как служителю религиозного культа», отказали в ходатайстве о восстановлении избирательных прав. Тем самым, уездные власти лишили его всех средств к дальнейшему существованию. Позже он смог устроиться чернорабочим на Вяземский хлебозавод, но 2 декабря 1937 года его арестовали. Отца Александра содержали в Вяземской тюрьме и 8 декабря решением тройки УНКВД осудили по ст. 58-8,10 на десять лет исправительно-трудовых лагерей. Реабилитирован диакон Александр 23 марта 1989 года Прокуратурой Смоленской области; архивно-следственное дело 20215-с. (13)

В середине 1924 года дом Спасского храма по Страховому переулку указан в «Списке муниципальных домовладений по городу Вязьме», то есть приходу он уже не принадлежал. (14)

В описи составленной 12 марта 1925 года указаны: храм; колокольня, на которой висели шесть колоколов, общим весом 123 пуда 36 фунтов (2030 кг.); один деревянный сарай. Также расписано количество икон, утвари, облачений и прочего имущества находившегося в церкви. Все, вместе с храмом оценили в 20044 рубля 55 копеек и передали «общине верующих на хранение и в бессрочное пользование». В акте о состоянии имущества храма, кроме указаний на изъятые в марте 1922 года серебряные иконы и утварь, приведен один интересный факт. В ночь под 21 октября 1924 года из храма похитили: «один подсвечник медный, одно Евангелие, одна дароносица серебряная, один серебряный сосуд с полным прибором; один состоящий из семи предметов, четыре ризы серебряные с икон больших размеров». Об этом происшествии сообщили в уездную милицию, но результат неизвестен. Вероятно, что информация о наличии серебряных изделий в храмах (описи) из государственных органов выходила за их приделы, и то, что не изъяли в 1922 году, постепенно разворовывалось еще до официального закрытия приходов. В этот же день между Вяземским уездным исполкомом и приходским советом заключили договор о бессрочном и бесплатном пользовании зданием Спасо-Преображенского храма и его имуществом. (15)

Как позже выяснилось, ненадолго. 20 марта 1929 года на президиуме Вяземского горсовета утвердили проект докладной записки об изъятии четырех храмов, в том числе и Спасского, для направления ее в Смоленский губисполком. В нем записано: «Заключенные в 1922 году договора с группами верующих на пользование церквями …считать расторгнутыми». В выписке из протокола заседания президиума уездного исполкома от 24 апреля того же года, по вопросу изъятия церквей, указывалось: «подтвердить прежнее постановление об изъятии помещения Спасской церкви из пользования общины верующих, как не выполнивших обязательства по

договору и в срочном порядке направить в Губисполком через Уиспоком на утверждение». 2 сентября в постановлении по вопросу изъятия Спасского храма записали: «Сообщить Адмотделу, что церковь закрыта не для использования ее для учреждения, а по технической непригодности для дальнейшего богослужения, о чем имеется в деле технический акт». Церковную утварь, богослужебные книги, иконы и имущество вывезли, и они исчезли бесследно. В фонд индустриализации сдали колокола и позже разобрали колокольню. Ее изображение сохранилось только на почтовых открытках начала XX века.

С 1929 по 1992 год бывший храм использовался различными организациями города. Так 21 октября 1929 года заведующая музеем «Родного края» обращалась в исполком с ходатайством о передаче Спасского храма под музей. Постановили: «После окончательного оформления дела по закрытию церкви передать ее с соответствующим ремонтом для размещения музея». В начале марта 1930 года издано постановление горсовета о закреплении за коммунальным трестом освобождающегося помещения бывшей Спасской церкви (вероятно церковного двухэтажного дома) из-под школы строительных рабочих. (16)

Несколько десятилетий после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов территория бывшего Спасского храма находилась в запустении, хотя в самом здании размещался склад. В то время сохранилась только сторожка, находившаяся в частном владении. Первые ремонтно-консервационные работы на Спасо-Преображенском храме провели в 1979-1980 годах Вяземским участком реставрации Смоленских научно-реставрационных производственных мастерских под руководством прораба Алексея Ивановича Степочкина, архитектор М.В. Чулановская (г. Смоленск). Проект выполнили в мастерской № 5 института «Спецпроектреставрация» (г. Москва), главный архитектор Я.Д. Янович. Архивные данные по храму подтверждены при натурном исследовании архитектором Г.Е. Медведевой (г. Москва). Тогда восстановили пятиглавие на главном храме, главки на приделах и установили кресты. 20 марта 1980 года на заседании Вяземского исполкома горсовета приняли план мероприятий по подготовке памятников города к «Олимпиаде - 80». В нем указывалось, что помещения в Спасском храме арендует хозрасчетная база-магазин управления снабжения и сбыта Смолоблисполкома (директор Мажоров А.И.). Предполагалось, что до 20 апреля 1980 года будет решен вопрос с выводом из притвора церкви конторы базы. (17)

После проведения реставрационных работ в бывшем Спасо-Преображенском храме администрация города хотела устроить выставочный зал. В мае 1984 года на одном из заседаний райисполкома рассматривались мероприятия по благоустройству объектов туристических маршрутов, где в

1985-1986 годах планировалось выделить средства на реставрацию храма. (18)

Дальнейшие работы по ремонту и приспособлению Спасо-Преображенского храма приостановили в связи с начавшейся «перестройкой» в стране.

В 1989-1991 годах в различных частях Вязьмы, в том числе и у стен Спасо-Преображенского храма, были осуществлены шурфовка культурного слоя и изучение результатов бурения, сотрудником Института археологии Российской Академии Наук Т.В. Сергиной (Юркиной). Результаты ее исследований подтвердили древность культурных напластований в этом, посадском районе города.

В 1992 году решением исполкома горсовета Спасо-Преображенский храм возвратили в пользование Смоленской епархии. В марте 1993 года в департаменте юстиции при главе администрации Смоленской области зарегистрировали устав Преображенского прихода, тем самым положено начало новой жизни древнего храма. В декабре 1994 года постановлением главы администрации Вяземского района, под здание Спасо-Преображенского храма, в бессрочное пользование выделили участок земли площадью 0,73 гектара. В 1995 году на Преображение Господне в храме отслужили первый праздничный молебен с водосвятием. Постоянное богослужение в храме возобновили с 1997 года. Приход неоднократно посещали правящий архиерей и его викарии. 11 августа 2002 года высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский освятил восстановленный Спасо-Преображенский храм. Помощь в реставрационных работах оказали И.В. Кильметов, А.В. Алексеева и коллективы заводов машиностроительного и железобетонных шпал. (19)

Престольные праздники храма: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – 6 / 19 августа; иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680 г.) – 4 / 17 сентября; Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – 1 / 14 октября.

Примечания :

1. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри, закрытые до царствования Екатерины II. Т. 3. СПб., 1897. С. 173. // Виноградов И.П. Исторический очерк г. Вязьмы с древнейших времен до XVII века (включительно). М., 1890. С. 65.

2. Виноградов И.П. Вяземские писцовые книги князя И.Ф. Волконского 1627 года. СЕВ (Смоленские епархиальные ведомости). № 18. 1882. С. 570-571. // РГАДА. Ф. 137. Оп.1. Вязьма. № 1. Лл.1-86 об. / Вяземские писцовые книги кн. И.Ф. Волконского. // Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 322-323. // Санковский А.В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Вып. 1. Смоленск, 1898. С. 158. // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. «Наука». М., 2001. С. 346-347.

3. В Андрианах в 1830 годы на средства коллежского асессора Артемия Григорьевича Цвиленева бывший Спасо-Преображенский храм перебрали, установили и освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

4. Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования. / СЕВ. № 12. 1899. С. 681.

5. Харлампович К. Архимандрит Макарий Глухарев и его отношение к родным. / СЕВ. № 13. 1904. С. 627- 628. // Жизнеописание преподобного Макария (Глухарева) первоапостола Алтая. Бийск, 2001. // Заря бессмертья блещет. Из жизнеописания преподобного Макария Алтайского. Сост. монахиня Евфалия (Мастепанова). Орел, 2007. // Каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом Успения Пресвятой Богородицы построен в Вязьме в 1748-1749 годах. В 1862 году с севера к ней пристроен двухэтажный придел: верхний – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, нижний – во имя святителя Тихона, Задонского чудотворца. С тех пор чаще называется Введенским храмом.

6. ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 19040. Ч. II. Л. 2. / Экономическое примечание Смоленской губернии Вяземского уезда.

7. СЕВ. Епархиальная хроника. № 16. 1866. С. 139. // Смоленские губернские ведомости. № 81. 1865. С. 83-84.

8. Протодиакон Сергий Голубцов. Профессура и сотрудники Московской Духовной Академии в начале XX века. М., 1999. С. 71-74. // Протодиакон Сергий Голубцов. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 67-71. // Жития Новомучеников и исповедников Российских XX века. Январь. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Тверь, 2005. С. 339-367. // Каменный храм в честь Обновления Храма Воскресения Христова с приделом во имя святителя Николая чудотворца построили в Вязьме в 1726 году на средства купца Ивана Григорьевича Вязьнева и приходских людей. Позже к нему пристроили приделы в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Разрушена в 1930 годы. К нему был приписан каменный кладбищенский храм в честь иконы «Живоносный источник» с приделом в память Рождества Иоанна Предтечи, построенный в 1785 году купцами Калашниковыми.

9. Памятная книжка Смоленской губернии. 1912 г. Смоленск, 1913. С. 173. // Адрес-календарь Смоленской епархии. Г. Вязьма и его уезд. СЕВ. 1897. С. 158-159.

10. РГИА (Российский государственный архив, Санкт-Петербург). Ф. 799. Оп. 3. Д. 1869. Л. 10.

11. ФГАСО (г. Вязьма; филиал Государственного архива Смоленской области). Ф. Р-596. Оп. 1. Д. 129. Л. 99 об. / Отдел управления Вяземского уездного, исполнительного комитета (1921 г.) // Ф. Р-739. Оп.1. Д. 331. Л. 65. / Вяземское управление уездно-городской милиции (1922 г.) // Герасим Сергеевич Овсяник (1887-1920 гг.) – большевик, участник антиправительственных выступлений с 1905 года. Накануне революции 1917 года проходил армейскую службу в одной из частей, расквартированных в Вязьме, где создал подпольную большевистскую группу. С февраля 1917 года он был председателем Вяземского ревкома, осуществившего захват власти в городе и уезде во время октябрьского переворота. Г.С. Овсяник руководил большевистским Советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов до ухода на фронт в 1919 году. После ранения поступил в распоряжение Реввоенсовета Западного фронта. Умер в 1920 году в Вязьме и был похоронен на Екатерининском кладбище.

12. Там же. Ф. 596. Оп. 1. Св. 24. Д. 295. Лл. 60, 152, 170. // Ф. 596. Оп. 2. Св. 3. Д. 51. Л. 60. (1922 г.) // 27 марта 1921 года архимандрит Венедикт (Алентов, 1888-1937 гг.) хиротонисан во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии.

В управление Вяземским Церковным Викариатством он вступил 19 января 1922 года. В октябре 1927 года епископ Венедикт, по предложению митрополита Нижегородского Сергия, Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, временно вступил в управление Смоленской епархией и переехал в Смоленск. Об этом он сообщал в своем письме в Облисполком. В конце 1927 года его арестовали и заключили в Вяземскую тюрьму. Затем приговорили к трем годам ссылки, которые он отбывал в Киргизии. С 1934-1937 годах, преосвященный Венедикт был викарием в Горьковской и Ярославской епархиях, и правящим архипастырем в Тамбовской епархии. В 1937 году архиепископа Венедикта арестовали в Тамбове и расстреляли.

13. Там же. Ф. Р-739. Св.3. Д. 22. Л. 69. // Ф. 3. Оп.3. Д. 78. Л. 13. // Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 5. Смоленск, 2005. С. 66.

14. Там же. Ф. 260. Оп.1. Д. 1а. Л. 14. / Отдел коммунального хозяйства Вяземского исполкома (1924 г.).

15. Там же. Ф. Р-739. Оп.1. Д. 330. Лл. 15,16,18-19. (1925 г.)

16. Там же. Ф. 3. Оп.1. Д. 72. Лл. 4 об., 97; Д. 78. Л. 21. / Вяземский исполком горсовета (1929 г.).

17. Там же. Ф. 3. Оп.1. Д. 827. Л. 66. (1980 г.)

18. Там же. Ф. 3. Оп.1. Д. 926. Л. 106. (1984 г.)

19. СЕВ. №3. Смоленск, 2002. С. 8.

Иеромонах Даниил (Сычев).

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram