1051
8 июля-день памяти священномученика Василия Протопопова.Священномученик Василий родился в 1866 году в селе Извольском, Юхновского уезда, Смоленской губернии в семье псаломщика Сергия Протопопова. Деревянный храм в честь святителя Николая чудотворца в селе Извольском построили в 1829 году

Священномученик Василий родился в 1866 году в селе Извольском, Юхновского уезда, Смоленской губернии в семье псаломщика Сергия Протопопова. Деревянный храм в честь святителя Николая чудотворца в селе Извольском построили в 1829 году. (1)

По окончании Смоленской духовной семинарии Василий Протопопов получил назначение на должность учителя в школу села Торбеево, Сычевского уезда (сейчас в Новодугинском районе). В начале XX века – это большое село на Вяземско-Сычевском тракте. В 1793 году на средства жены действительного статского советника Александры Николаевны Лобановой-Ростовской построили каменный трехпрестольный храм. В настоящее время от храма сохранилась только центральная ротонда с куполом, алтарная часть и приделы разрушены. В 2008 году на руинах храма установлен деревянный поклонный крест. Летом 2018 года начали восстановление храма. (2)

В 1915 году, при преосвященном Феодосии (Феодосиевом), епископе Смоленском и Дорогобужском, Василия Сергеевича рукоположили в сан священника и назначили в Покровский храм села Ново-Покровского, Гжатского уезда (ныне — Можайский район Московской области). Каменный храм в селе построили в 1820 году на средства графа Петра Андреевича Ефимовского. Он имел два престола: главный, холодный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придельный, теплый — во имя святой великомученицы Екатерины. (3)

В 1928 году суд оштрафовал отца Василия за принятие помощи от верующих для уплаты налогов.

В мае 1930 года из Вяземского округа Западной области Уваровский район с шестью волостями бывшего Гжатского уезда, с входящими в него селами и деревнями, в том числе и Ново-Покровскую волость с 1924 года включенную в Уваровскую волость, передали в Московскую область. (4)

В 1931 году за неуплату очередного налога отца Василия осудили на восемь месяцев исправительно-трудовых работ. У него и его семьи отобрали дом и все имущество. После подачи жалобы, приговор отменили, но обратно ничего не вернули.

20 ноября 1937 года в Уваровское районное отделение НКВД поступило заявление от девятнадцатилетнего комсомольца, заведующего избой-читальней в соседнем с Ново-Покровским селом Острицы, отстоявшим от него в четырех километрах. Он просил «принять меры к служителю церковного культа Ново-Покровской церкви».

В селе Острицы имелся свой деревянный храм, который устроили в 1845 году усердием священнослужителей и прихожан. Он имел три престола: главный — во славу Благовещения Пресвятой Богородицы, придельные — во имя святого мученика Никиты и святой мученицы Софии. (5)

При даче показаний против отца Василия в Уваровском отделении НКВД лжесвидетель заявлял: «Ввиду того, что у нас в деревне Острицы церковь закрыта, Протопопов взял в свой приход и наш Острицкий сельсовет, то и дело ходит по деревням, ведет контрреволюционную агитацию среди населения, чтобы ходили в церковь и молились Богу. Об этом мне неоднократно приходилось слышать от молодежи и от школьников, приходящих в избу-читальню… Кроме этого нужно сказать, что Протопопов взял под свое влияние учительницу, имеющую высшее образование, с которой он имеет тесную связь, к которой он ходит часто в дом. Она в настоящее время бросила работать в школе, занимается исключительно своим домашним хозяйством и регулярно посещает церковь, где поет как певчая… В сентябре 1937 года я был в кооперативе в селе Новый Покров. Выходя из магазина, встретился с Протопоповым… Я задал ему вопрос: «Вы все ещё работаете в церкви? Пора бы кончить, ведь, наверное, к тебе в церковь никто не ходит?». На это Протопопов ответил: «Вы не думайте, что все люди такие тупые, как у вас в Острицах, которые допустили, что вы надругались над Божиим храмом, загрязнили его пылью и зерном. Это безобразие. Нужно верующим решительно идти за то, чтобы очистить храм от зерна и более решительно требовать открытия церкви. В конституции и то сказано, что вероисповедание свободное, а вы здесь на месте нарушаете это, закрываете церкви. Недолго вам осталось сбивать людей, чтобы они шли против Бога, скоро этому подойдет конец».

24 ноября 1937 года священника Василия Протопопова арестовали и заключили в камеру предварительного заключения в Уваровке. 1 декабря его допрашивал начальник районного отделения НКВД. Он спрашивал: «Следствием установлено, что вы среди населения вели антисоветскую деятельность, распространяете контрреволюционную клевету против советской власти. Вы подтверждаете эти данные следствия?».

Отец Василий отвечал: «Антисоветской деятельности и клеветы против советской власти я не высказывал. Это ложные данные».

2 декабря его перевели в Москву в Таганскую тюрьму. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Священник Василий Протопопов скончался 8 июля 1940 года в лагере, под городом Темниковым в Мордовии, и погребен на местном кладбище. (6)

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года он внесен в поименный список новомучеников и исповедников Российских. (7)

Примечания:

  1. Извольский сельский совет. В 1929-1931 гг. и в 1932-1935 гг. в составе Темкинского района Смоленской области; с 1935 г. в Износковском районе, Смоленской обл.; в 1944 г. Износковский район, в т.ч. и Извольский с/с переданы в Калужскую область./ Административно-территориальное деление Смоленской области. ГАСО. Смоленск, 1993. С. 179, 219.
  2. В 1904 г. село Тарбеево (сейчас называется Торбеево), Сычевского уезда, 37 верст от Сычевки, 66 домов, 162 м.п., 178 ж.п., церковь, церковно-приходская школа, ярмарка 5 сентября, 3 мелочных лавки./ Краткий обзор Смоленской губернии. Смоленск, 1904. С. 419.
  3. Епископ Феодосий (Феодосиев) на Смоленской кафедре служил с 15.02.1908 г. по 1919 г., с 12(25) 04. 1918 г. архиепископ./ История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006. С. 456, 460.// Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ), 1897. Приложение./Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Смоленск, 1897. С. 214-215.// В с. Ново-Покровском находился женский монастырь./ Смоленская губерния. Гжатский уезд. Владимиро-Екатерининский нештатный общежительный женский монастырь в 35 верстах от уездного г. Гжатска, при селе Новопокровском. Учрежден в 1895 г. под именем женской общины, которая по определению Св. Синода от 15-28 марта 1907 г. обращена в монастырь. Начальница — монахиня. Сестер 80. / Православные монастыри Российской империи. Сост. Л.И.Денисов. М., 1908. С. 780-781.
  4. Административно-территориальное устройство Смоленской области. Справочник. М., 1981. С. 50, 396, 413.
  5. СЕВ. Адрес-календарь, 1896. С. 214-215, 216.
  6. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. Т. 3. Тверь, 2005. С. 59-61. // Рядом с г. Темниковым находится известный Санаксарский мужской монастырь.
  7. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 3. В. Изд. ПСТГУ. М, 2017. С. 129.

Составил иеромонах Даниил (Сычёв)

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram