Святитель Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) – архиепископ, знаменитый богослов и проповедник.
Он родился в семье священника в 1800 году в городе Ельце Орловской губернии. Первоначальное образование он получил дома и в Воронежском уездном училище. По окончании в 1819 году Орловской Духовной семинарии он поступил в Киевскую Духовную академию.
В 1823 года Ивана Алексеевича назначили инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, ректором Александро-Невского Духовного училища. В том же году его постригли в монашество и рукоположили в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1824 году иеромонаха Иннокентия перевели в Санкт-Петербургскую Духовную академию на должность инспектора и экстраординарного профессора. В 1826 году его возвели в сан архимандрита, а в 1830 году назначили в Киевскую Духовную академию на должность ректора и профессора богословия.
В 1836 году архимандрита Иннокентия хиротонисали во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С марта по декабрь 1840 года он служил на Вологодской кафедре.
В 1840-1847 годах владыка Иннокентий управлял Харьковской кафедрой. Здесь он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. В апреле 1845 года его возвели в сан архиепископа. В 1847-1848 годах высокопреосвященный Иннокентий присутствовал на заседаниях Святейшего Синода.
В феврале 1848 года его назначили на Херсонскую и Таврическую. На новом месте архиепископ Иннокентий приложил все силы для восстановления христианских памятников древней Тавриды и строительства новых храмов. По его благословению и при непосредственном участии в короткий срок возобновили Успенский скит вблизи Бахчисарая. Поставили небольшую церковь в честь равноапостольной княгини Ольги на развалинах Херсонеса. Освятили пещерный храм в честь священномучеников Климента и Мартина в Инкермане, и многие другие святые для русского сердца места.
Владыка Иннокентий скончался 25 мая 1857 года, в праздник Живоначальной Троицы.
18 июля 1997 года его мощи обрели на братском кладбище Одесского Успенского монастыря. Владыка Иннокентий причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата (журнал заседания Священного Синода УПЦ МП № 39 от 11.06.1997 г.) 13 декабря 1997 года в Успенском кафедральном соборе Одессы, Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, прославил его в лике местночтимых святых. 7 июня 2007 года мощи святителя Иннокентия перенесли в восстановленный Спасо-Преображенский собор Одессы, где они почивают и поныне.
30 ноября 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святителя Иннокентия прославили к общецерковному почитанию.
Владыка Иннокентий отличался ораторским талантом, обширностью своих знаний и оставил много духовных сочинений.
Высокопреосвященный Иннокентий в годы Крымской войны
В годы Крымской войны (1854-1855 гг.), архиепископ Иннокентий не оставался в своем архиерейском доме в Одессе, а как истинный патриот мужественно переносил все тяготы военного времени. Своим живым участием во всех бедствиях войны и благотворным духовным влиянием на воинов он получил особую известность не только в Крыму, но и во всей России.
В начальный период военных действий, владыка Иннокентий в Страстную седмицу и на Пасху 1854 года вместе со своей паствой пережил бомбардировку Одессы соединенным флотом. В ярких и образных проповедях он вдохновлял, утешал и поддерживал воинов и мирян.
В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1854 года состоялось кровопролитное сражение русских войск с неприятелем на реке Альме. После него архиепископ Иннокентий посетил Симферополь. Здесь он совершил молебен в Александро-Невском соборе. И отсюда отправился в Севастополь, где служил в храмах и на площадях, говорил проповеди и речи, окроплял войска святой водой, раздавал иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал постоять за Веру и Отечество. Величие духа архиепископа Иннокентия особенно проявлялось при посещении им госпиталей и лазаретов. В них, находящихся часто близко к местам боев, обильно политым кровью, владыка как истинный пастырь, вместе с ранеными воинами переживал скорбь утрат и тяжесть страданий. Он являлся в палаты, блиндажи, и как ангел-утешитель страждущих, «не боясь заразы и не отвращаясь от картин, способных потрясти сердце человеческое до самой глубины его».
После молебна на Соборной площади, у Преображенского кафедрального собора в Одессе 7 декабря 1854 года, ставшего напутственным для резервных войск 10-й дивизии, направлявшейся в Крым, владыка Иннокентий обратился к ним с такими словами:
«Итак, с Богом, христолюбивые, на брань праведную и святую! С Богом, победоносные, против врагов злочестивых и коварных! С Богом, братия и други, за Веру, Царя и Отечество! В благословение на предлежащий Вам подвиг и в залог помощи свыше, приимите от лица нашего храма Господня святую икону Вождя и Архистратига Сил Небесных – Михаила. Под стопами его, как видите, лежит, повержен силой Божией сам дух злобы поднебесной: да повергнутся той же силой пред победоносными знаменами Вашими и злочестивые полчища врагов наших, которые, к сраму имени христианского, не усомнились войти противу нас под темным и отверженным знаменем Магомета».
В лагерной (походной) церкви Северного укрепления в Севастополе 25 июня 1855 года архиепископ совершил Божественную литургию. В своем слове, обращаясь к воинам, он сказал:
«По всему лицу земли Русской нет ни одного сына Отечества, который бы в настоящее время не привитал постоянно мыслью с Вами, мужественные защитники Севастополя, который не скорбел бы Вашими ранами, равно как не радовался бы о Ваших успехах, не хвалился Вашей твердостью. …Беспримерным мужеством против врагов и долготерпением вашим Вы давно вышли и вознеслись из ряда людей и воинов обыкновенных, — видимо приблизились к знаменитому сонму древних поборников земли Русской, соделались не только любезными, но и священными для всех сынов Отечества. Вы – слава России, утешение ее монарха, радость Святой Церкви, предмет удивления для самих врагов и для всего света!».
Особое, неизгладимое впечатление на защитников Севастополя оказала проповедь владыки Иннокентия, сказанная им на другой день, в воскресенье 26 июня, на Николаевской площади города, в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери. Утром, в шесть часов, во временной адмиралтейской церкви во имя Архистратига Михаила, построенной на Екатерининской улице, на время возведения собора в честь Святителя Николая, началась Божественная литургия. Ее совершил архиепископ Иннокентий в сослужении городского, армейского и флотского духовенства. На богослужении присутствовали – главнокомандующий, князь М.Д. Горчаков, барон Д.Е. Остен-Сакен, адмирал П.С. Нахимов, многие другие офицеры, часть личного состава гарнизона свободная от несения службы.
По окончании литургии, при звоне колоколов и гремевшей усиленной канонады, все вышли из Михайловского храма на площадь, где в 8 часов был отслужен архипастырем молебен с водосвятием. В конце молебна владыка Иннокентий, священнослужители, все воины и горожане преклонили колена, выслушав умилительные слова молитвы. Затем архиепископ с жезлом в руке, вышел перед рядами собранных на площади войск, только что сошедших с бастионов и батарей. Благословляя воинов иконами, присланными из Москвы, Киева, Санкт-Петербурга и других городов Российской империи, призывая на них особое благоволение Божие, владыка Иннокентий обратился к ним со словами поддержки:
«Хвала и благодарность Вам от лица всей земли Русской, христолюбивые защитники Севастополя! Благодарение Богу, [что] твердо и непоколебимо стоите Вы здесь за Отечество, за Царя благочестивейшего и за общую матерь нашу, Церковь Православную! Да будет же ведано Вам, что и Святая Русь твердо помнит и крепко любит всех Вас. Да будет известно, что и Царь православный сильно радуется Вами и прилежно готовит Вам награды за беспримерные подвиги Ваши. Знайте и то, что Святая Церковь, как истинная матерь, обеими руками благословляет Ваше мужество, день и ночь молится о Вас ко Господу, молится о живых, да дарует Вам Господь крепость и победу свыше, тем паче об умерших, да сподобятся они венца небесного. …Ко врагам нашим не престают пребывать, в пособие злу, темные клевреты с Запада; а к Вам, как видел я на пути моем, не только спешат во множестве Ваши собратья по оружию, но являются теперь, как сами видите, в ликах своих, даже угодники Божии, Сама Царица Воинств Небесных. Кто на ны, аще Бог и святые угодники Его по нас?.. Доканчивайте же мужественно великое и святое дело Ваше, столь славно Вами начатое! Стойте неустрашимо против врагов, которые, будучи христианами, имели несчастье бесчестно восстать против Креста Христова – за прелесть Магометову! Пусть в ослеплении ума и ожесточении сердца возлагают они надежды свои на человеческую силу, мудрость и искусство, — наша сила и крепость всегда была и пребудет – Бог Отец! Наше непреложное упование – Бог Сын! Наш нерушимый покров и прибежище – Бог Дух Святой! Троице Пресвятая и Всемогущая, благослови и укрепи рать православную! Защити и спаси землю Русскую!».
- Каменный храм в честь Архистратига Михаила построили в Севастополе в 1848 году. Он сильно пострадал при обстреле города неприятелем в 1855 году. После проведенных в 1858 году восстановительных работ, с 1859 года существовал как полковая церковь 50-го пехотного Белостокского полка. В 1904 году на его фасаде установили двадцать четыре мемориальные доски со списками частей Севастопольского гарнизона, принимавших участие в обороне города в Крымскую войну. С 1917 года Михайловский храм был гарнизонной церковью Севастопольской крепости. В 1920 годы его закрыли и использовали как читальню. В 1931 году в здании бывшего храма сделали Дом санитарного просвещения. По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 годов его восстановили и устроили в нем малый зал Дома офицеров Черноморского флота. В 1968 году его передали музею Черноморского флота. В настоящее время в Михайловском храме восстановлено регулярное богослужение.
Надолго запомнились всем присутствующим на площади одна из наиболее проникновенных частей проповеди архипастыря, обращенной к войскам:
«Не поучение говорить Вам мы прибыли сюда. Нет, мы явились учиться у Вас, славные защитники града, учиться, как исполнять заповеди Христа Спасителя: оставь отца, матерь твою и дом твой, возьми крест и гряди по Мне! Впредь, поучая паству свою, мне не надо искать далеко примеров добродетели; я скажу ей: иди в град сей и поучись у первого встречного из братий твоих, защитников Веры и месте, откуда впервые разлилось Православие на Родину нашу… пади там ниц – место бо сие свято есть».
Что еще можно сказать лучше, чем одарить славных защитников Севастополя, больше, чем этим изящным словесным венком, переданным владыкой Иннокентием всем живым и в память о павших героях города.
Позже, в 1876 году, это событие отражено на литографии С. Орлова «Молебен в Севастополе по случаю передачи святых икон из Киева, Воронежа и Москвы защитникам крепости. 26 июня 1855 г.», отпечатанной в Москве.
Встречая Смоленское ополчение, прибывшее в Крым с родных мест адмирала Павла Степановича Нахимова, 24 сентября 1855 года, по окончании молебна преосвященный Иннокентий, обращаясь к воинам, говорил:
«Храбрые ратники Смоленского ополчения! Исходя во сретение Вам, мы сретаем в лице Вашем не один древний Смоленск с верховьями нашего Днепра, а можно сказать, всю древнюю и великую Россию, которая так доблестно восстала и подвиглась на защиту России Новой. …Смоленск никогда не постыжал собою Россию, и в упоминаемую нами годину (1812 г.) искушения первый подал пример и показал, что может ожидать врага, нагло вторгшегося в середину земли Русской. А наш Севастополь, смеем думать и сказать, показал и доказал пред всем светом, что по прошествии четыредесяти лет от событий смоленских грудь русская не разучилась быть живой стеной для Отечества, и что эта стена не слабее железа и гранита».
Впоследствии высокопреосвященнейший Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский дал яркую характеристику образа преосвященного Иннокентия в период Крымской войны.
«Его геройское истинно-христианское мужество и присутствие духа…; его торжественныя службы и вдохновенныя речи …в эти страшные дни; его путешествие в Крым, где старался он словом веры и упования успокоить и подкрепить злосчастных обитателей страны; его священнослужения и речи в самом Севастополе посреди громов войны, — все это озарило имя Иннокентия славою высокаго патриота и великаго пастыря Церкви, исполненнаго самоотвержения и любви, готоваго положить за свою паству, или вместе с нею, собственную душу».
Составил иеромонах Даниил (Сычёв)