Радоница

После праздника Пасхи во Вторник Фоминой недели совершается поминовение усопших.

В этот день поминовение творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы, по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых, разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного Воскресения, радость коего возвестил умершим и Сам Господь наш, сойдя во ад проповедать победу над смертью (1 Пет. III, 18-19). Воспоминание этого искупительного схождения Господа во ад Церковь обновляет в неделю Антипасхи, или Новую. От великой духовной радости, с которою Церковь приветствует отшедших от мира и принявших уже радостную весть от Самого Господа, сходившего во ад проповедовать Евангелие, можно произвести и название радуница, или радоница, которое дают поминовению усопших, совершаемому во Вторник Фоминой недели.

Поминовение усопших после Пасхи совершается верующими с древних времен, как можно заключить из слов святого Амвросия Медиоланского и святого Иоанна Златоустого.

«Достойно и праведно есть, братия, — говорит святой Амвросий, — после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу Воскресения Господня».

Слова Амвросия, хотя относятся к памяти святых мучеников, но они могут быть приведены в доказательство и древности нашего православного обыкновения совершать память усопших после Пасхи во Вторник Фоминой недели. Ибо начало торжественного поминовения усопших в вере положено в новозаветной Церкви благочестивым обыкновением творить память мучеников, среди которых погребали древние и прочих умерших.

Древние христиане ходили на гробы святых мучеников и других умерших так же, как и ныне православные христиане стекаются на кладбище своих усопших.

Святой же Иоанн Златоуст на поминовение умерших, совершаемое ныне Православной Церковью во Вторник Фоминой недели, весьма ясно указывает в беседе своей о названии кладбища и о кресте.

«Для чего отцы наши, — вопрошает святитель, — оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на сем именно месте? Поелику, — отвечает Златоуст, — сегодня Иисус Христос сошел к мертвым; потому здесь и собираемся мы, — потому и самое место сие названо кладбищем».

Источник:

Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Сост. протоиерей Григорий Дебольский. Минск, 2002. С. 836-838.

Примечания:

Название радоница встречается уже в письменных памятниках при царе Алексее Михайловиче, например в 1662 г.

Радуница, радунец, радовница, радошница «поминки, поминальный день во вторник Фоминой недели» (Даль), радуница, «Фомина неделя», костром., нижегород. (Даль); др.-русск. радуница «поминки» (Новгород. 4 летопись). Наиболее приемлемо толкование из первонач. «праздник радостного пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа» и сближение с рад(Зеленин); …также Христов день в значении «радуница». Менее вероятно сближение с род, которое основывается на диалектическом выражении родителкимн. «день поминовения мертвых», родитель в значении умершего родственника вообще, а не только «отец, родитель», смол. (Добровольский) / Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Перевод с нем. Т. III. С-Пб., 1996. С. 431.

Свежие публикации