358
10 августа / 28 июля (ст. ст.) – день памяти святителя Питирима, епископа Тамбовского.

10 августа / 28 июля (ст. ст.) – день памяти святителя Питирима, епископа Тамбовского.

Святитель Питирим, епископ Тамбовский
 
Святитель Питирим родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме, на Смоленской земле. Во святом крещении младенца нарекли в честь преподобного Прокопия Декаполита, исповедника (+ ок. 750; память 27 февраля / 12 марта). 
Считается, что его родители были людьми не знатными, но истинно благочестивыми, и смогли воспитать двух своих детей в вере и послушании. Впоследствии Прокопий, и его сестра - в монашестве Екатерина (мирское имя её неизвестно), приняли постриг. 
Образование Прокопий получил в Вязьме. Одаренный острым умом и глубоким религиозным чувством, он чуждался суетных, мирских развлечений. С отроческих лет, посещая свой приходской храм, Прокопий учился при нем церковному чтению, письму и пению. Имея от Господа талант художника, он прошел и обучение у монастырских мастеров иконописанию по древним подлинникам. 
С детских лет Прокопий любил и чтил своего святого - преподобного Прокопия Декаполита, иерусалимского подвижника, всегда имел к нему почитание и верил в его покровительство.
Середина XVII века стала для Вязьмы и ее окрестностей временем важных духовных и политических событий, многие из которых происходили непосредственно в городе. Приезд в него Святейшего Патриарха Никона, его одухотворенные проповеди, которые, несомненно, слышал юный Прокопий, не могли не повлиять на чуткую душу отрока. Пребывание в Вязьме около года царя Алексея Михайловича и всей его семьи, участие их в церковных службах в соборе, Предтечевом монастыре и в храмах города, укрепили в Прокопии дух государственности и домостроительства, так пригодившийся ему в служении на Тамбовской земле. 
Особенной для десятилетнего мальчика, потрясшей его всего, стала торжественная встреча вязьмичами, возвращавшегося из Москвы в Смоленск, чудотворного образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Одигитрия» (Путеводительница). Краткое пребывание этой высокочтимой на Руси святыни в Вязьме, оставило такой след в памяти Прокопия, что впоследствии он взял список с иконы Смоленской «Одигитрии» с собой в Тамбов. Ревностно он почитал и покровителя Вязьмы преподобного Аркадия Вяземского, известного с XI века. 
Домашнее воспитание, образование в тогдашней вяземской монастырской школе, любовь к молитве и богослужению, исторические события, свидетелем которых он стал, все это зажгло в душе Прокопия сильное стремление к монашеской жизни. Достигнув совершеннолетия, в 1665 году он поступил в Вяземский Иоанно-Предтечев мужской монастырь, находившийся тогда в ведении митрополитов Сарских и Подонских (Крутицких). (1) 
К этому времени Предтечеву обитель уже отстроили после Смутного времени и литовского разорения. Она славилась на всем западе России своим строгим уставом, составленным ее основателем преподобным Герасимом Болдинским, учеником преподобного Даниила Переславского. Постническая жизнь и ревностное точное исполнение всех возлагаемых послушаний, способствовали тому, что в 1665 году настоятель обители архимандрит Евфросин постриг Прокопия в монашество с именем Питирим, в честь преподобного Питирима, игумена, ученика преподобного Антония Великого.
Подражая житию духовного покровителя Вяземского Предтечева монастыря - Предтече и Крестителю Господню Иоанну, монах Питирим с еще большим старанием посвятил себя молитве, коленопреклонению и совершенствованию христианских добродетелей. Особенно его украшали смирение, кротость и простосердечная братская любовь. Вскоре Питирима рукоположили в сан иеродиакона и иеромонаха, а в 1677 году его возвели в сан игумена и избрали настоятелем монастыря. 
Заменив архимандрита Тихона и приняв в свои руки настоятельский жезл, святой Питирим старался пасти вверенных его руководству иноков отеческим советом, покровительством и вразумлением, лично подавая добрый пример во всем. Не оставляя монашеских келейных подвигов, он неопустительно присутствовал на всех богослужениях, являясь в храм первым и уходя из него последним.

Заботясь об укреплении в насельниках обители духа строгого подвижничества, архимандрит Питирим в своем служении проявлял особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтечева обитель достигла высокого духовного расцвета и благолепия.
Сохранилось свидетельство, показывающее несокрушимую твердость духа архимандрита Питирима и его ревность в сохранении правильного отношения к святым, почитаемым Церковью. 
Издревле небесным покровителем Вязьмы являлся преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, прославившийся подвигом юродства. 11 июля (ст. ст.) 1677 года в городе Торжке, в Борисо-Глебском монастыре обрели его мощи, и почитание преподобного Аркадия в Вязьме оживилось с особенной силой. В 1679 году, на праздник Вознесения Господня, в городе происходил обычный крестный ход из Троицкого собора и других храмов в Иоанно-Предтечев монастырь. В нем среди других икон несли образ и преподобного Аркадия, обычно хранившийся в храме Всемилостивого Спаса. На этой иконе святой Аркадий изображался «подобием мужа млада, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена по колени, ноги голы». Опытный взгляд архимандрита Питирима, как искусного иконописца, остановился на этой иконе, не соответствовавшей традиционным канонам. Преподобный Аркадий в соответствии с иконописным подлинником писался «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы Преподобническия». По окончании крестного хода, архимандрит Питирим оставил (задержал) этот неканонический образ в Предтечевом монастыре «для подлинного ведения». Смелый поступок святого Питирима вызвал недовольство, и ропот среди некоторой части вязьмичей. Вскоре после этого случая, архимандрит Питирим служил в соборе царский молебен. По его окончании к нему подступила толпа драгун, стрельцов и посадских людей, во главе с неким Потапом Мироновым и другими подьячими. Они просили его вернуть икону преподобного Аркадия на старое место, в Спасский храм. Святой Питирим обстоятельно рассмотрел дело, и сообщил рапортом обо всех событиях в Вязьме митрополиту Крутицкому Варсонофию. Через год, когда от митрополита еще не поступило решение по этому вопросу, в день Вознесения Господня 1680 года, после крестного хода, тот же подьячий Миронов «со товарищи» вновь явились к архимандриту Питириму, прося возвратить икону преподобного Аркадия. Отставной рейтар Степан Ковалев горячо убеждал народ, что якобы за унижение этой иконы посланы на Вязьму бездождие и другие бедствия. Ропот на святого Питирима стал усиливаться. В день празднования Смоленскому образу Пресвятой Богородицы «Одигитрия», некто Сенька Попов сын Мухи, кричал собравшемуся народу: «Что вы, мир, за Аркадиеву икону не стоите, архимандриту терпите? Колько за икону скорбей терпеть? Черви на сады и на овощи напали!». Миронов со своими единомышленниками явился в келию архимандрита Питирима, угрожая, что не оставят его живым, если он не отдаст икону. Однако вид разъяренной толпы не устрашил святого. Он твердо стоял на том, что без архиерейского указа он образ назад не вернет. Вскоре недовольство и ропот горожан достигли чрезвычайной силы. После молебна в Троицком соборе в честь царской свадьбы, толпа стрельцов встретила архимандрита Питирима криками и бранью. Они «хвалились за икону убить архимандрита кирпичом и печени его разорвать». Святой Питирим, избегая опасности, из собора поехал на воеводский двор. Человек пятьдесят гнались за ним до самых ворот. Воевода защитил архимандрита Питирима, но отказался «тех мятежников переимать». Волнение все более усиливалось, и святому Питириму угрожала смерть. Тогда он отправил письмо с описанием всех событий в Москву во второй раз. Митрополит, видя серьезность дела, передал его на патриарший суд. Святейший Иоаким приказал взять чернеца (монаха) Спиридона, написавшего икону, сам образ преподобного Аркадия и представить в столицу для освидетельствования. На этом дело с иконой преподобного Аркадия закончилось, так как желающих выступить против центральной власти в городе не нашлось.

На церковных Соборах в 1681-1682 годах царь Феодор Алексеевич предлагал учредить новые епархии и викариатства. Рассматривались вопросы о переводе Вязьмы из Крутицкой в Смоленскую епархию и о назначении в город викарного епископа, с местом его пребывания в Предтечевом монастыре. Исторических сведений о существовании Вяземского викариатства в тот период не сохранилось. 
1 сентября 1684 года архимандрит Питирим, с разрешения царя Феодора Алексеевича и по благословению Святейшего Патриарха Иоакима, получил новое ответственное церковное послушание - его назначили на Тамбовскую кафедру. В Вязьме Предтечев монастырь принял в свое управление архимандрит Феодосий. 15 февраля 1685 года в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Иоаким хиротонисал архимандрита Питирима в сан епископа. Однако в Тамбов он выехал не сразу, но лишь в начале 1686 года. По пути преосвященный Питирим заезжал в Воронеж для беседы со святым Митрофаном, епископом Воронежским, с которым его связывали тесные узы дружбы. Они часто встречались и много времени проводили в совместных молитвах и духовных беседах. 
Тамбовскую епархию образовали в 1682 году. Все ее пространство, в те времена составлявшее окраину России, покрывали непроходимые леса из пород дуба, сосны и березы, в которых рыскали волки, медведи, соболи и куницы. Коренное население в основном состояло из общин мордвы, живших в верховьях рек Цны и Мещеры. Из русских областей на Тамбовщину заходили лишь люди вольные, да убегавшие от наказаний за преступления, а позднее и раскольники (старообрядцы). Местные жители занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Край этот, как пограничный, постоянно подвергался нападению со стороны кочевых народов. Для защиты территории Руси здесь строились города-крепости: Шацк, Ряжск, Данков и другие. Позже, по указу царя Михаила Феодоровича, устроили города Козлов и Тамбов. Значительную роль в заселении Тамбовского края сыграли монастыри, первый из которых - Троицкий в 1622 году основал иеромонах Иосиф на реке Лесной Воронеж. (2)
Первым епископом на Тамбовской кафедре в 1682 году стал преосвященный Леонтий, хиротонисанный из Галицкого Авраамиева монастыря, но он пробыл здесь всего семь месяцев, поддался соблазну раскола, и в 1684 году его отрешили от кафедры и сослали в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где он прожил до 1707 года. (3) 
Преосвященный Питирим прибыл в Тамбов в первых числах марта 1686 года в сопровождении своего келейника Василия и нескольких монахов. Первым его благословением стало размещение на главных воротах города большого креста с изображением Распятого Господа. После совершившегося в присутствии святителя Питирима чуда с Казанской иконой Божией Матери во время всенощного бдения, он распорядился поставить этот образ на других воротах Воронежа. 
Святой Питирим стал постоянно и в архиерейском доме и в храме учить людей истинам христианской веры. Владыка часто служил, нередко сам становился на клирос и обучал причт церковный правильному, уставному чтению и пению. По преданию, им самим написаны несколько образов святых и Богородицы, украсивших крепостные ворота города Тамбова. Причем один из них - икона Ильинско-Черниговской Божией Матери, впоследствии получила название Тамбовской. Кисти святителя принадлежал, и Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», который он привез с собой из Вязьмы. 
Много труда вложил преосвященный Питирим в устроение новых храмов и обителей, благолепному украшению которых он придавал особое значение. В 1690 году он основал Вознесенский женский монастырь в Тамбове, первой настоятельницей которого стала монахиня Екатерина - его сестра. (4) 
Вблизи Тамбова, на правом берегу реки Цны, в 1691 году владыка Питирим основал Трегуляевский монастырь во имя Иоанна Предтечи. (5) 
В 1694 году по его благословению в Тамбове вместо ветхого деревянного начали возведение нового каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня. При его жизни успели возвести только первый этаж. Он освятил в нем придел во имя святителя Николая чудотворца. Здесь у южной стены святой Питирим указал на место для своего погребения.

На Тамбовской кафедре преосвященный Питирим не только не ослабил свои подвижнические труды, но еще более их усилил. Около архиерейского дома святой своими руками ископал колодец, над которым позднее поставили часовню, а с 1868 года к нему стали совершать крестный ход для освящения воды.
 
Всю свою жизнь святой Питирим находил радость и покой в Боге. Кроме Смоленского образа Божией Матери, Девпетерувская икона Пресвятой Богородицы и икона святителя Николая чудотворца постоянно украшали его келию. Перед ними он совершал свое молитвенное правило. По преданию, однажды, во время тяжелой болезни Господь утешил преосвященного Питирима дивным видением. В молитве он обратился с просьбой об исцелении к своему небесному покровителю - святому Прокопию Декаполиту. В это время ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. В облаке явился Спаситель и благословил святого Питирима. После той болезни и чудесного явления, он прожил еще около трех лет. 
В 1698 году, 28 июля / 10 августа (по н.ст.), в семь часов вечера, в день празднования Смоленскому образу Пресвятой Богородицы, окончилась земная жизнь преосвященного Питирима. Он отошел ко Господу, в возрасте пятидесяти трех лет. Погребен святой Питирим, по его духовному завещанию, в Преображенском соборе Тамбова, в нижнем этаже, в Никольском приделе, на правой стороне, у стены близ клироса. Над его могилой сооружена резная деревянная рака, позже замененная на серебряную, с вычеканенным изображением святителя в полный рост, в архиерейском облачении. Гробница святителя Питирима стала местом благоговейного молитвенного почитания. 
Келейная Девпетерувская икона Божией Матери, находившаяся над гробницей святого, особенно прославилась в 1833 году во время одного чудесного события. Женщина, муж которой по ложному обвинению находился в тюрьме, увидела во сне неизвестного ей старца. Он повелел отыскать в соборе келейную икону преосвященного Питирима и отслужить пред ней молебен. Женщина нашла этот образ Пресвятой Богородицы, и испросила о совершении молебна. Вскоре после этого ее мужа оправдали и освободили из под стражи. 
От гробницы святого Питирима совершались многие исцеления больных. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от места захоронения еще не прославленного святого.
В 1913 году Священный Синод, рассмотрел представленное высокопреосвященным Кириллом, архиепископом Тамбовским исследование о чудесных знамениях и исцелениях, совершившихся по молитвенному предстательству епископа Питирима, управлявшего Тамбовской кафедрой в 1685-1698 годах. Постановили: «1) признать святителя Питирима в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом, на месте их упокоения – в Тамбовском Спасо-Преображенском кафедральном соборе, 2) торжественное прославление святителя совершить 28 июля 1914 г. в день памяти его, 3) службу святителю Питириму составить особую, а до времени составления таковой после дня прославления отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать в день прославления его – 28 июля». (6)
В 1919 году большевики мощи святителя Питирима вскрыли, но не уничтожили. Их чудесным образом сохранили и оставили в Спасо-Преображенском соборе, превращенном в музей. С 1988 года мощи святителя Питирима покоились в Покровском кафедральном соборе Тамбова. Над гробницей угодника Божия соорудили новую резную сень, и рядом висела Девпетерувская икона Божией Матери. Позже мощи святителя и чудотворная икона Богородицы перенесены в нижний - Никольский придел, восстановленного Спасо-Преображенского собора города Тамбова. 
 
Примечания:
1. Вяземский Предтечев мужской монастырь. В юго-западном предместье г. Вязьмы. Место это, до основания монастыря, было за посадом, покрыто ольхою и служило удобным притоном для праздных людей, открыто производивших разбои. Прп. Герасим, основатель Троицкого Болдина монастыря, для искоренения зла основал здесь в 1534 г. особый монастырь, поставив в нем ученика своего Симеона. / В.В. Зверинский.

Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. СПб., 1892. С. 282.
2. Троицкий Козловский мужской монастырь. Устроен в 3 верстах (3,2 км.) от г. Козлова, на берегу р. Лесной Воронеж. Основан в 1627 г. (по другим данным в 1622 г.) иеромонахом Иосифом. Выгорел в 1697 г., позднее восстановлен. Имел три храма: 1) соборный в честь Святой Троицы; 2) в честь Успения Богородицы; 3) во имя Всех Святых. / Православные монастыри. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 188.
3. П. Строев. Списки настоятелей монастырей Российския Церкви. Репринтное изд. М., 2007. С. 893.
4. Вознесенский Тамбовский женский монастырь. Находится в г. Тамбове. Основан в 1690 г. святителем Питиримом. Три храма. 1) соборный в честь Вознесения Господня; 2) в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 3) во имя преподобного Антония Печерского, в сестринском корпусе. / Православные монастыри. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 186.
5. Предтечев Трегуляевский монастырь. В 7 верстах (7,5 км.) от Тамбова, на берегу р. Цны. Основан в 1691 г. (по другим данным в 1688 г.) св. Питиримом, епископом Тамбовским под видом загородного архиерейского дома. В 1764 г. оставлен за штатом, в 1811 г. восстановлен и возведен в степень монастыря. Со дня основания был мужским, в 1912 г. обращен в женский (в 1990-е годы восстановлен как мужской). Имел храмы: 1) собор в честь Иоанна Предтечи; 2) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Управлял архимандрит / Православные монастыри. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 187.
6. Прославление святителя Питирима. / СЕВ. № 15. 2000. С. 700.

Иеромонах Даниил (Сычев)

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram