4067

Доклад на Х образовательных Сретенских чтениях

В своём выступлении я хотела бы немного рассказать о проблемах и задачах воскресной школы. В воскресную школу я пришла преподавать в 2013 году. Свою работу начала с поиска оптимальной программы учебно-воспитательной деятельности воскресной школы, отвечающей требованиям стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах для детей Русской Православной Церкви. На начальном этапе своей деятельности ощущала трудности, связанные с недостаточной профессиональной компетентностью в деле религиозного образования детей, отсутствием опыта работы в данном направлении. Кроме того, «Стандарт деятельности православного педагога в области православного образования» выдвигает определенные квалификационные требования к православному педагогу. В 2014 году появилась возможность пройти обучение в Смоленской православной духовной семинарии по образовательной программе «Подготовка церковных специалистов в области катехизической деятельности». В 2016 году был получен диплом, который позволяет заниматься религиозным образованием, как в воскресных школах, так и в образовательных учреждениях, а также вести катехизическую деятельность на приходе по другим направлениям (приходские библиотеки, киноклубы, просветительская работа с семьёй, паломничества, летние лагеря и др.).

По мнению священника Евгения Шестуна «Понятие «школа» имеет два значения, почти не разделяемые в сознании современного человека. Более широкий подход рассматривает школу как носительницу традиции – особенное направление в духовной, общественной, научной или культурной жизни, то есть определенный опыт жизни, связанный единством основных идей и взглядов. В более узком понимании школа есть способ сохранения и передачи этого опыта, осуществление преемственности принципов и методов его передачи». И в этом смысле духовная школа – способ реализации одного из основных видов служения Церкви – Учительного.

Воскресная школа – это учебно-воспитательное учреждение, отличающееся от других форм образования тем, что во главе поставлен фактор духовного воспитания. И это единственная форма современной российской школы, в которой нет препятствия к подлинному духовному развитию. Оно подкрепляется и учебной деятельностью школы, и воспитательными усилиями священников и педагогов. Эти усилия совершаются взаимно, в единодушии учителей и учащихся.

Хочу обратить внимание, что образовательные учреждения: детские сады, школы имеют лицензию на образовательную деятельность и они могут осуществлять религиозное образование. А воскресной школе лицензия на образовательную деятельность не требуется, потому что в ней происходит воцерковление детей. Таким образом, педагоги, работающие в воскресной школе, являются катехизаторами. Православные педагоги сегодня стараются избежать прошлых ошибок, только «преподавая» Православие. Руководитель отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии Галина Семеновна Ващенко указывает на то, что фактором духовного роста является не только изучение Закона Божьего, но изучение Закона Божьего в приобщении к таинствам, молитве, постижение благочестивого примера родителей и учителей, духовное чтение. Таким образом, не навязывание системы определенных взглядов, а научение образу жизни в любви по примеру Любви Божественной – такова непростая задача православного педагога.

В 2016 году наша воскресная школа получила свидетельство о проведении епархиальной аттестации, по результатам которой ей присвоен тип «Воскресная учебно-воспитательная группа». В настоящее время у нас обучается более 20 детей в возрасте от 6 до 15 лет в двух возрастных группах. Учащиеся воскресной школы знакомятся с основами христианской нравственности, а также принимают непосредственное участие в богослужении, помимо этого в рамках основной программы «Вертоград» они знакомятся с такими дисциплинами, как: - «Закон Божий»

- «Храмоведение» (начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)

- «Священное Писание: Ветхий Завет»

-«Священное Писание: Новый Завет» -«История Христианской Церкви» - «Основы православного вероучения» (катехизис)

- «Богослужение Православной Церкви» (Всенощное бдение, Литургия).

Учебным планом также предусмотрены: встречи с батюшкой (уроки нравственности на основах православия); паломничества; походы; театральные постановки к праздникам Рождества Христова и Пасхи. Для решения современных задач Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования используется практический опыт работы других воскресных школ. Духовным наставником школы является настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора – иерей Александр Курмелёв.

В воскресных школах духовной жизни учащихся уделяется основное внимание. Во многих приходах, и наш приход Свято-Троицкого собора – не исключение, дети привлекаются к клиросному пению и послушанию в алтаре, также исповедуются и причащаются. Воспитательно – образовательный процесс осуществляется в тесном взаимодействии священника с участниками воскресной школы – педагогами, воспитанниками и их родителями.

Главные направления духовного научения (правила добра, поучения, молитвенное правило, правило личной жизни в Церкви) раскрываются не только на тематических занятиях, но и в сочетании с паломничествами по святым местам, домашними и общешкольными праздниками, занятиями прикладным творчеством, пением, а также при участии в делах милосердия, благотворительности и просвещения, в посильных детских служениях, участии в богослужениях.

Основные понятия церковной христианской жизни ребёнок усваивает и закрепляет в процессе приобретения собственного опыта церковной жизни, имея в своём окружении старших наставников, родителей и сверстников, живущих в вере и Церкви. Поэтому главное внимание уделяется формированию целостного мировоззрения. Ко всем праздникам, а особенно к Рождеству Христову и Пасхе, дети готовят литературно-музыкальные композиции и спектакли, с которыми выступают перед прихожанами, а также многодетными семьями. Весьма

разнообразно проходит празднование Пасхи. Все желающие могли звонить в колокола. В летний период многие ребята с удовольствием отдыхают в лагере «Чепчугово», где каждая смена проходит под духовным наставничеством священника.

За годы работы нашей школы у нас выработались следующие направления:

1. Участие в Божественной Литургии.

Детям сложно простоять всю службу, поэтому учащиеся школы приходят к моменту начала Литургии верных, важнейшей части Богослужения, что дает возможность духовно подготовиться к таинству

Причащения.

2. Изучение вероучительных предметов.

3. Занятия рукоделием (изготовление поделок на темы библейских и праздничных сюжетов с использованием различных техник: бисероплетение, вышивка крестом, выжигание по дереву, оригами).

4. Обучение детей церковному пению, православному этикету.

5. Паломнические поездки, расширяющие представления детей о святынях Смоленщины.

6. Подготовка и участие в православных праздниках.

7. И, конечно, участие в торжественных службах, крестных ходах.

Как в благочестивой семье добрые родители заботятся о своих детях: учат их, воспитывают, так и члены прихода не могут не заботиться о воспитании, обучении и, главное, воцерковлении детей. Собственно, воскресная школа это и есть систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей. Следовательно, воцерковление детей, т.е. приобщение, вживание в приходскую общину — главная задача преподавателей школы.

· Но как этого достичь? На этом пути нельзя расставить «указатели»: сделаем это, научим тому. Здесь другое, здесь Божий Промысел о каждом ребенке. Наблюдается значительный уход детей из воскресных школ, начиная с 11–12-летнего возраста. Детей возрастной категории 12–16 лет в воскресных школах остается в 1,5–2 раза меньше, чем это было в возрастной группе 7–11 лет. При

этом границы приходской жизни в восприятии детей нередко сужаются до границ занятий воскресных школ (а потому, прекращая посещать их, дети перестают посещать и саму церковь).

Очень важно, чтобы школа была привлекательна для детей через благословение священника, любящих преподавателей, совместную трапезу после занятий, поздравлением с днем Ангела, участием в благотворительных акциях, а для родителей — своей воцерковленностью, престижем, возможностью приобщить бесплатно ребенка к христианской культуре.

Хотелось бы сказать несколько слов о педагогическом потенциале церковных обрядов. Все мы знаем, что обряды не спасают сами собой.

Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно имеет проявление благочестия внутреннего. Но, с другой стороны, внешнее влияет на внутреннее и, когда ребенок по примеру взрослых, по простоте, целует икону или зажигает свечу или кланяется, душа его подстраивается под тело, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают ребенку настроится на молитву.

К тому же, церковный обряд имеет еще и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, ребенок узнает, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто на ней изображен. А когда ребенок целует благословляющую руку священника, он узнает даже без объяснения, что батюшка – значительное лицо.

Приобщая детей к церковным обрядам, мы тем самым ненавязчиво, но эффективно способствуем укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин.

На каждом занятии мы, преподаватели, стараемся напоминать детям о важности ежедневного чтения Священного Писания (но не сказочной Детской Библии) хотя бы в небольшом размере. Слово Божие ложится в сердце ребенка как семя, и при должном уходе родителей прорастет и даст плоды. И всё же не все дети, пришедшие к нам, остаются в школе или на приходе после окончания школы. Нам

не дано знать Промысел Божий о каждом из них. Но нужно полагаться на Бога, нужно молиться о них Господу. Мы должны помнить, что наши дети находятся большую часть времени в опасном окружении, при этом они душевно слабы и духовно не вполне определились. И поэтому родителям и преподавателям нужно буквально их вымаливать.

Опасно недооценивать значение приходского образования. В общеобразовательных школах мы только гости. В воскресных школах больше возможностей для того, чтобы сформировать у детей теократическое мировоззрение. Уникальность нашего времени в том, что можно на практике соединить истинно православное образование с проработанной методической базой современного светского образования. Это мы и стараемся реализовать в своей работе.

Хочется пожелать, чтобы наши дети не уходили из Церкви, возможно, находили бы себя в служении на приходе, а главное – обрели бы жизнь с Богом. И, в заключение своего выступления, предлагаю Вам посмотреть видеосюжет, который, на мой взгляд, показывает идеальную модель жизни детей и взрослых в Православной Церкви.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram