524
5 марта / 20 февраля (ст. ст.) – день рождения архимандрита Леонида (Кавелина), выдающегося церковного историка и археографа.

«Человек глубоких и чистых убеждений, человек

 призвания, он высоко держал знамя монашества…».

Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев

 

 Известный церковный деятель, историк, автор многочисленных исследований по истории монастырей и церквей Центральной России, библиограф, переводчик, архимандрит Леонид (в миру - Лев Александрович Кавелин), происходивший из калужских дворян, по линии матери относится к роду Нахимовых. Его двоюродный брат – известный русский историк, юрист, философ и публицист Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885).

 Лев Кавелин родился 20 февраля / 5 марта (н. ст.) 1822 года в селе Спас-Волженском Вяземского уезда Смоленской губернии. Его родители - Мария Михайловна (урожденная Нахимова), двоюродная сестра адмирала Павла Степановича Нахимова и Александр Александрович Кавелин, участник Отечественной войны 1812 года, штаб-ротмистр Гродненского гусарского полка.

 По данным приведенным в Метрических книгах младенца Льва Кавелина крестили в храме в честь Спаса Нерукотворенного Образа села Спас-Волженского. «1822 год. Месяца февраля. Гродненского гусарского полку у штаб-ротмистра Александра Александрова Кавелина з женою ево Мариею Михайловою родился 20 числа законно прижитый сын Лев, крещен 23 числа священником Григорием Овсянниковым, дьячком Василием, пономарем Григорием, а при восприятии ево восприемники были сельца Городка майор Степан Михайлов да подпоручица Екатерина Михайлова дочь Нахимова, да морского флота офицер Андрей Михайлов сын Нахимов с подпоручицею Анною Степановою Воеводскою».

 С 1832 года Лев Кавелин учился в Калужской мужской гимназии, затем с 1835 года в Первом Московском кадетском корпусе, который окончил с отличием в 1840 году. Двенадцать лет он служил в лейб-гвардии Волынском полку в городе Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов).

 В 1852 году, выйдя в отставку в чине капитана, Лев Александрович Кавелин поступил на послушание Козельскую Оптину Пустынь. Особое благотворное влияние на его духовное становление оказал святитель Игнатий (Брянчанинов) и известные оптинские старцы. По благословению настоятеля монастыря он составил обозрение древностей Оптиной Пустыни.

 В феврале 1855 году послушник Лев Кавелин «приукажен и накрыт рясофором». Пострижен в монашество 7 сентября 1857 года с наречением имени Леонид. В том же году 20 октября его рукоположили в сан иеродиакона, а 29 октября в иеромонаха. Затем отца Леонида назначили членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где при ее руководителе епископе Кирилле (Наумове; 1823-1866 гг.) он прослужил шестнадцать месяцев. В 1859 году по пути в Россию иеромонах Леонид посетил Святую гору Афон. В 1859-1863 годах он служил в Оптиной Пустыни.

 В 1863 году по рекомендации святителя Филарета, митрополита Московского, его назначили на должность начальника Иерусалимской Миссии с возведением в сан архимандрита. В мае 1864 года он прибыл в Иерусалим. Летом 1865 года отца Леонида перевели в Константинополь, где он исполнял должность настоятеля храма при Русском посольстве.

 В 1869 году его определили настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Московской епархии. В 1875 году архимандрита Леонида поставили на должность благочинного ставропигиальных монастырей.

 3 июля 1877 года его назначили наместником Троице-Сергиевой Лавры и настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. Скончался архимандрит Леонид 22 октября 1891 года и погребен в Лавре за алтарем Духовского храма, рядом с наместником Афанасием (1769-1831).

 

 На территории Оптиной Пустыни погребены несколько родственников архимандрита Леонида, в том числе его мать – Мария Михайловна Кавелина. За алтарем Введенского храма восстановлен небольшой гранитный памятник с крестом. На нем выбита надпись: «Господи, прими дух ея с миром. Под сим памятником погребено тело усопшей о Господе рабы Божией Марии, супруги отставного Ротмистра А.А. Кавелина, рожденной Нахимовой. Родилась в 1798 г., скончалась в 1860 г. Августа 23 дня на 62 году от рождения. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут. Скончалась через несколько минут после приобщения Св. Таин, сидя в креслах с животворящим крестом в руках. Последнии ея слова были: Я чувствую такую радость и сладость, которую не в силах выразить никакими словами». (см. приложение)

  В «Памятной записке о скончавшихся и погребенных…» в Оптиной Пустыни сообщалось, что 4 / 17 сентября 1854 года «пополудни в два часа скончалась в монастырской гостинице госпожа из дворян, девица Ирина Андриановна Кавелина, престарелая, около 90 лет от роду. Покойная прежде жила в собственном имении Козельского уезда, в селе Бурнашеве, в десяти верстах от Оптиной Пустыни. Великое усердие имела к обители сей. Потом продала свое имение Воронцову Андрею Фомичу, внесла сумму в Оптину Пустынь с тем, чтобы жить ей до смерти в монастырской гостинице, пользоваться комнатою и пищею из монастырской трапезы. Так прожила (…) лет тихо и мирно, не упускала ни одной церковной службы. С зимнего времени …1854 года терпела болезни, с неразлучными при том скорбьми, не имея собственной прислуги. Ослабела телом, но укреплялась духом через неоднократное по исповеди приобщение Святых Таин и соборована. Удостоилась Святого Приобщения и в самый день кончины своей. Сложила крестообразно руки свои и испустила дух свой тихо, как жила тихо и мирно, уснула сном до трубы Архангела!».

 19 февраля 2006 года скончалась Ольга Александровна Кавелина, 1916 года рождения, внучатая племянница архимандрита Леонида (Кавелина). Она посещала Оптину Пустынь в 1923-1924 годах. С 1956 года находилась в тайном монашеском постриге. Была духовной дочерью старцев Зосимовой Пустыни, преподобномученика Феодора (Богоявленского), архимандрита Никиты (Курочкина), знала преподобномученика Кронида Лаврского. Ее постриг в монашество совершил архимандрит Исидор Зосимовский, живший в Петушках. Ольга Александровна была близка к монахине Игнатии (Петровской). Перед кончиной она долго болела раком легких. Страдания переносила безропотно, терпеливо, сохраняла ясное сознание. Ее отличительными качествами были - страх Божий, вера, терпение и мужество. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II ее погребение совершили на монастырском кладбище в Оптиной Пустыни.

 

 В Козельском уезде проживали родственники архимандрита Леонида.

В своей деревне Кожемякине, 30 апреля 1868 года, скончалась помещица, болящая девица, монахиня Глафира Александровна Кавелина, возрастом более 70 лет. О чем была сделана запись в Летописи скита Оптиной Пустыни.

 В своем имении в Козельском уезде 7 марта 1874 года скончался Александр Александрович Кавелин – отец архимандрита Леонида. 10 марта, в воскресенье, состоялось его погребение в своем приходе. На отпевание ездили священнослужители и певчие из Оптиной Пустыни.

 

 

 

Приложение:

 

 Приводим заметку из «Оптинского календаря» за 2015 год о кончине Марии Михайловны Кавелиной, написанной ее сыном – архимандритом Леонидом (Кавелиным).

 Мария Кавелина. «Против придельного алтаря преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца (ныне придел в честь прп. Амвросия Оптинского), скромный памятник указывает на место погребения благочестивой боярыни Марии из фамилии господ Кавелиных, урожденной Нахимовой (двоюродной сестры синопского героя адмирала П.С. Нахимова), скончавшейся 23 августа (5 сентября) 1860 года, на 58 году от рождения.

 Любя душою обитель, в которой постригся один из сыновей ее, добродетельная старица навещала оную во все годовые праздники и имела обычай ежегодно говеть в ней во все четыре поста. Она желала и молилась, чтобы Матерь Божия сподобила ее быть погребенной в стенах монастыря, посвященного Ее покрову.

 Матерь Милостивого Господа исполнила во благих желание усердной рабы Своей. Мария, проведя в монастыре Успенский пост, почувствовала себя нездоровой и осталась поневоле. К водяной болезни, от которой она давно страдала, присоединилась простуда, сделалось воспаление и ускорило ход болезни. Больная на пятый день своей болезни вторично причастилась Святых Тайн и готовилась на десятый день, причастясь еще, особороваться маслом, но накануне назначенного для сего дня вдруг почувствовала приближение смертного часа и пожелала ускорить причащение Святых Тайн. Позвали духовника. Пока он прибыл, по воле Господней, ангел смерти как бы отступил на время от болящей: руки охладели, в лицо бросилась кровь, но она была в полной памяти, благословила рыдавшего у ног ее сына-иеромонаха, передала ему ясно и твердо свою последнюю волю относительно других, отсутствующих, детей, причастилась Святых Тайн с чувством умиления. После сего, подозвав духовника, сказала тихо, но ясно: «Я чувствую теперь такую радость и сладость, которую не могу выразить никакими словами». Затем, утешая сына, сказала: «Господь был ко мне так милостив, что в нынешнем году собрал около меня всех вас; мне более нечего просить у Него здесь». Взглянув на сына взглядом, которым, казалось, хотела, вместе с угасавшею жизнью, перелить в его сердце всю полноту своей любви к нему, склонила голову на грудь и уже более не поднимала ее. Вошел старец, советам которого она неуклонно следовала всю свою жизнь, но она уже не могла  отвечать на его приветствие, она скончалась, сидя в креслах.

 Тихо, без малейшего знака страдания, угасала в ней жизнь, угасала, как недогоревшая свеча, как лампада, в которой иссяк елей, ее поддерживающий. Она уважала всех монашествующих, как ангелов Божиих, и вот пять иеромонахов Господь послала быть свидетелями ее блаженной кончины, которую старец Макарий назвал преподобнической.

 Отпевание тела усопшей о Господе совершено было отцом архимандритом соборно, десятью иеромонахами и одним священником.

 К этому же дню прибыли за двенадцать верст, по собственному усердию, все крестьяне и крестьянки из имения мужа покойной, чтобы отдать последний долг своей «доброй барыне», а до погребения отслужили общую по ней панихиду. Трогательно было видеть их усердие и непритворные слезы. Радостно было слышать их простые рассказы о покойной: как того она поддержала тайно (чтобы оградить от зависти других), во время нужды, неурожая или пропажи лошади; как у той спасла от смерти единственного ребенка своими материнскими о нем попечениями в болезни. Монашествующие, с родными усопшей, с уважением проводили мать своего товарища до могилы, ублажая ее добродетельную жизнь и желая и себе столь же мирной и блаженной кончины, какой удостоил ее Господь за благое делание и терпеливое несение креста своего.

 Блаженни милостивии, яко тии помиловании будут (Мф. 5, 7). Сеющие слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5).)».

 О смерти Марии Михайловны Кавелиной есть запись и в Летописи скита Оптиной Пустыни. «23 августа 1860 г. …В три четверти пятого часа пополудни скончалась на монастырской гостинице раба Божия Мария, урожденная Нахимова, по мужу Кавелина, мать скитского иеромонаха Леонида, на 58-м году от рождения. Кончина ее была блаженная, и старец справедливо назвал ее преподобническою. Она, по обычаю, говела и приобщалась на первой неделе Успенского поста, собиралась в день Успения ехать в деревню, но вдруг почувствовала себя нездорово; к водяной присоединилась простуда: семь дней она ничего не ела, а только пила, чувствуя внутри нестерпимый жар. В субботу причастилась Святых Таин вторично; во вторник сделалось хуже – в среду думали приобщить еще раз и соборовать – стали делать к тому приготовления, но вдруг сделалась перемена к худшему; руки охладели, лицо посинело; послали за духовником пришел сын, иеромонах Леонид; больная благословила сына, передала вкратце ему свою последнюю волю. Пришел духовник – приобщилась в полном сознании и с чувством и видимо успокоилась. Потом, позвав к себе духовника, сказала: «Я чувствую такую радость и сладость, что не в состоянии выразить сего никакими словами», и то же повторила сыну. Затем вспомнила, что Господь в нынешнем году был к ней столь милостив, что собрал вокруг нее всех детей. На слезы сына улыбнулась и указала ему на присутствующего скитского иеромонаха Иллариона, сказав: «Вот он свидетель, как трудно была больна в твое отсутствие, а ведь выздоровела!». Затем взглянула на сына взглядом, в котором выразилась в последний раз вся глубина ее любви к нему… и опустила голову. Пришел старец, она уже не отозвалась на его приветствие и начала кончаться. Сын читал канон на исход души. Старец дал в руки умирающей крест и свечу. Она кончалась тихо, без малейшего звука, только пожатие плечами выразило последнюю минуту; при ней находилась безотлучно ее горничная девица Анна, искренно ей преданная, и ее племянница. Скончалась сидя и оставалась в таком положении, как бы живая, до обмывания тела и одевания. Монахини по благословению старца по очереди читали Псалтирь по усопшей.

 25 августа. Четверг. День погребения новопреставленной болярыни Марии. Отпевание совершал соборне отец архимандрит с десятью иеромонахами, в числе коих был и сын ее, и одним священником. На гостинице был стол для монахинь, читавших по ней Псалтирь, и для нищей братии. К этому дню собрались из принадлежавшего покойной сельца Гривы почти все крестьяне и служили панихиду по усопшей; на отпевании были ближайшие родные».

 

Источник: Оптинский календарь на 2015 г. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2014. С. 256-258. // Летопись скита Оптиной Пустыни. Т. 1. Оптина Пустынь. 2022.С. 465-466.

 

Литература:

 

  1. Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. «ИНДРИК». М., 2008. С. 379-383.
  2. ГАСО. Ф. 47. Оп.1. Д.309. Л. 318. / Метрические книги храма Спаса с. Спас-Волженского.
  3. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012. С. 134.
  4. Диакон Александр Занемонец. Русские на Святой Земле. Изд. «Бейт-а-Керм». Иерусалим, 2015. С. 69-72.
  5. Русский биографический словарь. Т. Лабзина-Ляшенко. М., 1996. С. 196-206.
  6. Калужская энциклопедия. Под редакцией В.Я. Филимонова. Калуга, 2005. С. 241-242.
  7. Летопись скита Оптиной Пустыни. Т. 1. Оптина Пустынь. 2022. С. 564, 684.
  8. Подвижники благочестия Оптиной Пустыни 19-начала 20 века. Жизнеописания. Очерки. Документы. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь. 2012. С. 197-213, 428-429.
  9. Оптинский календарь на 2015 г. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2014. С. 57, 267.

 

Иеромонах Даниил (Сычёв)

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram