749

«Шедше во все языки проповедите» - сказано

по настоящему времени никому иному на земле,

как нашей Православной Церкви,

преемнице Церкви Апостольской».

Из поучений св. Николая Японского

Святитель Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 21 августа 1836 года в селе Березе Бельского уезда Смоленской губернии, в храме которого его отец служил диаконом.

Согласно Метрической «книге, данной из Бельского Духовного правления оного уезда, села Березы, церкви Вознесения Господня, священнику Алексан-дру Григорьевичу Белкину с причтом для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1836 г.» под № 15 в августе месяце в графе «у кого родился» внесена запись: «Двадцать первого числа села Березы у диакона Димитрия Иоанна Касаткина и законной его жены Ксении Алексеевой родился сын Иоанн». Ниже под текстом об его рождении: «Молитвословие, имя наречение и крещение совершил той же церкви священник Александр Григорьевич Белкин. При крещении находились того ж села дьячек Феодор Лаврентиев Барсов, находился того ж села пономарь Андрей Егоров Синявский». В графе «число крещения»: «22». В графе «кто были восприемники» читаем: «Того ж села диакона Алексея Сачинского сын Смоленской семинарии ученик философии Александр Сачинский и того ж села вдовы диаконская жена Елена Петрова Залесская».

Когда Иоанну исполнилось пять лет, в 1841 году скончалась его мать Ксения Алексеевна (в 34 года).

Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иоанн Касаткин направлен первым студентом в Санкт-Петербургскую духовную академию, на казенный счет.

24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов, ректор, епископ Нектарий (Надеждин), викарий Санкт-Петербургской епархии, совершил его пострижение в монашество с наречением имени Николай. В день па-мяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, его рукоположили в сан иеродиакона, а 30 июня – в престольный праздник академического храма – в сан иеромонаха.

Преосвященный Нектарий, благословляя иеромонаха Николая на предстоящее служение, сказал: «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебе должно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох

странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские!».

Вскоре отца Николая назначили настоятелем консульского храма в Хакодатэ в Японии, куда он прибыл 2 (8) июля 1861 года.

В августе 1861 года иеромонах Николай в Хакодатэ встретился с архиеписко-пом Камчатским Иннокентием (Вениаминовым; святитель, митрополит Мос-ковский (+ 1879 г., память 31 марта / 13 апреля), просветителем Сибири и Америки, и получил от него первые наставления в миссионерской деятельности. Позже он писал митрополиту Московскому Иннокентию: «В бытность Вашу в Хакодатэ, …Вы, увидев меня за французскою книгою, изволили выразиться: «Бросить бы теперь все эти книги, малополезные здесь, и приняться тщательно за изучение японского языка». Ваш совет я свято хранил в памяти и старался следовать ему».

Вначале проповедь Евангелия в Японии казалось невозможной. По словам са-мого иеромонаха Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут при-надлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на то, что-бы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства иеромонаха Николая насчитывала уже около двадцати японцев.

В конце 1869 года в Санкт-Петербурге он доложил Священному Синоду о ре-зультатах своих трудов на японской земле. Приняли решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию». В 1870 году иеромонаха Николая возвели в сан архи-мандрита и назначили начальником Миссии.

Вернувшись в Японию, архимандрит Николай передал паству в Хакодатэ иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио.

В 1871 году в стране начались гонения на христиан и многие подверглись преследованиям. В это время пострадал один из первых православных японцев, впоследствии известный миссионер-священник Павел Савабе. Свободная проповедь христианства стала возможна только с 1873 года.

В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио храма, школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, в 1878 году преоб-разованного в семинарию.

В 1874 году в Токио прибыл преосвященный Павел (Попов), епископ Петро-павловский (Камчатский) и рукоположил в священный сан рекомендованных архимандритом Николаем кандидатов из местного населения.

К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища – катехизаторское, семинарское, причетническое и женское, и два в Хакодатэ – для мальчиков и девочек.

С 1877 года при Миссии начали издавать журнал «Церковный вестник».

К 1878 году в Японии насчитывалось 4115 православных христиан, и существовали приходские общины. Богослужение и преподавание на родном японском языке, издание книг религиозно-нравственного содержания – вот средства, которые позволили Миссии за короткий срок добиться значительных ре-зультатов.

В марте 1878 года в Березе скончался заштатный диакон Димитрий Касаткин, отец архимандрита Николая.

30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Ревельского. Считается, что с этой даты начала свое существование Японская Православная Автономная Церковь. При вручении жезла митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) сказал ему: «До конца жизни тебе служить взятому на себя делу, и не допусти, чтобы другой обладал твоим венцом».

По возвращении в Японию, преосвященный Николай продолжил свои труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, начал новый перевод Богослужебных книг, составил православный Богословский словарь на японском языке.

Дважды, в 1890-1893 годах и в1897-1899 годах, сотрудником Миссии в Япо-нии был архимандрит Сергий (Старогородский; + 1944 г., с 1943 г. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Во время русско-японской войны в 1904-1905 годах епископ Николай не оставил своей паствы, несмотря на то, что на его долю выпали тяжелые испытания. Несмотря на неблагоприятное отношение со стороны японских властей, он находил возможность организовывать помощь русским военнопленным. По окончании войны Святейший Синод возвел его в сан архиепископа. В Высочайшем Рескрипте император Николай II (+ 1918 г., страстотерпец; память 4/ 17 июля) писал: «Вы явили пред всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет любовию все племена и все языки. В тяжкое время войны, когда оружие брани разрывает мирные отношения народов и правителей, Вы, по завету Христа, не оставили вверенного Вам стада и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненные испытания брани и посреди вражды бранной удержать мир веры и молитвы в Церкви, трудами Вашими созданной».

В 1908 году в Токио приехал преосвященный Сергий (Тихомиров; + 1945 г.), бывший епископом Ямбургским (Кингисеппским), викарием Санкт-Петербургской епархии, ставшим достойным преемником архиепископа Николая.

В 1911 году исполнилось пятьдесят лет со времени создания Православной Миссии на земле Японии. За это время в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33 017 прихожан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священнослужи-телей, 6 диаконов, 14 преподавателей церковного пения, 116 проповедников-катехизаторов.

На семьдесят шестом году жизни, 3 февраля 1912 года, высокопреосвященный Николай, мирно отошел ко Господу. Его похоронили в Токио на кладбище

Янака. Перед гробом архиепископа несли Смоленский образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Одигитрия» - благословение с Родины.

10 апреля 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви вынес определение о прославлении святителя в лике святых, с именованием равноап-остольный, принимая во внимание, что в Японии он уже давно чтим, как великий праведник и молитвенник перед Господом.

Известны письма, которые святитель Николай (Касаткин) писал духовным ли-цам, связанным в разные периоды своей жизни со Смоленской землей.

8 марта 1890 года епископ Николай из Токио отправил письмо архимандриту Леониду (Кавелину; + 1891 г.), наместнику Троице-Сергиевой Лавры. (Архим. Леонид – по линии матери из рода Нахимовых, родился в 1822 г. и крещен в Спас-Волженском Вяземского уезда).

18 января 1908 года архиепископ Николай из Миссии отправил письмо архимандриту Павлу (Ивановскому; + 1919 г.), начальнику Корейской духовной миссии в Сеуле (В 1912 г. архим. Павла хиротонисали во епископа Никольско-Уссурийского. В 1918 г. он был епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии).

В разные годы святитель Николай написал три исторические работы: «Япония с точки зрения христианской миссии», «Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам» и «Япония и Россия».

Тропарь святителю

Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Бого-мудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

Другой тропарь

Яко апостолом сопричастника в трудех и возмездиих Церковь тя с любовию почитает, святителю отче Николае равноапостольне. Положив бо многими по-двиги начало Православия в Японии язычестей, умножил еси в ней чада спасе-ния, и по кончине прият тя Бог во обители апостол Своих по достоянию. Сего ради молим тя молися Господеви пребыти и в предняя делу твоему незыблему на веки, и ввестися в лоно Церкви Православныя всем погибнути имущим, умиритися мирови и спастися душам нашим.

Краткая справка.

Японская Православная Автономная Церковь. Основана 30 марта 1880 года на месте созданной с 6 апреля 1870 года Православной Российской Духовной Миссии в Японии.

После Второй мировой войны оказалась вне РПЦ (с 1945 по 1970 годы находилась в юрис-дикции Американской Митрополии (Православная Церковь в Америке).

На Соборе 28 марта 1970 года рассмотрено прошение Чрезвычайного Собора Японской Православной Церкви от 6 (19) декабря 1969 года о возвращении в юрисдикцию РПЦ. Про-

шение было принято. Японской Церкви даровали автономию. С 28 марта 1870 года - Япон-ская Православная Автономная Церковь Московского Патриархата. Ныне включает три епархии: Токийскую, Сендайскую и Киотскую. Викарная кафедра: Йокогамская. Митропо-лит Токийский и всея Японии Даниил (Нуширо), на кафедре с 14 мая 2000 года.

Литература и источники:

1. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Св. 381. Д. 816. Л. 482, 488. (1836 г.) Смоленская Духовная консистория.

2. Бесстремянная Г.Е. Японская Православная Церковь. История и современность. М., 2006. С. 22, 147-148, 186.

3. Месяцеслов. Сентябрь-февраль. Минск, 2005. С. 631-632.

4. Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия в Русской Православной Церкви просиявших. Т. 1. Январь-июль. СПб., 2001. С. 205-211.

5. Избранные труды святителя Николая архиепископа Японского. ПСТГУ. М., 2006. С. 5-24.

6. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископских кафедрам с 868 года. ПСТГУ. М., 2006. С. 557.

7. История Православной Церкви в XIX веке. Кн. 2. Репринтное изд. М., 1998. С. 715.

8. Минея. Февраль. М., 2002. С. 92-94.

9. Святитель Николай Японский. Видна воля Божия просветить Японию. М., 2009. С. 62-64, 105-111, 112-115.

10. Святой равноапостольный Николай Японский. Сост. Маркова А.А. М., 2014. С. 10-64.

Читайте так же в
Вяземская епархия в ВконтактеВяземская епархия в Telegram