Деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая чудотворца построили в селе Липецы в 1600 году на средства Грибоедовых, владевших в селе усадьбой. Богослужение в храме совершалось до 1796 года. После строительства нового храма, деревянный разобрали в 1817 году.
Каменный храм, с двумя колокольнями, в честь Преображения Господня с приделами во имя святителя Николая чудотворца и архидиакона Стефана построили в 1789 году на средства Алексея Федоровича Хомякова. В Никольском приделе сохранилось белокаменное основание престола. (1)
В советский период храм не закрывался.
Митрополит Кирилл посетил приход 15 мая 1998 года.
В 1998-2000 годах в храме проводились ремонтно-реставрационные работы.
18 ноября 2015 года храм посетил преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский. (2)
В день празднования иконе Божией Матери «Троеручица» 25 июля 2018 и 2018 годов владыка Сергий совершил в Преображенском храме Божественную литургию.
Литература:
- Свод памятников архитектуры. Смоленская область. С. 504-506.
- Вяземские епархиальные ведомости (ВЕВ). № 1 (2), январь. 2016. С. 12.
Икона Божией Матери «Троеручица»
История святой иконы, именуемой «Троеручица», соединена с жизнью преподобного Иоанна Дамаскина (память 4/17 декабря; + ок. 780), как памятник чудесного исцеления отсеченной его руки в царствование императора Льва Исавринина иконоборца, в VIII веке. Святой Иоанн ревностно защищал православие и поражал письменно и устно иконоборческую ересь. Святой Иоанн занимал важную государственную должность при Дамасском князе и пользовался большой любовью и почетом князя и народа. Греческий император Лев оклеветал святого Иоанна в письмах к его государю, который поверил ложному доносу, будто святой Иоанн Дамаскин предлагал письменно Льву Исавру изменить своему князю. Не разобравши дела, князь приказал отсечь руку, писавшую изменническое письмо, и повесить ее на площади на страх другим. Рука была отсечена и вывешена на позор. Вечером в тот день, узнав святой страдалец, что гнев князя утих, послал к нему моление через друзей своих, говоря: «умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор вывешенная, не будет мне отдана». Князь сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсеченную кисть руки. Наступила ночь; святой Иоанн затворился в свою молитвенную комнату, пал пред святою иконой Богородицы с Предвечным Младенцем и, приложив отсеченную мертвую руку к суставу, из глубины сердца, полного любви и веры, со слезами и рыданиями просил Матерь Божию об исцелении руки на защиту православия и на поражение иконоборства. По долгой молитве, Иоанн задремал и в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу, светлыми и милостивыми очами на него взиравшую. «Вот твоя рука теперь здорова, сказала Она Иоанну, - не скорби более и исполни то, что обещал Мне в молитве твоей». Иоанн проснулся без болезни и увидел свою руку исцеленной, и только, как бы во свидетельство этого события, остался признак усечения, на подобие кровавой нити. В память благодатного помилования святой Иоанн сделал из серебра кисть руки и приложил ее к иконе своей Заступницы, отчего эта икона получила впоследствии название «Троеручицы».
Подлинная икона «Троеручица» из Дамаска самим Иоанном перенесена в лавру Саввы Освященного, куда переселился святой Иоанн Дамаскин, приняв иночество. Икона там пребывала от половины VIII до XIII века. В этом же веке она перенесена святым Саввой, архиепископом Сербским, в Сербию, а отсюда на Афон, где и ныне находится в Афонском монастыре Хиландар. Братия торжественно приняла икону, и поставили ее в алтарь соборного храма.
В начале XVII столетия монастырь Хиландарский лишился своего настоятеля: братия приступила к избранию нового игумена, но никак не могли согласиться в выборе; произошли смуты и распри. Божия Матерь Сама прекратила несогласия братии. Однажды, по обычаю, собрались иноки к утреннему Богослужению и увидели, что икона «Троеручицы» стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Приписывая это тайным действиям церковно-служителей, братия отнесли икону в алтарь; но в следующее утро икона опять явилась на игуменском месте. Это чудесное перехождение повторилось не один раз, не смотря на все меры предосторожности и наложение печати на дверях церкви. Наконец Пресвятая Богородица одному святому затворнику, в сонном видении, изъяснила волю Свою, чтобы братия не переносила Ее икону с игуменского места потому, что, «для устранения и на будущее время несогласий в избрании игумена, Она Сама хочет занять это место Своей иконой и управлять монастырем». С той поры святая икона всегда пребывает над игуменским местом в знамение того, что Пресвятая Богородица как бы Сама чрез Свою божественную икону настоятельствует над монастырем; с той поры в Хиландаре не бывает уже игумена, а только проигумен, или игуменский наместник, заведующий монастырскими делами и занимающий в церкви второе место подле игуменского, над которым стоит икона.
По существующему на Афоне положению, иноки подходят к сей иконе, целуют Ее руку, и таким образом, приняв от нее благословение, как бы от присутствующего игумена, начинают все церковные службы. На задней стороне доски есть еще изображение святителя Николая чудотворца.
Есть другая версия происхождения иконы Божией Матери, находящейся в Хиландаре. Митрополит Афонской горы Леонтий, бывший в 1686 году в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме), рассказывал следующее: Один иконописец, живший в Хиландарской на Афоне обители, желая написать икону Богоматери, очертил ее изображение мелом; выйдя из келии, он скоро в нее вернулся и увидел очертание третьей руки: думая, что это насмешки братии, он с гневом стер руку; ночью рука опять появилась и иконописец опять с гневом стер ее; на следующую ночь снова явилось очертание третьей руки, и теперь иконописец услышал голос: «Не дерзай стирать третьей руки; на то есть Моя воля». Повинуясь этому повелению, иконописец написал образ Богоматери «Троеручицы» и этот образ скоро прославился чудесами в Хиландаре.
С Афона из Хиландара верный список с иконы «Троеручицы» был принесен в Москву архимандритом Феофаном в 1661 году 28 июня (11 июля – н. ст.) к патриарху Никону, который поставил эту икону в Воскресенском монастыре. Отсюда этот образ широко распространился по всей Руси.
Литература:
- Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, более известных и особенно чтимых в среде Православного русского народа. Смоленск, 1894. С. 94-96. / СЕВ. № 10.
- Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ея святые иконы. Репринтное изд. М., 2000. С. 194-195.
Сост. иеромонах Даниил (Сычёв)